C момента обретения независимости и по настоящее время главным экспортным товаром Азербайджана является углеводородное сырье.
Доля сырой нефти в общем объеме экспорта составила 77,61% в 2015 году, в 2014 году она достигла 84,32%.
В начале 1990-х гг. Азербайджан стал активно развивать необходимую инфраструктуру для экспорта нефти, а затем и природного газа. Он поставил цель создать необходимые транспортные коридоры, которые позволили бы ему беспрепятственно выйти на мировые рынки. Важным аспектом развития энергетической дипломатии молодой республики было уменьшить зависимость от сырьевой направленности экономики страны с тем, чтобы снизить политические и экономические риски, например от возможного использования транзитными странами своего положения в качестве рычагов влияния на Азербайджан. Для азербайджанской нефтяной стратегии важно отслеживать и предотвращать такое развитие событий, как например возникновение конфликта между страной - производителем энергоресурсов и транзитной страной, в результате которого последняя может заблокировать границу или наложить нормативные ограничения на трансграничную торговлю.
Существующая сеть транспортной инфраструктуры позволяет Азербайджану перевозить не только свои собственные энергетические ресурсы, но и нефть из Центральной Азии, что придает Азербайджану статус транзитного государства на Южном Кавказе. Уже несколько лет казахстанская и туркменская нефть транспортируется на мировые рынки через трубопровод Баку - Тбилиси - Джейхан. Только в 2015 году общий объем туркменской и казахстанской нефти, транспортированной по БТД, составил 5,2 миллиона тонн. Кроме того, дочерняя компания Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) - SOCAR Trading SA Company подписала новое соглашение о покупке туркменской нефти. В соответствии с соглашением, туркменская нефть будет транспортироваться по нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан до 3 млн тонн в течение следующих 5 лет. Ожидается, что экспорт казахстанской нефти будет также увеличиваться.
Следует также отметить, что в последние годы в связи с обнаружением новых крупных месторождений природного газа Азербайджан начинает активное участие в строительстве новых транспортных коридоров, чтобы экспортировать на европейские рынки свой природный газ. Одним из таких проектов является строительство Трансанатолийского трубопровода (TANAP) и Трансадриатического трубопровода (TAP).
Транскаспийский международный коридор (Европа - Кавказ - Азия)
Исторически так сложилось, что регионы Центральной Азии и Южного Кавказа расположились вдоль одного из старейших и важных торговых маршрутов на евразийском континенте - «Великого Шелкового пути» (от Пекина до Лондона). Этот маршрут всегда играл важную роль в экономическом развитии этого региона. Крупные города, которые позже стали политическими центрами древних и средневековых государств региона, появились вдоль этой главной торговой артерии. Но позже, начиная с «века открытий», международная торговля постепенно перешла в открытое море и переключила свое внимание с Южного Кавказа и Центральной Азии на другие маршруты.
В данной статье анализируются транзитные сети Каспийского региона с точки зрения геополитики. В изучении международных отношений и геополитики определенную важность приобретают географические факторы, влияющие на отношения между государствами. Развитие истории показывает нам, что существует тесная взаимосвязь между геополитическими целями государства и созданием прочной системы транспортных коммуникаций. Надежные и эффективные транспортные коридоры для удобного доступа к мировым рынкам товаров жизненно необходимы для современного экономического развития и безопасности государства, особенно если оно имеет невыгодное географическое расположение. Прибрежные страны всегда имели естественные преимущества в международной торговле, так как имели открытый доступ к морским торговым маршрутам. Таким образом, такие страны не зависят от развития дорогостоящих транзитных коридоров по суше. Создание эффективных транспортных коридоров с дальнейшим выходом на мировые рынки товаров считается одним из главных приоритетов стран Центральной Азии.
Строительство Транскаспийского транспортного коридора для соединения Европы с Азией ставит перед транзитными странами задачу по строительству и модернизации железных дорог, автомобильных дорог и трубопроводов, а также возведение морских портов. Этот транспортный коридор имеет как политическое, так и экономическое значение. Экономически он способствует укреплению и интеграции страны в мировую экономику посредством прямого выхода на мировые рынки. Политически это укрепляет влияние и суверенитет страны в регионе от внешних ограничений страны.
В 2016 году завершилось строительство первого этапа международного порта в 65 км к югу от Баку в поселке Алят. Этот порт должен будет заменить старый морской порт в Баку, который не отвечал современным требованиям. Новый порт станет оказывать услуги как для перевозки грузов, так и для пассажирских перевозок, для чего уже возводится необходимая инфраструктура в поселке Алят. Порт также будет иметь возможность принимать нефтяные танкеры и обычные грузовые танкеры, которые будут курсировать по маршрутам в международные порты Актау (Казахстан) и Туркменбаши (Туркменистан). На первом этапе, ожидается до 10 миллионов тонн грузов и 50 тысяч контейнеров. На втором этапе пропускная способность увеличится до 17 миллионов тонн грузов и 150 тысяч контейнеров, а к концу третьего этапа она достигнет 25 миллионов тонн грузов и 1 млн контейнеров. Таким образом, Транскаспийский коридор становится важнейшим маршрутом, соединяющим Южный Кавказ с Центральной Азией.
Грузооборот между Казахстаном, Туркменистаном и Азербайджаном с каждым годом растет, и это стало возможным благодаря слаженной координации между транспортными службами трех государств. Сегодня эти страны сосредоточили свое внимание на разработке новой тарифной политики, чтобы применять между собой определенные скидки и льготные тарифы в транспортном секторе. Развитие инфраструктуры и материально-технической координации позволит в перспективе увеличить морские грузовые перевозки через Каспийское море. Годовой объем перевозок по этому маршруту может составить около 27,5 миллионов тонн.
Международные транзитные коридоры
Азербайджан активно развивает свой транспортный потенциал, а также участвует в таких крупных региональных проектах на евразийском пространстве как ТРАСЕКА (Европейский Союз), «Экономический пояс Шелкового пути» (Китай) и российский проект «СЕВЕР - ЮГ». Все эти региональные проекты подкреплены необходимой инфраструктурой и материально-техническим обеспечением.
В конце 2012 года был разработан план по реализации маршрута ТРАСЕКА через «Великий Шелковый путь». 3 августа 2015 года в Баку состоялось церемония встречи контейнерного поезда Nomad express сообщением Шихези (КНР) - Достык - порт Актау (РК) - порт Алят - Кишлы (окрестности Баку АР). Длина его маршрута составила примерно 3500 км. 82 морских контейнера достигли пункта назначения в Баку всего за 5 дней. Как правило, контейнерные перевозки из Китая в Европу занимают от 25 до 40 дней.
Таким образом, существует большой потенциал для увеличения грузовых транспортных перевозок по этому маршруту. Для того чтобы привлечь грузопотоки в Азербайджан, важно сократить время транзита через территорию страны. Одной из важных задач в этой связи является координация деятельности различных видов транспорта в Азербайджане. С этой целью в конце октября 2015 года Азербайджан сформировал Координационный совет по транзитным грузоперевозкам, который разработает общую политику в отношении транзитных грузов. Совет будет способствовать ускоренному осуществлению транзита через территорию Азербайджана посредством автомобильного транспорта, железных дорог, морского транспорта, морских портов и морских терминалов, а также путем внедрения принципа «единого окна».
Азербайджан также заинтересован в развитии сотрудничества в рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути». Для реализации этого проекта Китай инвестировал сотни млн долларов как в свою транспортную инфраструктуру, так и в соседние страны, особенно в регион Центральной Азии. Внешнеторговый оборот между ЕС и Китаем постоянно растет, в 2014 году он составил около $ 600 млрд. Торговля между Европой и Китаем осуществляется в основном морскими маршрутами, в основном через Суэцкий канал. Длина этого морского пути составляет около 24 000 километров, доставка занимает 40-50 дней.
Китай в настоящее время ищет новые способы сокращения времени транзита. Учитывая заинтересованность Китая в развитии альтернативных транспортных коридоров, в декабре 2015 года президент Азербайджана Ильхам Алиев с официальным визитом посетил Пекин. В ходе визита стороны договорились осуществлять меры по совместной координации действий по маршруту «Экономического пояса Шелкового пути». Кроме того, были подписаны соглашения о сотрудничестве в транспортном секторе и в сфере железнодорожного транспорта и воздушных перевозок.
Другим международным транспортным коридором, в котором Азербайджан может сыграть существенную роль, является проект «Север - Юг». Новый маршрут должен пройти между странами Северо-Западной Европы, Каспийского моря, Персидского залива, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азией. Существуют также и широкие возможности для дальнейшего развития евроазиатских транспортных коридоров.
Еще в 2000-х гг. Россией, Ираном и Индией неоднократно отмечалась важность роли Азербайджана как связующего звена в маршруте «Север - Юг». В то время стороны поставили перед собой задачу создать новый маршрут для перевозки грузов между Европой и Дальним Востоком альтернативным маршрутом. Этот маршрут должен был предназначаться в основном для транспортировки грузов по железной дороге. Именно проект «Север - Юг» должен был стать более быстрым маршрутом между Европой и Азией, по сравнению с традиционными маршрутами. Новый транспортный маршрут обладал заметными конкурентными преимуществами в отличие от морского маршрута через Суэцкий канал: более низкие расходы и более короткое время отгрузки. По оценкам экспертов, цены на перевозки по маршруту «Север - Юг» могут быть на 30% ниже.
Баку в настоящее время активно участвует в реализации этого нового маршрута, который является частью западной ветви железнодорожного коридора, проходящего по территории России и Азербайджана с дальнейшим выходом к иранской железнодорожной сети через пограничный переход Астара (Азербайджан) - Астара (Иран). Данный интермодальный маршрут обеспечивает доставку контейнерных грузов через Россию в Иран. Проектная мощность железной дороги составляет до 10 миллионов тонн на первом этапе и будет увеличена до 15 миллионов тонн в год в перспективе.
Еще с советских времен Россия и Азербайджан были связаны единой сетью железных дорог. Что касается железнодорожного сообщения между Азербайджаном и Ираном, то Азербайджан завершил прокладку железнодорожного пути длиной в 8,5 км от приграничной станции Астара до иранской границы. В то же время Ирану необходима еще крупномасштабная работа, а именно строительство железнодорожного участка Казвин - Решт - Астара длиной 375 км, включая мост, связывающий Астару в Азербайджане и Астару в Иране через реку Араз, строительство которого планируется в ближайшее время.
3 мая 2015 года Россия, Иран и Азербайджан подписали соглашение о строительстве железной дороги Казвин - Решт - Астара. Иран уже завершил строительство железнодорожной линии между городами Казвин и Решт длиною в 205 км.
Параллельно с подготовкой к строительству железной дороги руководители таможенных служб Азербайджана, России, Ирана и Индии обсудили координацию таможенных правил в целях обеспечения эффективной работы. Дальнейшие встречи по этому вопросу также ожидаются в 2017 г.
Таким образом, Азербайджан активно участвует в формировании новых транспортно-логистических маршрутов на пространстве Евразии и играет определяющую роль в геополитике и геоэкономике региона Южного Кавказа. В Азербайджане уже созданы все необходимые транспортные мощности для эффективного использования транзитного потенциала страны. В качестве активного игрока в этой области Азербайджан в перспективе будет только наращивать свою мощь и, возможно, станет инициатором новых региональных проектов в регионе, тем самым дав еще больший импульс развитию ненефтяного сектора экономики.
ГУЛИЕВ Игбал Адиль оглы
кандидат экономических наук, заместитель директора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД России
МЕХДИЕВ Эльнур Таджаддинович
кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института международных исследований (ИМИ) МГИМО (У) МИД России