О развитии интерэкоправовых идей. Очерк посвящен обзору идей основателя Центра Интерэкоправа Евразийского НИИ проблем права Евгения Анатольевича Высторобца в целях развития эколого-правовой охраны природы на уровне государства и на международном уровне.
№ 3 (82) 2015г.
Рассмотрены основные теоретические направления научной работы, представлены законченные и продолжающиеся проекты. Представлен итоговой документ II Школы интерэкоправа 2014 года.
DEVELOPMENT OF INTERECOLAW IDEAS. DEDICATED TO THE MEMORY E. A. WYSTOROBETS
This essay is dedicated to the review of the ideas of the founder of the Centre of interecolaw for Eurasian Scientific Research Institute of the Problems of Law Evgeniy Wystorobets for development Абанина E. H. of ecological and legal protection of nature at the state level and at the international level. The main directions of theoretical research as well as complete and ongoing projects are considered. The final document of the II School of interecolaw 2014 is presented.
Что... можно оставить после себя детям? Кроме доброго имени, важно оставить чистый воздух, чистую воду, плодородные почвы. Возродив природоохранные идеи, можно обрести надежду на будущее. Создав правовые условия, поощряющие реальные блага, можно высвободить энергию энтузиастов, готовых служить обществу.
Е. А. Высторобец
В 2010 году на базе Евразийского НИИ проблем права Евгением Анатольевичем Высторобцем был основан Центр интерэкоправа с целью объединения усилий заинтересованных лиц и организаций в решении интерэкоправовых задач. Долгосрочная цель деятельности Центра полностью совпадала с целью жизни ученого — экологизация правовой жизни для обеспечения права настоящего и будущих поколений на благоприятную окружающую среду.
За четыре года работы Центра Евгению Анатольевичу удалось сделать многое, прежде всего, объединить ученых евразийского пространства для проведения эколого-правовых исследований, популяризации экологических знаний и развития эколого-правовой науки.
Первая крупная реализованная усилиями Центра идея — сборник «Экологические положения конституций» — систематичная инкорпорация, создание методики формальной оценки экологичности конституций, исследование проблем соотношения принципов международного права и положений национального права. С уверенностью можно говорить о пользе сборника молодым ученым, так как сборник существенно облегчил изучение специальной части экологического права, позволил проводить сравнительные исследования основных положений экологического права зарубежных государств.
На книгу были опубликованы отзывы представителей образовательного сообщества, образовательных и просветительских проектов в ведущих рецензируемых научных журналах, что свидетельствовало об успешности применения издания3. После издания книги Е. А. Высторобец выражал уверенность, что в последующем результаты проекта послужат основой крупных научных открытий на пути экологизации сознания и деятельности граждан России и других государств мира к лучшему для сохранения и восстановления природы мироустройству, которое будет поощрять защиту публичного блага, охрану природы.
Самый значительный по числу соавторов (88 авторов из 12 стран) и самый долгий по времени исполнения (2 года) проект Центра — Антология интерэкоправа. Цель проекта — развитие экологического образования путем привлечения молодежи к исследованию познавательных источников и подготовки к публикации антологии интерэкоправа. Книга включает библиографические описания около 3500 познавательных источников, отражающих право, в том числе около 800 ссылок на скачивание полных текстов с 1830 г. по 2013 г. и сотни ссылок на скачивание полных текстов книг, статей, научных и учебных материалов, источниковедческие статьи. В связи с небольшим тиражом книги большим плюсом является открытость издания — Антология находится в сетях общего доступа http:// mield.narod.ru/Anthology_of_interecolaw_BLOCK.pdf.
В области популяризации экологических знаний Евгений Анатольевич организовал и провел Школу интерэкоправа в 2012 году в г. Саратове и в 2014 году в г. Новосибирске. Формат Школы был выбран не случайно; не конференция, не форум, не круглый стол, а школа — такая форма встречи, которая позволила учить и учиться. Школа включала в себя различные формы работы и методические подходы:
научный круглый стол, где ученые могли обменяться своими научными достижениями;
лекции перед студентами ведущих преподавателей российских и зарубежных вузов о проблемных вопросах международного экологического права;
стендовые доклады (постерная сессия — распечатанные доклады наиболее видных ученых в области экологического и международного экологического права на плакатах формата А1 размещаются на стенах аудитории для ознакомления всеми участниками);
трибуна молодого ученого — выступления аспирантов и студентов;
практические занятия со студентами — интерактивные формы обучения, включающие проведение олимпиады, мастер-классов, деловых игр, квестовой игры, мозгового штурма, интерэкоправового боя;
презентация книжных новинок и журналов.
О пользе и популярности такой формы развития экологоправовой работы говорит возросшее количество участников, как в очном формате, так и в заочном (публикация тезисов в сборнике) во второй Школе. В 2012 году участниками Школы стали более 100 ученых из 13 государств. (Страница Школы: http://iel1st.narod.ru/). В 2014 году в Школе интерэкоправа приняли участие 199 человек из 21 государства, в том числе очное участие — 89, заочное участие — 108, включая 70 слушателей, с докладами — 123 участников, программный комитет — 9, организационная группа — 4, рабочая группа — 8 человек7 (страница Школы: http://iel2nd.ucoz.ru/).
Преданно служа науке, Евгений Анатольевич был скромным, истинным ученым, он был генератором экологических идей, который не «копил» для себя, а с радостью делился с коллегами и студентами в поисках единомышленников по научной работе. Великое наследие он оставил нам, своим сподвижникам, коллегам — не только книги, но и информационное бесценное богатство — «Банк интерэкоправовых идей», который должен быть доступен для исследователей, потому что лучшее, что мы можем сделать — объединить наши усилия для продолжения того дела, которому он посвятил свою жизнь. Мне кажется правильным именно сейчас обнародовать его продолжающиеся и намечаемые проекты для всех заинтересованных в деле охраны природы ученых.
- Продолжение проекта и обновление издания «Экологические конституции стран мира». Для полного представления об охране окружающей среды в мире нормами основных законов предстоит исследовать многие конституции. Так, на русском языке не публиковались извлечения экологических положений из конституций следующих государств: Босния и Герцеговина; Ботсвана; Белиз; Бруней-Даруссалам; Бурунди; Кабо-Верде; Коморы; Конго; Эквадор; Джибути; Гана; Гренада; Гваделупа; Индонезия; Люксембург; Мартиника; Монтсеррат; Науру; Нигер; Маршалловы Острова; Гвинея-Бисау; Реюньон; Сейшелы; Сьерра-Леоне; Сингапур; Словакия; Того; Тонга; Тринидад и Тобаго; Буркина-Фасо; Уругвай; Самоа; Йемен; Замбия; и некоторых других административно территориальных образований, РК, Севастополя и субъектов федераций, кроме названных в России (83 из 85 обработаны).
- Продолжение проекта «Антология интерэкоправа», начиная с публикаций 2014 года. Идея проекта заключается в преемственности, в возможности дополнений Антологии всеми заинтересованными лицами. Положение об Антологии интерэкоправа и Шаблон таблицы каталога для заполнения находятся на странице Московской инициативы в развитие международного права окружающей среды (МИРмпОС) http:// mield.narod.ru/index/anthology_of_interecolaw/0-10. Заполненные таблицы можно отправлять в адрес и.о. руководителя Центра интерэкоправа Абаниной Елены Николаевны elena- Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. Ориентировочный срок издания дополнения к Антологии интерэкоправа — февраль 2016 г.
- Продолжение разработок методических материалов для преподавателей и студентов в целях повышения качества экологического образования.
1) Интерактивные формы интерэкоправа и экологического права (разработка планов занятий и материалов, обеспечивающих их подготовку и проведение). Успешным началом этого направления работы можно считать разработанную и апробированную на XVIII Всероссийской школе молодых ученых-юри- стов, занимающихся правовыми проблемами охраны окружающей природной среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, которая состоялась в 2014 году в д. Каменюки Брестской области Республики Беларусь, а также в рамках Второй Школы интерэкоправа в г. Новосибирске деловой игры «Правовые режимы природных ресурсов» («Ин- терэкоправовой бой»).
2) Методические рекомендации для исследователей интерэкоправа и экологического права. Исследовательская работа неизбежно требует вовлечения самого широкого круга познавательных источников и насущную необходимость иметь под рукой их пространные списки для облегчения выбора тем и «вхождения в тему» с использованием достаточного для этого объема литературы. Использование отдельных видов изданий и видов информации, подразделяемых по знаковой и материальной природе, взамен использования всех видов изданий и информации, учитывать которые возможно и целесообразно, снижает качество результата. Для повышения качества исследования были разработаны Методические рекомендации «Образование и наука. Право. Познавательные (вспомогательные) источники права. Общие требования к системному изучению. Форма, содержание и порядок выполнения работ», которые устанавливают общие требования к системному изучению познавательных (вспомогательных) источников права. Впервые в рекомендациях был определен принцип системного изучения познавательных (вспомогательных) источников права — как обязательное изучение права как единства отражающих закон и правоотношения познавательных (вспомогательных) источников права, в котором источники рассматриваются системно, с учетом разнообразия элементов, их функций и взаимосвязей между ними.
3) Составление глоссария интерэкоправа. Сам термин «интерэкоправо» является достаточно дискуссионным. Е. А. Вы- сторобец предложил под интерэкоправом понимать совокупность норм и принципов, регулирующих отношения между его субъектами в области охраны окружающей среды, ее ресурсов и другие международные экологические отношения — эколого-правовые международные отношения (отношения, регулируемые международным экологическим правом и международным правом окружающей среды — природоохранные, природоресурсные и другие смежные по предмету). Интерэкоправо — понятие «объединительное», включающее, подобно «внутреннему» экологическому праву страны, МЭП и МПОС — международные комплексы — природоохранного и природоресурсного права. Это понятие подчеркивает, что есть две относительно выраженные группы международных норм (природоохранные и природоресурсные) и что все исследования, в которых эта отрасль МПП называется по-разному, могут быть объединены, потому что развивать единую область исследований, нормотворчества и правоприменения взаимно полезно. С таким представлением не соглашались многие ученые. Например, А. Д. Буриан отмечал: «Действительно, считается и нормативно закреплено, что охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) включает деятельность, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия на окружающую среду и ликвидацию его последствий. Общепризнанно, что законодательство в области охраны окружающей среды (экологическое законодательство) — система специальных законодательных актов в области окружающей среды, актов природоресурсного законодательства и экологизированных элементов иного законодательства (административного, гражданского, предпринимательского, уголовного и другого). Иначе говоря, охрана природы и минимизация загрязнения подобно регулированию природоохранных и природоресурсных отношений — основные направления деятельности и правового регулирования. Два соответствующих направления деятельности и сложных элемента в системе экологических законодательных актов не только объективно существуют, но и достаточно сформированы, чтобы предопределять природоохранное и природоресурсное право как взаимосвязанные, относительно самостоятельные, и главное — сопоставимые подсистемы права. Если так можно выразиться, международное право не регулирует природоресурсные отношения в той степени, как экологическое право отдельно взятого развитого государства».
Резкого отторжения идеи существования отдельной отрасли интерэкоправа в научном мире уже нет, пусть в споре, но уже принимаются некоторые идеи. Для более глубокого изучения этого феномена и необходим глоссарий, в котором должны быть определены предмет и объект интерэкоправа, принципы интерэкоправа, метапринципы, источники и система источников интерэкоправа, метод экологизации, интерэкоправовая экспертиза и др.
- Продолжение научной разработки процесса «экологизации правовой жизни для обеспечения права настоящего и будущих поколений на благоприятную окружающую среду» как деятельности по сохранению и восстановлению экологичности. Экологичность — свойство объектов (материальных или нематериальных), а также процессов, заключающееся в таком соотношении их качеств (в том числе юридических), которое делает их способными служить только или преимущественно для общественного блага в интересах настоящего и будущих поколений. В целях регулирования отношений между гражданами, их объединениями, юридическими лицами, государственной власти в области сохранения и восстановления экологичности и экологизации общественных отношений был разработан проект формулировок отдельных положений для законопроекта «Об экологизации (о публичном порядке по сохранению и восстановлению экологичности)». Проект содержится в опубликованной статье, которая общедоступна в Сети. Ознакомление с ней — самый краткий способ получения представления о правовой идее.
- Исследование правового регулирования охраны и использования «других», не названных в статье 1 и 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» природных ресурсов — радиочастотных природных ресурсов; генетических, бальнеологических, геотермальных природных ресурсов на евразийском пространстве. Возможность правового регулирования названных «других» ресурсов Евгений Анатольевич связывал с необходимостью их законного использования, которое экономически целесообразно (геотермальные ресурсы), так как ресурсы представляют фактическую или потенциальную ценность.
- Запланированные интерэкоправовые проекты:
Евразийские экологические судебные дела (систематизированный сборник) ;
Инкорпорация норм стран мира об общем природополь
Neo-законодательство стран мира (законодательство зарубежных государств в части экологизации неэкологических отношений);
Компендиум доктрин, теорий, крупнейших отраслевых понятий интерэкоправа и экологического права;
Правовые обычаи и иные редкие формы регулирования экологических отношений.
- Проведение Школы интерэкоправа с целью популяризации экологических знаний на евразийском пространстве, обмена научным и образовательным опытом в области международного, внутригосударственного, транснационального экологического права.
В завершение обзора представляется необходимым привести основные положения Итогового документа Второй Школы интерэкоправа 2014 г., поддерживать и выполнять которые высказали решимость все участники Школы, и к выполнению которых могут присоединиться все неравнодушные к делу охраны природы посредством права:
- Поддержать и принять участие в актуализации Антологии интерэкоправа.
- Способствовать распространению научно-образовательных программ, актуальной информации о возможностях сотрудничества, опубликования трудов, участия в мероприятиях и проектной деятельности, представляющих взаимный интерес.
- Использовать в образовательном процессе опыт преподавателей других государств по проведению занятий в интерактивных формах по правовым дисциплинам.
- Использовать взаимный опыт содействия евразийской интеграции с помощью инструментов регулирования экологических правоотношений, их одновременного и единообразного применения.
- Уделить дополнительное внимание единению в евразийском сотрудничестве его активных участников с Украиной,
Китаем, Индией, Туркменистаном, прибалтийскими, балканскими и другими европейскими государствами, а также сотрудничеству с государствами Нового Света.
- Способствовать воплощению метапринципов интерэкоправа в праве и в повседневной жизни людей.
- Подтвердить необходимость соблюдения международных договоров во всех районах, где каждая Сторона осуществляет 11. свой суверенитет, а также свои суверенные права и юрисдикцию.
- Руководствуясь основной нормой экологичности катализировать сохранение, возрождение и социальное продвижение человека экологичного, духовного, разумного homo 12. naturae spiritualia sapiens, опирающегося на собственные силы, дружественных участников правоотношений и neo- законодательство.