Как и в большинстве других колоний и протекторатов Великобритании, в основе правовой системы Сингапура лежит английское право, и в частности - общее право, которое, как известно, складывалось столетиями на основе судебных решений.
Основой рецепции английского права в Сингапуре послужили так называемые хартии правосудия - патентные письма Короны Британской империи, которые наделяли Ост-Индскую компанию правом осуществлять правосудие на территории колонии Стрейтс-Сетлментс, в состав которой Сингапур входил с 1826 г. Особенно важное значение имеет вторая хартия правосудия, поскольку именно с ее дарованием английское право становилось частью правовой системы Сингапура. Гибкость системы общего права позволяла наиболее плавно адаптировать английское право к местным особенностям, что было существенным в связи с большим притоком иммигрантов из Китая, Индии, Индонезии и некоторых других стран ввиду наращивания торгового потенциала Сингапура. Как отмечают некоторые исследователи, английское право применялось в Сингапуре фрагментарно, в большей мере выполняя функцию восполнения пробелов в текущем правовом регулировании тех или иных вопросов. Применение судами английского права позволило обеспечить стабильность государственного строя. Вплоть до 1994 г. высшей апелляционной судебной инстанцией в Сингапуре был Судебный комитет Тайного совета Великобритании.
Вместе с рецепцией английского права Сингапур закрепил в своей правовой системе принцип верховенства права, описанный А. В. Дайси ещё в 1885 году в труде «Основы государственного права Англии. Введение в изучение английской конституции». Дайси выделял в принципе верховенства права три составляющих: во-первых, возможность наказания только за нарушение закона и в определенном законом порядке, во-вторых, равенство всех перед законом и судом вне зависимости от чина или статуса и, в-третьих, главенствующую роль судебной власти в формировании правовых принципов в ходе рассмотрения конкретных дел. Концепция А. В. Дайси породила большую дискуссию в науке относительно содержания принципа верховенства права. В современной доктрине выделяют два подхода к содержанию принципа верховенства права: верховенство права в формальном и фактическом смыслах, или в узком и широком смыслах. Верховенство права в узком смысле не касается реального содержания права, а затрагивает лишь формальное соблюдение внешних критериев, таких как соблюдение процедуры принятия нормативного правового акта, прозрачность применения этих актов, распространение их действия. Верховенство права в широком смысле, в свою очередь, сочетает в себе не только необходимость соблюдения формальных критериев, но включает в себя основные права и свободы, которые по природе своей берут, по мнению сторонников такого подхода, своё начало в концепции верховенства права и, таким образом, неотъемлемы от неё. В отечественной науке также встречаются различные взгляды на содержание принципа верховенства права. Например, С. А. Грачева, анализируя существующие интерпретации данного принципа, отмечает разницу в его понимании как различными интеграционными наднациональными объединениями, международными организациями, так и государствами при его восприятии в свои правовые системы, указывая при этом на нечёткость и неопределенность данного явления. В. Д. Зорькин отмечает, что верховенство права является ключевым аспектом в установлении демократического порядка, в особенности в контексте современных вызовов и угроз, стоящих перед государствами. Д. Г. Морозов видит в верховенстве права, главным образом, верховенство закона, «связанность» власти законом и урегулирование общественных отношений буквой закона.
Сингапурское видение верховенства права, с одной стороны, можно было бы отнести к широкому пониманию ввиду широкого набора провозглашаемых прав и свобод, однако в силу исторических особенностей становления государственности в Сингапуре реализация принципа верховенства права имеет отличительные черты, из-за которых речь идет скорее об узком смысле.
С момента своего образования Партия народного действия стремилась укрепить принцип верховенства права в Сингапуре, особенно после отделения от Малайзии, когда необходимость сплотить полиэтническую и мультикультурную нацию встала особенно остро. Для такого сплочения потребовалось расширение государственного вмешательства не только в экономическую и политическую сферы жизни, но и в социально-культурную. Ли Куан Ю неоднократно указывал на важность принципа верховенства права, отмечая при этом невозможность применения данного принципа в трактовке Дайси ввиду суровых социально-экономических условий, сложившихся к моменту разделения Малайзии. В 1967 году, выступая перед Сообществом адвокатов и солиситоров Сингапура, он отметил, что власти удалось закрепить и воплотить в жизнь принцип верховенства права. Действующий Премьер- министр Ли Сяньлун, в свою очередь, также подчеркивает значимость следования принципу верховенства права, благодаря которому удалось построить справедливую и эффективную правовую систему. Правительство Сингапура включает в понятие верховенства права такие составляющие, как: неотвратимость наказания, равенство всех перед законом, независимость и беспристрастность суда, баланс между гарантированными правами и свободами человека и общественной необходимостью поддержания порядка и гармонии между различными меньшинствами.
При этом, как отмечают некоторые исследователи, принцип верховенства права в Сингапуре устанавливался авторитарными методами и носил репрессивный характер. Именно из стремления уравновесить интересы всего общества и отдельно взятого индивида права и свободы человека могут быть ограничены, поскольку в Сингапуре интересы всего общества ставятся на первое место. В отличие от западного подхода к концепции прав и свобод человека в Сингапуре действует своя система ценностей, с одной стороны закрепляющая эти права и свободы, а с другой - ставящая интересы всего общества на первое место, ведь ключевую роль в формировании этой системы ценностей сыграл этнический состав, большая часть которого - китайцы, привнесшие в государственный механизм конфуцианское тяготение к патриархальному укладу. Именно такое культурное наследие «способствовало сохранению авторитарных начал» в обществе.
Вследствие такого подхода к роли государства в Сингапуре - суровая система наказаний, в том числе за те деяния, которые в западной культуре декриминализованы. В качестве иллюстрации можно привести несколько нормативных правовых актов. Так, Закон о внутренней безопасности, который был введен британскими властями еще в 1950 г. на всей территории Малайи как способ борьбы с распространявшейся идеей коммунизма, далее трансформировавшийся в Закон о внутренней безопасности Малайзии 1960 г. и рецепиированный в законодательство независимого Сингапура в 1963 г. Помимо запрета террористической и экстремисткой деятельности, этот нормативный правовой акт предусматривает возможность наложения запрета на использование в общественных местах не только квазиармейской символики, но и символики какой-либо политической организации, наказуемое либо штрафом до 2 000 Сингапурских долларов, либо лишением свободы на срок до одного года, либо их сочетанием. Закон предусматривает возможность задержания любого лица в целях предотвращения нарушения безопасности Сингапура или его части или общественного порядка на срок до двух лет (ст. 8), наложения запрета на издание и распространение таких материалов, которые, по мнению министра коммуникации и информации, не только призывают к разжиганию насилия, национальной розни и нарушению правопорядка, но и в целом могут повлечь нарушение национального интереса Сингапура (п. d ст. 20), наложения ответственности на любого, кто устно или письменно распространяет ложные сведения, могущие вызвать панику в обществе (ст. 26), а также - что немыслимо в западной культуре - возможность обыска любого индивида, транспортного средства или помещения полицейским без соответствующего ордера в случае возникновения у последнего подозрения, что при обыске может быть выявлено доказательство совершения противоправного деяния, с последующей выемкой найденного (ст. 28).
Закон о здоровье населения и окружающей среде предполагает ответственность физических и юридических лиц за любое действие, которое может повлечь загрязнение общественных мест, и содержит детальный, хотя и не исчерпывающий, перечень таких действий, включая, например, помимо очевидного запрета на выброс ядовитых жидкостей и мусора, выпавшие волосы, кровь, выделения из дыхательных путей и т. п. (ст. 17).
