Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха:- Что такое хорошо и что такое плохо?
На этот вопрос без религии ответить невозможно! Именно Всевышний определил, что есть хорошо, а что есть плохо. Сам же человек в основном склонен, оправдывать свои преступления, развращать понятия «хорошо» и «плохо». Государство и его право не учитывают внутренние желания, эмоции, но это учитывают религиозные нормы, в частности, Ислама. Также на проявление внеправовых чувств реагирует и общество.
Почему важен ответ на этот вопрос? И почему важно, чтобы он был от Всевышнего? Это просто: если человек знает ответы на эти вопросы, верует в Создателя и знает об ответственности в Судный день, он приложит все усилия, чтобы не совершать преступлений, среди которых насилие, воровство, грабеж, террор, экстремизм и др. Знание - это очень важно, так как одной из основных причин совершаемых преступлений является взаимосвязанная совокупность таких качеств, как безграмотность религиозная и светская, отсутствие веры в Создателя, в День воздаяния (Судный день), на что, в том числе, влияет разделение между религией, государством и обществом.
Приведем пример для более глубоко понимания данного пункта, в религиях: действия верующих должны соответствовать их словам. Взглянем на приветствие ведущих религий:
- Христианство:
«Иисус (мир ему), посылая учеников Своих на проповедь, наставлял: «В какой дом войдете, сперва говорите: «мир дому сему» [2].
- Ислам:
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) оповестил:
«О люди распространяйте салям (с араб.яз.: мир), кормите, молитесь, когда все спят, - и войдет в Рай с миром» (в сборнике Тирмизи)
- Иудаизм: «Шалом», что означает Мир.
Например, Ислам говорит о том, что слова человека
должны соответствовать его действиям - раз человек пожелал мира при встрече - значит его действия должны быть исключительно мирными, невзирая на возможный спор до этого. Соответственно, зная эту элементарную истину, верующий человек уже будет понимать, что его религия против различного рода преступлений, в том числе и экстремизма. Поэтому не бывает христианского, исламского или иудейского экстремизма. Совершающий преступление своими действиями противоречит основам любой религии, лишь прикрываясь ею.
Справедливость - это то, к чему призывает религия. Отсутствие же справедливости ведет к дестабилизации общества. Молодежь особенно чувствительна ко всем социальным изменениям. Она не только замечает, но и остро реагирует на то, что ей кажется несправедливым, на то, что не совпадает с ее общим мнением, будь то на улице, в телевизоре или на страницах газет и журналов. Они сравнивают не книги, а теорию в книгах с реалиями.
Кризисные явления в экономической, социальной и политической сферах государства тоже влияют на возникновение различных крайних движений, которые используют молодежь, не окрепшие умы, не обладающие твердой идеологией, оправдывая свои противоправные действия этими кризисами. Имущественное расслоение населения, где большинство находятся обычно в очень тяжелом финансовом положении, отсутствие уверенности в будущем - все это приводит к тому, что социум перестает функционировать как единая система с общими ценностями, и, как следствие, увеличивается преступность среди молодежи, появляется отрицательное отношение к органам власти.
Семейное и школьное неблагополучие. Нездоровая обстановка в семье, в школе могут способствовать деморализации ребенка с последующей криминализацией личности подростка. Семья и школа - оздоровление этой микросреды приведет к эффективному предупреждению правонарушении" несовершеннолетних. Социализация человека начинается в семье. Именно в семье подросток получает первые представления об окружающем мире, об окружающих людях, о том, что дозволено, а что нет, он также перенимает модель поведения родителей. Низкий уровень образования родителей подростка, их занятость, тотальный контроль над подростком или его полное отсутствие; безнравственность родителей, низкая материальная обеспеченность, плохие жилищно-бытовые условия некоторых семей, отрицательная нравственнопсихологическая обстановка в семье, халатное отношение родителей к своим обязанностям по его воспитанию, отсутствие диалога, - это все в совокупности может стать катализатором к преступным действиям подростка. Сложность отношении” в семье, чувство обиды и отчуждённости побуждают подростка искать удовлетворения на стороне среди сверстников с такой же неудачной судьбой. Подросток в этот период как никогда подвержен неблагоприятным влияниям.
Религия изучает и обучает высоконравственным отношениям, учит ценить семью, родителей, детей, накладывает обязанности на родителей перед детьми и, наоборот, на детей перед родителями.
Безделие часто становится причиной совершения преступления подростками - «от нечего делать». Именно такие ребята больше склонны втягиваться в различного рода противозаконные действия, так как хочется найти «приключений»... А однажды встав на «преступную тропу» свернуть с нее трудно. Стоит только предложить взорвать кого-нибудь, и они готовы будут это сделать, так как внутренне в своих несчастиях подобные индивидуумы в основном обвиняют не себя, а других людей, все общество. Поэтому воспитание подростков трудом должно стать вновь актуальным - эта мера является одной из профилактической против экстремизма.
Воспитание, связанное с трудом, почитанием семейных, общественных ценностей закладывает религия.
Отличие хулиганских действий подростков от противоправных действий экстремистских группировок заключается в том, что вторые осуществляют свои, базируясь на определенной идеологии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, поддерживает «виновников» всех бед страны. Взгляды экстремистов являются привлекательными для некоторых молодых людей в силу простоты и однозначности, обещаний незамедлительно увидеть результат своих пусть и агрессивных действий. Понятие личного участия, личного вклада в сложный процесс экономического, политического и социального развития подменяется примитивными призывами к полному разрушению существующих устоев и замены их утопическими проектами.
Легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, слабое регулирование этого вопроса, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности наиболее - вот почему сегодня интернет является эффективным средством массового информационного воздействия террористов на молодежь. Террористические организации используют Интернет для вербовки новых членов, а также для формирования лояльно настроенной среды, играющей активную роль в поддержке террористических организаций.
Дезинформация, запугивание, манипуляция общественным сознанием, подмена понятий и фактов - это все средства психологической войны, которые используют экстремисты.
Невинные люди не могут дать сдачи, легкая жертва... Террористов раздражает спокойная жизнь людей. В большинстве своем террористы руководствуются своими мотивами. Мотивами считается то, что побуждает человека на действия, то, ради чего оно совершается. Они могут быть не только у экстремистских организаций, но и у отдельных лиц.
Для борьбы против экстремизма и других видов преступлений необходимо единение религии, государства, общества. Как бы некоторые не хотели признавать, но религия, общество и государство всегда были тесно взаимосвязаны и не разделимы. Пора это принять и предпринять меры для взращивания высоконравственного, идеологически твердого поколения, которое будет нашим будущим, которое сможет довести наше общество до уровня далекого от преступлений, ущемления прав, бедности, несправедливости. Да, это, возможно, долгий путь, но его необходимо начать как можно раньше - тогда и результаты будут быстрее.
Поэтому позвольте предложить некоторые способы профилактики и борьбы против молодежного экстремизма и других видов преступлений необходимо:
- Внедрение системных лекций основ религий в лице духовных лиц. Это поможет в формировании высокого уровня правосознания, что в свою очередь повлияет на развитие у молодого поколения чувства уважения к правам и свободам других лиц, в том числе к их жизни, здоровью и достоинству.
- Воспитание у молодежи толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, вне зависимости от их национальности, религии, социального, имущественного положения и иных обстоятельств.
- Привлечение и поддержка организаций, направленных на социальные нужды людей, например, таких как АНО ЦРА (Автономная некоммерческая организация «Центр социальной реабилитации и адаптации»), в рамках которой реализуются такие программы как социализация заключенных, среди которых есть молодежь и которые могут вновь совершить преступления, в том числе экстремистского характера, если их не поддержать и не направить в нужное русло.
- Совершенствование вопросов досуга и отдыха молодежи. Необходимо позаботиться о том, чтобы не только в крупных городах, но и в самых небольших населенных пунктах активно действовали спортивные секции, кружки, музеи и другие социально-культурные заведения. Необходимо активнее пропагандировать в молодежной среде здоровый образ жизни, занятия спортом и физической культурой путем проведения соревнований с дорогими подарками. Важно заметить, что перечисленные мероприятия должны быть доступны всей молодежи и в материальном плане.
- Необходимо вовлекать несовершеннолетних в общественно полезные виды деятельности. Также необходимы и более объективные меры со стороны государства, которые, казалось бы, непосредственного отношения к борьбе против экстремизма не имеют, но могут стать ключевыми к тому, чтобы подросток не совершил действие экстремистского характера. Это внедрение и реализация государственных программ, направленных на:
- разрешение экономических, духовных, правовых проблем несовершеннолетних,
- решение проблем материнства, безнадзорности, беспризорности подростков в малообеспеченных семьях;
- материальная поддержка детского спорта, творчества, ремесленничества, досуга;
- нравственно-духовная основа воспитания несовершеннолетних подростков;
- организация правового просвещения через средства массовой информации;
- укрепление способов и методов индивидуальной профилактики девиантного поведения подростков с психическими отклонениями и т.д.
- повышение уровня социальной и материальной защищенности молодежи, помощь в трудоустройстве молодых специалистов, поддержка жилищных программ для молодежи.
Необходимо знать: когда мы говорим о религии, в частности, Ислам - это не только идеология, это каждый шаг в жизни человека: спорт, взаимодействие с окружающими, с родителями, знание религиозное, светское и так далее. Поэтому вышеуказанные предложение в борьбе против экстремизма и различного рода преступлений - это все меры, указывающие и воплощающие в себе инге- рентность религии, государства и общества.
МИФТАХОВ Алмаз Мансурович
докторант Болгарской исламской академии