Совсем недавно, в конце прошлого века, конструктивный диалог между Турецкой республикой и Китайской Народной Республикой был немыслим.
И причиной тому был не только так называемый уйгурский фактор, в течение десятилетий не позволявший двум странам наладить сотрудничество как в области экономики, так и в сфере политического взаимодействия. Противоречия между Анкарой и Пекином имеют тысячелетнюю историю. Древняя и раннесредневековая история тюркских народов - череда войн с китайскими родоплеменными объединениями, сохранившаяся в народной памяти обеих наций и в настоящее время.
Во второй половине 80-х гг. прошлого века в отечественном медиа пространстве прочно закрепилось выражение «новое политическое мышление», определившее внешнеполитический курс СССР эпохи перестройки. Пусть и с большой долей условности, можно провести некоторые параллели между новыми для советского государства принципами построения межгосударственных отношений эпохи перестройки и теми трансформациями, которые переживает сегодня
Турция в деле построения и регулирования взаимодействия с мировыми державами. Свежий, лишенный былых националистических и кемалистких идеологических клише подход турецкого внешнеполитического ведомства к вопросам обеспечения национальной безопасности, межгосударственного диалога и экономического сотрудничества определяет новый вектор в формировании внешнеполитического курса этой страны. Ярким тому подтверждением является начавшееся сближение с Китайской Народной Республикой.
Термин энергетическая дипломатия прочно вошел в лексикон внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности министерств и иных государственных структур, курирующих вопросы международных отношений в сфере энергетики. Данное обстоятельство объясняется тем, что конкуренция на мировом рынке энергоносителей с каждым годом приобретает все более острый характер, что подталкивает многие страны искать дипломатические подходы, как к крупным поставщикам углеводородов, так и потребителям. Турецкую энергетическую дипломатию последних лет можно охарактеризовать вполне успешной, учитывая, что стана значительно упрочила свои позиции на евразийском рынке нефти и природного газа, не имея собственных запасов углеводородов. Одним из прорывных направлений в обеспечении энергетической безопасности Турецкой республики можно назвать также и применение мирного атома.
После прихода к власти в Турции Партии справедливости и развития (ПСР) в 2002 г. вопросы ТЭКа страны приобрели особую актуальность. Новая администрация отчетливо понимала, что, во-первых, отсутствие в Турции собственных запасов энергоносителей ставит страну в крайне уязвимое положение, во-вторых, географическое положение страны, связывающее богатые нефтью и природным газом Ближний и Средний Восток, а также Россию, с одной стороны, и нуждающуюся в источниках энергии Европу, с другой стороны, в перспективе, может поспособствовать стране стать транзитным хабом, имеющим не только евразийское, но и мировое значение. Кабинет министров, сформированный Т. Эрдоганом в 2002 г., приступил к активной энергетической дипломатии, в результате чего в течение считанных лет были достигнуты договоренности со многими ключевыми игроками евразийского энергетического рынка. Часть запланированных проектов уже успешно реализуется в практической области.
Темами переговоров, которые проходили в последние годы, как в формате двухсторонних межгосударственных отношений, так и на международных площадках, являлись такие актуальные для турецкой стороны проблемы, как безопасность строящихся трубопроводов, совместная разработка запасов нефти и газа в других странах и регионах, в том числе в морских акваториях, диверсификация поставок в Турцию энергоносителей, строительство атомных электростанций и др. Подобные вопросы обсуждались на многочисленных симпозиумах и конференциях, организованных, в том числе, при поддержке турецкого правительства.
Считается, что достаточно плодотворно для Анкары прошел 2015 г. Именно в данном году Турция председательствовала в группе G-20, что позволяло ей принимать непосредственное участие в формировании повестки многочисленных встреч, проводимых на самом высшем уровне. По турецкой инициативе в рамках G-20 активную работу вела так называемая «Рабочая энергетическая группа». В течение года были проведены три встречи данной группы: первая состоялась 24-25 февраля в Анталии, вторая - 25-26 марта в Стамбуле, третья - 1-3 сентября в Измире. Работа группы велась под общим девизом, который можно перевести на русский язык как «Энергия и ее источники для всех!» Учитывая, что Турция не может похвастаться собственными запасами энергоносителей, выбранный лозунг проводимых встреч был, вполне ожидаем. Примечательно, что, опять-таки, по инициативе турецкой стороны, пожалуй, самое большое внимание в ходе переговоров уделялось вопросам разработки нефтегазовых месторождений на африканском континенте. Тема африканских месторождений была затронута не случайно: транзит дешевого сжиженного газа и нефти посредством трубопровода в страны Европы, как полагают эксперты, возможен только при активном участии Турции, занимающей выгодное географическое положение.
Немаловажную роль для Турецкой республики играет и вопрос выработки атомной энергии. В последние годы официальные лица страны принимают активное участие в международных мероприятиях, которые посвящены строительству атомных электростанций, их эксплуатации и обеспечению безопасности. Как известно, крупнейшей в мире организацией, работающей в данном направлении, является Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), штаб- квартира которой расположена в Вене. Турция входит с состав так называемого Совета учредителей данной организации, что также позволяет официальной Анкаре принимать участие во многих значимых проектах организации. Примечательно, что в повестке дня Турции значится строительство трех электростанций, одна из которых, как планируется, будет осуществляться с помощью китайских специалистов. Сотрудничество с КНР в сфере применения мирного атома в зарубежной литературе рассматривается как итог активной энергетической политики официальной Анкары на восточноазиатском направлении.
Безусловно, невозможно сегодня представить международную торговлю без Китая. Экономический потенциал КНР настолько высок, что присутствие данной страны на международных рынках продукции, услуг, рабочей силы и капитала более, чем ощутимо. Примечательно, что Китай, также как и Турция, испытывает дефицит в собственных запасах углеводородов. Тем не менее, как видится, данное обстоятельство в современных условиях не является препятствием для развития двухстороннего сотрудничества в энергетической сфере.
Торгово-экономические отношения между Османской империей и Китаем начались в период правления Абдулха- мита II (1842-1918). Известно, что турецкий султан направил достаточно многочисленную делегацию в Китай для проведения двухсторонних переговоров. Примечательно, что именно члены данной делегации привезли в Стамбул красивейший китайский форфор, который и в настоящее время украшает коллекцию музея Топкапы, расположенного в старинной части города. После провозглашения республиканского строя правления в 1923 г., кемалисты стремились упрочить отношения с Китаем. В 1934 г. был подписано соглашение «О дружбе и сотрудничестве» между двумя странами. Однако участие турецкой армии в корейской войне (1950-53) на стороне США надолго испортили отношения двух стран. Кардинальные изменения стали происходить лишь в последние годы. Ключевым моментом в ходе реанимирования диалога стал вопрос энергетики.
Отсутствие крупных зарождений нефти и газа подтолкнуло обе страны к кооперации в области мирного атома. Впервые вопрос о налаживании сотрудничества между двумя странами в области атомной энергетики был поднят президентом Турции Т. Эрдоганом в ходе его визита в Китай в июле 2015 г. И вот уже через несколько месяцев многочисленная официальная делегация Турции посетила Пекин. Основной целью визита группы турецких чиновников, среди которых находился и министр энергетики и природных ископаемых страны Берат Албайрак было подписание с китайской стороной соглашения о сотрудничестве в области ядерной энергетики. После переговоров с главой управления по делам энергетики Китайской Народной Республики Нуром Бекри данное соглашение было достигнуто. Согласно основным положениям договоренностей между двумя станами, обе стороны обязались инициировать сотрудничество в сфере технологических разработок для выработки атомной энергетики и строительство АЭС на территории Турции.
Необходимо заметить, что визит турецкого министра и подписание договоренностей, вызвали неоднозначную реакцию в турецкой общественности. Данное обстоятельство объясняется тем, что Китай, в целом, воспринимается в Турции как страна, имеющая отличные от турецких взгляды на многие вопросы мировой политики и экономики. Турецкой пресса запестрела заголовками статей, критически настроенных на инициативу администрации Т. Эрдогана передать право строительства третьей атомной станции китайской компании SNPTC. Напомним, что первая станция, именуемая Аккую, строится при поддержке российской стороны. Вторая станция, которую планируют построить возле города Синоп, что расположен на черноморском побережье Турции, проектируется японскими специалистами. Помимо строительства атомной электростанции в Турции в ходе обозначенной встречи с китайскими высокопоставленными лицами были достигнуты и другие соглашения в сфере внешней торговли, авиасообщения и иных культурных вопросов.
Важнейшим документом, который заложил теоретические и правовые основы для сотрудничества двух стран в области атомной энергетики является Закон №3870, проект которого был подготовлен правительством Турции задолго до начала старта межгосударственных переговоров. Однако документ был поставлен на голосование и принят турецким парламентом только в декабре 2015 г. после окончания всех предварительных согласований.
Рассматриваемый нами документ состоит из преамбулы и тринадцати статей. В преамбуле обозначены основные цели, которые преследуют турецкая и китайская стороны, устанавливая двухсторонне сотрудничество в сфере строительства АЭС:
- развитие атомной энергетики и совместных технологических разработок в данной сфере исключительно в мирных целях;
- совместная подготовка проекта строительства АЭС на турецкой территории, строительство объекта и его эксплуатация;
- совместная забота в области обеспечения экологической безопасности в районе проектируемого строительства объекта, предотвращение аварийных и иных чрезвычайных ситуаций;
- совместная подготовка кадров для безопасной и продуктивной эксплуатации объекта.
В первой статье рассматриваемого нами закона дана подробная расшифровка используемых в документе терминов. Примечательно, что отдельным пунктом выделено употребление в нем так называемой «секретной информации», разглашение которой общественности не предусматривается.
Во второй статье подчеркивается, что разработки в сфере атомной энергетики предполагают их дальнейшее применение исключительно в мирных целях. Помимо этого, говорится о том, что стороны уважают суверенитет друг друга и обязываются не вмешиваться во внутренние дела своего партнера.
Третья статья самая большая по своей содержательности. В ней излагаются поэтапные действия обеих сторон по подготовке проекта, строительству объекта и его ввода в эксплуатацию.
В четвертой части документа обе стороны, подчеркнув важность заключаемого соглашения, обязались проводить регулярные встречи специалистов в области атомной энергетики в формате межгосударственных конференций и симпозиумов.
Пятая статья закона посвящена непосредственным пред- ставителям-участникам проекта. В данной статье указано, что турецкую сторону в ходе реализации достигнутых соглашений будет представлять Турецкое Агентство Атомной Энергетики (ТААЭ), в то время как китайская сторона будет представлена Китайским Народным Энергетическим Управлением и Китайским Агентством Атомной Энергетики.
В шестой статье стороны договорились не передавать третьим лицам секретную информацию без взаимного согласия. В седьмой части документа данная мысль нашла свое продолжение - стороны заверили друг друга в том, что совместные технологические разработки в сфере атомной энергетики представляют собой интеллектуальную собственность и их сохранность должна быть гарантирована законодательством обеих стран.
Восьмая статья закона посвящена отношениям с Международным Агентом по Атомной Энергии (МАГАТЭ). В данной части подчеркивается, что турецко-китайское сотрудничество сторон не должно противоречить их договоренностям с авторитетной международной организацией. Тем не менее, в последнем пункте данной статьи повторяется, что передача секретной информации третьей стороне невозможно без согласия одной из сторон Соглашения.
В девятой статье речь идет о том, что в случае непредвиденного возникновения вмешательства третьей стороны или внешней угрозы обе стороны обязаны предупредить друг друга. В случае возникновения угрозы жизням людей, под которой, очевидно, подразумеваются возможные террористические акты, любая из сторон вправе выйти из Соглашения.
Согласно положениям последующих трех статей стороны гарантируют друг другу взаимный учет интересов в международной кооперации в сфере атомной энергетики. При возникновении разногласий предусматривается стремление к их мирному и бесконфликтному разрешению.
И, наконец, в последней статье говорится о том, что срок действия Соглашения оставляет десять лет. Если одна из сторон пожелает выйти из него, она дипломатическим путем доносит собственное желание до партнера. При этом Соглашение продолжает еще считаться действительным в течение пяти лет и его условия должны выполняться.
Примечательно также, что рассматриваемый нами документ был подготовлен правительством Турции в тот отрезок времени, когда во главе исполнительной власти страны находился широко известный профессор международного права А. Давутоглу, Напомним, что согласно официальной версии, именно им был спровоцирован конфликт между Россией и Турцией в ноябре 2015 г., после чего премьер был вынужден уйти в отставку. А. Давутоглу считается теоретиком концепции так называемого неоосманизма, на протяжении длительного времени ставшей неофициальной идеологией турецкой государственности и пользующейся поддержкой среди политической элиты страны и в настоящее время.
Заметим, что налаживание диалога между Анкарой и Пекином имеет большое значение для переоценки тех политикоэкономических трансформаций, которые происходят сегодня в Евразии. При этом анализ происходящих событий не должен ограничиваться лишь сферой атомной энергетики. В мае прошлого года в Стамбуле состоялся второй Форум турецкокитайского сотрудничества, прошедший под девизом: «Новая эра в турецко-китайских отношениях: возможности и риски». По итогам мероприятия, которое было проведено при поддержке государственных структур и деловых кругов обеих стран, была принята итоговая резолюция. Некоторые пункты документа, вызывавшие немалый интерес у экспертного сообщества, можно систематизировать следующим образом:
- Турция, объединяя два континента и несколько морей, располагает крайне выгодным географическим положением, которое имеет большое значение для Китая;
- Турция - важный партнер для Китая в энергетической сфере;
- Турция и Китай обладают неограниченным потенциалом для дальнейшего экономического роста, взаимное сотрудничество обеих стран предполагает развитие по так называемому сценарию «2023-2053», предложенному турецкой стороной;
- Обе страны подчеркивают свою решимость бороться с международным терроризмом, поддерживать друг друга в данном вопросе на международной площадке;
- В Турции начинают работать девять китайских культурных центров, которые будут играть ведущую роль в деле налаживания народной дипломатии.
Согласно достигнутым договоренностям, следующий Форум состоится в Пекине в мае 2018 г.
Налаживание сотрудничества Турции с Китаем вызывает неоднозначную оценку мировой общественности. Так, например, реакция ЕС на строительство еще одной атомной электростанции на территории Турции была резко отрицательной. Известно, что многие европейские страны стремятся отказаться от использования атома в энергетической отрасли. Крайне осторожны в своих комментариях и американские эксперты. Как известно, невыдача А. Гюлена турецким властям на долгие годы испортила отношения союзников по североатлантическому альянсу. Необходимо также отметить, что планируемые обеими странами реализация железнодорожного проекта «Шелковый путь», ключевым участником которого заявлен Иран, может стать реальным конкурентом российского варианта этой же магистрали. В принципе, включение Ирана в проект некоторыми экспертами оценивается маловероятным, учитывая новую политику администрации США на Ближнем и Среднем Востоке, что, в общем, не всегда идет в разрез с интересами России в регионе.
Думается, что обозначенная в статье тема не может не заинтересовать российских экспертов в области энергетики и международных отношений. Турецко-китайский симбиоз, который, на первый взгляд, кажется неожиданным, может нести с собой, как риски для отечественных энергетических компаний, так и определенные возможности для расширения сбыта технологий и оборудования. Тем не менее, необходимо учесть, что не смотря на существенную исламизацию турецкой общественности, которую активно проводит администрация Т. Эрдогана, кемалистские традиции достаточно сильны в этой стране, что грозит ревизией неоосманистской политики нынешнего правительства. Парламентские выборы 2019 г. имеют все шансы стать поворотными в новейшей истории Турции.
НУРИЕВ Булат Дамирович
кандидат философских наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения и истории Уфимского государственного нефтяного технического университета
ЗУЛЬКАРНАЕВА Елена Зульфаровна
кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения и истории Уфимского государственного нефтяного технического университета