Дети являются одной из уязвимых групп по международному праву, защита прав которой требует отдельного регулирования.
В настоящее время действуют различные международно-правовые договоры универсального и регионального характера, положения которых направлены на обеспечение и защиту прав ребенка: Конвенция о правах ребенка 1989 года и к ней Факультативный протокол, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах 2000 г. и Факультативный протокол, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии 2000 г.; Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда 1999 г.; Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия 2007 г.; Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием 2011 г.; Европейская конвенция об осуществлении прав детей 1996 г.; Африканская хартия прав и благополучия ребенка 1990 г. иные.
Несмотря на существующие международно-правовые документы и принятые на их основе акты национального законодательства в государствах, дети по-прежнему регулярно становятся жертвами нарушения их фундаментальных прав. В частности, дети страдают от различных форм насилия, пыток, являются жертвами сексуальной эксплуатации, торговли и т.д. В этом смысле, в наихудшем положении, принято считать, находятся дети в наименее развитых государствах мира, страдающих от нищеты и, зачастую, вооруженных конфликтов. Тем не менее, актуальной является проблематика защиты прав ребенка и в демократических государствах с развитой экономикой - речь идет о защите прав детей в сети Интернет.
Сеть Интернет, безусловно, является важнейшим инструментом для получения информации, общения, установления деловых контактов и в этом смысле стала неотделимой частью развитого общества и государства. Вместе с этим, однако, сеть Интернет несет в себе и угрозу интересам общества, если используется в недобросовестных целях лицами, которые, скрываясь за анонимностью, пользуются возможностью совершать преступления в том числе в отношении несовершеннолетних. К такого рода преступлениям относятся сексуальная эксплуатация, склонение к суициду или совершению уголовных преступлений или административных правонарушений и иные. Помимо этого, сеть Интернет может использоваться для «троллинга» и «буллинга», что, в конечном итоге, может нанести неокрепшей психике ребенка тяжелые травмы. Подобного рода положение требует вмешательства со стороны государств путем принятия соответствующих мер. В этой области одним из самых развитых является право Совета Европы.
В международно-правовых документах имеется ряд положений, направленных на борьбу с нарушениями прав детей в рассматриваемой области. В частности, в Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия 2007 г. содержится положение, согласно которому необходимо повышать осведомленность детей о существующих угрозах, возникающих в связи с быстрым развитием информационно-коммуникационных технологий; государства принимают меры к предоставлению услуги консультаций через сеть Интернет или по телефону; к уголовно-наказуемым деяния мотнесено домогательство при помощи информационно-коммуникационных технологий в сексуальных целях. Совет Европы принял Рекомендацию государствам-членам о мерах по защите детей от вредного содержания и поведения и о содействии их активному участию в новой информационной и коммуникационной среде от 8 июля 2009 г., Стратегию по правам ребенка на 2016 - 2021 гг. от 2 марта 2016 г. (Стратегия), в которой отдельное внимание уделяется проблеме защиты прав ребенка в цифровой век. Также 4 июля 2018 г. была принята Рекомендация Комитета министров Совета Европа «Руководящие принципы по уважению, защите и реализации прав ребенка в цифровой среде» (Руководящие принципы).
Согласно Стратегии, одним из приоритетных направлений в области защиты прав ребенка является их обеспечение в цифровой среде. В этом процессе должны участвовать не только сами государства, но и гражданское общество, неправительственные организации, частный сектор и семья, так как технологии развиваются гораздо быстрее, нежели идет процесс закрепления положений на уровне права. В этом смысле важно защищать права ребенка в киберпространстве, не лишая его доступа к самим информационным технологиям.
В Руководящих принципах 2018 г. указывается, что государствам на регулярной основе надлежит осуществлять меры по оценке возможных будущих рисков нарушения прав детей, не дожидаясь, когда это начнет происходить; необходимо внедрять эффективные системы по установлению возраста пользователя с целью обеспечения его защиты от вредной информации, услуг и иных продуктов, в отношении предоставления которых установлены возрастные ограничения; необходимо привлекать бизнес-структуры и иные заинтересованные стороны к деятельности, направленной на борьбу с травлей, оскорблениями, возбуждением ненависти и насилия в киберпространстве. Подобного рода меры должны включать разъяснения относительно недопустимости подобного поведения, создание механизмов контроля и предоставление помощи лицам, пострадавшим от рассматриваемых действий.
23 ноября 2001 года была принята Конвенция № 185 о киберпреступности, в которой нашли свое закрепление положения, касающиеся борьбы с преступностью с участием детей, в первую очередь, с детской порнографией. На основе положений Конвенции государствам надлежит криминализировать соответствующие составы, а также принять изменения в акты национального законодательства с тем, чтобы обеспечить возможность установления, расследования преступления и осуществления в последующем правосудия, в том числе путем оказания взаимной правовой помощи. Как известно, зачастую преступник и пострадавший находятся не только в разных городах, но и в разных государствах, что обусловливает необходимость организации межгосударственного содействия в целях осуществления правосудия, в том числе, на основе института экстрадиции. В этом смысле, участие в многостороннем договоре, содержащем соответствующие положения, будет служить правовой основой для выдачи.
Проблема защиты прав ребенка в цифровой век по- прежнему обсуждается на уровне Совета Европы в лице различных создаваемых с этой целью органов. К таковым, в частности, можно отнести Комитет adhoc по правам ребенка, заседание которого проходило 16 - 18 октября 2018 года. Комитет среди прочего рассмотрел вопрос эффективности уже предпринятых мер, которым была дана оценка с привлечением к этому самих детей, а также занимался разработкой дополнительных мер. Важно, что в этих процессах участвуют не только представители государств, но и международные межправительственные и неправительственные организации.
Одной из проблем, эффективного решения которой по- прежнему так и не найдено, является интернет-травля. По неофициальным данным подобного рода травле в сети Интернет подвергается один и пяти детей. При этом, масштаб проблемы может быть еще серьезнее, учитывая, что многие пострадавшие никогда не обращаются за помощью и замыкаются в себе. В некоторых случаях психика жертв травли настолько угнетена, что это приводит к вспышкам насилия в школах, в том числе с применением огнестрельного оружия. Очевидно, что простым отключением компьютера от сети проблему решить невозможно. В рамках Совета Европы принят ряд документов, содержащих положения относительно данной проблематики: Хартия Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека 2010 г., Резолюция Парламентской Ассамблеи 1803 (2011) об образовании против насилия в школах, Рекомендация Конгресса местных и региональных властей Европы 135 (2003) о предотвращении и борьбе с насилием в школах. В указанных документах прямо закрепляется обязательство государств отслеживать ситуацию и бороться с проявлениями травли с помощью всех доступных инструментов на всех уровнях - государства, общества и семьи. Школы в своих документах должны прямо запрещать подобного рода практику, осуществлять меры контроля и меры дисциплинарного воздействия, все случаи должным образом расследовать и оказывать помощь пострадавшим. При этом необходимо особое внимание к проблеме со стороны учителей и, конечно, семьи. Помимо мер воздействия, на уровне школы следует разрабатывать и внедрять программы по просвещению, поощрению терпимости и человеколюбию, расширению межкультурного диалога и взаимопониманию. В этом смысле возрастает потребность в организации учебных программ и программ повышения квалификации для учителей и иного персонала школьных и иных образовательных учреждений.
Более широкие меры по борьбе с интернет-травлей содержатся в исследовании по кибернасилию Комитета Конвенции по киберпреступности, которое было принято и рекомендовано государствам 9 июля 2018 г..
Безусловно, проблема борьбы с насилием в отношении детей не теряет своей актуальности, что требует принятия еще более широкого спектра мер со стороны государств с тем, чтобы право «успевало» за развитием технологий и попытками их использования во вред обществу и государству. В этом смысле, наиболее эффективным является межгосударственное взаимодействие и принятие документов, предусматривающих обмен опытом, оказание правовой помощи и выдачу лиц в целях правосудия, что позволит в полной мере бороться с явлением насилия в отношении детей как с преступлением международного характера.
ИЛЬЯШЕВИЧ Марианна Викторовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Российского университета дружбы народов