Новости

Новости от наших партнеров

Методические рекомендации устанавливают общие тре­бования к системному изучению познавательных (вспомога­тельных) источников права

Методические рекомендации по системному изучению познавательных источников права.

Методические рекомендации по системному изучению познавательных (вспомогательных) источников права.

№ 4 (83) 2015г.

Методические рекомендации разработаны в связи с необходимостью проведения образовательной и научной политики, направленной на системное изучение познавательных (вспомогательных) источников права, и являются ее инструментом. Методические рекомендации введены в действие с целью облегчения организации и оптимизации работ по подготовке и проведению учебных и научных исследований, основанных на системном изучении познавательных (вспомогательных) источников права.

Методические рекомендации устанавливают общие тре­бования к системному изучению познавательных (вспомога­тельных) источников права (далее - ПВИП). В совокупности рекомендации служат в качестве современного правового обоснования деятельности по системному изучению ПВИП, стимулируют развитие образования и науки, содействуют в по­вышении уровня правовой и источниковедческой культуры об­учаемых и специалистов, участвующих в системном изучении ПВИП.

Методические рекомендации предназначены для исполь­зования в научной деятельности и учебном процессе в целях организации и осуществления системного изучения ПВИП, в том числе таких, как: научная и учебная литература: книги, статьи, рецензии, части изданий (монографии, учебники, учеб­ные пособия и материалы, иные пособия, справочная литера­тура, печатные сборники юридических документов, обзоры судебной практики); видеолекции; презентации из слайдов; сайты, веб-страницы, другие виды произведений независимо от их знаковой и материальной природы, системное изучение которых способствует познанию права.

Методические рекомендации особенно полезны при под­готовке квалификационных исследований, научных работ, практических пособий, хрестоматий, антологий, словарей, справочников, глоссариев, тезаурусов и иных произведений, претендующих на действительное отражение области права, которой они посвящены.

В методических рекомендациях применяют следующие термины с соответствующими определениями:

образование — единый целенаправленный процесс воспи­тания и обучения, являющийся общественно значимым бла­гом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, фи­зического и (или) профессионального развития человека, удов­летворения его образовательных потребностей и интересов.

наука (научная деятельность) — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.

право (как публичное достояние) — общая мера свободы, равенства, спра­ведливости, экологичности, воплощенная в закон; си­стема общеобязательных, формально-определенных, гарантированных правил поведения, регулирующих общественные и международные отношения.

экологичность — свойство объектов (материальных или не­материальных), а также процессов, заключающееся в таком соотношении их качеств (в том числе юридических), которое делает их способными служить только или преимущественно для общественного блага в интересах настоящего и будущих поколений. Принцип экологичности отражает сформулиро­ванная древними образная максима о том, что не следует из­менять естественное течение реки — fluminis naturalem cursum non avertere.

   Познавательные (вспомогательные) источники права (ПВИП) — совокупность источников информации, имеющих значение для формирования целостного представления о праве, для его создания, понимания, оценки, применения, прогнозирования его развития, совершенствования. Познавательные (вспомога­тельные) источники права могут (fontes cognoscendi) представ­лять собой материальные, формальные, идеальные источники, выражающие причинность правового регулирования; норма­тивные формулы; правовую мысль. ПВИП включают fontes originis (генетические, дополнительные, первичные, внетек- стуальные, неписанные, сущностные, незаконодательные, ре­альные, объективные, скрытые); геологические, биологические, климатические и иные географические и другие естественные условия (jus naturae, законы природы); макро- и микросоци- альные (политический, социологический, культурологический и другие факторы); общественные отношения (экономические, потребительские факторы); естественное право (jus naturale); разум, правосознание, нравственные принципы, обществен­ное мнение, юридические факты, требования, правовой дух, правовые идеи, правоотношения, системы ценностей, требова­ния формы (юртехника), пути и средства, все типы интересов(ubi societas ibi jus); интуитивное право (эмоции и интеллекту­альное усмотрение); архаичное право (предания, пословицы, поговорки юрид. содержания); решения, обыкновения, ratio decidendi, обычное право (jus consuetudinis); «мягкое право», «гибридные» нормы, литературные (религиозные jus divinum, исторические, доктринальные doctrina, программные, реко­мендательные, научные, учебные) и другие, в том числе, наибо­лее важные для правоприменения — формальные источники, а также иное позитивное и негативное право. Особая роль среди ПВИП принадлежит учебной и научной юридической литературе. Учебные и научные издания о праве являются позновательными (вспомогательными) источниками права в тесном смысле этого понятия.

методические рекомендации (МР) — разновидность инструк­ции и (или) нормативное произвордственно-практическое издание, содержащее систематизированный свод норм, пра­вил, требований, указаний по регулированию деятельности, пользованию изделиями и (или) услугами. МР определяют структуру, логику, методы и средства деятельности, пользо­вания. МР разрабатываются на основе изучения и обобщения опыта нормативного правового регулирования, организа­ции и осуществления деятельности (пользования). МР могут сопровождаться методическими разработками — типовы­ми формами документов, инструкциями об осуществлении конкретной (го) деятельности (пользования), инструкциями для субъектов, относящихся к лицам, осуществляющим от­дельные функции, регламентами. МР могут быть отнесены к стандартам организаций и к сводам правил — документам в области стандартизации, используемым на территории Рос­сийской Федерации.

системное изучение ПВИП — методологический подход к из­учению права как единства отражающих закон и правоотно­шения познавательных (вспомогательных) источников права, в котором ПВИП рассматриваются системно, с учетом разноо­бразия элементов, их функций и взаимосвязей между ними.

Рекомендации

Цель преподавателя вуза и исследователя Одна из целей университетского преподавателя и иссле­дователя права — студента или ученого состоит в том, чтобы познакомить аудиторию с основными вопросами такой-то науки в ее современном состоянии и ориентировать в подхо­дах к самостоятельному ее изучению, направленному на ре­зультат. Цель достигается через решение задач:

знакомство аудитории с основными теоретическими раз­работками и приоритетными направлениями в области из­учаемой отрасли науки;

сообщение аудитории знаний об основных понятиях и ка­тегориях изучаемой отрасли науки;

ориентировка аудитории на систематический и осознанный анализ законодательства в области изучаемой науки;

формирование навыка применения системного изучения ПВИП, соответствующего требованиям, предъявляемым к са­мостоятельной работе определенного вида.

Требование к применению методических рекомендаций Специализированные литература и материалы, а также пособия, создаваемые как в учебных, так и в фундаментальных целях, которые содержат описания этапов исследований, реко­мендуемых инструментов и способов, значительно повышают качество самостоятельной работы студентов и ученых и реко­мендуются для учета в работе.

Требование к краткости методологического описания В каждую учебную и научную работу рекомендуется вклю­чать краткое описание использованных при ее подготовке ме­тодологии, методических рекомендаций, инструментов и спо­собов.

Требование к полноте методологического описания Одновременно с краткостью, к методологическим описани­ям, создаваемым как в учебных, так и в научных целях, нужно

предъявить и другое требование — полноту отражения отрас­ли науки или междисциплинарного направления или предме­та работы. Методологическое описание должно удовлетворять этому требованию полноты с точки зрения хронологической, географической, многообразия взглядов и мнений. Хронологическая полнота

Хронологическая полнота означает учет истории развития методов науки и ретроспективы изучения рассматриваевого фрагмента права на примере всех известных периодизаций, а также трудов и имен, которые определенно высветили новый этап, повлияли на его развитие в целом.

Географическая полнота

Географическая полнота требует не ограничиваться на при­мерах исключительно отечественных или более того — принад­лежащих перу отдельных научных школ. Несмотря на узость тем и редкость специалистов и в других академических и науч­ных институтах найдутся труды, достойные внимания, авторы которых выражают тем более специфичные взгляды, чем более отличаются условия обеспеченности источниками в одном месте от другого. Отличаются между собой труды на разных языках. Отсюда необходимость использования современных технологий перевода и освоение основ юридического пере­вода.

Примечание: Для перевода онлайн рекомен­дуется «Мультитран» http://www.multitran.ru/; для перевода он­лайн «Переводчик Гугл» http://translate.google. ru/#autolrul; «Паралинк» http://translation2.paralink.com/; «EuroVoc» http://eurovoc.europa.eu/ drupal/ и другие онлайн-переводчики1.

Полнота правопонимания

Многообразие правопонимания, учет основных подходов к пониманию права — неотъемлемое условие обоснованного исследования.

Требование о проведении самостоятельной работы Познакомить с основными вопросами науки — не един­ственная цель вузовского преподавателя и исследователя. Другая важная цель — привить или выработать у себя на­вык использования метода научного исследования. Главным средством для достижения этой цели служит самостоятель­ная работа молодых ученых и студентов (под руководством преподавателя) в форме познания источников, нацеленная на оформление, защиту и обсуждение рефератов, подготовку к участию в интерактивных занятиях.

Важность ПВИП

Исследовательская работа неизбежно требует вовлечения самого широкого круга познавательных источников и вызывает насущную необходимость иметь под рукой их пространные списки для облегчения выбора тем и «вхождения в тему» с ис­пользованием достаточного для этого объема литературы. Ис­пользование отдельных видов изданий и видов информации, подразделяемых по знаковой и материальной природе, взамен использования всех видов изданий и информации, учитывать которые возможно и целесообразно, снижает качество резуль­тата.

Преимущества и недостатки системного изучения ПВИП Из недостатков системного изучения ПВИП — сравнитель­ная трудоемкость и скованность научного творчества мето­дикой. Эти и другие недостатки уступают преимуществам системного изучения ПВИП в сравнении с произвольным под­ходом к поиску и обработке материалов: оптимальное соотно­шение затрат и качества результата; обоснованность результата благодаря учету специальной информации, объем которой позволяет судить о действительном состоянии и перспективах исследуемой темы; уверенность в полном соответствии резуль­тата к предъявляемым к нему требованиям. Использование метода системного изучения ПВИП не исключает возможность применения других способов исследований.

Поисковые запросы

Перед началом поиска рекомендуется составить список от пяти до двадцати кратких поисковых запросов (словосо­четаний), в том числе на доступных языках, кроме русского; использовать все виды поиска: простой, расширенный, интел­лектуальный, строгого соответствия (закавычить поисковый запрос); для сужения области поиска использовать функцию поиска на определенном сайте.

Интернет-архив

Невозможность прямого доступа к открытым сведениям из-за изменения адреса или удаления бывает проблемой при поиске нужных материалов. Если не удается перейти по ссыл­ке из результатов поиска, полученных в поисковой системе, например, ссылка указывает на место размещения, в котором нет искомого результата или находится другой материал, и нет «кэша» (копии, сохраненной поисковой системой), то эту же ссылку можно проверить через «Машину времени», которая предоставляет возможность доступа, в том числе, к удален­ным сайтам и материалам — Интернет архив «ВэйБэкМашин» http://www.archive.org/web/web.php Этапы системного изучения ПВИП

Ориентированы на структуру готовой работы и соответ­ствие критериям ее рецензирования и оценки. Исключительно важно на каждом этапе автоматизировать работу, экономить время. Этому способствует как использование Сети, поискови­ков, так и соблюдение последовательности этапов.

Поиск библиографических списков

Библиографические сведения тематических ПВИП содер­жатся в отраслевых и авторских библиографиях, узкотемати­ческих диссертациях, монографиях, сборниках научных статей, могут составляться с использованием библиотечных каталогов, и, особенно, полнотекстовых фондов электронных библиотек, справочных правовых систем, включающих юридическую ли­тературу. Внимание также стоит уделить спискам литературы, соответствующим параграфам и разделам учебников и учеб­ных пособий, посвященных тематике, близкой к избранной теме учебного и научного исследования.

Руководства по исследованиям

Пока мало распространенный в отечественной практике жанр методической литературы — «руководства по исследова­ниям» в тех или иных областях, соответствующие выбранной теме, значительно облегчают подготовку, проведение и оформ­ление исследования2.

Антологии и библиографии

Антологии и библиографии представляют собой издания, в которых документально зафиксирована библиографическая информация, являющаяся одновременно и результатом про­цессов ее подготовки, и средством обслуживания читателей. Она не только отражает в свернутом виде поток документов по той или иной области или теме, но в известной мере служит показателем разработанности проблемы, характеризует ее тематические границы.

Антологии и библиографии подразделяются по видам, ко­торые в свою очередь выделяются по различным признакам:

- по содержанию — универсальные, отраслевые, тематиче­ские, страноведческие, краеведческие, персональные;

- по времени издания — текущие, ретроспективные, пер­спективные, кумулятивные (объединяющие материал ранее вышедших выпусков);

- по полноте отбора — регистрационные, выборочные, сигнальные, аннотированные;

- по способу группировки материала — алфавитные, пред­метные, словарные, систематические, хронологические.

Библиография

В результате поиска библиографических списков составля­ется первичный список литературы, посвященной избранной теме учебного и научного исследования. Список помогает вы­являть имена авторов, имеющих несколько работ по соответ­ствующей теме исследования. Рекомендуется дополнительно выполнить поиск работ этих авторов, для пополнения пер­вичного списка литературы. На основании первичного списка литературы подготавливается краткое описание предшествую­щих исследований («библиография») с оценкой исследованности темы, указанием имен основных авторов, основных работ, прежде всего монографических и диссертационных, а также научных статей.

План источниковедческого исследования

С использованием поиска ключевых слов в тексте отдель­ных документов (Ctrl+F) исследователь прорабатывает первич­ный список доступной литературы для выявления основных ПВИП, а также формально-юридических источников права, соответствующих предмету исследования. Продолжать поиск рекомендуется, переходя от одного вида форм источников к другому. В зависимости от предмета конкретной работы со­ставляется план источниковедческого исследования, который может включать пункты:

- виды нормативных актов в последовательности их ие­рархии — от глобальных к внутригосударственным, от общих к специальным, от договорных и законодательных к подзакон­ным и локальным;

- виды зарубежных нормативных актов;

- официальные издания, сборники нормативных актов;

- комментарии нормативных актов, инструктивно-методи­ческие материалы по их применению, адресованные сотрудни­кам правоприменительных органов и практикам;

- энциклопедические и справочные издания, глоссарии, хрестоматии, антологии;

- судебная практика, обзоры судебной практики отече­ственных, зарубежных и международных судебных учреждений по предмету;

- доктринальные издания, монографии и доклады, учебни­ки и курсы лекций;

- специальные периодические издания;

- диссертации, авторефераты, обзоры исследований;

- электронные ресурсы (произведения, опубликованные только в Сети), видеолекции, презентации, аудиовизуальные программы, иные мультимедийные материалы.

Рубрикация и анализ

ПВИП распределяются по рубрикам. На основании из­учения содержания ПВИП кратко записываются основные сведения, позволяющие исследователю впоследствии быстро находить интересующие фрагменты.

Работа с текстами и синтез

В соответствии со структурой планируемого результата осуществляется основной этап системного изучения ПВИП — в рамках рассмотрения отдельных вопросов, отражаются понятия, концепции, основные НПА, документы судебной практики и другие ПВИП, касающиеся конкретных вопросов. В результате синтеза материалов формируются плановые раз­делы исследования, дополняемые необходимыми примерами и справками.

Справочно-поисковый аппарат

Минимальный (обязательный) справочно-поисковый аппа­рат работы — деление на разделы или оглавление (содержа­ние). В зависимости от вида работы справочный аппарат могут составлять список сокращений и обозначений, вспомогатель­ные указатели и другие элементы.

Примечание: Для системного оформления структурных элементов научных и учебных работ и изданий рекомендуется использовать локальные инструкции организаций и учреж­дений, в которых эти работы выполняются, а также государ­ственные стандарты СИБИД, например, ГОСТ 7.23-96 СИБИД Издания информационные.

Критерии системного изучения ПВИП

Для самопроверки проекта готового результата исследо­вания на уровень системности изучения ПВИП используются следующие критерии:

- достоверность;

- актуальность и новизна темы;

- степень решения поставленных задач;

- оценка структуры работы и соразмерности ее разделов;

- степень научности, критического рассмотрения различ­ных точек зрения, обобщения, аргументированности выводов и предложений, их значимость;

- наличие фактографических неточностей, спорных по­ложений;

- наличие методологического описания, и, при необходи­мости, пошагового описания хода исследования;

- хронологическая полнота источников;

- географическая полнота источников;

- рассмотрение с учетом типов правопонимания;

- использование руководств по исследованиям;

- использование антологий и библиографий;

- использование руководств по исследования;

- использование поисковых систем различных типов и со­четание способов поиска;

- вариативность поисковых запросов;

- использование печатных материалов наряду с цифровыми;

- использование библиографических списков и возмож­ностей каталогов;

- использование антологий и библиографий;

- использование разных «резервуаров» и хранилищ данных;

- наличие оценки степени изученности темы в библиографии;

- наличие и выполнение плана источниковедческого ис­следования;

- использование материалов судебной практики;

- использование источников иной знаковой и материаль­ной природы в сравнении с преобладающими видами;

- соответствие заголовков содержанию, соразмерность и равноположенность рубрикации;

- обеспеченность работы достоверными примерами и справками;

- наличие справочно-поискового аппарата;

- формальное удостоверение проверки системности из­учения ПВИП (например: «Совокупность использованных ис­точников отвечает критериям и методике системного изучения познавательных (вспомогательных) источников права.»);

- соответствие работы предъявляемым требованиям в це­лом и в деталях.

Дополнительные критерии системного изучения ПВИП

В изучении определенных проблем также могут быть полез­ны дополнительные критерии системного исследования ПВИП:

- статистическая обработка ПВИП;

- структурное изучение элементов во взаимовсязи с «внешним окружением» с учетом их состава (множественности) и иерархии;

- исследование схем, графиков, карт и других иллюстраций;

- выявление мест, свойств, признаков объектов и предметов;

- применение дедукции и индукции — построение рассуж­дений от общего к частному и обобщение общего, особенного и единичного до целостной картины;

- проверка совпадения результата с вопросами предмета, курса, контрольными вопросами;

- проверка усвоения через включение контрольных вопросов;

- рассмотрение хода эволюции норм, других структурных элементов права через взаимосвязи систем права;

- использование специального научного языка, латинской юридической фразеологии.

Некоторые заблуждения относительно изучения ПВИП

Не соответствуют действительности представления о том, что:

- издания, опубликованные пять лет назад, использовать практически бесполезно;

- правовые принципы — декларация, они не имеют юри­дической силы;

- начинать исследования следует с рассмотрения норма­тивных правовых актов, нормативно-правового акта, который комплексно регулирует определенные отношения, нет.

Оформление библиографических сведений

Действующие госты 2003 и 2008 гг. не лишены внутренней противоречивости и не предусматривают во всей полноте все возможные варианты описания библиографических сведе­ний изданий (произведений, документов). Неудобны в при­менении, громоздки и пробельны. Вузы, научные издатель­ства, научные журналы в связи с этим имеют собственные рекомендации по оформлению библиографических сведений. Краткий и удачный пример такой инстукции — «Требования к оформлению» работ, публикуемых в рамках Блищенковских чтений РУДН5. Однако госты устанавливают основные требо­вания и логику оформления библиографических сведений и пользоваться ими, особенно в случаях неопределенности, обязательно.

Добровольные помощники

Добровольные помощники могут оказывать значительную помощь при проведении крупных исследований, подготовке коллективных работ, разработке научных и учебных пособий. Целесообразно привлечение добровольцев, с учетом их вклада в личных показателях научно-исследовательской и обществен­ной работы, в рамках следующих видов работы:

- введение в отечественный научный и учебный оборот новых сведений о праве посредством перевода научных статей и специ­альных фрагментов нормативных актов на русский язык;

- создание учебных пособий, презентаций, иллюстратив­ных материалов;

- сбор, хранение и распространение специальных полно­текстовых электронных материалов;

- предварительное критическое обсуждение проектов полу­ченных научных и учебных результатов.

- сбор, хранение и распространение специальных полно­текстовых электронных материалов;

- введение в отечественный научный и учебный оборот но­вых сведений о праве посредством перевода научных статей и специальных фрагментов нормативных актов на русский язык.


Пример HTML-страницы

Интервью


Интервью Председателя Международного общественного движения
«Российская служба мира», руководителя  Центра культур народов БРИКС
 Шуванова Станислава Александровича газете «ЗАВТРА»
«Латинская Америка и Россия»
 №32    11 августа 2016  г.


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Российский юридический журнал


Российский юридический журнал №3 2017

ОТ МОНРО ДО ТРАМПА:
ДОКТРИНА США О ПРЕДВОСХИЩАЮЩЕМ ВОЕННОМ УДАРЕ
И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Фархутдинов Инсур Забирович

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях