Российская Федерация на протяжении многих лет является привлекательным регионом для мигрантов, в том числе с точки зрения рабочей миграции, обеспечивая финансами экономики сразу нескольких азиатских государств.
Сама экономика Российской Федерации отчасти необходима на иностранной рабочей силе, что требует активной работы и рационализации деятельности органов в области миграции.
Организация деятельности любых государственных субъектов, в том числе в области миграции, требует привлечения весомых финансовых ресурсов. В условиях ограниченного финансирования, вызванного неблагоприятной конъюнктурой на рынке энергоносителей, пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и иными факторами, фундаментально важно обеспечить нормальную работу органов миграции. С этой целью государством используется в том числе инструмент финансового контроля.
В настоящее время организацией и правовым сопровождением миграционных процессов в Российской Федерации занимается Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ранее - Федеральная миграционная служба). Упразднение Федеральной миграционной службы и образование Главного управления по вопросам миграции, но уже в составе Министерства внутренних дел, определяет специфику организации финансового контроля, в том числе ввиду большей закрытости данной структуры.
Анализ практики проведения государственного финансового контроля в России позволяет сделать вывод, что важным субъектом контроля выступает Счетная плата РФ. Если же рассматривать финансовый контроль в структуре Главного управления по миграции и, что называется «на местах», то здесь финансовый контроль реализуется исполнительными органами Правительства и самим Главным управлением [5].
В настоящее время внутренний контроль в Главном управлении по миграции МВД осуществляется на основании приказа МВД России от 12 октября 2015 года № 980 «Об утверждении Регламента осуществления внутреннего финансового аудита в системе МВД России и Регламента осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД России».[1]
Миграция считается одной из основных составляющих процесса глобализации. В последних отчетах Международной организации по миграции (МОМ) она считается в целом положительным фактором развития как в странах происхождения, так и в странах назначения. В последние годы международная миграция получает все больше внимания со стороны политических структур, СМИ и широкой общественности по всему миру.
Экономический спад и политические изменения в Российской Федерации, включая введение запрета на повторный въезд для мигрантов в случае административных правонарушений, стали одной из причин снижения темпов миграции из стран Средней Азии. Это повлияло главным образом на экономическое положение и доходы, основанные на переводах, в частности в Таджикистане. В результате мигранты вернулись в страны своего происхождения, остались в стране нелегально или выбрали другие страны назначения, прежде всего Казахстан. Однако согласно официальной российской статистике с 2016-2017 годов темпы миграции из стран Средней Азии снова начали расти и почти достигли докризисного уровня.
В контексте организации деятельности Главного управления по миграции финансовый контроль реализуется в целях обеспечения оценки надежности осуществления внутреннего финансового контроля, подтверждения достоверности бюджетной отчетности и рационализации бюджетной методологии и бюджетных стандартов, в целях рационализации использования бюджетного финансирования.
Финансовый контроль, реализуемый в структуре Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел позволяет подтвердить законность и рациональность использования бюджетного финансирования и имущества. Финансовый контроль является эффективным инструментом по обеспечению исполнения обязательств управления перед федеральным бюджетом, консолидированным и иным бюджетам.
Результаты финансового контроля являются основной для разработки предложений по рационализации использования финансовых ресурсов внутри управления. Наличие внешнего контроля позволяет снизить вероятность хищений и растрат в структуре Министерства внутренних дел. Внешний контроль также позволяет обеспечить скорейшее раскрытие схем по нецелевому и нерациональному использованию бюджетного финансирования. В случае выявления таких фактов в рамках финансового контроля, осуществляются меры по привлечению к правовой ответственности.
При рассмотрении государственного финансового контроля в области миграции, нельзя не отметить совокупность пробелов, которые не позволяют сделать данную деятельность эффективной и результативной, как следствие, не обеспечивают рациональное использование бюджетных средств в условиях ограниченного финансирования [3].
Государственный финансовый контроль в области миграции сталкивается с одной базовой правовой проблемой: слабое развитие понятийного аппарата финансового контроля, который представлен в Бюджетном кодексе лишь немногословной характеристикой категорий финансового контроля. Иные понятия, связанные с организацией финансового контроля, рассредоточены по совокупности НПА.
Значительная опасность преступлений в области государственного финансирования определяют потребность в расширении полномочий исполнительных органов Правительства в области реализации государственного финансового контроля, в том числе ФНС и ФТС. Представляется актуальным и расширение взаимодействия между контролирующими органами и правоохранительными органами.[2]
В условиях усложнения хозяйствующей деятельности финансовых субъектов, когда финансовые операции становятся всё более сложными по структуре, а недобросовестные должностные лица нередко прибегают к действиям по сокрытию фактов неправомерного использования бюджетного финансирования, представляется актуальным комплексное исследование поведения хозяйствующих субъектов с целью рационализации действующего законодательства в области бюджетного финансирования.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что обеспечение финансового контроля в области миграции, представляется возможным при реализации следующих условий:
- рационализация бюджетирования, финансового обеспечения и использования финансовых ресурсов субъектами Главного управления по вопросам миграции МВД;
- разработка обновленного законодательства в области государственного финансового контроля, которое бы закладывало единые подходы к реализации данного контроля (в том числе, создание Федерального закона «О государственном финансовом контроле»).
Реализация первого условиях потребует организации комплексной работы в области бюджетного процесса. Государству теми или иными мерами потребуется обеспечить большую (в сравнении с текущей) предсказуемость экономических результатов и устойчивое социально-экономическое развитие. В условиях социально-экономической неопределенности (в том числе в рамках пандемии COVID-19) поддерживать эффективность государственных институтов затруднительно, ещё труднее - обеспечивать их развитие. Это потребует от законодателя пересмотра механизмов бюджетирования в сторону рационализации методик бюджетного прогнозирования. Причём речь идёт о рационализации как всего государственного бюджета Российской Федерации, так и ведомственных бюджетов системы Министерства внутренних дел. Рационализация бюджетных процессов, вероятно, может потребовать ужесточения законодательства в области бюджетных преступлений.
Реализация второго условия также потребует комплексной работы в правовой области. Законодателю потребуется преобразовать организации финансового контроля в единый федеральный закон, который будет учитывать сложность современных финансовых операций, будет включать в себя механизмы регулирования новых финансовых форм (например, криптовалют) и учитывать международный опыт и требования международного законодательства в области финансового контроля.
Все эти мероприятия позволят качественно повысить эффективность использования государственных средств и обеспечит необходимые условия для планомерного социально-экономического развития Российской Федерации.
Исключительно комплексная работа может обеспечить устойчивое использование бюджетных средств и национальную безопасность Российской Федерации в неблагоприятных экономических условиях.
ИЛЬИНА Карина Евгеньевна
студент Юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина
КУРГАНСКАЯ Алина Александровна
студент Юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина
ЧЕРНОВ Юрий Иванович
студент Юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина