Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Актуальные проблемы международного права в ракурсе современного международного правопорядка

Современный мир - это мир бесконечного поиска но­вого, нового и нового, прежде всего, своего рода различных форм институционального устройства, способность обеспе­чивать эффективное управление экономическими и обще­ственными процессами.

К тому же это время неординарных и ярких решений и ни одна страна в мире не уступает в этом друг другу. Но, заметим, что XX век стал веком ослабления моральных норм. Это стало самоцелью под ярким прикры­тием идей свободы. XXI век продолжает эту традицию. Уро­вень культуры мирового сообщества сводится к культу силы, преобладания, возобладания над другими. Реальная картина мира -это пренебрежение признания государствами друг друга равноценными партнёрами, желание доминировать над остальными. Ситуация доведена до абсурда тем, что уже ставится под сомнение идея суверенитета. Представители ряда теорий, выдвигают назовём не иначе как абсурдной свою позицию, согласно которой суверенитет государства может быть благом, а может и приносить вред. Но и на этом они не останавливаются. Согласно точке зрения так называ­емых идеологов глобализации, суверенитет — это привиле­гия, которую необходимо заслужить. Представляется, что это некая новая форма этатизма, при которой «сильная сторона» навязывает «правила игры» [3, с. 582]. Миролюбие как чело­веческая категория, как мы можем наблюдать, утрачивается государствами. Конечно, Российская Федерация - великое государство и наше государство никогда не сходило на какие бы то ни было низменные пристрастия. Российская Федера­ция всегда была, есть и будет достойным государством. Од­нако, мы не можем не обозначить и не развить имеющиеся в мире настроения глобальных конструктивистов, для которых анархия или глобальный беспорядок - это самая подходя­щая характеристика международной системы. Вот в таких реалиях современного мира, необходимо обозначить как же обеспечивать международную безопасность. Ведь есть боль­шая надежда, что не пойдут на поводу таких персон. Быть может, не совсем встраивается в данный контекст следующий контент, но тем не менее позволим себе отметить следующие умозаключения. В нашем мире, как вытекает из всего выше сказанного остро стоит одна основная проблема, не трудно догадаться, что это проблема обеспечения международного правопорядка.

Проблема обеспечения международного правопорядка - это проблема, имеющая решающее значение для всех го­сударств. Определение «международная безопасность» часто употребляется в Уставе ООН, а также во всех международ­ных правовых актах. Международная безопасность в самых разных своих формах - это некое определённое состояние международных отношений, при котором не допускается, чтобы начинались войны, а споры разрешались бы мирными средствами.

Прямо или косвенно, но с этим вопросом соотносится географическое положение государства. Приведём немного интересных фактов. Впервые геополитическую карту мира предложил Х. Макиндер. Общеизвестно, что для государства самое выгодное положение - это центральное положение, в соответствии с принципами цивилизованного дуализма Суши и Моря. С планетарной точки зрения, в центре мира располагается Евразийский континент. Всю Евразию, кото­рая и занимает центральное положение, Макиндер назвал «мировым островом». Вокруг которого расположены два по­лумесяца - «большой полумесяц», океанический, совпадаю­щий в общих положениях с охватом британского мирового господства и «малый полумесяц». Немного эта история на­поминает сказочную, но это далеко не так. Не случайно мы рассказываем про теорию Макиндера. Геополитическая кар­та мира, предложенная им фундаментальна по своей сути. Высокую значимость эта карта получила благодаря тому, что она одновременно имеет географический, исторический, но и не только, а ещё, что немаловажно, стратегический, цивили­зационный, политический смысл. Дело в том, что Макиндер, очертив зону «внешнего полумесяца», то есть зону «талоссо- кратии», тем самым наметил границы, в которых развора­чивались все основные и политические, и стратегические, и международные события в течение XX и начала, точнее пер­вого десятилетия XXI века. Аналогично можно сказать, и о «сердечной земле » -это противоположная зона, именно здесь располагается ядро «цивилизация Суши». Вот именно здесь и находится Россия в зоне географической оси истории. То есть, мы хотим подвести к мысли о том, насколько выгодное в мире геополитическое положение у России и это вызывает огромное беспокойство у наших «партнёров». Кроме того, на нынешнем этапе развития человечества теоретически обо­значим целый ряд некоторых процессов и явлений, которые напрямую коррелируют устои международного миропоряд­ка. Исконно то, что мы называем международным правопо­рядком, сложился в процессе становления международного права. Создание Организации объединённых Наций явилось главным маяком мира и международной безопасности. Пример HTML-страницы

Ну и, если проследить эту цепочку событий, отметим, что вслед за победой над фашизмом начался новый этап международных отношений в мире, когда был задан вектор на мирное сосу­ществование обитателей мира, конечно были исключения в лице некоторых государств, возомнивших себя гегемонами мира. Эта ситуация коренным образом не изменилась и сей­час. И по сей день некоторые государства, а вернее некое го­сударство предпочитает называться самым сильным, самым цивилизованным, самым правовым, самым-самым...И всё же если обойти эту ситуацию, в целом, целенаправленно все го­сударства направляют свои условия на мирное сотрудниче­ство. Однако одного желания недостаточно для того, чтобы достичь международной безопасности. Новые оттенки стали присущи процессу обеспечения международного правопо­рядка сразу после окончания «холодной войны», казалось, что появились проблески для укрепления безопасности в мире. Но не тут-то было. В XX веке получили своё развитие локальные вооружённые конфликты, отягощённые очень агрессивным национализмом и этнической нетерпимостью. Всё это вызывало острые проблемы в миропорядке, не позво­ляя выровнять ситуацию. Даже факт распада колониальной системы и приобретение вслед за этим суверенитета моло­дыми государствами, не привело к расцвету международного правопорядка.

Современные реалии мира таковы, что сформировалась целая клубная сетка глобальных угроз. Эти угрозы нависли над каждым государством, поэтому обольщений не должно возникать ни у одного государства. К одной из таких угроз од­нозначно отнесём информационную инфраструктуру. Затро­нув вопросы обеспечения всеобщей безопасности, первое, что мы должны обозначить - современный мир погружён в пото­ки информационных ресурсов, а это повлекло то, что перед международным правом встала задача совершенствования электронных средств. Современный мир живёт в потоке ин­формационных механизмов. Данная сфера глобализована до невероятных масштабов и находится в поле действия не толь­ко государств, но и международных организаций. То есть ха­рактер информационно-коммуникационных технологий ста­новится экстерриториальным. Если прибегнуть к раскладке более свежих международно-правовых актов, то следует упо­мянуть Декларацию принципов построения информацион­ного общества [1, с. 527]. Это документ 2003 года. Но поскольку наша цель, не просто констатировать факты, а подвести под заданную проблему обеспечения международной безопасно­сти, отметим далее следующие аспекты. Доктринальная прак­тика современной науки рассматривает Интернет как угрозу безопасности государства, ведь в неумелых руках террористов, будучи использована в преступных целях, информационный ресурс превратится в глобальную угрозу, могущую подорвать безопасность любого государства. Вот потому то неизбеж­но на повестку встаёт проблема обеспечения безопасности и на международном уровне, и на внутригосударственном, то есть национальном уровне. Правовое регулирование в сфере информационных отношений осуществляется государством при помощи различных правовых средств, в первую очередь, конечно, путём нормативно-правового регулирования. Уни­версальное правило в данной сфере содержит универсальное требование - обеспечение свободы информации. Это правило получило регламентацию в международных актах специаль­ного характера. Наиболее значимые из них, которые следует упомянуть - это Международная конвенция об уничтожении всех форм расовой дискриминации 1956 года. Несмотря на давность принятия данной конвенции, она ничуть не утрати­ла своей актуальности. Да и в целом все международные акты, принимаемые в разные периоды истории, сохраняют новиз­ну и актуальность, что само по себе уникально. Также в дан­ном контексте хотелось бы назвать ещё одну Конвенцию - эта

Конвенция о правах ребёнка 1989 года. Следует также подчер­кнуть, что в международном праве сложился целый комплекс норм, регламентирующих сферу информации, в том числе содержащую механизмы защиты. Здесь тоже не обходится без общеизвестного правового императива, при котором при­нимаемые государствами законы должны соответствовать международным стандартам. Сделаем небольшую оговорку: в свете внесённых в Конституцию РФ поправок мы будем испол­нять только те международные соглашения, которым не про­тиворечат национальным интересам. Но даже с учётом этих поправок в нашу Конституцию в данном вопросе, по всей ве­роятности, не должно быть расхождений. Хотя следует заме­тить, что международные нормы ни коим образом, не входят в расхождение с нашими национальными нормами, по край­ней мере те нормы, которые констатируют межгосударствен­ное сотрудничество. Тем более что именно на основе между­народных норм индивид становится носителем материальных прав и, следовательно, получает возможность реализовывать свои права в международном процессе [2, с. 216]. К примеру, право на подачу индивидуальной жалобы в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Достаточно большой имеется перечень угроз, в отно­шении которых государствами достигается универсальный консенсус. Однако ещё много прослоек, в которых не удаётся достигнуть согласия. Приведём пример, обеспечение кибер­безопасности. На современном этапе пока не достигнуто со­гласия по обеспечению кибербезопасности. И это большой пробел как в национальном праве, так и в международном праве. Даже если во внутригосударственном праве действует ряд нормативно-правовых актов, регулирующих информа­ционную безопасность, они достаточно многокомпонентны, всё же обеспечить информационную безопасность в гло­бальных масштабах эти меры не позволяют. Хотя надо от­дать должное нашему законодателю, угрозы национальным интересам России в информационной сфере поставлены в один ряд с угрозами в военной, пограничной, международ­ной, экологической сферах. Впервые правовое закрепление вопросы информационной безопасности получили в «Док­трине информационной безопасности Российской Федера­ции», принятой 9 сентября 2000 года. Цели, задачи, способы обеспечения информационной безопасности нашли отраже­ние в этой Доктрине. Кроме того, были обозначены источ­ники угроз информационной безопасности. Угрозы подраз­деляются на внешние и внутренние. Определим некоторые аспекты внешних угроз. К внешним источникам относятся, прежде всего, конечно же, деятельность международных тер­рористических организаций, затем - деятельность разведки иностранных государств.

Невозможно оставить без внимания целый ряд внутрен­них источников угроз. В данной области угрозы исходят от сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере. Здесь опасность кроется в том, что криминальные структуры получают доступ к информации конфиденциального характера. Можно также отметить име­ющую место недостаточную разработанность нормативной правовой базы, которая также может влиять на процесс обе­спечения информационной безопасности.

Информация — это продукт цивилизации, причём цен­ный продукт, который нуждается в надёжной защите и ох­ране и надлежащим образом эту охрану может обеспечить только государство, в том числе и путём повышения уровня информатизации.

АБУКАРОВА Мейрам Узеровна
старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Дагестанского государственного университета народного хозяйства

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях