Международная гуманитарная комиссия по установлению фактов (далее - Комиссия) является постоянно действующим международным органом, который учрежден в соответствии со ст. 90 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям (далее - Протокол) для расследования серьезных нарушений международного гуманитарного права (далее - МГП).
При создании Комиссии предполагалось, что она станет значимым механизмом обеспечения выполнения норм МГП. Однако за более чем четверть века существования (19912016 гг.) она не провела ни одного расследования.
Из значимых событий в работе Комиссии за последние два года следует отметить избрание нового состава Комиссии. На пятой по счету дипломатической встрече представителей государств-участников Протокола в декабре 2016 г. были выбраны 15 экспертов, которые будут иметь статус членов Комиссии в ближайшие пять лет. Поскольку в соответствии с пп. d) п. 1 ст. 90 Протокола при формировании состава Комиссии должен соблюдаться принцип справедливого географического представительства, членами Комиссии были избраны граждане Алжира, Аргентины, Чили, Германии, Греции, Венгрии, Японии, Литвы, Польши, Катара, Испании, Швеции, Швейцарии, ОАЭ, Великобритании. Новым председателем Комиссии стал немец Т. Марун (Thilo Marauhn). При этом впервые в истории в состав Комиссии не вошел эксперт от Российской Федерации.
В остальном члены Комиссии с 2016 по 2018 гг. провели три ежегодных заседания, в октябре 2016 г. выступали в Комитете по правовым вопросам Генеральной Ассамблеи ООН, а в декабре 2017 г. встречались с Президентом Международного Комитета Красного Креста П. Маурером. К апрелю 2018 г. число государств, признавших компетенцию Комиссии достигло 77.
Что касается непосредственно главной функции Комиссии - проведения международных расследований, то следует начать с того, что компетенция Комиссии была актуализирована в декабре 2015 г. Тогда попытку призвать ее к расследованию уничтожения госпиталя в г. Кундузе (Афганистан) предприняла международная неправительственная организация «Врачи без границ» (MSF). Данная попытка не увенчалась успехом в силу политической незаинтересованности США и Афганистана в проведении международного расследования, а также по причине юридической невозможности призвать Комиссию к расследованию по запросу международной неправительственной организации. Тем не менее в 2017 г. последнее обстоятельство не стало препятствием к расследованию, и Комиссия приступила к своим полномочиям. Первым расследованием Комиссии стало судебно-медицинское расследование обстоятельств гибели и ранений, причиненных сотрудникам Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее - ОБСЕ) в Луганской области.
В мае 2017 г. ОБСЕ и Комиссия заключили договор, в силу которого последней было поручено провести расследование обстоятельств гибели и ранений, причиненных сотрудникам ОБСЕ в Луганской республике. 18 мая 2017 г. Генеральный секретарь ОБСЕ Л. Дзаньер и Председатель Комиссии Т. Марун подписали меморандум о взаимопонимании, а также отдельное соглашение о расследовании инцидента. Стороны согласовали задание Комиссии (terms of reference), в силу которого она должна была провести независимое судебно-медицинское расследование (forensic investigation) в целях установления фактических обстоятельств инцидента и дать им оценку с точки зрения международного гуманитарного права. При этом вопросы уголовной ответственности и причастности кого-либо (accountability) к инциденту перед Комиссией не ставились.
В результате расследования Комиссия установила следующие факты. Инцидент произошел 23 апреля 2017 г. во время стандартного патрулирования (routine patrol) территории в окрестностях села Пришиб Луганской области представителями Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине. Бронированный автомобиль ОБСЕ подорвался на мине, в результате чего погиб санитар (paramedic) и были ранены два наблюдателя Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине. Комиссия изучила документы, провела опросы свидетелей, исследовала характер повреждений подорвавшегося автомобиля, осмотрела место происшествия, взяла образцы на месте (material collected at the site) и провела судебно-медицинскую экспертизу. Комиссия установила, что произошел подрыв на противотанковой мине российского производства ТМ-62М, которая была установлена не ранее чем за несколько дней до инцидента и могла взорваться при любом контакте с тяжелой техникой. Комиссия пришла к выводу о том, что инцидент не был намеренной атакой на автомобиль наблюдателей. Учитывая факт того, что дорога, на которой произошел подрыв, часто использовалась гражданским населением, эксперты пришли к выводу о том, что установление на дороге противотанковой мины явило собой нарушение международного гуманитарного права в связи с неизбирательным характером ведения военных действий. Генеральный секретарь ОБСЕ Т. Гремингер поблагодарил Комиссию и отметил, что результаты расследования будут тщательно изучены сотрудниками ОБСЕ.
Расследование обстоятельств гибели и ранений, причиненных сотрудникам ОБСЕ в Луганской области, явилось началом работы постоянной комиссии по установлению фактов, которая была создана более четверти века назад. Несмотря на столь затяжной период вовлечения Комиссии в практику расследований серьезных нарушений международного гуманитарного права, само по себе начало практической следственной деятельности можно считать важной вехой в становлении Комиссии и развитии средств обеспечения выполнения норм МГП. Однако нельзя не обратить внимание на то, что инициирование первого расследования не соответствовало статье 90 Дополнительного протокола I.
Согласно пп. a) п. 2 статьи 90 Протокола, высокие договаривающиеся стороны могут во время подписания, ратификации или присоединения к Протоколу или в любое другое последующее время заявить, что они признают, ipso facto и без специального соглашения, в отношении любой другой высокой договаривающейся стороны, принимающей на себя такое же обязательство, компетенцию Комиссии в отношении расследования заявлений другой стороны. Другим основанием компетенции Комиссии является пп. d) п. 2 статьи 90 Протокола, который гласит: «в других ситуациях Комиссия назначает расследование по просьбе стороны, находящейся в конфликте, только с согласия другой заинтересованной стороны или сторон».
В правилах внутреннего регламента Комиссии не уточняется перечень субъектов, которые уполномочены обращаться к Комиссии с целью расследования. Вместо этого используется общий термин - «запрашивающая сторона» (requesting party). Однако бесспорно, что внутренние правила Комиссии, которые принимаются ее собственным решением, не могут толковаться иначе, чем в соответствии со статьей 90 Протокола. Исходя из этого, можно заключить, что инициаторами расследования могут выступать только государства. Учитывая, что расследование было начато по инициативе международной организации - ОБСЕ - его можно считать проведенным в нарушение Дополнительного протокола I, то есть порочным с юридической точки зрения.
Некоторые авторы полагают, что, несмотря на указанное правовое противоречие, Комиссия признала компетенцию ad hoc для данного случая в соответствии с пп. d) п. 2 статьи 90, и поэтому была полномочна провести расследование[6]. Представляется, что данный аргумент не является юридически корректным - Комиссия не может в своих решениях выходить за пределы той компетенции, которую определили для нее государства-участники Протокола в статье 90. Поэтому насколько бы широко ни толковали положения Протокола члены Комиссии, она не компетентна проводить расследования по запросам международных организаций.
Таким образом, первое расследование Международной гуманитарной комиссии по установлению фактов - расследование обстоятельств гибели и ранений, причиненных сотрудникам ОБСЕ в Луганской области - было проведено в нарушение статьи 90 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям. В этой связи следует констатировать, что «будущее Комиссии» пока не наступило, и она продолжает оставаться неэффективным международным органом, который требует реформирования.
* Статья подготовлена в рамках гранта МГИМО МИД России на выполнение научных работ молодыми исследователями под руководством докторов наук.
КУДИНОВ Алексей Сергеевич
аспирант кафедры международного права МГИМО (У) МИД России
МОРОЗОВА Анна Александровна
магистрант международно-правового факультета МГИМО (У) МИД России