Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Международно-правовые аспекты борьбы с насилием в отношении детей в киберпространстве

Дети являются одной из уязвимых групп по международ­ному праву, защита прав которой требует отдельного регули­рования.

В настоящее время действуют различные междуна­родно-правовые договоры универсального и регионального характера, положения которых направлены на обеспечение и защиту прав ребенка: Конвенция о правах ребенка 1989 года и к ней Факультативный протокол, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах 2000 г. и Факультативный протокол, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии 2000 г.; Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда 1999 г.; Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной экс­плуатации и сексуального насилия 2007 г.; Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием 2011 г.; Европейская конвенция об осуществлении прав детей 1996 г.; Африканская хартия прав и благополучия ребенка 1990 г. иные.

Несмотря на существующие международно-правовые документы и принятые на их основе акты национального за­конодательства в государствах, дети по-прежнему регулярно становятся жертвами нарушения их фундаментальных прав. В частности, дети страдают от различных форм насилия, пы­ток, являются жертвами сексуальной эксплуатации, торгов­ли и т.д. В этом смысле, в наихудшем положении, принято считать, находятся дети в наименее развитых государствах мира, страдающих от нищеты и, зачастую, вооруженных конфликтов. Тем не менее, актуальной является проблемати­ка защиты прав ребенка и в демократических государствах с развитой экономикой - речь идет о защите прав детей в сети Интернет.

Сеть Интернет, безусловно, является важнейшим ин­струментом для получения информации, общения, установ­ления деловых контактов и в этом смысле стала неотделимой частью развитого общества и государства. Вместе с этим, од­нако, сеть Интернет несет в себе и угрозу интересам обще­ства, если используется в недобросовестных целях лицами, которые, скрываясь за анонимностью, пользуются возмож­ностью совершать преступления в том числе в отношении несовершеннолетних. К такого рода преступлениям отно­сятся сексуальная эксплуатация, склонение к суициду или совершению уголовных преступлений или административ­ных правонарушений и иные. Помимо этого, сеть Интернет может использоваться для «троллинга» и «буллинга», что, в конечном итоге, может нанести неокрепшей психике ре­бенка тяжелые травмы. Подобного рода положение требует вмешательства со стороны государств путем принятия соот­ветствующих мер. В этой области одним из самых развитых является право Совета Европы.

В международно-правовых документах имеется ряд по­ложений, направленных на борьбу с нарушениями прав де­тей в рассматриваемой области. В частности, в Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия 2007 г. содержится положение, со­гласно которому необходимо повышать осведомленность детей о существующих угрозах, возникающих в связи с бы­стрым развитием информационно-коммуникационных тех­нологий; государства принимают меры к предоставлению ус­луги консультаций через сеть Интернет или по телефону; к уголовно-наказуемым деяния мотнесено домогательство при помощи информационно-коммуникационных технологий в сексуальных целях. Совет Европы принял Рекомендацию го­сударствам-членам о мерах по защите детей от вредного со­держания и поведения и о содействии их активному участию в новой информационной и коммуникационной среде от 8 июля 2009 г., Стратегию по правам ребенка на 2016 - 2021 гг. от 2 марта 2016 г. (Стратегия), в которой отдельное внима­ние уделяется проблеме защиты прав ребенка в цифровой век. Также 4 июля 2018 г. была принята Рекомендация Коми­тета министров Совета Европа «Руководящие принципы по уважению, защите и реализации прав ребенка в цифровой среде» (Руководящие принципы).

Согласно Стратегии, одним из приоритетных направле­ний в области защиты прав ребенка является их обеспечение в цифровой среде. В этом процессе должны участвовать не только сами государства, но и гражданское общество, непра­вительственные организации, частный сектор и семья, так как технологии развиваются гораздо быстрее, нежели идет про­цесс закрепления положений на уровне права. В этом смыс­ле важно защищать права ребенка в киберпространстве, не лишая его доступа к самим информационным технологиям.

В Руководящих принципах 2018 г. указывается, что го­сударствам на регулярной основе надлежит осуществлять меры по оценке возможных будущих рисков нарушения прав детей, не дожидаясь, когда это начнет происходить; не­обходимо внедрять эффективные системы по установлению возраста пользователя с целью обеспечения его защиты от вредной информации, услуг и иных продуктов, в отноше­нии предоставления которых установлены возрастные огра­ничения; необходимо привлекать бизнес-структуры и иные заинтересованные стороны к деятельности, направленной на борьбу с травлей, оскорблениями, возбуждением нена­висти и насилия в киберпространстве. Подобного рода меры должны включать разъяснения относительно недопустимо­сти подобного поведения, создание механизмов контроля и предоставление помощи лицам, пострадавшим от рассма­триваемых действий.

23 ноября 2001 года была принята Конвенция № 185 о киберпреступности, в которой нашли свое закрепление по­ложения, касающиеся борьбы с преступностью с участием детей, в первую очередь, с детской порнографией. На основе положений Конвенции государствам надлежит криминали­зировать соответствующие составы, а также принять изме­нения в акты национального законодательства с тем, чтобы обеспечить возможность установления, расследования пре­ступления и осуществления в последующем правосудия, в том числе путем оказания взаимной правовой помощи. Как известно, зачастую преступник и пострадавший находятся не только в разных городах, но и в разных государствах, что обу­словливает необходимость организации межгосударственно­го содействия в целях осуществления правосудия, в том чис­ле, на основе института экстрадиции. В этом смысле, участие в многостороннем договоре, содержащем соответствующие положения, будет служить правовой основой для выдачи.

Проблема защиты прав ребенка в цифровой век по- прежнему обсуждается на уровне Совета Европы в лице различных создаваемых с этой целью органов. К таковым, в частности, можно отнести Комитет adhoc по правам ребенка, заседание которого проходило 16 - 18 октября 2018 года. Ко­митет среди прочего рассмотрел вопрос эффективности уже предпринятых мер, которым была дана оценка с привлече­нием к этому самих детей, а также занимался разработкой дополнительных мер. Важно, что в этих процессах участвуют не только представители государств, но и международные межправительственные и неправительственные организа­ции.

Одной из проблем, эффективного решения которой по- прежнему так и не найдено, является интернет-травля. По неофициальным данным подобного рода травле в сети Ин­тернет подвергается один и пяти детей. При этом, масштаб проблемы может быть еще серьезнее, учитывая, что многие пострадавшие никогда не обращаются за помощью и замы­каются в себе. В некоторых случаях психика жертв травли настолько угнетена, что это приводит к вспышкам насилия в школах, в том числе с применением огнестрельного оружия. Очевидно, что простым отключением компьютера от сети проблему решить невозможно. В рамках Совета Европы при­нят ряд документов, содержащих положения относительно данной проблематики: Хартия Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в обла­сти прав человека 2010 г., Резолюция Парламентской Ассам­блеи 1803 (2011) об образовании против насилия в школах, Рекомендация Конгресса местных и региональных властей Европы 135 (2003) о предотвращении и борьбе с насилием в школах. В указанных документах прямо закрепляется обя­зательство государств отслеживать ситуацию и бороться с проявлениями травли с помощью всех доступных инстру­ментов на всех уровнях - государства, общества и семьи. Шко­лы в своих документах должны прямо запрещать подобного рода практику, осуществлять меры контроля и меры дисци­плинарного воздействия, все случаи должным образом рас­следовать и оказывать помощь пострадавшим. При этом не­обходимо особое внимание к проблеме со стороны учителей и, конечно, семьи. Помимо мер воздействия, на уровне шко­лы следует разрабатывать и внедрять программы по про­свещению, поощрению терпимости и человеколюбию, рас­ширению межкультурного диалога и взаимопониманию. В этом смысле возрастает потребность в организации учебных программ и программ повышения квалификации для учи­телей и иного персонала школьных и иных образовательных учреждений.

Более широкие меры по борьбе с интернет-травлей со­держатся в исследовании по кибернасилию Комитета Кон­венции по киберпреступности, которое было принято и ре­комендовано государствам 9 июля 2018 г..

Безусловно, проблема борьбы с насилием в отношении детей не теряет своей актуальности, что требует принятия еще более широкого спектра мер со стороны государств с тем, чтобы право «успевало» за развитием технологий и по­пытками их использования во вред обществу и государству. В этом смысле, наиболее эффективным является межгосудар­ственное взаимодействие и принятие документов, предус­матривающих обмен опытом, оказание правовой помощи и выдачу лиц в целях правосудия, что позволит в полной мере бороться с явлением насилия в отношении детей как с пре­ступлением международного характера.

ИЛЬЯШЕВИЧ Марианна Викторовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Российского университета дружбы народов

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях