На сегодняшний день правовой механизм изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд является одним из основных инструментов современных государств в устойчивом развитии своих городов.
Принудительное отчуждение активно применяется при изъятии земель с целью строительства транспортной инфраструктуры (автомобильные и железные дороги, метрополитен), нового жилья (Фонд реновации), объектов социальной инфраструктуры (школы, детские сады, больницы), и прочих объектов. Без изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд невозможно представить реализацию вышеперечисленных объектов, так как зачастую земельные участки находятся в частной собственности физических или юридических лиц.
В отличие от Российской Федерации в Канаде институт принудительного отчуждения зародился достаточно давно, тем самым это дает почву для проведения анализа его развития, на примере которого можно выделить определенные тенденции необходимые для положительного развития данного правового механизма.
В Канаде право на экспроприацию является древним правом, тесно связанным с созданием государства и его развитием. Достопочтенный судья Йержо в своей работе представляет собой важный исторический обзор, который контекстуализирует право на экспроприацию, напоминая о трех его основных компонентах, а именно о наличии государственной власти, общественной полезности и компенсации полной стоимости [1].
Есть много примеров. Библия, например, дает очень древнюю иллюстрацию в Первой книге Парали- поменон. В Древней Греции выгравированные надписи сообщают нам, что право на экспроприацию в общественных целях уже существовало. И трудно себе представить, чтобы крупные работы римлян могли быть осуществлены без экспроприации. Позже указ Филиппа Красивого, изданный в 1303 году, установил право государства экспроприировать частную собственность projustopretiocompellidebent. В последующие века было издано несколько французских королевских указов, в которых, например, появилась дополнительная оплата к полной рыночной стоимости, как некая гарантия справедливой компенсации [1, с. 57].
Судья Йержо пишет, что эти три компонента также существуют в старом французском праве и встречаются в статье 17 Декларации прав человека 1789 г. [2], в Кодексе Наполеона 1804 г. [3], Гражданском кодексе Нижней Канады 1866 г. [4], Немецком Гражданском кодексе и конституционном праве Италии. Точно так же в общем праве, где нет конституционного принципа, провозглашающего неприкосновенность частной собственности, сложилась презумпция против присвоения собственности безвозмездно. Правила экспроприации были, так сказать, кодифицированы только в 19 веке в Англии посредством Закона о консолидации железнодорожных пунктов [1, c. 58-63].
Право на экспроприацию также было важным компонентом роста канадского государства с момента его основания. Автор Джордж С. Чаллис пишет интересную картину истории экспроприации в Канаде и Квебеке [5]. Одним из первых законодательных актов, касающихся права экспроприации, был Закон об общественных работах провинции Канада 1841 года, который был принят в период Объединенной Канады. Этот закон дал Совету по работам право изымать любую землю, необходимую или полезную для общественных работ. Компенсацию определяли три арбитра.
Это законодательство было улучшено в 1859 году и стало Законом об общественных работах в 1867 году с появлением Канадской федерации. Процесс компенсации был изменен по сравнению с методом 1841 года, когда министр предлагал денежную компенсацию, и, если в этом было отказано, решение затем передавалось на рассмотрение коллегии из трех арбитров [5, с. 5].
Право на экспроприацию также было важным компонентом развития канадских железных дорог. В 1850 году законодательный орган Соединенных Штатов Канады принял Закон о железных дорогах, который разрешил обязательное изъятие земли для строительства и эксплуатации железных дорог. В этот закон также были внесены поправки в 1867 году, и компенсация снова определялась коллегией из трех арбитров. В 1919 году в Закон о железных дорогах были внесены дополнительные поправки, согласно которым юрисдикция в отношении компенсации была предоставлена единоличному арбитру в лице судьи местных судов. В Квебеке это было поручено судье Верховного суда.
Первый закон об экспроприации в Канаде был принят в 1886 году, в основном на основе Закона об общественных работах 1867 года. Закон об экспроприации также предоставил юрисдикцию в отношении компенсации трем арбитрам. В этот закон несколько раз вносились поправки, чтобы повысить степень точности на различных этапах экспроприации, и юрисдикция компенсации постепенно была передана одному судье, а не трем арбитрам [5, с. 6].
Один из первых законов об экспроприации в Квебеке был принят законодательным собранием Нижней Канады в 1796 году, что дало штату право в принудительном порядке приобретать землю для строительства дорог с компенсацией, определяемой семью оценщиками. Муниципалитеты Квебека очень рано в своих уставах имели право экспроприировать землю для общественных целей [6].
В 1856 году Квебек-Сити получил право брать любую землю, необходимую для строительства акведука, при условии выплаты компенсации, а в случае отсутствия соглашения компенсация определялась двумя экспертами при возможной поддержке арбитра. Еще в 1851 году городу Монреаль было разрешено проводить экспроприацию с компенсацией, определяемой специальным жюри из 12 человек, созванным мировым судьей города.
Практика и принципы были кодифицированы в статье 407 Гражданского кодекса Нижней Канады 1866 года, в которой говорится: «Никто не может быть принужден отказаться от своего имущества, кроме как для общественной пользы и в обмен на ранее уплаченную справедливую компенсацию» [7].
Первый закон Квебека об экспроприации был принят в 1890 году и регулировал споры о компенсации, которые не подпадали под действие другого провинциального или федерального законодательства. Решение определяла коллегия из трех арбитров. Если сторона не назначала арбитра, генеральный прокурор становился единственным арбитром. После 1937 года было определено, что судья Верховного суда будет выступать в качестве единоличного арбитра.
Юрисдикция Верховного суда в отношении экспроприации была недолгой. В 1939 г. юрисдикция в отношении компенсации в вопросах экспроприации, не предусмотренных Муниципальным кодексом, была возложена на провинциальное управление транспорта и связи, которое в 1940 г.
было заменено Советом коммунальных служб [8]. Этот Совет сохранял за собой юрисдикцию по вопросам экспроприации до 1973 года, очень важного года в развитии закона об экспроприации.
В 1973 году был принят новый закон, который привел к созданию Трибунала по экспроприации, в который заседали судьи провинциальных судов, предшественника Суда Квебека. Закон 1973 г. ознаменовал серьезное изменение в том смысле, что с этого момента все муниципальные и провинциальные экспроприации подпадали под юрисдикцию единого суда, что положило конец деятельности Монреальского управления по экспроприации и объединило споры об экспроприации, за исключением тех, под федеральной юрисдикцией - в едином суде [9].
Трибунал по экспроприации был упразднен в 1998 году с созданием Административного трибунала Квебека, где теперь споры об экспроприации рассматриваются в Отделе недвижимости коллегией, состоящей из судьи, юриста и сертифицированного оценщика, как это предусмотрено в разделе 33 Закона.
В Канаде широко используется принудительное отчуждение в качестве инструмента для реализации масштабных проектов по благоустройству городов. Так было и исторически, и в настоящее время. Со временем в Канаде, что начиналось как более узкое направление об устранении «упадочных районов» расширилось до юридического признания проектов, которые обещают экономическое развитие или обновление.
Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд в целях для реконструкции пришедших в упадок районов достигло своего пика в Северной Америке в 1950-х гг. Проекты по обновлению городов, осуществленные посредством экспроприации, были в тенденции в течение этих десятилетий, и волна проектов (и предлагаемых проектов) захлестнула городские центры Канады [10]. Как отмечает Холм, городские обновления этого времени «служили примером идеологии функциональных городов в эпоху Фордизма», разрушающий старое, чтобы заменить его чем-то совершенно новым, более последовательным и целенаправленным [11]. Социальные болезни и экономическая слабость, присущая первоначальным соседям, должна была быть смыта новой физической средой, которая вызовет социальные изменения.
В Канаде, так же как и у американских соседей, наблюдалась аналогичная тенденция к сносу аварийного или заброшенного жилья. Национальный жилищный закон, был принят в 1944 г. и впоследствии изменен в 1949, 1956 и 1964 гг. [12], и закрепил роль федерального правительства в расчистке предполагаемых трущоб и поощрял реконструкцию городов. Вслед за ростом использования официальных планов канадских муниципалитетов - и рост городского планирования в Канаде в целом [13]- Закон поощрял муниципалитеты, чтобы те участвовали в крупномасштабных проектах реконструкции как способ устранить аварийное жилье и убрать бедные кварталы [14]. Один из самых громких исторических примеров экспроприации для обновления городов в Канаде в послевоенные годы — это Африквилль на окраине Галифакса. Африквиль был афроамериканским сообществом, основанным бывшими рабами, прибывшими из США через Подземную железную дорогу с 1700 года, которая была экспроприирована и снесена в начале 1960-х годов в целях обновления городов и «для улучшения жилищных условий жителей Африквиля [15]. Расчистка Африквилля была лишь одним из нескольких таких проектов, которые проводились в рамках амбициозного плана реконструкции в Галифаксе [16].
В последние годы в Канаде наблюдается новая волна проектов обновления городов. В своем исследовании «морализации» городов, Руппертпишет, что ранее всплески популярности проектов обновления городов в Северной Америке отражало «утопическое изображение» хорошего города [17]. Она утверждает, что, в то время как Северная Америка и Западная Европа в значительной степени отошли от грандиозных и идеализированных теорий о том, что делает город хорошим, эти взгляды по-прежнему задают то, как осуществляется городское планирование. Крупномасштабные проекты обновления городов продают «видение» того, каким город или даже район должен стать, зачастую требующее обширных приобретений частной собственности для реализации этих идей, являются неотъемлемой частью этого движения.
Точно так же Карпентер и Росс отмечают, что новое внимание к принудительному отчуждению как инструмент городского обновления совпадает с «третьей волной» джен- трификации ((англ. gentrification) — реконструкция (ревита- лизация) пришедших в упадок городских кварталов путём благоустройства и последующего привлечения более состоятельных жителей). В то время как джентрификация обычно относится к типу преобразования района, посредством которого «люди со средним уровнем дохода получают контроль, с помощью самого рынка, а не принудительного расселения государством района, который переживал трудные времена», в передовой третьей волне джентрификации государство выступило сильным катализатором для таких изменений рынка [18]. В этих рамках неудивительно, что изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд (экспроприация) стала широко используемым инструментом перепланировки или реконструкции: здесь государство также берет на себя ведущую роль в осуществлении городских изменений, даже когда генеральный план в значительной степени разворачивается под руководством и финансированием частного сектора.
Таким образом, можно заключить, что изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд несмотря на свое давнее появление в Канаде не теряет своей актуальности и по сей день. Многовековая практика показала, что полномочия и перспективы принудительного отчуждения лишь увеличиваются, получая все большие возможности и цели, для которых оно осуществляется. С дальнейшим развитием городов не исключено, что экспроприация может обрести новую роль в глобальной урбанизации.
ГАСАНОВ Орхан Бабекоглы
аспирант кафедры административного и финансового права Российского университета дружбы народов