Машино-место как часть зданий и помещений давно являлось предметом сделок в строительном, девелоперском, арендном бизнесе. Вопрос о разделе машино-мест зачастую всплывал в рамках инвестиционных договоров, а также при реализации вновь созданных объектов.
В случае возникновения споров относительно данных объектов суды ранее были вынуждены изучать их статус дополнительно в рамках разрешения дела по существу. Следует отметить, что ранее в законодательстве не существовало понятия «машино-место», и его закрепление в гражданском законодательстве было осуществлено достаточно недавно.
Машино-место находит свое закрепление и в законодательстве зарубежных стран. Ее правовая конструкция в мировом аспекте носит различный характер, впрочем, как и в отечественной практике, существовавшей до 01 января 2017 года. При изучении поставленного вопроса остановимся подробнее на мировом опыте определения статуса машино-места в гражданском законодательстве Германии, Австрии и США.
Для Федеративной Республики Германии, с ее романогерманской правовой системой, свойственно, что жилищная собственность представляет собой единство неразрывно связанных отдельного права собственности на квартиру или иное помещение, не служащее целям проживания, и права общей собственности на общее имущество, к числу которого относится земельный участок и все части здания, относящиеся к нему сооружения и устройства, не выделенные на отдельном праве собственности и не принадлежащие третьим лицам.
Как правило, парковочные места относятся к общей собственности. Вместе с тем они могут стать объектом отдельного права собственности на основании соглашения или волеизъявлении о разделе, но для этого необходимо соблюсти некоторые условия. В соответствии с абзацем 2 параграфа 3 Закона о жилищной собственности Германии отдельное право собственности может быть образовано только тогда, когда квартира или иное помещение является обособленным.
Парковочное место в гараже будет считается обособленным, если его площадь ограничена длительной маркировкой. Следовательно, для признания машино-места самостоятельным объектом права собственности необходимо установить, является ли оно обособленным и обладает ли свойством поме- щения. При этом данный вопрос встает только в отношении парковочных мест, расположенных на подземной стоянке, но не в отношении наземных машино-мест, расположенных непосредственно на земельном участке, так как они определенно не обладают свойством обособленности. Парковочные места должны иметь хотя бы в целом пространственную ограниченность, по крайней мере, внутри здания. Иной подход противоречил бы самой концепции жилищной собственности, которая всегда связана со зданием.
Предпосылками для обособления машино-места по законодательству Германии являются следующие условия:
Парковочное место должно быть выделено зримо и на длительный период времени, что устранило бы всякие сомнения в существовании в его отношении права собственности различных лиц. Судебной практикой признаны в качестве длительной маркировки, например, сооружение стен из цемента, бетона и иных строительных материалов, закрепленные ограничивающие приспособления из камня и металла, прочно вставленные в землю обозначающие столбики. При этом разметка краской не считается надлежащим средством для обособления вследствие постоянной необходимости ее обновления из-за стирания при проезде.
Обособленность также предполагает, что третьи лица не могут беспрепятственно использовать данное машино-место для парковки, например, в результате установки шлагбаума.
В случае если машино-место не обладает вышеописанным свойством обособленности, оно может стать объектом лишь права отдельного пользования, на основании которого уполномоченный жилищный собственник получает право единоличного пользования частью общей собственности, осуществлению которого не смогут воспрепятствовать третьи лица. Право же самостоятельного пользования машино-местом приобретается на основании договора между конкретным собственником и товариществом собственников жилья.
Такой подход нашел свое отражение и в нашей отечественной судебной практике и повлиял на дальнейшее развития рассматриваемого вопроса.
Кроме того, нельзя обойти вниманием законодательство государства Австрии. Согласно положениям Закона о жилищной собственности Австрии 2002 года парковочные места являются самостоятельным объектами жилищной собственности и представляют собой четко ограниченную посредством маркировки территорию, которая служит исключительно для стоянки автотранспортных средств и подходит для этого в соответствии с ее размером, положением и состоянием.
Данная норма стала новеллой для австрийского права. Ранее право жилищной собственности признавалось только на самостоятельные обособленные помещения, предназначенные для стоянки автомобилей, а также на четко ограниченные машино-места в зданиях, специально предназначенные для парковки автотранспортных средств. Таковыми объектами признавались гаражи (боксы) и машино-места в паркхаусах. Остальные парковочные места считались принадлежностью права на помещение в доме. Со вступлением в силу нового закона произошли существенные изменения, которые называли даже революционными. Теперь право собственности может быть признано и на парковочные места, находящиеся непосредственно на земельном участке. Однако данные изменения привели к возможности появления двух категорий собственников:
- Субъекты, которые наравне с машино-местом имеют также в собственности жилое или иное помещение в доме.
- Субъекты, которые являются собственниками только машино-места.
В этой связи были введены следующие ограничения, действующие в течение первых трех лет с момента придания машино-месту статус самостоятельного объекта права собственности:
- Оно может принадлежать только лицам, владеющим на праве собственности иным помещением в здании.
- Лицо вправе приобрести более одного машино-места, если их число превышает количество собственников помещений.
Вместе с тем сделки по отчуждению парковочных мест в этот период действительны, но право на него не может быть зарегистрировано. Для гарантирования прав покупателя в таких случаях прибегают к заключению договора аренды с включением права арендатора на выкуп, а также к установлению сервитутов на право парковки транспортных средств.
Вместе с этим, например, в некоторых штатах Америки, парковочные места могут регулироваться в зависимости от права на основании которого оно принадлежит лицу. Так, американскому законодательству присуще владение машиноместом на правах общего имущества собственниками здания, сооружения, либо же на правах общего имущества с исключительным правом использования определённым собственником квартиры (дома). Однако при этом парковочное место, находящееся в частной собственности представляется оборотоспособным самостоятельным объектом.
В этом случае обладатель права имеет абсолютное и полное право собственности, включающие в себе право продавать, передавать и распоряжаться машино-местом иным установленным законом способом отдельно от жилой части — квартиры, дома.
Европейский опыт по изучению проблемных вопросов, касающихся машино-места, сформировал определенную позицию. Это касается, прежде всего, необходимости ввода нормирования обеспеченности машино-местами относительно площади вводимых помещений в границах городской застройки. Об этом же говорят и некоторые Российские нормы. Более того, суды иногда указывают, что разрешение на строительство или разрешение на ввод в эксплуатацию не может быть выдано без соответствия проекта или построенного объекта по количеству предполагаемых машино-мест установленному нормативами.
Так, например, Муниципальное образование город Краснодар устанавливает положение о том, что при проектировании многоквартирных домов в границах земельного участка многоквартирного дома следует предусматривать места для хранения и парковки автомобилей жителей из расчета на одну квартиру не менее 0,75 машино-места.
Необходимо отметить, что полезным для развития статуса «машино-места» в России было бы применение кадастрового учета аналогичному, предусмотренному в Королевстве Нидерланды, а именно применение 2,5D- кадастра и 3D-кадастра. При этом применение 3D регистрация в Нидерландах пока является дополнительной по отношению к 2D или 2,5D. Переход на 2,5D- кадастр был осуществлен из-за необходимости отображать объекты находящиеся под землей и знать, кому они принадлежат. Также 2,5D-кадастр может применяться для описания объектов капитального строительства, дает возможность устанавливать права на объект учета в объеме. Такой кадастр уже действует в Белоруссии, Норвегии, Швеции. При этом во многих странах уже пытаются создать 3D-кадастр, который дает представление не только о земельных участках, но и об объектах недвижимости. Введение 2,5D- кадастра и 3D-кадастра позволит решить некоторые проблемы создания машино-места, в частности поможет определению самого объекта.
Принимая во внимание мировой опыт по регулированию подобных отношений, следует заметить, что для них характерно наделение машино-мест свойствами объектов недвижимости при наличии у них долговременной маркировки, под которой подразумеваются прочные бетонные невысокие ограждения, разделительные столбики и иные видимые конструкции. В случае, когда границы машино-места зафиксированы только на чертеже или цветной краской на асфальте, представляется недостаточным таких мер по индивидуализации соответствующей парковочной площадки, имеющей определенную площадь. Однако такое решение вполне оправдано, так как позволяет свести к минимуму возможные споры между собственниками соседних машино-мест о правах каждого.
На сегодняшний момент, проблема, связанная с определением правового статуса и отнесением машино-места к объекту недвижимости, решена и ликвидирована неопределенность в правовом положении машино-мест. Легальное определение понятия «машино-место» с 1 января 2017 года содержится в пункте 29 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Под машино-местом понимается предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Таким образом, мы видим, что российское законодательство частично отразило мировую практику правового регулирования данного вопроса. Машино-место теперь является особой, исключительной разновидностью недвижимой вещи. Кроме того, определение правового статуса машино-места в российском законодательстве дает толчок для дальнейшего развития правоотношений в сфере осуществления парковочной деятельности в Российской Федерации.
ДАШКО МаринаАлександровна
старший преподаватель кафедры гражданского права Южного института менеджмента (г. Краснодар)
КОЧУРА Анастасия Сергеевна
магистрант юридического факультета Южный институт менеджмента (г. Краснодар)