Привлекательность оказания бесплатной юридической помощи адвокатами зависит от субъекта Российской Федерации, в котором оказываются услуги адвокатами, а также от разницы между получаемыми субсидиями за оказание бесплатной юридической помощи и получения гонорара вознаграждения по иным делам.
Осмыслить данную ситуацию, которая сложилась в настоящее время и понять, как она может отразиться на выборе адвокатов участвовать в системе бесплатной юридической помощи можно, проведя сравнительный анализ. Поскольку финансирование бесплатной юридической помощи находится в ведении субъектов Российской Федерации, граждане, имеющие право на получение такой помощи, находятся в зависимости от расходных обязательств региона, в котором проживают. Проведенный анализ раскрывает объективную картину должного участия адвокатов в оказании бесплатной юридической помощи гражданам в рамках ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ. В статье рассматривается соотношение оплаты труда адвоката в рамках оказания бесплатной юридической помощи и гонорара по соглашению на примере 6 субъектов РФ.
Ключевые слова: адвокат, бесплатная юридическая помощь, субъекты Российской Федерации.
ПОЗДНЯКОВА Татьяна Сергеевна
аспирант кафедры государственного и муниципального права Сургутского государственного университета, начальник юридического отдела ООО ТЛК «СЕВЕР»
POZDNYAKOVA Tatyana Sergeevna
postgraduate student of State and municipal law sub-faculty of the Surgut State University, Head of Legal Department of TLC “SEVER" Ltd
REGIONAL DIFFERENCES OF “PRO BONO” ASSISTANCE PROVIDED BY LAWYERS IN THE SYSTEM OF FREE LEGAL AID IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE PROBLEMS OF ITS ATTRACTIVENESS
The attractiveness of providing free legal aid by lawyers depends on the subject of the Russian Federation, in which the services are provided by lawyers, as well as on the difference between the subsidies received for providing free legal aid and receiving fees for other cases. To understand this current situation and understand how it may affect the choice of lawyers to participate in the system of free legal aid one can conduct a comparative analysis. Since the financing of free legal aid is under the jurisdiction of the subjects of the Russian Federation, the citizens who have the right to receive such assistance are dependent on the expenditure commitments of the region in which they live. The analysis reveals an objective picture of the proper participation of lawyers in the provision of free legal aid to the citizens under the Federal Law "On free legal aid in the Russian Federation” from 21.11.2011 1 324-FZ. The article considers the ratio of attorney’s remuneration within the frames of rendering free legal aid and fees under the agreement on the example of 6 subjects of the Russian Federation.
Keywords: lawyer, Pro bono, the subjects of the Russian Federation.
С момента принятия ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в 2011 г. [1] научное сообщество всерьез заговорило о необходимости официального закрепления наличия у субъектов, оказывающих такую помощь, не только высшего юридического образования, но и определенной квалификации, достаточной для ее оказания, исходя из требования п. 5 ст. 5 названого закона.
Как полагают О. В. Николайченко и И. А. Зырянов для определения оценочного критерия качества оказываемой юридической помощи необходимо стандартизировать данный вид услуг, поскольку проверить насколько качественно была оказана услуга в настоящее время может только специалист [2]. Однако, пока этого не сделано, основными, универсальными игроками в данном правовом поле активно выступают адвокаты и адвокатские образования, привлекаемые как в государственную, так и в негосударственную систему оказания бесплатной юридической помощи.
По мнению И. С. Яртых, «Суть государственной бесплатной юридической помощи составляет ее бесплатность для тех, кому она оказывается. Лицам и организациям, которые оказывают такую помощь, работа оплачивается государством. Также за счет государства обеспечивается создание условий для оказания такой помощи» [3]. Законодатель передал регионам возможность наряду с финансированием данной деятельности определить участников системы. Вместе с тем, регионы «не мудрствуя лукаво» сделали выбор в пользу известных субъектов оказания такой помощи, из числа предложенных в Федеральном законе. Согласно отчету о деятельности Совета Федеральной палаты адвокатов РФ за период с апреля 2019 г. по апрель 2021 г. «По данным Министерства юстиции РФ, в 59 субъектах Российской Федерации основными участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются только адвокаты» [4].
Адвокаты оказались в подавляющем большинстве самыми востребованными категориями лиц, оказывающих юридическую помощь «Pro bono», под их вид деятельности закладывались значительные суммы региональных расходных обязательств.
По мнению А. М. Шадже, С. Г., Дзыбовой, А. А. Нови- ченко «В совокупности действующих правовых норм можно констатировать, что оказание бесплатной юридической помощи, установленной законодательством, обеспечивается назначением адвоката к ее оправлению уполномоченным органом или должностным лицом и является безусловной обязанностью адвокатуры» [5].
И действительно, адвокаты как нельзя лучше подходят под квалификационные требования, сформулированные законодателем, кроме того, адвокатская деятельность основана на Конституции РФ [6], независима от иных институтов гражданского общества, не входит в систему органов госу-
Таблица 1. Оплата труда адвоката в рамках оказания бесплатной юридической помощи и гонорара по соглашению
(Астраханская область и Нижегородская область)
Услуги |
Астраханская область |
Нижегородская область |
|||||
БЮП [10] (руб.) |
Гонорар [11] (руб.) |
Разница (раз) |
БЮП [12] (руб.) |
Гонорар [13] (руб.) |
Разница (раз) |
||
Консультации |
Устные |
400 |
1000 |
<2,5 |
675 |
1000 |
<1,5 |
Письмен. |
800 |
2000 |
<2,5 |
1050 |
2000 |
<1,9 |
|
Подготовка процессуальных документов |
2075 |
2500 |
<1,2 |
1500 |
5000 |
<3,3 |
|
Подготовка документов |
апелляция |
3340 |
8500 |
<2,5 |
1500 |
7000 |
<4,6 |
кассация |
8000 |
<2,4 |
|||||
Представительство в суде |
Мировой |
2460 |
4500 с/день |
<3,1 |
1950 с/день |
7500 с/день |
<3,8 |
Городской |
|||||||
апелляция |
5000 с/день |
<3,5 |
1500 с/день |
10000 с/ день |
<6,6 |
||
кассация |
дарственной или муниципальной власти, саморегулируема, действует на основе принципов законности, корпоративности и равноправия адвокатов.
Адвокаты без сомнения являются высококвалифицированными юристами, получившими адвокатский статус «потом и кровью», оказывающими свою деятельность на профессиональной основе, постоянно повышающие свою квалификацию и несущие определенные ограничения, налагаемые особым статусом. Данное лицо имеет право в силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ [7], консультировать, составляет заявления, ходатайства, жалобы и иные документы правового характера, представлять интересы доверителя в суде, участвовать во всех видах судопроизводства, представлять интересы доверителя в органах государственной власти, а также в иных органах и организациях.
Из отчета о деятельности Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации за период с апреля 2019 г. по апрель 2021 г. явствует, что количество адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь определенным категориям граждан Российской Федерации, постепенно снижается. Так в 2019 г. в государственной и негосударственной системе оказания бесплатной юридической помощи приняли участие - 24 487 адвокатов, в 2020 г. - 22 896 адвокатов. Оказано помощи «pro bono», за 2019 г. - 257 493 случаев, за 2020 г. - 232 285 случаев [4].
Однако, как справедливо отмечает П. А. Зеленский, в результате общения опыта оказания бесплатной правовой помощи субъектами государственной системы бесплатной юридической помощи отмечается низкое освоение бюджетных средств, заложенных в рамках расходных обязательств субъектами РФ [8]. Это подтверждается также данными по Тюменской области, «адвокатами, участвующими в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, в первом полугодии 2017 г. оказана помощь по 373 обращениям. Из них устное консультирование - 178 и только 23 случая представления интересов в судах и других органах. За оказание указанной юридической помощи адвокатам выплачено 13 % от общего объема заложенных в бюджет денежных средств» [9].
Из проведенного сравнительного анализа явствует, что и адвокаты, и граждане, имеющие право на получение бесплатной юридической помощи, находятся не в равных условиях и предпосылкой для этого являются разные расходные обязательства субъектов РФ при субсидировании данного института права, а также перечень таких услуг и случаев, по которым предусмотрена помощь. Рассматривая ставки по гонорарам исходя из минимальных, сформировавшихся в каждом регионе России цен на определенные услуги адвокатов, отмечается тенденция к предложению регионами РФ более низкой цены за оказание услуг в рамках систем бесплатной юридической помощи нежели минимальные ставки, определенные советом адвокатских образований того же самого региона.
Наиболее заметна разница в сравнении простых и сложных правовых услуг. Так, если разница в оплате за простую устную консультацию варьируется от 0 до 12,5 раз, то рассматривая представительство в суде мы отмечаем уже разницу от 3,1 до 41 раза, что говорит о не просто низких, а о крайне низких ставках адвоката, предложенных регионом. В результате чего основная масса оказанных услуг адвокатами приходится на дела меньшей сложности, нежели хотелось бы. Примечательным в системе бесплатной юридической помощи является разница в названии услуг и их количестве у регионов. Категория «Представление интересов в суде» является одной из самых запутанных, отражающих нежелание разбираться в особенностях предоставления правовых услуг. В большинстве случае данная услуга обобщена и не подразделяется на предварительное и основное судебное заседание, а также не зависит от судебных инстанции.
Наглядно показана разница не только в стоимости услуг субсидируемой правовой помощи и оценке гонораров адвокатов по иным соглашениям, но и разница в оценке услуг между субъектами РФ. Интересным представляется тот факт, что даже в дотационных регионах, таких как, республика Крым и Камчатский край стоимость услуг адвокатов в рамках бесплатной юридической помощи выше, чем в регионе- доноре, как например Тюменской области.
Наблюдая за выявленными противоречиями, можно с точностью сказать, что сложившаяся ситуация не способствует привлекательности основных субъектов оказания бесплатной юридической помощи участвовать в данной системе, служит не эффективным инструментом в решении проблем правового нигилизма и обеспечения равного доступа к получению квалифицированной юридической помощи.
Для исправления ситуации необходимо систематизировать данные о компенсации труда адвокатов по предоставляемым категориям услуг, привести их в единообразное состояние, структурировать и закрепить на законодательном уровне, что позволит в дельнейшем принять взвешенное решение о необходимости равномерного распределения бремени регионов по оплате труда субъектов, участников системы оказания бесплатной юридической помощи субсидиарно с Российской Федерацией, дабы в дальнейшем граждане РФ получали одинаковый комплекс услуг вне зависимости от места проживания.
Таблица 2. Оплата труда адвоката в рамках оказания бесплатной юридической помощи и гонорара по соглашению
(Республика Крым и Волгоградская область)
|
|
Республика Крым |
Волгоградская область |
||||
Услуги |
|
БЮП [14] (руб.) |
Гонорар [15] (руб.) |
Разница (раз) |
БЮП [16] (руб.) |
Гонорар [17] (руб.) |
Разница (раз) |
Консультации |
Устные |
1000 |
2000 |
<2 |
137 |
1500 |
<10,9 |
Письмен. |
2000 |
7000 |
<3,5 |
342 |
2000 |
<5,8 |
|
Подготовка процессуальных документов |
4000 |
10000 |
<2,5 |
562 |
10000 |
<17,8 |
|
Подготовка |
апелляция |
4000 |
15000 |
<3,8 |
562 |
7000 |
<12,5 |
документов |
кассация |
||||||
|
Мировой |
|
10000 с/ |
<3,3 |
|
6250 с/день |
<4,5 |
Представительство в суде |
Городской |
|
день |
<3,3 |
|
8750 с/день |
<6,4 |
апелляция |
3000 с/день |
15000 с/ день |
<5 |
1363 с/день |
20000 |
<14,7 |
|
кассация |
|
<5 |
|
12500 с/ день |
<9,2 |
Таблица 3.Оплата труда адвоката в рамках оказания бесплатной юридической помощи и гонорара по соглашению
(Камчатский край и Тюменская Область)
|
|
Камчатский край |
Тюменская область * |
||||
Услуги |
БЮП [18] (руб.) |
Гонорар [19] (руб.) |
Разница (раз) |
БЮП [20] (руб.) |
Гонорар [21] (руб.) |
Разница (раз) |
|
Консультации |
Устные |
1080 |
- |
>1080 |
300 |
2500 |
<8,3 |
Письмен. |
1620 |
- |
>1620 |
500 |
5000 |
<10 |
|
Подготовка процессуальных документов |
2160 |
- |
>2160 |
1000 |
15000 |
<15 |
|
Подготовка |
апелляция |
3600 |
10000 |
<2,8 |
1000 |
15000 |
<15 |
документов |
кассация |
||||||
|
Мировой |
|
8333,34 с/ день |
|
|
50000 дело |
<12,5 |
Представление в |
Городской |
2700 с/день |
<3 |
4000 дело |
|||
суде |
апелляция |
|
40000 дело |
<10 |
|||
|
кассация |
|
10000 |
<3,7 |
|
Принятые сокращения:
* районный коэффициент местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
БЮП - оплата труда адвоката в системе оказания бесплатной юридической помощи.
Гонорар - минимальные рекомендованные ставки труда адвокатов субъекта РФ. день - оплата за один день работы, независимо от количества затраченных часов. с/день (судодень) - один день участия адвоката в суде, независимо от затраченных часов. дело - оплата за все дело целиком, независимо от количества затраченных часов (дней).
Разница (раз) - разница в оплате гонорара адвоката в количестве раз в большую (>), меньшую (<) или равную (=) сторону в зависимости от размера вознаграждения БЮП.
- отсутствие сведений по данным категориям услуг на дату исследования.