На пути исследования существующего международноправового режима охраны нематериального культурного наследия как части культурного наследия в целом возникают вопросы концептуального характера, многие из которых слабо изучены или вообще не затронуты в отечественной науке международного права.
Вместе с тем, квалифицированное всестороннее разъяснение ключевых из этих вопросов имеет актуальное значение с точки зрения теории и практики современного международного права, которое динамично расширяет сферу своего регулирования.
Анализ следует начинать с выяснения базового термина «культурное наследие», относящегося к материальным и нематериальным объектам. Придавая этому термину правовую нагрузку, т.е. рассматривая его на уровне правовой концепции, мы не можем уложиться в правовые рамки из-за его многоплановости, что требует междисциплинарного подхода к его исследованию, особенно учёта достижений антропологии и культурологии. Определение термина «культурное наследие» на уровне правовой концепции логически диктует необходимость прояснения таких родственных терминов, как «национальное достояние», «этническое наследие», «всемирное наследие», в основе которых лежит слово «наследие», которое как историко-социальное явление не укладывается в какие-то заранее определённые нами методологические рамки исследования из-за того, что любой вид «наследия» предполагает наличие собственника и, следовательно, учёт юридических последствий, вытекающих из права собственности владельца культурного наследия.
Вопросы понятийного характера применительно к «культурному наследию» ещё больше усложняются на международно-правовом уровне. В частности, сам международно-правовой режим охраны «культурного наследия» выходит за рамки охраны конкретных объектов и людей; оно, как принадлежащее конкретным сообществам и, нередко, всему человечеству, охраняется в их интересах в целом. Более того, дело международно-правовой охраны вдвойне усложняется применительно к нематериальному культурному наследию, исходя из специфики охраны самого объекта, под которым подразумеваются традиционные формы культурного самовыражения, составляющие важный элемент самобытности определённого сообщества людей. Хотя основная Конвенция по данному вопросу, принятая в рамках ЮНЕСКО, обозначена ныне общепринятым термином, но всё же на практике широко используются различные термины для обозначения объекта нематериального культурного наследия, такие как: «фольклор», «традиционные выражения культуры», «культура коренных народов» и другие. Данные термины можно употреблять при надобности, однако, в научных исследованиях следует опираться на единый термин, закреплённый в Конвенции ЮНЕСКО 2003 г. - «нематериальное культурное наследие».
В контексте международно-правовой охраны нематериального культурного наследия прояснению подлежат вопросы чисто ненормативного характера, однако имеющие прямое отношение к режиму международно-правовой охраны, а именно: каким интересам служит международно-правовая охрана нематериального культурного наследия и какая основная цель преследуются уже действующим международно-правовым режимом охраны материального культурного наследия? При выяснении этих вопросов следует иметь в виду тот факт, что мы имеем дело с режимом многоуровневой охраны как в предметном, так и в институциональном плане, что в идеальном варианте должно базироваться на отлаженной системе, а не на фрагментарном состоянии, что подтверждается практикой.
Учитывая наличие двух режимов в позитивном международном праве, самым приемлемым методом является сравнительный анализ существующих международно-правовых режимов охраны материального культурного наследия и нематериального культурного наследия, которые в научных исследованиях нередко противопоставляются, несмотря на очевидность их взаимодополняемости.
В целом следует признать режим международно-правовой охраны нематериального культурного наследия в качестве подтверждения прогрессивного развития позитивного международного права в целом и активности государств в этом деле.
Проявление инновационного в режиме международно-правовой охраны нематериального культурного наследия выражается в отходе от традиционного подхода позитивного международного права, когда охрана осуществлялась, прежде всего, и преимущественно в пользу государства. Постепенно и заметно в этом режиме на первый план выходит охрана интересов соответствующих сообществ (например, этнических групп, коренных народов2). При подготовке Конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия были попытки закрепить вышеупомянутый традиционный подход, однако, в конечном счете, в ней был сделан акцент в сторону обеспечения интересов сообществ, а также, как отмечается специалистами, в пользу «человеческого измерения культурного наследия».
На доктринальном уровне выделяется ряд оснований (причин) для охраны нематериального культурного наследия, которые в конечном счёте сводятся к важности наследия (например, как общего прошлого человечества) и возможностям его использования (например, в качестве эстетической ценности, обогащающей жизнь людей).Приводятся и другие основания (например, социальная интеграция), однако, при переводе всех подобных оснований в международно-правовой режим для охраны нематериального культурного наследия самобытность выходит на первый план, а остальные упомянутые основания выступают в качестве дополнительных для сохранения культурной самобытности.
Это нашло отражение в определении «нематериального культурного наследия», данном в ст. 2 Конвенции ЮНЕСКО 2003 г., где, в частности, сказано: «нематериальное культурное наследие ... постоянно воссоздаётся сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека».
В действующих международно-правовых актах, прежде всего, в источниках международного гуманитарного права, например, Гаагской конвенции о защите культурных ценностей 1954 г., защите подлежат предметы культуры в качестве объекта собственности, т.е. охраняется ценность объекта собственности. В случае международно-правовой охраны нематериального культурного наследия защите подлежат, прежде всего, социальные цели. По наблюдению специалистов, именно это обстоятельство сыграло решающую роль для перехода от защиты индивидуальных интересов с помощью защиты ценности объекта собственности к охране интересов общества в целом в сохранении культурных ценностей.Такой подход привёл к преобладанию в используемой терминологии понятия «культурное наследие» над понятиями«культурные ценности» и «предметы культуры». В этом случае владельцем объекта культурного наследия выступает общество в целом, которое при этом сохраняет все прерогативы, вытекающие из права собственности. Однако, следует иметь в виду, что этот подход не одобряется всеми, прежде всего представителями правовой антропологии, на том основании, что эта наука не признаёт собственность как социальную возможность, а её сторонники утверждают, что не людям принадлежит что-то, а они сами принадлежат природе. Отсюда, в частности, непризнание владения кем-то предметом религиозного поклонения.
В понятии «культурного наследия» обе составляющие - «культура» и «наследие» - трудно поддаются правовому измерению. При этом слово «наследие», обращённое к чувствам и эмоциям людей, непостижимо и, следовательно, трудно определимо.
Культурное наследие выражается как в материальном, так и нематериальном состоянии. К материальному культурному наследию относятся статуи, памятники, архитектурные произведения, и другие материализованные формы культурного самовыражения. Нематериальное культурное наследие специалисты обычно определяют двумя способами: как зависимое от материального культурного наследия, и, следовательно, оно выражает отношение людей преимущественно к материальному культурному наследию, или как самостоятельный тип наследия в виде повествования, песен, танцев и других форм выражения, которые не могут быть обычно сохранены материальными способами выражения.
Во время разработки Конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия в рамках международного круглого стола было представлено исследование в виде доклада по различным вопросам, включая вопросы, связанные с определением понятия «нематериальное культурное наследие». В докладе допускалась возможность охраны «нематериальных» объектов с помощью права интеллектуальной собственности, однако при этом подчёркивалось отличие между режимами охраны нематериального культурного наследия и защиты интеллектуальной собственности: последняя нацелена на результат творческого процесса, тогда как охрана нематериального культурного наследия - на сам процесс.
Элемент взаимосвязи нашёл отражение в определении «нематериального культурного наследия», данном в ст. 2 Конвенции ЮНЕСКО 2003 г. Под ним понимаются «обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, - а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, - признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия».
В цитируемом положении нашло закрепление несколько материальных элементов, которые зависят от нематериального выражения, из которого они происходят.
Заметными положениями в Конвенции ЮНЕСКО являются закрепление в ней приоритета охраны коллективных прав сообществ в виде нематериального культурного наследия и охраны только тех из них, которые «согласуются с существующими международно-правовыми актами по правам человека и требованиями взаимного уважения между сообществами, группами и отдельными лицами, а также устойчивого развития.
В международно-правовом режиме охраны нематериального культурного наследия заложен потенциал его динамичного развития за счёт того, что он призван охранять проявления культурного наследия, необходимые для продолжения самобытности соответствующих сообществ. Если материальное культурное наследие в целом обращено к прошлому в первую очередь из-за связи с археологией, где объект обязательно предшествовал его открытию, то нематериальное культурное наследие имеет связь и с прошлым, и с будущим. Это отражено в Конвенции ЮНЕСКО: «нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, ... формирует у них чувство самобытности.». Именно потому, что нематериальное культурное наследие обеспечивает чувство самобытности, оно обуславливает его охрану. Нематериальное культурное наследие связывает каждого человека с сообществом, к которому он принадлежит, и создаёт ощущение сопричастности и, таким образом, самобытности. Защита этой общей самобытности, в конечном счёте, общечеловеческой, является самым важным основанием охраны нематериального культурного наследия.
Понятие «наследие» - многогранное, обладающее связью со многими другими явлениями социального порядка. Поэтому не без оснований специалисты говорят о «клубе наследий», состоящем из разных типов наследия, и о различных «уровнях самобытности». Очевидно, что в этой многогранности сложным является, например, выявление всех причастных к культурному наследию и их интересов, которые подлежат международно-правовой охране.
Среди других вопросов концептуального характера выделяется проблема определения того, кто имеет право «контролировать» культурное наследие и определять целесообразность его охраны в ситуации, когда оно воспринимается в качестве предрассудков сообществ, или же оно превращается в часть сецессионной политики?
Чрезвычайно острой остаётся и дискуссия по проблеме сочетания охраны местной самобытности и обеспечения интереса международного сообщества в целом в контексте международно-правовой охраны нематериального культурного наследия.
Сторонники культурного интернационализма указывают на то, что национализм концентрируется на значении наследия для национальной политики и защищает то, за счёт чего оправдывается преобладание местных интересов по сравнению с интересами международного сообщества. По их убеждению, такой подход губительный, в подтверждение чего зачастую ссылаются на разрушение Бамианских статуй Будды в Афганистане. Следует заметить, что и культурный интернационализм подвергается критике, прежде всего, за то, что он используется в качестве инструмента, позволяющего музеям западных государств - бывших метрополий, обладающим богатыми культурными артефактами благодаря колониальной политике, оставаться их владельцами. По вопросу принадлежности исторических культурных артефактов нередко ведутся споры.
В дискуссии между сторонниками культурного национализма и культурного интернационализма применительно к нематериальному наследию чаша весов склоняется в пользу интересов местных сообществ и охраны самобытности. Более того, бытует мнение о том, что международные подходы не способны обеспечить всеобщее понимание нематериального культурного наследия в качестве «универсального наследия человечества», хотя при этом признаётся за международными усилиями преимущество в деле предотвращения политических эксцессов под видом охраны местной самобытности.
Культурный интернационализм также создаёт условия соответствующим сообществам для защиты своей самобытности с помощью международных правозащитных механизмов.
Следующий вопрос концептуального характера, на который обращают пристальное внимание западные учёные, это так называемая «коммерциализация» культурного наследия и её негативные последствия. В случае с нематериальным культурным наследием опасность коммерциализации выше, поскольку она в некоторых случаях может привести к его гибели. По данному вопросу среди исследователей преобладает мнение о том, что всё должно рассматриваться в качестве товаров на рынке со всеми вытекающими отсюда последствиями. Исходя из этого, задача правоведа состоит в том, чтобы ответить на вопрос: в какой мере тенденция перевода всего в категорию товара должна быть юридически ограничена применительно к нематериальному культурному наследию?[ Дискуссия по данному вопросу проходит в условиях чётко обозначенных противоположных тенденций: с одной стороны, экономика пытается постоянно расширять охват коммерциализации, включая материальные и нематериальные культурные объекты, а, с другой стороны, культура пытается ограничить этот процесс по отношению к культурному наследию. Здесь мы имеем аналогичную ситуацию, сложившуюся в противодействии экономического роста и устойчивого экологического развития, предполагающего определённые ограничения. Нередко процесс коммерциализации культурного наследия проходит в нарушение чувств людей, включая религиозные чувства. Поэтому в случае, когда речь идёт о правовых инструментах охраны культурного наследия, особенно нематериального культурного наследия, важность приобретает выяснение вопроса о том, следует ли использовать определённое культурное наследие как товар. Дело в том, что последствием коммерциализации может быть обезличивание культуры, которое можно рассматривать как полезное для создания общей самобытности и как губительное для уникального характера самобытности. Таким образом, как отмечают специалисты, мы имеем дело со своеобразной палкой о двух концах.
В целом коммерциализация культурных объектов рассматривается как неизбежный процесс, представляющий сообществам возможность повысить ценность своего культурного наследия. Следовательно, основная задача охраны заключается в определении того, что и как должно защищаться наподобие Списка объектов всемирного наследия, который содержит перечень объектов культурного наследия, нуждающихся в защите, и также даёт чёткое описание каждого объекта, подлежащего защите, и содержащиеся в нём элементы. То же самое следует сказать в отношении действующих международных конвенций об охране культурных ценностей и наследия.
В условиях коммерциализации при оценке ценности материального и нематериального культурного наследия наблюдается разница: при оценке нематериального культурного наследия основное внимание уделяется социальным и культурным признакам проявления наследия, которые динамичны и, следовательно, не могут находиться в, так сказать, «застывшем» виде, как это имеет место по отношению к материальному культурному наследию. В связи с этим обстоятельством в отношении нематериального культурного наследия возникает чисто правовой вопрос: как охранять то, что не имеет чётко очерченного формата? Получается, что нематериальное культурное наследие по своей сути и проявлению не будет иметь какой-то «подлинный» вид, а при коммерциализации подлинность становится важным связующим звеном между идеей наследия как опыта и его ценности на рынке.
В случае широкого использования в охране нематериального культурного наследия механизмов права интеллектуальной собственности будет усиливаться тенденция его коммерциализации.
Если коммерциализация в какой-то степени уже становится приемлемой, возникают дополнительные вопросы к её пределам распространения применительно к нематериальному культурному наследию. В этом случае возникает дилемма: если слишком интенсивная коммерциализация может «очерствить» культуру и препятствовать полноценному приобщению к ней, в то же время недостаточная коммерциализация может сделать нематериальное культурное наследие «лёгкой добычей», например, для медиакорпораций, и привести к контролю над ним посторонних. Специалисты признают кризис культуры постмодерна в качестве фактора, провоцирующего коммерциализацию наследия, а также и то, что коммерциализация неизбежно идёт на пользу как широкой общественности, так и сообществам, хранящим наследие.
В этом деле на современном этапе развития основной задачей становится определение того, каким образом контролировать процесс коммерциализации, чтобы гарантировать высокую степень международно-правовой охраны соответствующему нематериальному культурному наследию, обладающему несоизмеримой ценностью.
Взаимодополняемость материального культурного наследия и нематериального культурного наследия в достаточной степени исследована на доктринальном уровне и не раз являлась одним из основных вопросов, обсуждённых на уровне научных форумов. Очевидно, что общие элементы культурного наследия присущи к обоим видам - материальному и нематериальному культурному наследию, что делает их в определённой степени и взаимосвязанными. Наряду с этим нематериальное выражается с помощью материального, а последнее содержит смысловое значение только из-за нематериальных элементов в нём. Эта взаимосвязь подтверждается, в частности, ролью музеев в охране обоих видов культурного наследия.
Следует констатировать, что на доктринальном уровне не наблюдается жёсткое противопоставление материального и нематериального культурного наследия. Однако разнятся подходы по их подчинению друг другу в зависимости от специалистов и сфер их исследований: у тех, кто занимается материальным культурным наследием, нематериальные культурные элементы выступают как вспомогательные средства в их исследовании; у исследователей нематериального культурного наследия материальное культурное наследие рассматривается в качестве воплощения нематериального культурного наследия.
Очень важным вопросом является проявление наследия, т.е. формы наследия, которые применительно к нематериальному культурному наследию целиком физически трудно зафиксировать, например, музыка или танец (некоторые их элементы физически фиксируются в виде, например, костюма или музыкального инструмента). Сказанное подтверждается Конвенцией ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия, которая включает в своё определение нематериального наследия предметы и артефакты как части культурного наследия.
В целом следует отметить, что понимание проявлений культурного наследия связано со значимостью, которая придаётся наследию, а также обоснованию необходимости его охраны. К примеру, если считать наследие важной частью охраны культурной самобытности, то необходимо акцентировать внимание в большей степени на нематериальном аспекте, и наоборот, если рассматривать охрану наследия для возможностей развития, которые оно может предоставить, то стоит ориентироваться на материальные аспекты. Учитывая все эти обстоятельства, на одном научном форуме было отмечено, что указанная взаимосвязь влияет на целостность и подлинность проявлений наследия и, следовательно, обладает прикладным значением.
Для специалистов в области материального культурного наследия важной является, образно говоря, «материальная сторона» наследия, которая, по их мнению, достаточна и, следовательно, не требует дополнительного изучения их нематериальной природы. Другими словами, для признания предмета культуры не обязательно наличие связи с определённым сообществом. Более того, у них бытует мнение о том, что нематериальная культура обречена быть потерянной или изменённой, и, следовательно, бессмысленно её сохранять, а нужно сосредоточиться именно на охране материальных элементов. По их убеждению, предметы культуры обладают нематериальной ценностью лишь в той мере, в какой она увеличивает степень признания определённого предмета.
Очевидно, что нематериальное культурное наследие проигрывает материальному наследию тем, что первое может применяться только в отношении ныне существующего наследия, а материальное наследие способно быть связанным с культурами, которые больше не существуют. Более того, материальное наследие рассматривается как придающее наследию в целом больше убедительности.
Исследователи, внимание которых сосредоточено на нематериальном культурном наследии, чаще всего рассматривают нематериальное наследие как единственную по- настоящему важную цель для изучения, а предметы культуры и другие физические проявления наследия - не что иное, как проявление нематериального наследия, которое они пытаются понять и воссоздать посредством исследования этих предметов.
Имеется и крайний взгляд: всё наследие в действительности нематериально, поскольку проявления наследия имеют смысл только с учётом конкретного контекста, в котором они были созданы. Без этого контекста предмет культуры носит только эстетическую ценность, а затем становиться скорее произведением искусства, а не проявлением культурного наследия. Поскольку всё наследие считается нематериальным, можно не учитывать различия между материальным и нематериальным, а просто сосредоточиться на создании подлинности и памяти, которые могут проявляться только через нематериальные ценности наследия.
Следует иметь в виду ещё одно преимущество: материальность наследия помогает разрешать юрисдикционные вопросы, поскольку объекты наследия подчиняются территориальной юрисдикции конкретного государства. Нематериальные же проявления сложно охранять, так как они могут вовсе не подпадать под какую-либо юрисдикцию.
При наличии двух режимов международно-правовой охраны материального и нематериального культурного наследия можно ожидать возникновения проблем в результате пересечения этих режимов и вероятность подмены одного режима другим. Отсюда возникает необходимость провести границу между материальным и нематериальным наследием для практических целей выбора режима их международно-правовой охраны. При таком выборе нужно учитывать ограничения этих режимов, защищающих исключительно материальное наследие. Эти режимы, по мнению специалистов, чрезмерно концентрируются на «монументальном» аспекте защищаемых проявлений и, таким образом, не учитывают менее эстетически впечатляющие проявления наследия.
Все вышеперечисленные вопросы концептуального и прикладного характера в совокупности обуславливают необходимость не только наличия в позитивном международном праве режима охраны нематериального культурного наследия, но и его постоянного совершенствования.
АЛИЕВА Гюнай Видади кызы
аспирант кафедры международного права Российского университета дружбы народов