Российская Федерация является самым большим многонациональным и многоконфессиональным государством с исторически сложившейся традицией гармоничного и мирного сосуществования различных народов.
Ученые многих стран исследуют российскую модель межнационального мира, а также созданные механизмы для его поддержания. Тем не менее, в последнее время приобрел особую актуальность вопрос возрастания социальной напряженности между местным населением и мигрантами, нередко перерастающей в ксенофобию и мигрантофобию.
Иммиграция выступает в настоящее время одним из главных и перспективных источников поддержания экономического развития государства. Многие государства компенсируют естественную убыль населения и дефицит трудовых ресурсов путем привлечения иммигрантов на постоянное место жительства. Данная общемировая практика выступает одним из важнейших элементов международной экономики, и отказ от нее нецелесообразен для развитого государства. Нарастающие с каждым годом миграционные процессы контролировать становится все сложнее, особенно если происходят послабления во взаимодействии государств в сфере координации массовых миграционных перемещений.
Учитывая и положительные и отрицательные тенденции миграции, необходимо отметить негативные изменения криминогенной ситуации в государстве, связанные с возрастающей преступностью приезжих. Выявление процента участия мигрантов в преступлениях возможно лишь по расследованным преступлениям, по мнению некоторых исследователей, он может доходить до 50%. Согласно статистическим данным МВД РФ за январь - декабрь 2015 года, иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории России совершено 46,4 тыс. преступлений, что на 4,4% больше, чем за январь - декабрь 2014 года, в том числе гражданами госу- дарств-участников СНГ - 40,3 тыс. преступлений (+4,9%), их удельный вес составил 86,9%. Мигранты-иностранцы и лица без гражданства нередко выступают и потерпевшими от совершенных преступлений, данный показатель возрос на 17,5% и составил 16,5 тыс. преступлений. Выявленные преступления, как правило, имеют корыстный мотив, зачастую реализуемый с применением оружия, насилия и т.д.
В связи с этим представляется необходимым поднять тему социальной адаптации мигрантов, являющейся неотъемлемой частью современных социальных и политических процессов, способствующей цивилизованному сближению и формированию единого стабильного безопасного пространства. Нежелательные последствия миграции возможно предупредить путем соблюдения взаимовыгодных условий, базирующихся на интересах и принимающей стороны, и государства, откуда мигрируют граждане, защищенных законодательным порядком.
Работа по содействию социально-экономической адаптации мигрантов началась с 1990-х годов, а также отражалась в последующих нормативных актах в 2000-х годах. Конкретные меры начали предприниматься после образования в 2010 году Управления по содействию интеграции в структуре Федеральной миграционной службы. Целью данного подразделения выступают обеспечение участия ФМС России в содействии интеграции мигрантов в российское общество на основе уважения к российской культуре, традициям, обычаям, формирование толерантного межнационального общения, взаимодействие с национальными сообществами, разработка стратегий интеграции иностранных граждан. Проведена значительная работа по созданию условий для обучения русскому языку, что занимает центральное место в политике интеграции, получению разрешения на трудоустройство, получению социальных услуг, были реализованы пилотные проекты по созданию Центров социальной адаптации и многие другие мероприятия.
Согласно «Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г.» адаптация и интеграция мигрантов выступает важнейшей задачей национальной политики России, акцентирующей свое внимание на социальных и экономических проблемах.
Тем не менее, ученые и практики высказывают мнения, что принятых мер не достаточно, и становится очевидной необходимость объединения усилий ученых различных научных отраслей и образования Ассоциации ученых и специалистов, профессионально занимающихся разработкой решения проблемы миграции, введения в практику проведения ее научных сессий, конференций и семинаров с освещением итогов в средствах массовой информации, регулярной публикации научных трудов, аналитических докладов.
Европейский миграционный кризис, сложившийся в последнее время, не остается без внимания российских властей. Президентом РФ В.В. Путиным 15 марта 2016 г. на заседании Коллегии МВД России была поставлена задача по урегулированию проблем, связанных с миграцией населения: «Нужно сделать так, чтобы они жили в нормальных условиях, трудились там, где их берут на работу, чтобы они исполняли законы Российской Федерации, традиции народов, среди которых они живут, и так, чтобы это не создавало проблемы на рынке труда у нас, внутри России, чтобы не вызывать раздражения граждан Российской Федерации». Была также оглашена необходимость тесного взаимодействия заинтересованных структур и оперативного решения вопросов по раскрытию и пресечению правонарушений в сфере незаконной миграции. Данные задачи были рекомендованы и подтверждены и 31 марта 2016 г. на заседании Совета Безопасности, кроме того усилены меры по прекращению схем легализации иностранцев, пребывающих в России с нарушением закона.
В связи с этим, было бы целесообразным создать также Всероссийский научно-исследовательский центр социальных проблем миграции и репатриации с филиалами в субъектах России и государствах, откуда прибывают мигранты. Целью такой организации будет выступать разработка и введение в действие социологической системы мониторинга обустройства и социальной адаптации мигрантов в России, выявление потребностей указанной категории граждан, а также контроль за их реализацией. Полученные данные должны будут передаваться государственным структурам, заинтересованным в данной информации. Созданный научный центр также инициирует проведение экспертных работ с нормативными документами, принятыми за последние годы министерствами и ведомствами России по вопросам миграции, приведение их в соответствие с российским законодательством и заключенными международными конвенциями, договорами и соглашениями в этой области.
Кроме того, анализ проводимых в последние годы мероприятий по реализации политики интеграции мигрантов показывает важность взаимодействия государственных органов всех уровней, работодателей, институтов гражданского общества, мигрантов. В связи с этим представляется необходимым проводить дальнейшую работу по обеспечению координации действий различных участников интеграционной политики.
Считаем целесообразным реализовать следующие меры по созданию благоприятных условий для адаптации:
- в первую очередь государства, направляющие трудовых мигрантов в Россию, на месте должны провести начальную подготовку. С этой целью возможно создание в таких странах центов адаптации трудовых мигрантов, где они смогут изучить русский язык, российскую культуру и законы, получить начальные знания о государстве, в котором предстоит осуществлять трудовую деятельность. Особенно важным представляется разъяснение режима пребывания и правопорядка Российского государства, так как нередко законно въехавшие иностранные граждане нарушают срок законного пребывания и не покидают территорию страны, объясняя это негативными социальными условиями жизни на их Родине. Такие граждане продолжают осуществлять незаконную трудовую деятельность на территории России, нередко образуют закрытые сообщества, целью которых может выступать преступная деятельность. В особую группу риска входят граждане, не овладевшие в полной мере русским языком и не адаптировавшиеся в социально-культурные условия современного российского общества. Данный фактор может нести неблагоприятные последствия и для самих мигрантов, так как нелегальные работники лишены защиты государства во взаимоотношениях с работодателем;
- совершенствование информационной базы данных о мигрантах путем включения таких обязательных параметров для наблюдения как: потребность регионов в работниках различного профиля, наличие социального жилья, рабочих мест, информация о количестве трудовых мигрантов, приезжающих в регион, информация о трудоустройстве приезжих граждан, контроль за своевременным трудоустройством. Представляется возможным с использованием такого рода информационной базы проводить целенаправленный набор работников, в том числе из стран СНГ, на определенные специальности и виды работ, так как в настоящее время рабочая миграция не в полной мере удовлетворяет потребностям экономического роста России. Это объясняется большой занятостью мигрантов трудом низкой квалификации в сфере торговли и услуг, значительная часть из которых находится на нелегальных основаниях в стране, пользуется социальной инфраструктурой, нередко пособиями, не платит налоги, что не приносит пользы экономике России. Кроме того, временная сезонная работа таких мигрантов не стимулирует их к основательной адаптации в государстве, соблюдению законодательства и культуры поведения. Соответственно целью дополнения и развития базы данных по мигрантам выступает возможность контролировать приток мигрантов, их занятость, цели деятельности, пользование бесплатным социальным обслуживанием, пособиями, а также не допустить нахождение трудоспособных безработных (по неуважительным причинам) иностранных граждан на государственном содержании. Контроль целей пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства также позволит оперативно пресекать возможные действия по нарушению установленного правопорядка со стороны приезжих;
- скоординировать работу заинтересованных министерств и ведомств под руководством МВД РФ для реализации социально-экономических программ, направленных на создание новых рабочих мест, жилищное строительство, развитие социальной и производственной инфраструктуры, пресечение криминальных мотивов переселения, соблюдение требований миграционного законодательства, содействие в адаптации и трудоустройстве приезжих, получение гражданства, совершенствование миграционной политики и т.д. Согласно планируемым показателям, Государственная программа по переселению соотечественников призвана обеспечить миграционный приток порядка 300 000 человек в год и в первую очередь соотечественников из ближнего зарубежья, квалифицированных специалистов и молодежи. Продвижения в данной сфере послужат толчком к изменению приоритетов миграции на экономически и социально взаимовыгодное переселение для постоянного проживания и уменьшению ее нелегальных потоков. В этой связи особого внимания требуют программы защиты от коррупционных процессов в сфере миграции. Кроме того, с целью оптимизации организационно-исполнительных функций государства, а также контроля за процессами миграции Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 Федеральная миграционная служба была упразднена, а ее направления деятельности переданы в Главное управление по вопросам миграции в составе МВД РФ;
- сформировать аппарат управления по делам миграции, который бы также вошел в структуру МВД РФ, где должны работать профессионалы высокого уровня с обязательным требованием юридического образования. В данной структуре исключить возможность совершения коррупционных действий сотрудниками, которые превращают государственные программы в источник получения доходов для личных нужд. Этого возможно достигнуть путем установления полной прозрачности в действиях такого аппарата, а именно закрепить стоимости патента на трудовую деятельность, разрешения на временное проживание и т.д. в нормативно-правовых актах, возложить обязанность по предоставлению указанных услуг исключительно на государственную службу, не допустить коммерческие структуры к данному виду деятельности. В ином случае пострадает реализация государственных программ по миграции, да и сами процессы миграции будут выступать источником обогащения коммерческих структур, что поставит в затруднительное положение иностранных граждан. Данный аппарат должен быть призван организовать защиту прав и интересов мигрантов, миграционный контроль, соблюдать государственные интересы при реализации программ и мероприятий в сфере миграции, регулировать миграционные потоки, учитывая потребности каждого из регионов в рабочей силе, а также предусматривая национальную совместимость, создавать условия для приема и размещения мигрантов, стимулировать их деятельность в процессе адаптации и интеграции в современное российское сообщество. Кроме того, одной из основных задач такого ведомства должны выступать прогнозирование миграционных процессов и формулирование на их основе государственной политики, учитывая потребности и изменения экономической и общеполитической ситуации, а также международной обстановки;
- привлечь средства массовой информации к формированию толерантного отношения к этнокультурному разнообразию, как результату миграции, благожелательного отношения к вынужденным переселенцам. Анализ международного опыта показал, что проведение успешной работы по адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество не представляется возможным без координирующей роли государства и необходимого финансирования, тем не менее, активное участие институтов гражданского общества в такой же степени важно.
Предполагается, что перечисленный комплекс мер поспособствует эффективной культурной и экономической социализации мигрантов в российское общество, обеспечивая этим социально-политическую стабильность и безопасность в государстве.
ГРЕШНОВА Наталья Алексеевна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории государства и права, заместитель начальника правового управления ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»