Современный мир - это мир бесконечного поиска нового, нового и нового, прежде всего, своего рода различных форм институционального устройства, способность обеспечивать эффективное управление экономическими и общественными процессами.
К тому же это время неординарных и ярких решений и ни одна страна в мире не уступает в этом друг другу. Но, заметим, что XX век стал веком ослабления моральных норм. Это стало самоцелью под ярким прикрытием идей свободы. XXI век продолжает эту традицию. Уровень культуры мирового сообщества сводится к культу силы, преобладания, возобладания над другими. Реальная картина мира -это пренебрежение признания государствами друг друга равноценными партнёрами, желание доминировать над остальными. Ситуация доведена до абсурда тем, что уже ставится под сомнение идея суверенитета. Представители ряда теорий, выдвигают назовём не иначе как абсурдной свою позицию, согласно которой суверенитет государства может быть благом, а может и приносить вред. Но и на этом они не останавливаются. Согласно точке зрения так называемых идеологов глобализации, суверенитет — это привилегия, которую необходимо заслужить. Представляется, что это некая новая форма этатизма, при которой «сильная сторона» навязывает «правила игры» [3, с. 582]. Миролюбие как человеческая категория, как мы можем наблюдать, утрачивается государствами. Конечно, Российская Федерация - великое государство и наше государство никогда не сходило на какие бы то ни было низменные пристрастия. Российская Федерация всегда была, есть и будет достойным государством. Однако, мы не можем не обозначить и не развить имеющиеся в мире настроения глобальных конструктивистов, для которых анархия или глобальный беспорядок - это самая подходящая характеристика международной системы. Вот в таких реалиях современного мира, необходимо обозначить как же обеспечивать международную безопасность. Ведь есть большая надежда, что не пойдут на поводу таких персон. Быть может, не совсем встраивается в данный контекст следующий контент, но тем не менее позволим себе отметить следующие умозаключения. В нашем мире, как вытекает из всего выше сказанного остро стоит одна основная проблема, не трудно догадаться, что это проблема обеспечения международного правопорядка.
Проблема обеспечения международного правопорядка - это проблема, имеющая решающее значение для всех государств. Определение «международная безопасность» часто употребляется в Уставе ООН, а также во всех международных правовых актах. Международная безопасность в самых разных своих формах - это некое определённое состояние международных отношений, при котором не допускается, чтобы начинались войны, а споры разрешались бы мирными средствами.
Прямо или косвенно, но с этим вопросом соотносится географическое положение государства. Приведём немного интересных фактов. Впервые геополитическую карту мира предложил Х. Макиндер. Общеизвестно, что для государства самое выгодное положение - это центральное положение, в соответствии с принципами цивилизованного дуализма Суши и Моря. С планетарной точки зрения, в центре мира располагается Евразийский континент. Всю Евразию, которая и занимает центральное положение, Макиндер назвал «мировым островом». Вокруг которого расположены два полумесяца - «большой полумесяц», океанический, совпадающий в общих положениях с охватом британского мирового господства и «малый полумесяц». Немного эта история напоминает сказочную, но это далеко не так. Не случайно мы рассказываем про теорию Макиндера. Геополитическая карта мира, предложенная им фундаментальна по своей сути. Высокую значимость эта карта получила благодаря тому, что она одновременно имеет географический, исторический, но и не только, а ещё, что немаловажно, стратегический, цивилизационный, политический смысл. Дело в том, что Макиндер, очертив зону «внешнего полумесяца», то есть зону «талоссо- кратии», тем самым наметил границы, в которых разворачивались все основные и политические, и стратегические, и международные события в течение XX и начала, точнее первого десятилетия XXI века. Аналогично можно сказать, и о «сердечной земле » -это противоположная зона, именно здесь располагается ядро «цивилизация Суши». Вот именно здесь и находится Россия в зоне географической оси истории. То есть, мы хотим подвести к мысли о том, насколько выгодное в мире геополитическое положение у России и это вызывает огромное беспокойство у наших «партнёров». Кроме того, на нынешнем этапе развития человечества теоретически обозначим целый ряд некоторых процессов и явлений, которые напрямую коррелируют устои международного миропорядка. Исконно то, что мы называем международным правопорядком, сложился в процессе становления международного права. Создание Организации объединённых Наций явилось главным маяком мира и международной безопасности.
Современные реалии мира таковы, что сформировалась целая клубная сетка глобальных угроз. Эти угрозы нависли над каждым государством, поэтому обольщений не должно возникать ни у одного государства. К одной из таких угроз однозначно отнесём информационную инфраструктуру. Затронув вопросы обеспечения всеобщей безопасности, первое, что мы должны обозначить - современный мир погружён в потоки информационных ресурсов, а это повлекло то, что перед международным правом встала задача совершенствования электронных средств. Современный мир живёт в потоке информационных механизмов. Данная сфера глобализована до невероятных масштабов и находится в поле действия не только государств, но и международных организаций. То есть характер информационно-коммуникационных технологий становится экстерриториальным. Если прибегнуть к раскладке более свежих международно-правовых актов, то следует упомянуть Декларацию принципов построения информационного общества [1, с. 527]. Это документ 2003 года. Но поскольку наша цель, не просто констатировать факты, а подвести под заданную проблему обеспечения международной безопасности, отметим далее следующие аспекты. Доктринальная практика современной науки рассматривает Интернет как угрозу безопасности государства, ведь в неумелых руках террористов, будучи использована в преступных целях, информационный ресурс превратится в глобальную угрозу, могущую подорвать безопасность любого государства. Вот потому то неизбежно на повестку встаёт проблема обеспечения безопасности и на международном уровне, и на внутригосударственном, то есть национальном уровне. Правовое регулирование в сфере информационных отношений осуществляется государством при помощи различных правовых средств, в первую очередь, конечно, путём нормативно-правового регулирования. Универсальное правило в данной сфере содержит универсальное требование - обеспечение свободы информации. Это правило получило регламентацию в международных актах специального характера. Наиболее значимые из них, которые следует упомянуть - это Международная конвенция об уничтожении всех форм расовой дискриминации 1956 года. Несмотря на давность принятия данной конвенции, она ничуть не утратила своей актуальности. Да и в целом все международные акты, принимаемые в разные периоды истории, сохраняют новизну и актуальность, что само по себе уникально. Также в данном контексте хотелось бы назвать ещё одну Конвенцию - эта
Конвенция о правах ребёнка 1989 года. Следует также подчеркнуть, что в международном праве сложился целый комплекс норм, регламентирующих сферу информации, в том числе содержащую механизмы защиты. Здесь тоже не обходится без общеизвестного правового императива, при котором принимаемые государствами законы должны соответствовать международным стандартам. Сделаем небольшую оговорку: в свете внесённых в Конституцию РФ поправок мы будем исполнять только те международные соглашения, которым не противоречат национальным интересам. Но даже с учётом этих поправок в нашу Конституцию в данном вопросе, по всей вероятности, не должно быть расхождений. Хотя следует заметить, что международные нормы ни коим образом, не входят в расхождение с нашими национальными нормами, по крайней мере те нормы, которые констатируют межгосударственное сотрудничество. Тем более что именно на основе международных норм индивид становится носителем материальных прав и, следовательно, получает возможность реализовывать свои права в международном процессе [2, с. 216]. К примеру, право на подачу индивидуальной жалобы в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Достаточно большой имеется перечень угроз, в отношении которых государствами достигается универсальный консенсус. Однако ещё много прослоек, в которых не удаётся достигнуть согласия. Приведём пример, обеспечение кибербезопасности. На современном этапе пока не достигнуто согласия по обеспечению кибербезопасности. И это большой пробел как в национальном праве, так и в международном праве. Даже если во внутригосударственном праве действует ряд нормативно-правовых актов, регулирующих информационную безопасность, они достаточно многокомпонентны, всё же обеспечить информационную безопасность в глобальных масштабах эти меры не позволяют. Хотя надо отдать должное нашему законодателю, угрозы национальным интересам России в информационной сфере поставлены в один ряд с угрозами в военной, пограничной, международной, экологической сферах. Впервые правовое закрепление вопросы информационной безопасности получили в «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации», принятой 9 сентября 2000 года. Цели, задачи, способы обеспечения информационной безопасности нашли отражение в этой Доктрине. Кроме того, были обозначены источники угроз информационной безопасности. Угрозы подразделяются на внешние и внутренние. Определим некоторые аспекты внешних угроз. К внешним источникам относятся, прежде всего, конечно же, деятельность международных террористических организаций, затем - деятельность разведки иностранных государств.
Невозможно оставить без внимания целый ряд внутренних источников угроз. В данной области угрозы исходят от сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере. Здесь опасность кроется в том, что криминальные структуры получают доступ к информации конфиденциального характера. Можно также отметить имеющую место недостаточную разработанность нормативной правовой базы, которая также может влиять на процесс обеспечения информационной безопасности.
Информация — это продукт цивилизации, причём ценный продукт, который нуждается в надёжной защите и охране и надлежащим образом эту охрану может обеспечить только государство, в том числе и путём повышения уровня информатизации.
АБУКАРОВА Мейрам Узеровна
старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Дагестанского государственного университета народного хозяйства