Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Актуальные проблемы социально-экономической и культурной интеграции мигрантов в Российской Федерации

Российская Федерация является самым большим много­национальным и многоконфессиональным государством с исторически сложившейся традицией гармоничного и мир­ного сосуществования различных народов.

Ученые многих стран исследуют российскую модель межнационального мира, а также созданные механизмы для его поддержания. Тем не менее, в последнее время приобрел особую актуаль­ность вопрос возрастания социальной напряженности между местным населением и мигрантами, нередко перерастающей в ксенофобию и мигрантофобию.

Иммиграция выступает в настоящее время одним из главных и перспективных источников поддержания экономи­ческого развития государства. Многие государства компенси­руют естественную убыль населения и дефицит трудовых ре­сурсов путем привлечения иммигрантов на постоянное место жительства. Данная общемировая практика выступает одним из важнейших элементов международной экономики, и отказ от нее нецелесообразен для развитого государства. Нарастаю­щие с каждым годом миграционные процессы контролиро­вать становится все сложнее, особенно если происходят посла­бления во взаимодействии государств в сфере координации массовых миграционных перемещений.

Учитывая и положительные и отрицательные тенденции миграции, необходимо отметить негативные изменения кри­миногенной ситуации в государстве, связанные с возрастаю­щей преступностью приезжих. Выявление процента участия мигрантов в преступлениях возможно лишь по расследован­ным преступлениям, по мнению некоторых исследователей, он может доходить до 50%. Согласно статистическим данным МВД РФ за январь - декабрь 2015 года, иностранными граж­данами и лицами без гражданства на территории России совершено 46,4 тыс. преступлений, что на 4,4% больше, чем за январь - декабрь 2014 года, в том числе гражданами госу- дарств-участников СНГ - 40,3 тыс. преступлений (+4,9%), их удельный вес составил 86,9%. Мигранты-иностранцы и лица без гражданства нередко выступают и потерпевшими от со­вершенных преступлений, данный показатель возрос на 17,5% и составил 16,5 тыс. преступлений. Выявленные преступле­ния, как правило, имеют корыстный мотив, зачастую реализу­емый с применением оружия, насилия и т.д.

В связи с этим представляется необходимым поднять тему социальной адаптации мигрантов, являющейся неотъем­лемой частью современных социальных и политических про­цессов, способствующей цивилизованному сближению и фор­мированию единого стабильного безопасного пространства. Нежелательные последствия миграции возможно предупре­дить путем соблюдения взаимовыгодных условий, базирую­щихся на интересах и принимающей стороны, и государства, откуда мигрируют граждане, защищенных законодательным порядком.

Работа по содействию социально-экономической адапта­ции мигрантов началась с 1990-х годов, а также отражалась в последующих нормативных актах в 2000-х годах. Конкрет­ные меры начали предприниматься после образования в 2010 году Управления по содействию интеграции в структуре Фе­деральной миграционной службы. Целью данного подраз­деления выступают обеспечение участия ФМС России в со­действии интеграции мигрантов в российское общество на основе уважения к российской культуре, традициям, обычаям, формирование толерантного межнационального общения, взаимодействие с национальными сообществами, разработ­ка стратегий интеграции иностранных граждан. Проведена значительная работа по созданию условий для обучения рус­скому языку, что занимает центральное место в политике интеграции, получению разрешения на трудоустройство, по­лучению социальных услуг, были реализованы пилотные про­екты по созданию Центров социальной адаптации и многие другие мероприятия.

Согласно «Стратегии государственной национальной по­литики РФ на период до 2025 г.» адаптация и интеграция ми­грантов выступает важнейшей задачей национальной полити­ки России, акцентирующей свое внимание на социальных и экономических проблемах.

Тем не менее, ученые и практики высказывают мнения, что принятых мер не достаточно, и становится очевидной не­обходимость объединения усилий ученых различных научных отраслей и образования Ассоциации ученых и специалистов, профессионально занимающихся разработкой решения про­блемы миграции, введения в практику проведения ее науч­ных сессий, конференций и семинаров с освещением итогов в средствах массовой информации, регулярной публикации научных трудов, аналитических докладов.

Европейский миграционный кризис, сложившийся в по­следнее время, не остается без внимания российских властей. Президентом РФ В.В. Путиным 15 марта 2016 г. на заседании Коллегии МВД России была поставлена задача по урегулиро­ванию проблем, связанных с миграцией населения: «Нужно сделать так, чтобы они жили в нормальных условиях, труди­лись там, где их берут на работу, чтобы они исполняли зако­ны Российской Федерации, традиции народов, среди которых они живут, и так, чтобы это не создавало проблемы на рын­ке труда у нас, внутри России, чтобы не вызывать раздраже­ния граждан Российской Федерации». Была также оглашена необходимость тесного взаимодействия заинтересованных структур и оперативного решения вопросов по раскрытию и пресечению правонарушений в сфере незаконной мигра­ции. Данные задачи были рекомендованы и подтверждены и 31 марта 2016 г. на заседании Совета Безопасности, кроме того усилены меры по прекращению схем легализации иностран­цев, пребывающих в России с нарушением закона.

В связи с этим, было бы целесообразным создать также Всероссийский научно-исследовательский центр социальных проблем миграции и репатриации с филиалами в субъектах России и государствах, откуда прибывают мигранты. Целью такой организации будет выступать разработка и введение в действие социологической системы мониторинга обустрой­ства и социальной адаптации мигрантов в России, выявление потребностей указанной категории граждан, а также контроль за их реализацией. Полученные данные должны будут пере­даваться государственным структурам, заинтересованным в данной информации. Созданный научный центр также ини­циирует проведение экспертных работ с нормативными до­кументами, принятыми за последние годы министерствами и ведомствами России по вопросам миграции, приведение их в соответствие с российским законодательством и заключенны­ми международными конвенциями, договорами и соглашени­ями в этой области.

Кроме того, анализ проводимых в последние годы меро­приятий по реализации политики интеграции мигрантов по­казывает важность взаимодействия государственных органов всех уровней, работодателей, институтов гражданского обще­ства, мигрантов. В связи с этим представляется необходимым проводить дальнейшую работу по обеспечению координации действий различных участников интеграционной политики.

Считаем целесообразным реализовать следующие меры по созданию благоприятных условий для адаптации:

- в первую очередь государства, направляющие трудовых мигрантов в Россию, на месте должны провести начальную подготовку. С этой целью возможно создание в таких стра­нах центов адаптации трудовых мигрантов, где они смогут изучить русский язык, российскую культуру и законы, полу­чить начальные знания о государстве, в котором предстоит осуществлять трудовую деятельность. Особенно важным пред­ставляется разъяснение режима пребывания и правопорядка Российского государства, так как нередко законно въехавшие иностранные граждане нарушают срок законного пребывания и не покидают территорию страны, объясняя это негативны­ми социальными условиями жизни на их Родине. Такие граж­дане продолжают осуществлять незаконную трудовую дея­тельность на территории России, нередко образуют закрытые сообщества, целью которых может выступать преступная де­ятельность. В особую группу риска входят граждане, не овла­девшие в полной мере русским языком и не адаптировавшие­ся в социально-культурные условия современного российского общества. Данный фактор может нести неблагоприятные по­следствия и для самих мигрантов, так как нелегальные работ­ники лишены защиты государства во взаимоотношениях с ра­ботодателем;

  • совершенствование информационной базы данных о мигрантах путем включения таких обязательных параметров для наблюдения как: потребность регионов в работниках раз­личного профиля, наличие социального жилья, рабочих мест, информация о количестве трудовых мигрантов, приезжающих в регион, информация о трудоустройстве приезжих граждан, контроль за своевременным трудоустройством. Представля­ется возможным с использованием такого рода информаци­онной базы проводить целенаправленный набор работников, в том числе из стран СНГ, на определенные специальности и виды работ, так как в настоящее время рабочая миграция не в полной мере удовлетворяет потребностям экономического роста России. Это объясняется большой занятостью мигран­тов трудом низкой квалификации в сфере торговли и услуг, значительная часть из которых находится на нелегальных ос­нованиях в стране, пользуется социальной инфраструктурой, нередко пособиями, не платит налоги, что не приносит пользы экономике России. Кроме того, временная сезонная работа та­ких мигрантов не стимулирует их к основательной адаптации в государстве, соблюдению законодательства и культуры по­ведения. Соответственно целью дополнения и развития базы данных по мигрантам выступает возможность контролировать приток мигрантов, их занятость, цели деятельности, пользо­вание бесплатным социальным обслуживанием, пособиями, а также не допустить нахождение трудоспособных безработ­ных (по неуважительным причинам) иностранных граждан на государственном содержании. Контроль целей пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства также позволит оперативно пресекать возможные действия по нарушению установленного правопорядка со стороны приезжих;
  • скоординировать работу заинтересованных мини­стерств и ведомств под руководством МВД РФ для реализации социально-экономических программ, направленных на созда­ние новых рабочих мест, жилищное строительство, развитие социальной и производственной инфраструктуры, пресече­ние криминальных мотивов переселения, соблюдение требо­ваний миграционного законодательства, содействие в адап­тации и трудоустройстве приезжих, получение гражданства, совершенствование миграционной политики и т.д. Согласно планируемым показателям, Государственная программа по переселению соотечественников призвана обеспечить мигра­ционный приток порядка 300 000 человек в год и в первую оче­редь соотечественников из ближнего зарубежья, квалифици­рованных специалистов и молодежи. Продвижения в данной сфере послужат толчком к изменению приоритетов миграции на экономически и социально взаимовыгодное переселение для постоянного проживания и уменьшению ее нелегальных потоков. В этой связи особого внимания требуют програм­мы защиты от коррупционных процессов в сфере миграции. Кроме того, с целью оптимизации организационно-исполни­тельных функций государства, а также контроля за процес­сами миграции Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 Федеральная миграционная служба была упразднена, а ее направления деятельности переданы в Главное управление по вопросам миграции в составе МВД РФ;
  • сформировать аппарат управления по делам миграции, который бы также вошел в структуру МВД РФ, где должны работать профессионалы высокого уровня с обязательным требованием юридического образования. В данной структуре исключить возможность совершения коррупционных дей­ствий сотрудниками, которые превращают государственные программы в источник получения доходов для личных нужд. Этого возможно достигнуть путем установления полной про­зрачности в действиях такого аппарата, а именно закрепить стоимости патента на трудовую деятельность, разрешения на временное проживание и т.д. в нормативно-правовых актах, возложить обязанность по предоставлению указанных услуг исключительно на государственную службу, не допустить ком­мерческие структуры к данному виду деятельности. В ином случае пострадает реализация государственных программ по миграции, да и сами процессы миграции будут выступать ис­точником обогащения коммерческих структур, что поставит в затруднительное положение иностранных граждан. Данный аппарат должен быть призван организовать защиту прав и ин­тересов мигрантов, миграционный контроль, соблюдать госу­дарственные интересы при реализации программ и меропри­ятий в сфере миграции, регулировать миграционные потоки, учитывая потребности каждого из регионов в рабочей силе, а также предусматривая национальную совместимость, созда­вать условия для приема и размещения мигрантов, стимули­ровать их деятельность в процессе адаптации и интеграции в современное российское сообщество. Кроме того, одной из основных задач такого ведомства должны выступать прогно­зирование миграционных процессов и формулирование на их основе государственной политики, учитывая потребности и изменения экономической и общеполитической ситуации, а также международной обстановки;
  • привлечь средства массовой информации к формирова­нию толерантного отношения к этнокультурному разнообра­зию, как результату миграции, благожелательного отношения к вынужденным переселенцам. Анализ международного опы­та показал, что проведение успешной работы по адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество не представ­ляется возможным без координирующей роли государства и необходимого финансирования, тем не менее, активное уча­стие институтов гражданского общества в такой же степени важно.

Предполагается, что перечисленный комплекс мер по­способствует эффективной культурной и экономической со­циализации мигрантов в российское общество, обеспечивая этим социально-политическую стабильность и безопасность в государстве.

ГРЕШНОВА Наталья Алексеевна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории государства и права, заместитель начальника правового управления ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях