Методические рекомендации по системному изучению познавательных (вспомогательных) источников права.
№ 4 (83) 2015г.
Методические рекомендации разработаны в связи с необходимостью проведения образовательной и научной политики, направленной на системное изучение познавательных (вспомогательных) источников права, и являются ее инструментом. Методические рекомендации введены в действие с целью облегчения организации и оптимизации работ по подготовке и проведению учебных и научных исследований, основанных на системном изучении познавательных (вспомогательных) источников права.
Методические рекомендации устанавливают общие требования к системному изучению познавательных (вспомогательных) источников права (далее - ПВИП). В совокупности рекомендации служат в качестве современного правового обоснования деятельности по системному изучению ПВИП, стимулируют развитие образования и науки, содействуют в повышении уровня правовой и источниковедческой культуры обучаемых и специалистов, участвующих в системном изучении ПВИП.
Методические рекомендации предназначены для использования в научной деятельности и учебном процессе в целях организации и осуществления системного изучения ПВИП, в том числе таких, как: научная и учебная литература: книги, статьи, рецензии, части изданий (монографии, учебники, учебные пособия и материалы, иные пособия, справочная литература, печатные сборники юридических документов, обзоры судебной практики); видеолекции; презентации из слайдов; сайты, веб-страницы, другие виды произведений независимо от их знаковой и материальной природы, системное изучение которых способствует познанию права.
Методические рекомендации особенно полезны при подготовке квалификационных исследований, научных работ, практических пособий, хрестоматий, антологий, словарей, справочников, глоссариев, тезаурусов и иных произведений, претендующих на действительное отражение области права, которой они посвящены.
В методических рекомендациях применяют следующие термины с соответствующими определениями:
образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
наука (научная деятельность) — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.
право (как публичное достояние) — общая мера свободы, равенства, справедливости, экологичности, воплощенная в закон; система общеобязательных, формально-определенных, гарантированных правил поведения, регулирующих общественные и международные отношения.
экологичность — свойство объектов (материальных или нематериальных), а также процессов, заключающееся в таком соотношении их качеств (в том числе юридических), которое делает их способными служить только или преимущественно для общественного блага в интересах настоящего и будущих поколений. Принцип экологичности отражает сформулированная древними образная максима о том, что не следует изменять естественное течение реки — fluminis naturalem cursum non avertere.
Познавательные (вспомогательные) источники права (ПВИП) — совокупность источников информации, имеющих значение для формирования целостного представления о праве, для его создания, понимания, оценки, применения, прогнозирования его развития, совершенствования. Познавательные (вспомогательные) источники права могут (fontes cognoscendi) представлять собой материальные, формальные, идеальные источники, выражающие причинность правового регулирования; нормативные формулы; правовую мысль. ПВИП включают fontes originis (генетические, дополнительные, первичные, внетек- стуальные, неписанные, сущностные, незаконодательные, реальные, объективные, скрытые); геологические, биологические, климатические и иные географические и другие естественные условия (jus naturae, законы природы); макро- и микросоци- альные (политический, социологический, культурологический и другие факторы); общественные отношения (экономические, потребительские факторы); естественное право (jus naturale); разум, правосознание, нравственные принципы, общественное мнение, юридические факты, требования, правовой дух, правовые идеи, правоотношения, системы ценностей, требования формы (юртехника), пути и средства, все типы интересов(ubi societas ibi jus); интуитивное право (эмоции и интеллектуальное усмотрение); архаичное право (предания, пословицы, поговорки юрид. содержания); решения, обыкновения, ratio decidendi, обычное право (jus consuetudinis); «мягкое право», «гибридные» нормы, литературные (религиозные jus divinum, исторические, доктринальные doctrina, программные, рекомендательные, научные, учебные) и другие, в том числе, наиболее важные для правоприменения — формальные источники, а также иное позитивное и негативное право. Особая роль среди ПВИП принадлежит учебной и научной юридической литературе. Учебные и научные издания о праве являются позновательными (вспомогательными) источниками права в тесном смысле этого понятия.
методические рекомендации (МР) — разновидность инструкции и (или) нормативное произвордственно-практическое издание, содержащее систематизированный свод норм, правил, требований, указаний по регулированию деятельности, пользованию изделиями и (или) услугами. МР определяют структуру, логику, методы и средства деятельности, пользования. МР разрабатываются на основе изучения и обобщения опыта нормативного правового регулирования, организации и осуществления деятельности (пользования). МР могут сопровождаться методическими разработками — типовыми формами документов, инструкциями об осуществлении конкретной (го) деятельности (пользования), инструкциями для субъектов, относящихся к лицам, осуществляющим отдельные функции, регламентами. МР могут быть отнесены к стандартам организаций и к сводам правил — документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации.
системное изучение ПВИП — методологический подход к изучению права как единства отражающих закон и правоотношения познавательных (вспомогательных) источников права, в котором ПВИП рассматриваются системно, с учетом разнообразия элементов, их функций и взаимосвязей между ними.
Рекомендации
Цель преподавателя вуза и исследователя Одна из целей университетского преподавателя и исследователя права — студента или ученого состоит в том, чтобы познакомить аудиторию с основными вопросами такой-то науки в ее современном состоянии и ориентировать в подходах к самостоятельному ее изучению, направленному на результат. Цель достигается через решение задач:
знакомство аудитории с основными теоретическими разработками и приоритетными направлениями в области изучаемой отрасли науки;
сообщение аудитории знаний об основных понятиях и категориях изучаемой отрасли науки;
ориентировка аудитории на систематический и осознанный анализ законодательства в области изучаемой науки;
формирование навыка применения системного изучения ПВИП, соответствующего требованиям, предъявляемым к самостоятельной работе определенного вида.
Требование к применению методических рекомендаций Специализированные литература и материалы, а также пособия, создаваемые как в учебных, так и в фундаментальных целях, которые содержат описания этапов исследований, рекомендуемых инструментов и способов, значительно повышают качество самостоятельной работы студентов и ученых и рекомендуются для учета в работе.
Требование к краткости методологического описания В каждую учебную и научную работу рекомендуется включать краткое описание использованных при ее подготовке методологии, методических рекомендаций, инструментов и способов.
Требование к полноте методологического описания Одновременно с краткостью, к методологическим описаниям, создаваемым как в учебных, так и в научных целях, нужно
предъявить и другое требование — полноту отражения отрасли науки или междисциплинарного направления или предмета работы. Методологическое описание должно удовлетворять этому требованию полноты с точки зрения хронологической, географической, многообразия взглядов и мнений. Хронологическая полнота
Хронологическая полнота означает учет истории развития методов науки и ретроспективы изучения рассматриваевого фрагмента права на примере всех известных периодизаций, а также трудов и имен, которые определенно высветили новый этап, повлияли на его развитие в целом.
Географическая полнота
Географическая полнота требует не ограничиваться на примерах исключительно отечественных или более того — принадлежащих перу отдельных научных школ. Несмотря на узость тем и редкость специалистов и в других академических и научных институтах найдутся труды, достойные внимания, авторы которых выражают тем более специфичные взгляды, чем более отличаются условия обеспеченности источниками в одном месте от другого. Отличаются между собой труды на разных языках. Отсюда необходимость использования современных технологий перевода и освоение основ юридического перевода.
Примечание: Для перевода онлайн рекомендуется «Мультитран» http://www.multitran.ru/; для перевода онлайн «Переводчик Гугл» http://translate.google. ru/#autolrul; «Паралинк» http://translation2.paralink.com/; «EuroVoc» http://eurovoc.europa.eu/ drupal/ и другие онлайн-переводчики1.
Полнота правопонимания
Многообразие правопонимания, учет основных подходов к пониманию права — неотъемлемое условие обоснованного исследования.
Требование о проведении самостоятельной работы Познакомить с основными вопросами науки — не единственная цель вузовского преподавателя и исследователя. Другая важная цель — привить или выработать у себя навык использования метода научного исследования. Главным средством для достижения этой цели служит самостоятельная работа молодых ученых и студентов (под руководством преподавателя) в форме познания источников, нацеленная на оформление, защиту и обсуждение рефератов, подготовку к участию в интерактивных занятиях.
Важность ПВИП
Исследовательская работа неизбежно требует вовлечения самого широкого круга познавательных источников и вызывает насущную необходимость иметь под рукой их пространные списки для облегчения выбора тем и «вхождения в тему» с использованием достаточного для этого объема литературы. Использование отдельных видов изданий и видов информации, подразделяемых по знаковой и материальной природе, взамен использования всех видов изданий и информации, учитывать которые возможно и целесообразно, снижает качество результата.
Преимущества и недостатки системного изучения ПВИП Из недостатков системного изучения ПВИП — сравнительная трудоемкость и скованность научного творчества методикой. Эти и другие недостатки уступают преимуществам системного изучения ПВИП в сравнении с произвольным подходом к поиску и обработке материалов: оптимальное соотношение затрат и качества результата; обоснованность результата благодаря учету специальной информации, объем которой позволяет судить о действительном состоянии и перспективах исследуемой темы; уверенность в полном соответствии результата к предъявляемым к нему требованиям. Использование метода системного изучения ПВИП не исключает возможность применения других способов исследований.
Поисковые запросы
Перед началом поиска рекомендуется составить список от пяти до двадцати кратких поисковых запросов (словосочетаний), в том числе на доступных языках, кроме русского; использовать все виды поиска: простой, расширенный, интеллектуальный, строгого соответствия (закавычить поисковый запрос); для сужения области поиска использовать функцию поиска на определенном сайте.
Интернет-архив
Невозможность прямого доступа к открытым сведениям из-за изменения адреса или удаления бывает проблемой при поиске нужных материалов. Если не удается перейти по ссылке из результатов поиска, полученных в поисковой системе, например, ссылка указывает на место размещения, в котором нет искомого результата или находится другой материал, и нет «кэша» (копии, сохраненной поисковой системой), то эту же ссылку можно проверить через «Машину времени», которая предоставляет возможность доступа, в том числе, к удаленным сайтам и материалам — Интернет архив «ВэйБэкМашин» http://www.archive.org/web/web.php Этапы системного изучения ПВИП
Ориентированы на структуру готовой работы и соответствие критериям ее рецензирования и оценки. Исключительно важно на каждом этапе автоматизировать работу, экономить время. Этому способствует как использование Сети, поисковиков, так и соблюдение последовательности этапов.
Поиск библиографических списков
Библиографические сведения тематических ПВИП содержатся в отраслевых и авторских библиографиях, узкотематических диссертациях, монографиях, сборниках научных статей, могут составляться с использованием библиотечных каталогов, и, особенно, полнотекстовых фондов электронных библиотек, справочных правовых систем, включающих юридическую литературу. Внимание также стоит уделить спискам литературы, соответствующим параграфам и разделам учебников и учебных пособий, посвященных тематике, близкой к избранной теме учебного и научного исследования.
Руководства по исследованиям
Пока мало распространенный в отечественной практике жанр методической литературы — «руководства по исследованиям» в тех или иных областях, соответствующие выбранной теме, значительно облегчают подготовку, проведение и оформление исследования2.
Антологии и библиографии
Антологии и библиографии представляют собой издания, в которых документально зафиксирована библиографическая информация, являющаяся одновременно и результатом процессов ее подготовки, и средством обслуживания читателей. Она не только отражает в свернутом виде поток документов по той или иной области или теме, но в известной мере служит показателем разработанности проблемы, характеризует ее тематические границы.
Антологии и библиографии подразделяются по видам, которые в свою очередь выделяются по различным признакам:
- по содержанию — универсальные, отраслевые, тематические, страноведческие, краеведческие, персональные;
- по времени издания — текущие, ретроспективные, перспективные, кумулятивные (объединяющие материал ранее вышедших выпусков);
- по полноте отбора — регистрационные, выборочные, сигнальные, аннотированные;
- по способу группировки материала — алфавитные, предметные, словарные, систематические, хронологические.
Библиография
В результате поиска библиографических списков составляется первичный список литературы, посвященной избранной теме учебного и научного исследования. Список помогает выявлять имена авторов, имеющих несколько работ по соответствующей теме исследования. Рекомендуется дополнительно выполнить поиск работ этих авторов, для пополнения первичного списка литературы. На основании первичного списка литературы подготавливается краткое описание предшествующих исследований («библиография») с оценкой исследованности темы, указанием имен основных авторов, основных работ, прежде всего монографических и диссертационных, а также научных статей.
План источниковедческого исследования
С использованием поиска ключевых слов в тексте отдельных документов (Ctrl+F) исследователь прорабатывает первичный список доступной литературы для выявления основных ПВИП, а также формально-юридических источников права, соответствующих предмету исследования. Продолжать поиск рекомендуется, переходя от одного вида форм источников к другому. В зависимости от предмета конкретной работы составляется план источниковедческого исследования, который может включать пункты:
- виды нормативных актов в последовательности их иерархии — от глобальных к внутригосударственным, от общих к специальным, от договорных и законодательных к подзаконным и локальным;
- виды зарубежных нормативных актов;
- официальные издания, сборники нормативных актов;
- комментарии нормативных актов, инструктивно-методические материалы по их применению, адресованные сотрудникам правоприменительных органов и практикам;
- энциклопедические и справочные издания, глоссарии, хрестоматии, антологии;
- судебная практика, обзоры судебной практики отечественных, зарубежных и международных судебных учреждений по предмету;
- доктринальные издания, монографии и доклады, учебники и курсы лекций;
- специальные периодические издания;
- диссертации, авторефераты, обзоры исследований;
- электронные ресурсы (произведения, опубликованные только в Сети), видеолекции, презентации, аудиовизуальные программы, иные мультимедийные материалы.
Рубрикация и анализ
ПВИП распределяются по рубрикам. На основании изучения содержания ПВИП кратко записываются основные сведения, позволяющие исследователю впоследствии быстро находить интересующие фрагменты.
Работа с текстами и синтез
В соответствии со структурой планируемого результата осуществляется основной этап системного изучения ПВИП — в рамках рассмотрения отдельных вопросов, отражаются понятия, концепции, основные НПА, документы судебной практики и другие ПВИП, касающиеся конкретных вопросов. В результате синтеза материалов формируются плановые разделы исследования, дополняемые необходимыми примерами и справками.
Справочно-поисковый аппарат
Минимальный (обязательный) справочно-поисковый аппарат работы — деление на разделы или оглавление (содержание). В зависимости от вида работы справочный аппарат могут составлять список сокращений и обозначений, вспомогательные указатели и другие элементы.
Примечание: Для системного оформления структурных элементов научных и учебных работ и изданий рекомендуется использовать локальные инструкции организаций и учреждений, в которых эти работы выполняются, а также государственные стандарты СИБИД, например, ГОСТ 7.23-96 СИБИД Издания информационные.
Критерии системного изучения ПВИП
Для самопроверки проекта готового результата исследования на уровень системности изучения ПВИП используются следующие критерии:
- достоверность;
- актуальность и новизна темы;
- степень решения поставленных задач;
- оценка структуры работы и соразмерности ее разделов;
- степень научности, критического рассмотрения различных точек зрения, обобщения, аргументированности выводов и предложений, их значимость;
- наличие фактографических неточностей, спорных положений;
- наличие методологического описания, и, при необходимости, пошагового описания хода исследования;
- хронологическая полнота источников;
- географическая полнота источников;
- рассмотрение с учетом типов правопонимания;
- использование руководств по исследованиям;
- использование антологий и библиографий;
- использование руководств по исследования;
- использование поисковых систем различных типов и сочетание способов поиска;
- вариативность поисковых запросов;
- использование печатных материалов наряду с цифровыми;
- использование библиографических списков и возможностей каталогов;
- использование антологий и библиографий;
- использование разных «резервуаров» и хранилищ данных;
- наличие оценки степени изученности темы в библиографии;
- наличие и выполнение плана источниковедческого исследования;
- использование материалов судебной практики;
- использование источников иной знаковой и материальной природы в сравнении с преобладающими видами;
- соответствие заголовков содержанию, соразмерность и равноположенность рубрикации;
- обеспеченность работы достоверными примерами и справками;
- наличие справочно-поискового аппарата;
- формальное удостоверение проверки системности изучения ПВИП (например: «Совокупность использованных источников отвечает критериям и методике системного изучения познавательных (вспомогательных) источников права.»);
- соответствие работы предъявляемым требованиям в целом и в деталях.
Дополнительные критерии системного изучения ПВИП
В изучении определенных проблем также могут быть полезны дополнительные критерии системного исследования ПВИП:
- статистическая обработка ПВИП;
- структурное изучение элементов во взаимовсязи с «внешним окружением» с учетом их состава (множественности) и иерархии;
- исследование схем, графиков, карт и других иллюстраций;
- выявление мест, свойств, признаков объектов и предметов;
- применение дедукции и индукции — построение рассуждений от общего к частному и обобщение общего, особенного и единичного до целостной картины;
- проверка совпадения результата с вопросами предмета, курса, контрольными вопросами;
- проверка усвоения через включение контрольных вопросов;
- рассмотрение хода эволюции норм, других структурных элементов права через взаимосвязи систем права;
- использование специального научного языка, латинской юридической фразеологии.
Некоторые заблуждения относительно изучения ПВИП
Не соответствуют действительности представления о том, что:
- издания, опубликованные пять лет назад, использовать практически бесполезно;
- правовые принципы — декларация, они не имеют юридической силы;
- начинать исследования следует с рассмотрения нормативных правовых актов, нормативно-правового акта, который комплексно регулирует определенные отношения, нет.
Оформление библиографических сведений
Действующие госты 2003 и 2008 гг. не лишены внутренней противоречивости и не предусматривают во всей полноте все возможные варианты описания библиографических сведений изданий (произведений, документов). Неудобны в применении, громоздки и пробельны. Вузы, научные издательства, научные журналы в связи с этим имеют собственные рекомендации по оформлению библиографических сведений. Краткий и удачный пример такой инстукции — «Требования к оформлению» работ, публикуемых в рамках Блищенковских чтений РУДН5. Однако госты устанавливают основные требования и логику оформления библиографических сведений и пользоваться ими, особенно в случаях неопределенности, обязательно.
Добровольные помощники
Добровольные помощники могут оказывать значительную помощь при проведении крупных исследований, подготовке коллективных работ, разработке научных и учебных пособий. Целесообразно привлечение добровольцев, с учетом их вклада в личных показателях научно-исследовательской и общественной работы, в рамках следующих видов работы:
- введение в отечественный научный и учебный оборот новых сведений о праве посредством перевода научных статей и специальных фрагментов нормативных актов на русский язык;
- создание учебных пособий, презентаций, иллюстративных материалов;
- сбор, хранение и распространение специальных полнотекстовых электронных материалов;
- предварительное критическое обсуждение проектов полученных научных и учебных результатов.
- сбор, хранение и распространение специальных полнотекстовых электронных материалов;
- введение в отечественный научный и учебный оборот новых сведений о праве посредством перевода научных статей и специальных фрагментов нормативных актов на русский язык.