Как известно, воплощением идеала свободы и независимости для абхазского народа стала Конституция Республики Абхазия1994г., оформленная в виде официального документа, в котором провозглашается принцип суверенитета в качестве государственного устройства.
Конституция Республики Абхазия была принята на сессии Верховного Совета республики 12 созыва, изменена и одобрена на всенародном голосовании (референдуме) 3 октября 1999 г.
Согласно Конституции, Республика Абхазия (Апсны) - суверенное, демократическое, правовое государство, исторически утвердившееся по праву народа на свободное само- определение.
Народовластие - основа государственной власти в Республике Абхазия.
Абхазский народ имеет свое государство со строго очерченной территорией, Конституцией, системой управления и политической властью, законодательством, конкретными национальными интересами и приоритетами во внешней по- литике2.
Демократия в Абхазии есть длительная процедура согласования интересов и выработки решения приемлемого для народа, завершающим этапом которого становится голосование - древнейший ритуал (единогласие принятия решений). Закон лучше всего действует в условиях стабильного общества, когда оно едино, способно однозначно принимать закон (тот или иной закон служит справедливости и благу народа). Принципы государственного строя должны признаваться всем населением, они являются его достоянием.
При формировании законодательства наряду с общечеловеческими достижениями необходимо отражение в них особенностей традиционного правосознания абхазов.
Государственный Герб Республики Абхазия символизирует свободу личности, ограниченной возвышенным правом и обязанностью служения общественному благу. Это основа, на которой выстраиваются отношения между людьми по поводу государственной власти (обретение, отправление, оправдание). Символ открытой миру ладони является выразителем национального духа и способом общения с внешним миром.
Конституция Абхазии (1994 г.) как и Конституция Российской Федерации (1993 г.) относится к числу самых молодых в современном мире.
Современное конституционное развитие России и Абхазии является составной частью политико-правовых реформ и модернизации общества и государства на протяжении всего ХХ в..
Республика Абхазия и Российская Федерация состоят в «естественном геополитическом союзе», что выразилось в стратегических соглашениях, заключенных между ними. Механизм воздействия ветвей власти в Абхазии и России развивается в общем русле эволюции конституционализма на постсоветском пространстве.
В абхазской среде наблюдается возвращение к защите социально-нравственной и национально-политической основы, отраженной в апсуара. Возрождение духовной составляющей апсуара и обращение к ней как к идеологическому стержню необходимо, ибо в этом кроется залог сохранения национальной государственности и сбережения абхазского народа.
«Апсуара» как культурное ядро способно воспринять государство как иерархию, упорядочивающую социум посредством соединения авторитета и единства.
Известно народное изречение «смерть абхаза, в его же совести» - означает что, совершив несовместимый с совестью поступок абхаз «умирает живым».
Будущее Абхазии - в создании национальной модели правового государства как лучшей формы политической организации в современном мире.
Полагаю, что в настоящий период Республике Абхазия необходимы кардинальные реформы в сферах:
- экономики, с целью развития мелкого и среднего предпринимательства;
- здравоохранения, поскольку в абхазском миропонимании здоровье человека есть национальное достояние. Бесплатное здравоохранение должно рассматриваться как императив естественного права. Следовательно, оберегать здоровье человека есть обязанность государства.
- трудоустройство, утрата занятости (безработица). Работа нацелена на реализацию потребностей человека и есть процесс удовлетворения потребностей. В связи с безработицей, нарастает маргинальность в современной Абхазии. Это можно отнести к факторам, оказывающим негативное воздействие на политическую культуру и политический процесс, внутри страны.
- государственная служба. Необходим конкурсный порядок предоставления вакансий, на которых нет избытка претендентов, аттестационный порядок назначения; и т.д.
Государство должно определить в качестве важнейших, следующие задачи:
- укрепление суверенитета во имя безопасности и благосостояния;
- оживление экономики в республике;
- формирование систем и структур государственного управления;
- формирование гражданского общества;
- эффективная борьба с преступностью;
- осуществление социальной политики.
На наш взгляд, обладая своим самобытным культурным ядром, абхазское общество, а вместе с ним и все многонациональное население страны, способно выбирать собственные пути модернизации и принять собственную модель преобразований в ходе формирования современной абхазской государственности. Но путь этот оказался значительно сложнее, чем предполагалось в начале пути.
Главный вывод, к которому приходим в ходе исследования: заимствованный текст закона, в том числе Конституции требует того, чтобы он пророс на новой почве, и для этого нужна работа большая по части его приземления, «привязывания» ксвоим традициям, своей абхазской картине мира, в данном случае.
В работе «Абхазия в третьем тысячелетии, вхождение в мир в новом качестве», авторами которой являются Камкия Б. А. и Камкия Ф. Г., осуществляется попытка такого соединения, т.к. если закон не становится «своим», он работать не может. Однако в обществе эти идеи пока не проросли, т.е. не стали разделяемыми.
Выдающейся абхазский ученный, д.ю.н., профессор Т. М. Шамба сказал: «легко разрушить оккупацией государственные структуры, сложнее - экономические взаимосвязи и невозможно-духовную связь общества, и его культуру».
КУТЕЛИЯ Сабина Тенгизовна
магистр Международного инновационного университета (г. Сочи), начальник юридического управления Государственной карантинной службы Республики Абхазия