Соглашение между Россией и Норвегией 2010 года- серьезный шаг на пути к полноценной совместной разработке трансграничных месторождений в Баренцевом море.
Соглашение устанавливает базовые принципы сотрудничества, основные вопросы рыболовства и разработки трансграничных месторождений. Тем не менее, в ближайшем будущем возникнет необходимость заключения нового соглашения (или соглашений), которое будет более детально регулировать вопросы совместного освоения месторождений Баренцева моря. Существует ряд аспектов, которые должны быть включены в будущее соглашение, а также ряд факторов, которые стоит учитывать.
Практика трансграничного сотрудничества
Зачастую договорные отношения по разработке трансграничного месторождения имеют структуру из трех элементов:
- Договор о разграничении пространств, базовый договор о сотрудничестве;
- Соглашение о разработке отдельного месторождения, группы месторождений;
- Соглашение между держателями лицензии.
Данная система договорных отношений применялась при разработке месторождений Северного моря.
На данный момент существует только базовый (первый из списка) договор в рамках отношений РФ и Норвегии.
Также стоит обозначить ряд механизмов и положений, которые следует включить в каждую группу договоров, а также выделить основные вызовы, с которыми сталкивается Российская Федерация в Баренцевом море и в Арктическом регионе в целом.
Основные вызовы в Арктическом регионе
В рамках вызовов и особенностей Арктического региона можно выделить следующие:
- Экономические;
- Климатические
Также можно рассуждать на тему международного права, экологии и т.д., но в рамках реализации текущих проектов, а также в рамках изучения проектов в Баренцевом море, стоит обратить внимание именно на эти два аспекта.
В рамках научной деятельности МИЭП МГИМО МИД России был написан ряд научных работ, посвященных проблемам Арктики. Данные работы выделяют следующие вызовы, стоящие перед РФ в Арктике:
- Особенности климата, а именно, условия морского льда, низких температур, ледников и т.д.;
- Экономические и технические вызовы, которые вытекают из особенностей климата. Суровые условия требуют наличия специального оборудования (особые буровые платформы, буровые установки, насосы, покрытия, материалы, способные работать при низких температурах, а также специальные системы автоматического закрытия скважин, при опасности возникновения ЧС), что в свою очередь, требует существенных капиталовложений и инвестиций.
Санкции 2014 года
Санкции, введенные в 2014 году, являются одним из ключевых факторов, влияющих на развитие и реализацию Арктических проектов, в том числе в Баренцевом море.
Общая характеристика существующих санкций
Данные и хронология события представлена на основании информации новостного агентства ТАСС.
Санкции против российских компаний в сфере ТЭК:
- ПАО «Роснефть»;
- ПАО «Транснефть»;
- ПАО «Газпром» и дочерние компании ПАО «Газпром», таки как «Газпромнетьшельф» и тд.
Санкции против российских финансовых институтов:
- ПАО «Сбербанк России»;
- ПАО ВТБ и ПАО ВТБ 24;
- ПАО «Газпромбанк»;
ПАО «Россельхозбанк».
- Санкции портив юридических лиц в ВПК:
- ПАО «Уралвагонзавод»;
- ПАО «Оборонпром»;
- Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК).
Основные аспекты санкций:
- гражданам стран ЕС и европейским юридическим лицам запрещено совершать операции с ценными бумагами данных компаний, срок обращения которых превышает 30 дней;
- юридическим лицам запрещено осуществлять операции со счетами в банковских организация стран ЕС, проводить инвестиционные консультации, осуществлять управление портфельными и прямыми инвестициями и организацию размещения ценных бумаг.
- гражданам стран ЕС и европейским компаниям запрещено осуществлять оказание услуг по разработке и добыче нефти из месторождений, залегающих в глубоководных районах, в Арктическом регионе и на месторождениях сланцевых углеводородов;
- запрещено поставлять технологии и оборудование двойного1 назначения, которые могут быть использованы как в гражданской, так и в оборонной промышленности.
Запрещено поставлять технологии и оборудование, необходимые для освоения шельфовых месторождений.
Что означают данные санкции, страны ЕС и США используют различные меры воздействия на российскую экономику через следующие механизмы, которые можно выделить в несколько категорий:
- воздействие на финансовый сектор;
- запрет на поставку оборудования;
- запрет на оказание услуг.
В контексте российской энергетики и Арктических проектов это означает, что, без учета альтернативных вариантов доступа к финансированию, технологиям и услугам, российским компаниям практически невозможно будет вести деятельность в Арктическом регионе.
Правовая характеристика перспектив сотрудничества России и Норвегии в Баренцевом море
На основании вышеизложенной информации, которая касается анализа существующего соглашения, следует выделить следующее:
- Настоящее соглашение - первый этап, базовое соглашение, регулирующее основы сотрудничества;
- Целесообразно разработать соглашение об объединении (соглашение об юнитизации), а также соглашение между держателями лицензии;
- Целесообразно создать комиссию в соответствии со статьей 1 Приложения 2 Соглашения.
Данные меры направлены на повышение эффективности сотрудничества между Россией и Норвегией в Баренцевом море. Для реализации настоящих задач следует детально изучить зарубежную практику. Соответственно, на основании анализа существующих международных соглашений в сфере разработки трансграничных месторождений, ниже будут представлены выводы и предложения, основанные на анализе практики.
В рамках научной деятельности был произведен анализ практики трансграничного сотрудничества, выражающейся в форме двухсторонних и трехсторонних международных договоров. Список соглашений представлен ниже:
- Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран 2001 г.;
- Соглашение между Российской Федерацией, Азербайджанской Республикой и Республикой Казахстан о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря 2003 г.;
- Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование 1998 г.;
- Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море 2010 г.;
- Протокол года к Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование 1998 г., 2002 г.
- Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане 15 сентября 2010 г.;
- Соглашение между Правительством российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о совместно деятельности по геологическому изучению и разведке трансграничного газоконденсатного месторождения Имашевское 2011 г.;
- Здесь и далее «оборудование двойного назначения» - оборудование и технологии, которые обычно применяются в гражданских целях, однако такие технологии и оборудование может быть применено в военных целях, например, взрывчатка и детонаторы, применяемые в рамках горно-добывающей деятельности и ГРР.
- Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Балтийском море 1997.;
- at Britain and Northern Ireland and the Government of the Kingdom of Norway concerning Cross-Boundary Petroleum Co-operation, dated 4 April 2005.);
- Договор между Австралией и Республикой Индонезия о зоне сотрудничества в районе между индонезийской провинцией Восточный Тимор и Северной Австралией 1989 г.;
- Соглашение между Японией и Южной Кореи о совместной разработке южной части континентального шельфа на границе двух государств 1974. (Japan and Republic of Korea Agreement concerning joint development of the southern part of the continental shelf adjacent to the two countries (with map, appendix, agreed minutes and exchanges of notes). Signed at Seoul on 30 January 1974);
- Соглашение между Правительством Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Правительством Королевства Норвегии о транспортировке нефти по трубопроводу от месторождения Экофиск (Ekofisk) и прилегающих районов к Великобритании, 1973 года;
- Соглашение между США и Мексикой о трансграничных месторождениях углеводородов в Мексиканском заливе 2012 г. (AgreementbetweentheUnitedStatesofAmericaandtheUnitedMexicanStatesConcerningTransboundaryHydrocarbonReservoirsintheGulfofMexico 2012);
- СоглашениемеждуСШАиМексикойоморскихграницахвМексиканскомзаливе 1970 г. (Treaty on maritime boundaries in the Gulf of Mexico between the United States of America and the United Mexican States 1970);
- Соглашение между США и Мексикой о континентальном шельфе 2000 г. (Treatyoncontinentalshelfbetween).
- Конвенция ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 г.
В рамках анализа данных соглашений следует выделить следующее:
- Практика трансграничного сотрудничества основывается на тесном взаимодействии правительств двух государств, а также надзорных органов;
- Сотрудничество основывается на трехзвенной структуре, то есть состоит из соглашений трех уровней: соглашение между государствами о сотрудничестве и/или разграничении морских пространств, соглашение о разработке месторождения, группы месторождений, соглашение между лицензиатами;
- Обязательным фактором эффективности сотрудничества является включение положений о регулировании споров (различных уровней), транспортировке, промышленной и экологической безопасности, а также о налогообложении.
Соответственно для эффективного сотрудничества России и Норвегии в Баренцевом море предполагается целесообразным:
- Разработать соглашение (проекта соглашения) о сотрудничестве в сфере добычи трансграничных ресурсов (или рамочного соглашения по примеру практики Великобритании и Норвегии).
- Включение во все соглашения механизмов разрешения споров, определение порядка выдачи лицензий, надзора, положений о промышленной безопасности, экологии, и т.д.
- Создание совместной комиссии.
Первым этапом предполагается целесообразным создать Совместную комиссию. Настоящий орган может состоять из представителей обеих стран, а также включать в себя специальные комитеты по различным аспектам: безопасность, экология, право, техническая сфера. Такая комиссия сможет участвовать в разработке всех соглашений, а также определит механизмы сотрудничества и будет являться координационным органом двух государств. Такая Комиссия должна иметь собственный устав, или отдельное положение, которое может быть включено в виде приложения к международному договору. Соответственно комиссия должна решать следующие вопросы:
- Разработка проектов соглашений, разработка проекта типового соглашения по разработке отдельного месторожде- ния/группы месторождений, а также может участвовать в разработке соглашения лицензиатов.
- Работа по вопросам технического регулирования, налогообложения, промышленной и экологической безопасности. Такая комиссия может организовать работу по принятию единых стандартов, решать вопросы координации работы надзорных органов, а также участвовать в работе по созданию особого регулирования налогообложения, транспортных и таможенных вопросов.
Соответственно в рамках деятельности Комиссии возможно:
- Разработать рамочное соглашение по сотрудничеству по разработке трансграничных месторождений Баренцева моря;
- Разработать типовое соглашение по разработке отдельных месторождений.
- В качестве возможного варианта - разработать типовое соглашение лицензиатов.
- Создать комитеты по сотрудничеству надзорных органов, представителей компаний обеих стран по вопросам технического регулирования, создания единых стандартов, унификации работы надзорных органов.
В рамках поставленных задач было предложено разработать ряд соглашений. Проанализировав зарубежную практику, а также иные международные договоры Российской Федерации, следует выделить отдельные положения, которые целесообразно включить в каждую группу договоров.
Рамочное соглашение по сотрудничеству в сфере разработки трансграничных месторождений.
Необходимость разработки данного соглашения обусловлена изучением опыта зарубежных стран. Соглашение похожего рода присутствует в отношениях между Великобританией и Норвегией по вопросам разработки трансграничных месторождений в Северном море. Такое соглашение создаст базу для последующих договоров по каждому отдельному месторождению, а также может закрепить полномочия и состав Комиссии, о которой говорилось ранее, а также закрепить ряд общих механизмов, которые будут един для всех месторождений:
- Порядок сотрудничества между государствами, свобода выбора гражданско-правовой формы разработки каждого месторождения;
- Вопросы налогообложения, технического регулирования, единого применения стандартов. В рамках данного аспекта может возникнуть вопрос о целесообразности принятия единых стандартов. Тем не менее, на практике, такой процесс приводит к эффективности работы компаний, упрощению получения необходимых разрешений, а также взаимную выгоду в сфере повышения эффективности нормативно-правовой базы.
- Более подробные механизмы разрешения споров различных категорий. Как уже было указано выше, Соглашение между Россией и Норвегией 2010 года уже содержит ряд механизмов, тем не менее, на базе совместной Комиссии можно создать некий центр по урегулированию споров между следующими участниками разработки трансграничных месторождений: между государствами, между компанией и государством, между компаниями. Также данный механизм может включать градацию споров и особый порядок их разрешения: споры по поводу распределения ресурсов, споры по поводу выдачи лицензий и разрешений, споры гражданско-правового характера между компаниями. Тем самым, вместо того, чтобы усложнять процесс тяжб между участниками, можно создать специальные, более быстрые, специфические и эффективные механизмы разрешения споров, вместо того, чтобы обращаться в судебные, арбитражные и иные органы. Также практика показывает, что целесообразно включить принцип досудебного урегулирования споров, а также принцип эффективности и быстроты разрешения споров для того, чтобы не останавливать процесс добычи и транспортировки углеводородов на длительное время.
Типовое соглашение о разработке отдельного месторождения
Данное соглашение включает базовые принципы, закрепленные в вышеуказанных предшествующих соглашениях, а также создает единую форму для всех правоотношений в рамках разработки трансграничных месторождений. Данный этап и правовой механизм служит в роли унификационого повышения эффективности сотрудничества. На базе типового соглашения могут заключатся соглашения между лицензиатами, которое будет включать принципы и механизмы базовых соглашений, и тем самым будет достигаться единство правового регулирования и отсутствовать лакуны в международноправовом регулировании.
Выстроив такую систему правового регулирования, участники правоотношений добьются эффективного сотрудничества и регулирования большинства вопросов, тем самым исключив возможность возникновения тупиковых ситуаций, которые приведут к заморозке проектов.
Промышленная и экологическая безопасность
Несмотря на превалирование технического регулирования в данной сфере, вышеуказанные вопросы - гарант низкой аварийности проектов. К тому же следует учитывать тот факт, что Арктика требует особого подхода в сфере экологии и промышленной безопасности.
Стандарты промышленной безопасности содержат технические требования к различным производственным объектам. Однако данные нормативные акты не являются простым перечнем необходимых технических характеристик, применяемых к производственным объектам. С точки зрения практики, стандарты промышленной безопасности - это выработанные на практике, а также на основании исследований специалистов, стандарты, которые систематизируют эффективные решения различных технических и правовых задач. Во - первых, стандарты являются ключевым инструментом повышения производительности. Согласно сайту «Standart Norge» на проектах Северного моря применение стандартов позволило сэкономить от 30-40 % инвестиций. Во-вторых, стандарты обеспечивают безопасность производственного объекта. В-третьих, стандарты содержат актуальные требования к обеспечению защиты окружающей среды, а также предотвращения и ликвидации аварий. Стандарты решают большинство технических и правовых задач. С учетом вышеизложенного, добыча и транспортировка энергоресурсов в Арктике требует особого подхода с технической, правовой и экологической стороны.
В рамках сотрудничества Норвегии и России предполагается целесообразным установить, какие стандарты следует применять. В данном вопросе важен аспект единого применения стандартов, а также унификации существующих. В качестве наиболее простого варианта можно предложить применение международных стандартов, подходящих для условий Арктики, а также тесное сотрудничество с комитетом ISO/TC 67/SC 8 «Арктические операции»[2]. Тем не менее на базе Совместной Комиссии возможно создание специального комитета по стандартизации, который будет заниматься вопросами унификации технического и экологического регулирования.
Международно-правовые аспекты
С точки зрения международного права, в будущих соглашениях по разработке трансграничных месторождений Баренцева моря, необходимо не только сослаться, но и реализовать механизмы, закрепленные в международных актах (некоторые имеют необязательный характер, но тем не менее, целесообразно обратить на них внимание), регулирующих вопросы экологии и промышленной безопасности. Акты представлены ниже:
- Конвенция ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г.
- Протокол о гражданской ответственности и компенсации за ущерб, причиненный трансграничным воздействием промышленных аварий на трансграничные воды к Конвенции 1992 года по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и к Конвенции 1992 года о трансграничном воздействии промышленных аварий.
- Руководящие принципы и надлежащая практика обеспечения эксплуатационной надежности трубопроводов ЕЭК ООН 2009 г.
- Конвенция ООН по морскому праву 1982 года
- Конвекция о биологическом разнообразии 1992 года
- Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике (2011 г.)
- Руководство по освоению морских месторождений нефти и газа 2009 г.;
- Руководство по перекачке очищенной нефти и нефтепродуктов в водах Арктики 2009 г.;
- Руководство по безопасной транспортировке нефти в арктических водах 2009 г.;
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ
- Практическое руководство по ликвидации последствий нефтяных разливов в арктических водах 2009 г.
Резюмируя данные международные акты, в том числе необязательные руководства Арктического Совета, необходимо выделить следующее:
- Обязательна отсылка на настоящие соглашения, конвенции и руководства;
- Необходимо отразить следующие механизмы:
- Реагирование на ЧС;
- Создание системы координации, информирования прибрежных государств;
- Разработка специальных правил по ликвидации и порядку работы при возникновении ЧС в ледовых условиях;
- Обязательное проведение учений и подготовки персонала (что уже осуществляется совместно с Норвегией компаниями, а также федеральным агентством морского и речного транспорта (Учения «Арктика 2011»)).
ГУЛИЕВ Игбал Адиль оглы
кандидат экономических наук, заместитель директора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД России
МАРКИН Антон Сергеевич
аналитик Центра стратегических исследований в области энергетики и цифровой энергетики Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД России