Выдача лиц является чрезвычайно популярным институтом права и используется все чаще на современном этапе.
Несмотря на то, что применение института экстрадиции не вызывает сложностей на практике, зачастую государства или отдельные должностные лица стремятся обойти процедуры, установленные законом по различным причинам. Так, выдача не может быть осуществлена, например, при наличии угрозы пыток, бесчеловечного и унижающего обращения. Более того, при конкуренции экстрадиционных запросов, запрашивающее государство может не получить первоочередную возможность принять запрашиваемое лицо. Зачастую, такие экстрадиционные «уступки» используются для получения более выгодного торгового режима или же ввиду того, что запрашивающее государство является более могущественным государством. Amnesty International, в частности, указала, что практика такой «взаимопомощи» стран Центральной Азии может объясниться бывшим советским прошлым, общей культурой, языком. Коррупция также является одной из причин обхода процедур.
Данный вопрос является актуальным для теоретических и практических вопросов. Так, рассмотрение легальности применения нестандартной выдачи важно для развития как уголовного, так и международного права. Прежде всего, потому что незаконное задержание или арест ставят под угрозу отправление правосудия в другом государстве.
Следует отметить, что в литературе данное явление носит различные названия: нестандартные виды выдачи, похищение, тайная выдача, тайное перемещение, выманивание, неформальная правоприменительная операция.
Выманивание - это действия, направленные на то, чтобы убедить, заставить лицо покинуть территорию государства, на которой он находится и по каким-либо причинам не может быть выдан, используя хитрость или обман. Практика показывает, что зачастую используются хитрости, связанные с болезнью или смертью близкого человека, экономические выгоды, угрозы и т.д.
Примером выманивания является дело гражданина РФ, Виктора Бута. Бельгия выдала ордер на арест Бута, который покинув место своего пребывания, ОАЭ, вернулся в Россию и перестал выезжать в другие государства. Правоохранительные органы США, оценив сложность легальной выдачи, разработали план по выманиванию Бута. Так, власти притворились представителями колумбийских повстанцев, ФАРК, которые желали совершить закупку оружия на сумму более 20 миллионов долларов. Бут согласился на сделку и прилетел в Бангкок, где был схвачен и передан США.
Как можно заметить, зачастую при осуществлении такого рода операций, задействуется третье государство, которое в последствии согласится передать лицо в нужную страну. В приведенном примере, таким государством выступил Таиланд.
Данный способ выдачи вызывает ряд вопросов. Является ли выманивание легальным видом выдачи? Сложность данного вопроса заключается в том, что человек покидает «безопасную страну» и прибывает в страну, из которой он может быть выдан по собственной воле. Кроме того, нарушают ли какие-либо нормы власти, которые осуществляют тайную операцию?
Международный Трибунал по бывшей Югославии в деле Прокурор против Славко Докмановича выразил свое мнение о данном вопросе. Трибунал, в данном деле, отметил, что существуют два вида нестандратной выдачи: похищение и выманивание. Далее, Трибунал указал, что при выманивании принципы права не нарушаются. Тем не менее, даже мнение авторитетного органа не положило конец дебатам о легальности указанных методов. Майкл Сарф, считает, что право не будет нарушаться только если для выманивания использовались телекоммуникационные связи.
Более того, Сарф считает, что решение покинуть территорию, принятое на основании ложных фактов, не может быть воспринято, как легальное и добровольное. Мы вынуждены согласиться с данным мнением. Современное уголовное право, например, расценивает обман и (или) злоупотребление доверием способом совершения преступления. Схожий подход был принят и Международной ассоциацией уголовного права. Ассоциация отметила, что принуждение лица прибыть в государство, совершенное путем обмана или злоупотребления доверием, является нарушением и такое лицо не может быть преследовано по закону в получившей его стране.
Отдельные государства, такие как Швейцария, внесли запрет на выманивание в уголовное законодательство. Стоит согласиться с таким подходом к данной проблеме.
Экстерриториальное похищение является еще одним видом нестандартной выдачи. Рассмотрение данного вида вызывает не так много вопросов, так как похищение лица на территории одного государства и его перевозка на территорию другого государства, объективно, понимается как нарушающее права данного лица.
На сегодняшний день права человека играют важнейшую роль не только в общем, но и в частности в развитии современного этапа института выдачи лиц. Amnesty International указала, что ввиду невозможности обеспечить защиту прав человека в запрашивающем государстве ведет к тому, что государства прибегают к похищениям. Органы по защите прав человека, на современном этапе развития, умеют эффективно ставить барьеры для осуществления выдачи, которая даже потенциально может нанести вред выдаваемому лицу. ЕСПЧ, например, использует обеспечительные меры (в соответствии с которыми выдача временно запрещается) в соответствии с правилом 39 Правил Суда, может наложить до вынесения окончательного решения.
Доклад Amnesty International приводит огромное количество примеров похищений лиц. Так, дело Савриддина Джураева вызывало широкий резонанс. Савриддин Джураев, гражданин Таджикистана, бежал в Россию по причине предъявленных ему обвинений в Таджикистане. Россия разрешила выдачу. Джураев подал заявление в ЕСПЧ, который применил правило 39. Несмотря на запрет, Джураев в скором времени оказался под арестом на территории Таджикистана. Джураев к тому времени не имел паспорта, что привело ЕСПЧ к выводу, что Россия содействовала тайному вывозу Джураева на территорию Таджикистана. «Суд пришел к выводу, что, подобно так называемой «чрезвычайной выдаче», операция с участием должностных лиц в деле Савриддина Джураева проходила вне закона и, будучи совершенной в обход надлежащей правовой процедуры, явилась полным отрицанием принципа верховенства права и защищенных Конвенцией ценностей».
Несмотря на однозначную позицию правозащитных органов, все еще существует принцип male captus bene detentus, согласно которому незаконное задержание не влияет на легальность отправления правосудия. Данного подхода придерживается США, а также МТБЮ в деле Докмановича. Великобритания, например, категорично отвергло данную практику. Рабочая группа по произвольным задержаниям также не согласилась с легальностью данного принципа также, как и ЕСПЧ и Совет по правам человека.
Следует отметить, что основные международные документы по правам человека запрещают произвольные задержания и предоставляют гарантии справедливого судебного разбирательства. Статья 9 Международного пакт о гражданских и политических правах закрепляет, что «никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом». Статья 5 Европейской конвенции по правам человека закрепляет аналогичные положения.
Таким образом, лицо, похищенное или полученное другим незаконном способом не может быть преследовано по закону ввиду нарушения его конвенционных прав.
Подытоживая, стоит отметить, что использование нестандартных (чрезвычайных) видов выдачи является незаконным, в особенности при наличии юридических оснований для выдачи (договоров).
Для того, чтобы избежать нарушения процедуры экстрадиции и прав выдаваемых лиц, мы считаем необходимым законодательно закрепить запрет в подготовке, участии, пособничестве в таких незаконных операциях.
Законодательство Швейцарии является оптимальным примером того, что такое запрещение может эффективно существовать в уголовном законодательстве. Сходное законодательное положение необходимо включить в уголовное законодательство РФ. Тем не менее, нормы швейцарского закона являются недостаточно разработанными и узкими, так как закрепляют ответственность непосредственно исполнителя. Данная статья, введенная в уголовное законодательство РФ должна включать также организацию похищения и пособничество в его осуществлении.
ШАЙБАКОВА Камила Даниловна
аспирант кафедры уголовного права Юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета