Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Формирование конституционализма в республике Абхазия

Как известно, воплощением идеала свободы и независи­мости для абхазского народа стала Конституция Республики Абхазия1994г., оформленная в виде официального докумен­та, в котором провозглашается принцип суверенитета в каче­стве государственного устройства.

Конституция Республики Абхазия была принята на сес­сии Верховного Совета республики 12 созыва, изменена и одобрена на всенародном голосовании (референдуме) 3 ок­тября 1999 г.

Согласно Конституции, Республика Абхазия (Апсны) - суверенное, демократическое, правовое государство, исто­рически утвердившееся по праву народа на свободное само- определение.

Народовластие - основа государственной власти в Респу­блике Абхазия.

Абхазский народ имеет свое государство со строго очер­ченной территорией, Конституцией, системой управления и политической властью, законодательством, конкретными на­циональными интересами и приоритетами во внешней по- литике2.

Демократия в Абхазии есть длительная процедура со­гласования интересов и выработки решения приемлемого для народа, завершающим этапом которого становится го­лосование - древнейший ритуал (единогласие принятия ре­шений). Закон лучше всего действует в условиях стабильного общества, когда оно едино, способно однозначно принимать закон (тот или иной закон служит справедливости и благу народа). Принципы государственного строя должны призна­ваться всем населением, они являются его достоянием.

При формировании законодательства наряду с обще­человеческими достижениями необходимо отражение в них особенностей традиционного правосознания абхазов.

Государственный Герб Республики Абхазия символизи­рует свободу личности, ограниченной возвышенным правом и обязанностью служения общественному благу. Это осно­ва, на которой выстраиваются отношения между людьми по поводу государственной власти (обретение, отправление, оправдание). Символ открытой миру ладони является вы­разителем национального духа и способом общения с внеш­ним миром.

Конституция Абхазии (1994 г.) как и Конституция Рос­сийской Федерации (1993 г.) относится к числу самых моло­дых в современном мире.

Современное конституционное развитие России и Абха­зии является составной частью политико-правовых реформ и модернизации общества и государства на протяжении всего ХХ в..

Республика Абхазия и Российская Федерация состоят в «естественном геополитическом союзе», что выразилось в стратегических соглашениях, заключенных между ними. Ме­ханизм воздействия ветвей власти в Абхазии и России раз­вивается в общем русле эволюции конституционализма на постсоветском пространстве.

В абхазской среде наблюдается возвращение к защите социально-нравственной и национально-политической ос­новы, отраженной в апсуара. Возрождение духовной состав­ляющей апсуара и обращение к ней как к идеологическому стержню необходимо, ибо в этом кроется залог сохранения национальной государственности и сбережения абхазского народа.

«Апсуара» как культурное ядро способно воспринять го­сударство как иерархию, упорядочивающую социум посред­ством соединения авторитета и единства.

Известно народное изречение «смерть абхаза, в его же совести» - означает что, совершив несовместимый с совестью поступок абхаз «умирает живым».

Будущее Абхазии - в создании национальной модели правового государства как лучшей формы политической ор­ганизации в современном мире.

Полагаю, что в настоящий период Республике Абхазия необходимы кардинальные реформы в сферах:

  • экономики, с целью развития мелкого и среднего предпринимательства;
  • здравоохранения, поскольку в абхазском миропо­нимании здоровье человека есть национальное достояние. Бесплатное здравоохранение должно рассматриваться как императив естественного права. Следовательно, оберегать здоровье человека есть обязанность государства.
  • трудоустройство, утрата занятости (безработица). Ра­бота нацелена на реализацию потребностей человека и есть процесс удовлетворения потребностей. В связи с безработи­цей, нарастает маргинальность в современной Абхазии. Это можно отнести к факторам, оказывающим негативное воз­действие на политическую культуру и политический про­цесс, внутри страны.
  • государственная служба. Необходим конкурсный по­рядок предоставления вакансий, на которых нет избытка претендентов, аттестационный порядок назначения; и т.д.

Государство должно определить в качестве важнейших, следующие задачи:

  • укрепление суверенитета во имя безопасности и благо­состояния;
  • оживление экономики в республике;
  • формирование систем и структур государственного управления;
  • формирование гражданского общества;
  • эффективная борьба с преступностью;
  • осуществление социальной политики.

На наш взгляд, обладая своим самобытным культурным ядром, абхазское общество, а вместе с ним и все многонаци­ональное население страны, способно выбирать собственные пути модернизации и принять собственную модель преобра­зований в ходе формирования современной абхазской госу­дарственности. Но путь этот оказался значительно сложнее, чем предполагалось в начале пути.

Главный вывод, к которому приходим в ходе исследова­ния: заимствованный текст закона, в том числе Конституции требует того, чтобы он пророс на новой почве, и для этого нужна работа большая по части его приземления, «привязы­вания» ксвоим традициям, своей абхазской картине мира, в данном случае.

В работе «Абхазия в третьем тысячелетии, вхождение в мир в новом качестве», авторами которой являются Камкия Б. А. и Камкия Ф. Г., осуществляется попытка такого соеди­нения, т.к. если закон не становится «своим», он работать не может. Однако в обществе эти идеи пока не проросли, т.е. не стали разделяемыми.

Выдающейся абхазский ученный, д.ю.н., профессор Т. М. Шамба сказал: «легко разрушить оккупацией госу­дарственные структуры, сложнее - экономические взаи­мосвязи и невозможно-духовную связь общества, и его культуру».

КУТЕЛИЯ Сабина Тенгизовна
магистр Международного инновационного университета (г. Сочи), начальник юридического управления Государственной карантинной службы Республики Абхазия


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - печатное издание "Евразийский юридический журнал".
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77 - 46472 от 02.09.2011 г.,  выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Учредитель и главный редактор: Фархутдинов Инсур Забирович

Адрес: 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 10.

Телефон: +7 917 40-10-889

E-mail: info@eurasialaw.ru, eurasianoffice@yandex.ru, eurasialaw@mail.ru

Евразийский юридический журнал

Международный научный и научно-практический юридический журнал.
Включен в перечень ВАК РФ.

Яндекс.Метрика

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".
Доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (для сетевого издания): EURASIALAW.RU
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 67559 от 31.10.2016 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Учредитель и главный редактор: Фархутдинов Д.И.
Тел.: +7 917 40-10-889
e-mail: info@eurasialaw.ru

© 2007 - 2020 «Евразийский юридический журнал». Все права защищены.

Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.