Введение и постановка проблемы. В условиях глобализации развитие эффективно работающих транспортно-коммуникационных систем является необходимым условием для процесса интеграции стран на мировом рынке.
Формирование международных Евразийских транспортных коридоров затрагивает геополитические и геоэкономические интересы всех стран мирового сообщества, участвующих в этом процессе, особенно Россию, Китай и Японию. Главной целью создания международных транспортных коридоров является включение основных видов транспорта в единую транспортную систему для осуществления смешанных интермодальных перевозок и увеличения грузопотоков и скорости перевозок.
Целью статьи является оценка правовых основ современного состояния и перспектив развития международных транспортных коридоров в контексте интеграционных процессов, происходящих в Евразийском регионе.
На современном этапе мировое развитие находится под влиянием процессов глобализации и регионализации, когда отдельные группы стран объединяются в региональные сообщества для защиты и продвижения своих экономических интересов. В качестве главных факторов влияния государств на мировую политику, наряду с военно-политическим потенциалом, выдвигаются факторы геоэкономического влияния. При этом ключевое значение среди экономических ресурсов влияния имеют региональные транспортные системы и процессы формирования международных транспортных коридоров.
На Евразийском континенте разворачиваются основные события по созданию трансконтинентальных транспортных коридоров между мировыми полюсами экономического и технологического развития в Западной Европе, АзиатскоТихоокеанском регионе (АТР) и Северной Америке. Геополитическая обстановка в Евразии будет в целом определяться геоэкономическими возможностями формирования коммуникационного каркаса континента, в том числе контроля маршрутов транспортировки топливно-энергетического сырья.
По оценкам экспертов конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), объём внешней торговли между основными рынками будет расти. На Евразийском континенте к 2020 году рост будет в 1,5 раза - с 800 млрд.долл. до 1,2 трлн. долл, а товарооборот между Китаем и странами ЕС вырастет с 615 до 800 млрд долл., а между Китаем и Индией от 66 млрд. долл. до 92 млрд.долл. к 2020 году.
В межконтинентальных грузопотоках между Азией и Европой преобладают морские перевозки, на долю которых приходится более 98%. Так, по мнению экспертов, переход на внутренние транспортные коридоры создает большие возможности для России и стран СНГ.
«Новый Шелковый путь» и геостратегические интересы Китая. Важнейшим периодом в истории Китая является Великий Шелковый путь, историческая сеть торговых путей, которые связали Азию с Европой, Средиземноморьем и частями Северной и Восточной Африки, и сделали Китай богатым и мощным государством. Среди товаров на Великом Шелковом пути сначала доминировал китайский шелк, предназначенный для европейской аристократии, а затем эти транспортные пути стали использоваться и для других товаров.
Эпохе расцвета Великого Шелкового пути приписывают распространение экономического и культурного развития в Китае, Индии, Персии, Европе и Аравии. Великой Шелковый путь привел к политическим и культурным обменам между широко распределенными народами и процветал около 1400 лет, прежде чем был разрушен монголами.
Китай имеет амбициозные планы для восстановления былого могущества в Евразийском макро-регионе и планирует создание Евразийской высокоскоростной железнодорожной сети. (Рис. 1.) Предполагается, что эта магистраль будет запущена в течение двух десятилетий и позволит пассажирам проехать примерно 6000 миль со скоростью до 200 миль в час.
В настоящее время инженеры рассматривают три различных маршрута: один проходит через Индию, Пакистан и Ближний Восток, другой - через Россию и Германию, а третий простирается на юг от Китая, чтобы соединить Вьетнам, Таиланд, Бирму и Малайзию.
Геостратегический проект Китая «На Запад» (Go West) был в центре внимания на Шанхайском форуме в январе 2018 года. Представленная, как «Инициатива «Один-пояс - один путь» (перевод с англ. «Belt and Road Initiative»): к большему сотрудничеству между Китаем и Ближним Востоком», она высветила ключевые аспекты более широких геостратегических планов Пекина.
Этот проект «Нового шелкового пути» включает в себя шесть ключевых экономических и транспортных коридоров, связывающих Азию, Ближний Восток, Северную Африку и Европу. (Рис.2.) В частности, один из коридоров тянется через Ближний Восток в Северную Африку (БВСА), именно тут проект «Нового шелкового пути» встречается с проектом БВСА («MENA» - Middle East and Northern Africa), геополитический регион, включающий в себя 22 страны.
Масштабный экономический проект Пекина выходит далеко за пределы простого экспорта излишней продукции Китая. Это только часть плана, наряду со строительством отдельных промышленных баз в странах БВСА с использованием технических и производственных знаний второй в мире экономики. Связь западного Китая с восточным Средиземноморьем означает развитие транспортного коридора с помощью таких проектов, как скоростная железная дорога «Red Med». Кроме того, существуют планы расширения портов, например, Дум в Омане, равно как и значительных инвестиций в Турцию.
Сегодня Китай стал крупнейшим торговым экспортером для различных стран БВСА, а эти страны предоставляют 40% нефтяного импорта Пекина. В 2010 году китайско-арабская торговля достигла 145 млрд.долл, а к 2014 году 250 млрд.долл и продолжала расти.
Следующей стадией в области энергетики может стать реализация системы трубопроводов сжиженного природного газа (СПГ), энергосистем, строительство электростанций и проектов «зелёной» энергетики, разрастающихся по всем новым коридорам «Нового Шёлкового Пути» и транзитных маршрутов.
По данным Азиатского Банка Развития инфраструктурные проекты «Нового Шёлкового Пути» могут превысить 26 трлн.долл. в следующие два десятилетия. Продолжающаяся интернационализация юаня станет основой процесса, равно как и роль Азиатского Банка Инфраструктурных Инвестиций.
Стратегия Пекина состоит в том, чтобы избежать геополитического столкновения на Ближнем Востоке и его цель такова: «торговать, а не воевать». В 2016 году это было впервые изложено представителем КНР на саммите Лиги арабских государств с акцентом на двустороннем торговом сотрудничестве, совместных проектах развития и сотрудничестве в военной сфере.
Транспортное пространство Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В ЕАЭС также существует объективная необходимость в транспортных коридорах, соединяющих Азию и Европу. Существуют проекты, которые нацелены на наращивание потенциала для развития межрегиональных наземных и наземно-морских транспортных соединений. Географическое и геоэкономическое положение стран ЕАЭС обуславливает огромный транзитный потенциал. По оценкам экспертов, на сегодняшний день он составляет около 220 млн. т, а к 2020 г. достигнет показателя в 400 млн. т., из которых 290 млн. т. придется на транзит из государств ЕАЭС в третьи страны.
В ЕАЭС придается большое значение интеграции в транспортной сфере, которая осуществляется путем поэтапной либерализации транспортных услуг между государствами - членами. Договором о ЕАЭС от 29.04.2014 (вступил в силу 01.01.2015) предусмотрено проведение согласованной транспортной политики, направленной на обеспечение экономической интеграции, последовательное и поэтапное формирование транспортного пространства на принципах конкуренции, открытости, безопасности, надежности, доступности и экологичности.
С самого создания ЕАЭС важной частью его развития считалось его сопряжение с китайской инициативой «Один пояс - один путь», призванной связать Китай с ЕС. В ходе саммита Россия - АСЕАН в мае 2016 г. в Сочи В.В. Путин выдвинул предложение о сопряжении ЕАЭС, АСЕАН и ШОС. На Петербургском международном экономическом форуме в 2016 г. В.В. Путин предложил создать большое партнёрство в Евразии, в которое могли бы войти ЕАЭС, Китай, Индия, Пакистан, Иран и другие, а также анонсировал начало переговоров по созданию партнерства между ЕАЭС и КНР. Таким образом, ЕАЭС позиционирует себя как ядро континентальной интеграции.
В настоящее время Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) уже созданы правовые основы и достигнуты реальные интеграционные результаты в сфере транспорта:
- транспортный (автомобильный) контроль перенесен на внешнюю границу союза;
- действуют унифицированные (внутригосударственные) тарифы государств ЕАЭС по перевозке грузов железнодорожным транспортом и определены условия их применения при транзитных перевозках;
- установлены ценовые коридоры изменения тарифов по перевозке грузов железнодорожным транспортом;
- определены принципы доступа перевозчиков государств-членов на сопредельную железнодорожную инфраструктуру других государств-членов;
- осуществляются регулярные международные автомобильные перевозки грузов (двусторонние, транзитные, между другими государствами-членами).
В настоящее время ЕЭК совместно с государствами-членами активно разрабатывает основные направления и этапы реализации скоординированной транспортной политики. Их реализация обеспечит создание общего рынка транспортных услуг и формирование единого транспортного пространства, что позволит сократить сроки доставки грузов, понизить транспортную составляющую в конечной цене товаров, увеличить мобильность населения и транспортную доступность, расшить узкие места транспортной инфраструктуры, сделать территорию союза более экономически привлекательной для транзитных потоков.
Формирование международного автомобильного коридора «Западная Европа-Западный Китай» наряду с началом функционирования объединенной транспортно-логистической компании в сфере контейнерных перевозок позволит создать в рамках союза сухопутный мост между Европой и Азией и обеспечить предоставление комплексных конкурентоспособных транспортно-логистических услуг.