Что касается видов наказаний, Уголовным кодексом предусмотрен, помимо лишения свободы, конфискации, штрафа и смертной казни, такой архаический вид, как избиение плетьми, который чаще всего выступает дополнительным видом наказания, но может быть и основным, например, за участие в незаконных собраниях (ст. 144), покушение на убийство по неосторожности (п. b ст. 304), похищение человека без цели причинения смерти (ст. 363, 363 А). Особенно сурово караются преступления за незаконный оборот наркотиков.
Важность соблюдения принципа верховенства права отмечали в разные годы и председатели Верховного суда Сингапура. Х. П. Юн отмечал, что правовая система Сингапура полностью построена на принципе верховенства права, только благодаря которому удалось создать чёткую и эффективную систему законодательства и правоприменения. При этом, из-за различий в идеологии и, как следствие, в интерпретации принципа верховенства права мировое сообщество критикует Сингапур за авторитарные методы управления государством и за исключения таких важных составляющих принципа верховенства права, как личные свободы и независимость суда. Судебная система, несмотря на то, что структурно и процедурно основана на англо-саксонской традиции и формально независима, по распространённому на Западе мнению, обычно благоволит правительству и партии большинства. В некоторых случаях суды ограничивают свободу слова, независимую политическую деятельность, свободу собраний и иные базовые права, которые считаются основными в концепции верховенства права в западном её понимании. Третий председатель Верховного суда С. К. Чань отмечает необоснованность критики судебной власти с точки зрения благоволения воле правящей элиты. В ряде знаковых дел Высокий и Апелляционный суды указывали на связанность суда только лишь вопросами юридического характера, к которым ни в коем случае не относятся политические мотивы и действия тяжущихся сторон, поскольку «пристрастная и зависимая судебная власть так же пригодна, как соль, потерявшая свой вкус» (перевод автора - Д. К. Молчановой). При этом, те же самые дела используются критиками в качестве иллюстрации зависимости суда от использования Правительством судебной власти для политических репрессий. По мнению действующего председателя Верховного суда С. Менона, важнейшей составляющей принципа верховенства права является совпадение буквы закона и реализации закона. Действительно, суды - это и правоприменители, и толкователи законов.
Что касается объективных цифр, по данным Проекта Всемирного правосудия за 2017-2018 гг. Сингапур является одним из лидирующих государств в сфере верховенства права.
Так, среди государств Восточной Азии и стран Тихоокеанского региона Сингапур занимает 3 место из 15 государств (на первом и втором местах расположились Новая Зеландия и Австралия, соответственно) и 13 место в мировом рейтинге (всего оценивалось 113 государств).
По ограничению властных полномочий государственных органов, в том числе посредством реализации свободы слова, Сингапур находится на 25 строчке, по отсутствию коррупции (оценка производится по трём параметрам: взяточничеству, ненадлежащему влиянию на государственные или частные интересы и хищению государственных средств и ресурсов) - на 4 месте. Что касается открытости деятельности государственных органов и возможности населения влиять на эту деятельность, а также гарантированности основных прав и свобод Сингапур занимает 28 и 32 места, соответственно. По поддержанию общественного порядка и безопасности лиц и собственности Сингапур занимает первое место, а по исполнению нормативных актов - второе. По доступности к правосудию, в том числе возможности оспаривания злоупотреблений со стороны государственных органов и должностных лиц, а также с точки зрения стоимости, недискриминации и некоррумпированности, Сингапур занимает 5 место (как по гражданским, так и по уголовным делам).
Подытоживая сказанное, автору представляется, что принцип верховенства права существует и применяется в современном Сингапуре, пусть и не в его классической форме. При этом следует принимать во внимание специфику менталитета граждан Республики Сингапур, которому свойственно придерживаться патриархальной традиции, в том числе в области правового регулирования. Следует также обратить внимание и на тот факт, что несмотря на проанализированные особенности реализации принципа верховенства права в Республике Сингапур, он, тем не менее, находит своё воплощение в одном из самых безопасных обществ в мире по оценке некоторых международных организаций.
МОЛЧАНОВА Дария Кирилловна
преподаватель кафедры конституционного права МГИМО (У) МИД России