Интервью у Президента Международного Фонда «Дорога мира», зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного Университета правосудия, профессора РУДН, доктора юридических наук Ирины Умновой - Конюховой
3 июля 2019 года крупнейшее исследовательское судно Китая «Морская геология 8» в сопровождении двух тяжелых кораблей береговой охраны и целой флотилии вспомогательных судов незаконно вошла в район отмели Ты Тинь в блоке 06-01 в юго-западной части архипелага Спратли, расположенный в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) и континентальном шельфе в Южно-Китайском море. Ряд китайских морских судов спровоцировали действия против вьетнамской береговой охраны вокруг буровой установки проекта Нам Кон Шон - проект совместного предприятия Вьетнама с Россией. Китайские морские геологи сразу начали проводить сейсмические исследования дна. Одновременно они потребовали вывода оттуда японской буровой платформы Хакури 5, которая по контракту с «Роснефтью» и «Петровьетнам» уже более месяца ведёт разведочное бурение в этом же месте.
Координатор проекта «Справедливое право» Международного Фонда «Дорога мира» Владимир Николаев взял интервью у Президента Международного Фонда «Дорога мира», зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного Университета правосудия, профессора РУДН, доктора юридических наук Ирины Умновой - Конюховой
Вопрос 1: Как Вы оцениваете деятельность китайской группы кораблей, нарушающих вьетнамский континентальный шельф?
- Новый виток напряженности в Южно-Китайском море, спровоцированный действиями КНР, вызывает глубокую озабоченность. В данном случае конфликт сопровождается нарушением принципов и норм Международной конвенции по морскому праву (UNCLOS) и Декларации о поведении сторон в Южно-Китайском море. Кроме того, действия китайской стороны нарушают суверенные права Вьетнама. Они серьезно угрожают сохранению мира, безопасности и свободы судоходства в этом районе. Эти действия препятствуют уже проводимой работе по добыче нефти и газа во Вьетнаме, в том числе реализации нескольких совместных проектов с Россией.
Вопрос 2: Какие действия на Ваш взгляд должны быть предприняты со стороны международного сообщества?
Сейчас перед международным сообществом стоит задача запуска мирного процесса снятия напряженности. Это предполагает в первую очередь официальное обращение к Китаю не только заинтересованных стран, но и влиятельных международных организаций (ООН, АСЕАН, ШОС, АТЭС и др.) с требованием прекратить деятельность, способствующую усилению напряженности в Южно-Китайском море, сесть за стол мирных переговоров с Вьетнамом и другими заинтересованными странами по согласованной организации исследований и использованию ресурсов ЮКМ, в том числе по добычи нефти, газа и рыболовству в этом регионе. Существует практика международных соглашений о линиях разграничении морских пространств(например, Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств, или USA/USSR Maritime Boundary Agreement 1990 года о разграничении экономических зон и континентального шельфа в Чукотском и Беринговом морях, а также территориальных вод на небольшом участке в Беринговом проливе между островами Ратманова (Россия) и Крузенштерна (США)). Эту практику нужно четко внедрять в ЮКМ. Это и есть путь цивилизованного правового решении спорных проблем.
А пока соглашения не достигнуты, важно потребовать у Китая как крупной державы нести ответственность за поддержание мира, безопасности, свободы судоходства в регионе ЮКМ, не применять силу или угрожать применением силы для навязывания незаконных притязаний, нарушающих суверенные права других стран региона.
Вопрос 3: Как эксперт по международному праву, проанализируйте, пожалуйста, правовой аспект нарушений китайской судовой группой суверенных прав и юрисдикции Вьетнама.
- Утверждение по этому поводу представителя МИД Вьетнама является довольно убедительным, оно имеет четкую правовую основу. Исследовательское судно Китая «Морская геология 8» и суда сопровождения ведут свою деятельность в районе отмели Ты Тинь - Вунг Май, недалеко от блока 06-01. Место происшествия находится на прямой базовой линии, используемой для расчета ширины континентальных прибрежных вод Вьетнама под 200 морских миль, поэтому в соответствии с международной Конвенцией по морскому праву 1982 года (UNCLOS) это место находится в исключительной экономической зоне Вьетнама (ИЭЗ). Тот факт, что Китай разрешил своим судам войти в этот район без разрешения вьетнамского государства, нарушает правила UNCLOS 1982 года.
Как известно, согласно решению Гаагского арбитражного суда PCA у Китая нет исторических прав в Южно-Китайском море, и ни одно образование на островах Спратли не обладает правом исключительной экономической зоны. Поэтому у Китая нет суверенных прав и юрисдикции в отношении отмели Ты Тинь.
Вопрос 4: Как Вы оценили реакцию международного сообщества и заинтересованных сторон на деятельность китайской судовой группы?
В этом инциденте мы увидели, что США, ряд государств Европы и что особенно важно - страны, непосредственно выстраивающие в настоящее время отношения с Китаем в регионе ЮКМ, (Малайзия, Индонезия, Филиппины, Япония) вскоре жестко отреагировали на деятельность китайской судовой группы. Суть общего мнения этих государств сводится к осуждению действий Китая по нарушению суверенных прав Вьетнама, угрозе миру, безопасности и сотрудничеству в регионе. Эти страны призывают все стороны конфликта в ЮКМ соблюдать и действовать в соответствии с международным правом, включая Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года.
Вопрос 5: Какие меры должен предпринять Вьетнам в отношении действий Китая для защиты своих суверенных прав и юрисдикции?
- Тот факт, что многие страны мира выразили свое несогласие с действиями Китая по посягательству на суверенитет и юрисдикцию Вьетнама, имеет очень важное значение для Вьетнама в борьбе за защиту морского суверенитета на дипломатическом фронте. По двусторонним и многосторонним дипломатическим каналам Вьетнам должен упорно демонстрировать свою ответственную позицию, неизменно выступать за мирное политическое решение споров о суверенных правах в ЮКМ без применения силы или угрозы ее применения, на основе принципов и норм международного права, и в первую очередь - Конвенции ООН по морскому праву и Декларации о поведении сторон в Южно-Китайском море (DOC). В этих условиях особую актуальность приобретает также задача скорейшего завершения работы над подготовкой, подписанием и ратификацией сторонами Кодекса поведения в ЮКМ как многостороннего юридически обязательного международного Договора.