Важнейшим направлением работы ЕЭК является реализация, поставленной главами государств, задачи по сопряжению развития ЕАЭС c проектом «Экономический пояс Шелкового пути» в сфере транспорта и инфраструктуры. (Рис.3.) Одним из ключевых узлов возрождаемого Шелкового пути станет новый высокоскоростной мультимодальный транспортный маршрут «Евразийский трансконтинентальный коридор», который предполагается создать в рамках реализации объявленной президентом Казахстана Н. Назарбаевым в ноябре 2014 года новой экономической политики. Указанный маршрут будет основан на реализации «принципа 5с» - скорость, сервис, стоимость, сохранность и стабильность.
Правовые основы развития восточных регионов - Сибири и Дальнего Востока. В рамках реализации стратегии выбора для российского цивилизационного пути важнейшее значение имеет дальнейшее ускоренное социально-экономическое развитие страны, и прежде всего восточных регионов - Сибири и Дальнего Востока. При этом экономическое развитие и внешнеполитический потенциал России напрямую зависит от нашего участия в формировании транспортных коридоров, проходящих по территории России или в обход ее, главным образом в Евроазиатском направлении.
Государственная политика в области комплексного социально-экономического развития субъектов Федерации Дальневосточного федерального округа осуществляется Министерством РФ по развитию Дальнего Востока. Оно занимается разработкой и реализацией государственных федеральных целевых программ и инвестиционных проектов в субъектах ДФО и нацелено на повышение инвестиционной привлекательности российского Дальнего Востока.
Основные производственные мощности в мире создаются и стремительно перемещаются в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), а самым привлекательным рынком сбыта готовой продукции по-прежнему остаются страны Европейского Союза. Уже в 2010 г. развивающиеся страны обеспечили более половины всемирного экспорта, а к 2030 г. самой крупной экономикой станет китайская, а индийская станет четвертой в мире, после США и ЕС. Географическое положение России между центрами мировой торговли в будущем будет определять развитие транспортных коридоров и инфраструктуры как на западном, так и на юго-восточном направлениях.
На протяжении ХХ века Транссибирская железнодорожная магистраль оставалась самой протяженной магистралью мира. Она занимает ведущее место в государственной политике России по формированию международных транспортных коридоров. При устранении существующих недостатков, Россия предусматривает модернизацию магистрали и увеличение объема транзитных перевозок, а также создание морского участка Санкт-Петербург - Роттердам. История евразийских трансконтинентальных путей свидетельствует, что их эффективность зависит не только от уменьшения пограничных, таможенных и других барьеров, но и геополитических и геоэкономических факторов.
Уникальность евразийской ситуации на рубеже веков заключается в возрождении «Великого шелкового пути». Существует международный проект железнодорожной магистрали Стамбул - Пекин через Центральную Азию с ответвлением через Афганистан в Индию. К этой трассе тяготеют свыше 40 государств. Китай осуществил реконструкцию железнодорожного пути от Тихого океана до границы с Казахстаном и намерен создать транспортный коридор в направлении на Роттердам. В зависимости от геополитической обстановки в регионах будет зависеть окончательный выбор главного направления трансконтинентального пути.
В рамках российско-китайского сотрудничества в 2015 году было подписано Распоряжение Правительства РФ в сфере совместного строительства инфраструктуры высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань как приоритетного проекта Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва - Пекин. Развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения позволит достичь качественного рывка в торговых, культурных и деловых отношениях между двумя странами.
Среди других инвестиционных инфраструктурных проектов федерального значения Правительство РФ совместно с ОАО «Российские железные дороги» реализует 3 крупнейших проекта. Проект «Развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Запада России» предполагает реализацию мероприятий по модернизации и развитию железнодорожной инфраструктуры на полигоне Кузбасс - Урал - Центр - Северо-Запад для обеспечения вывоза дополнительных 83,4 млн тонн грузов в год в направлении портов Усть-Луга и Приморск. Проект «Развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна» направлен на создание провозной способности к 2020 году к портам Новороссийск и Тамань для обеспечения пропуска дополнительного объема грузов, и на развитие железнодорожной инфраструктуры к транспортному переходу через Керченский пролив. Проект «Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточной части БАМа», являющийся составной частью проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей», реализуется в целях обеспечения дополнительных объемов грузовых перевозок в сообщении с Ванино - Совгаваньским транспортным узлом в объеме 21,1 млн тонн.
Россия обладает уникальным транспортно-транзитным потенциалом, реализация которого за счет развития устойчивой и качественной функционирующей системы международных транспортных коридоров, проходящих по ее территории и акватории, будет способствовать ее интеграции в глобальную экономическую сеть.
ШЕЛЕСТ Ксения Дмитриевна
кандидат географических наук, доцент Института наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета
ТЕРЕШЕНКОВА Анна Юрьевна
кандидат экономических наук, доцент, Северо-Западный Институт Управления, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)
ШЕПЕЛЕВА Антонина Васильевна
кандидат технических наук, доцент Института наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета