Государства, имеющие ядерное оружие, несут особую ответственность за осуществление
конкретных и необратимых мер в области ядерного разоружения.
Существует множество путей продвижения к миру, свободному от ядерного оружия.
(Антониу Гутерриш)
Международное соглашение является в современных условиях основной правовой формой обеспечения ядерного разоружения. Его заключение должно происходить на основе обычной процедуры, установившейся в международном праве - созыв конференции полномочных представителей государств, подписание договора и его последующая ратификация.
В отношении отдельных аспектов ядерного разоружения, таких как запрещение применения ядерного оружия, его нераспространение, возможно использование и процедуры, примененной при заключении Договора о принципах деятельности государств в космическом пространстве 1967 года (утверждение проекта соглашения Генеральной Ассамблеей ООН с последующим подписанием и ратификацией государствами без созыва специальной дипломатической конференции).
В ряде международно-правовых актов имеется указание на форму согласования государствами окончательных планов
разоружения и закрепление их в обязывающих государства нормах.
Комиссия ООН по разоружению, созванная по инициативе Советского Союза в 1965 году, высказалась за проведение Всемирной конференции по разоружению с участием всех государств. Это решение было поддержано Генеральной Ассамблеей ООН, которая на ХХ сессии признала необходимым созвать конференцию не позднее 1967 года. В резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН 1653 (XVI), 1801 (XVII), 1909 (XVIII) ставится вопрос о возможном созыве конференции для подписания конвенции о запрещении применения ядерного и термоядерного оружия. Такое же требование содержалось в Каирской декларации неприсоединившихся государств.
Конференция по разоружению (КР) создана в 1978 г. решением первой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению. Конференция по разоружению - постоянно действующий многосторонний переговорный форум в области разоружения и контроля над вооружениями. Основная цель КР - проведение переговоров и выработка многосторонних договоров по нераспространению ОМУ, контролю над вооружениями и разоружению. КР стала преемницей ранее функционировавших в Женеве разоруженческих институтов: Комитета «десяти» (1959-60 гг.), Комитета «восемнадцати» (1962-69 гг.) и Конференции Комитета по разоружению (196978 гг.).
В настоящее время членами Конференции по разоружению являются 65 государств, включая все государства, обладающие военными ядерными потенциалами. Еще до 40 различных стран ежегодно принимают участие в ее работе в качестве наблюдателей. Из стран ОДКБ наряду с Россией (как правопреемницей СССР) в работе Конференции участвуют Белоруссия и Казахстан. Статус наблюдателя регулярно получают Армения, Киргизия и Таджикистан.
На Конференции по разоружению разработаны такие важные многосторонние разоруженческие договоры, как Конвенция о запрещении биологического и токсинного оружия (1972 г.), Конвенция о запрещении химического оружия (1993 г.) и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 г.).
Формально функции Секретариата Конференции по разоружению выполняет женевское подразделение Управления по вопросам разоружения Секретариата ООН. Обязанности Генерального секретаря исполняет Генеральный директор женевского Отделения ООН М. Моллер (Дания). До 2014 г. Генеральным секретарем Конференции по разоружению являлся К.-Ж. К. Токаев (Казахстан); в 2002-2011 гг. - С. А. Орджоникидзе (Россия).
Практической работой руководит Председатель Конференции по разоружению. По Правилам процедуры государства занимают этот пост на ротационной основе (в соответствии с английским алфавитом) в течение четырех рабочих недель.
Основополагающим при принятии решений (как процедурных, так и субстантивных) является принцип консенсуса.
Сессия Конференции состоит из трех частей: конец января - конец марта; середина мая - конец июня; конец июля - середина сентября. По итогам принимается ежегодный доклад Генеральной Ассамблее ООН. В последние годы в силу отсутствия субстантивной деятельности на Конференции по разоружению эти доклады носят преимущественно процедурный характер.
Повестка дня Конференции принимается в начале каждой сессии:
- прекращение гонки ядерных вооружений и ядерное разоружение;
- предотвращение ядерной войны, включая все связанные с этим вопросы (в т.ч. запрещение производства расщепляющихся материалов для создания ядерного оружия);
- предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве;
- эффективные международные соглашения о гарантиях государствам, не обладающим ядерным оружием, против применения или угрозы применения ядерного оружия;
- новые виды оружия массового уничтожения и новые системы такого оружия, радиологическое оружие;
- всеобъемлющая программа разоружения;
- транспарентность в вооружениях;
Конференция по разоружению и ее предшественники успешно провели переговоры о заключении таких основных многосторонних соглашений в области ограничения вооружений и разоружения как Договор о нераспространении ядерного оружия, Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, договоры о морском дне, Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
Конференция по разоружению может ограничиться предварительно и согласованием наиболее существенных сторон плана и дать более конкретные директивы вспомогательным органам, осуществляющим разработку проекта договора.
Несколько иной порядок юридического закрепления выработанных Советом Безопасности ООН планов закреплен Резолюцией Генеральной Ассамблеи 41 (I) от 1946 года. Согласно статье 2, проекты Совета безопасности ООН должны быть рассмотрены на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Однако это не говорит о том, что для обеспечения разоружения достаточно одного утверждения планов Генеральной Ассамблеей ООН. В той же статье подчеркивается, что государствами заключаются договоры или конвенции с обязательной последующей ратификацией сторонами. При этом делается оговорка, что такая ратификация проводится в соответствии со статьей 26 Устава ООН- планы обязательно должны быть приняты государствами.
Специальная сессия в данном случае является одной из разновидностей международной конференции, созываемой для заключение многостороннего соглашения. Такой порядок заключения договора может быть в ряде случае признан целесообразным. Видимо, он возможен в условиях, когда все государства, располагающие более или менее значительным военным потенциалом, являются членами ООН.
Порядок вступления в силу договора о разоружении определяется самим соглашением. Можно указать на некоторые положения, соблюдение которых вытекает из действующих норм. Для вступления в силу многосторонних соглашений, как правило, требуется определенное число ратификаций. В отношении Устава ООН, например, это выражалось в сдаче на хранение ратификационных грамот постоянными членами Совета Безопасности ООН и большинством других государств, подписавших Устав ООН. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года вступил в силу после его ратификации государствами, правительства которых назначены депозитариями, и 40 другими подписавшими его государствами. Договор о запрещении ядерного оружия 2017 года предусматривает вступление в силу спустя 90 дней после того, как его подпишут и ратифицируют 50 государств. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний вступает в силу через 180 дней после даты сдачи на хранение ратификационных грамот всеми государствами, перечисленными в приложении
- к Договору, но ни в коем случае не ранее чем через два года после открытия его для подписания.
Как видно, вступление в силу международного договора по разоружению, в том числе и число требуемых для этого ратификаций, зависит от характера объекта самого договора. В отдельных случаях может потребоваться и всеобщая ратификация договора всеми его участниками. Такое требование может быть выдвинуто в отношение соглашения о полном запрещении ядерного оружия, заключенного между ядерными державами, когда речь идет о ликвидации всех запасов этого вида вооружений и прекращении его производства.
Действующие нормы современного международного права в области разоружения устанавливают и принципиальные положения, на которых должно строиться практическое осуществление ядерного разоружения и которые должны быть положены в основу будущих соглашений. Иначе говоря, наиболее общие черты будущих договоров уже определены международным правом.
Кроме того, Генеральной Ассамблеей ООН было принято немало резолюций, которые касаются отдельных мер в области разоружения, предусматривая возможность их осуществления независимо от общей программы. Они содержат принципы, на которых должно основываться правовое обеспечение частичных мер в области разоружения.
Для определение основных контуров международных соглашений по разоружению имеют значение постановления Генеральной Ассамблеи ООН о мирном использовании космического пространства (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/71/31 от 5 декабря 2016 года «Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве»,Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/71/32 от 5 декабря 2016 года «Не размещение первым оружия в космосе»).
В 2013 году группа государств — членов Организации Объединенных Наций и неправительственных организаций выступила с гуманитарной инициативой, направленной на то, чтобы изменить формат обсуждения вопроса о разоружении и поставить во главу угла разрушительные последствия ядерного взрыва. Кульминационным моментом проведения трех межправительственных конференций по вопросу о гуманитарных последствиях применения ядерного оружия, состоявшихся в 2013 и 2014 годах, стало принятие на себя правительствами 127 стран дипломатического обязательства сотрудничать «в рамках усилий, нацеленных на то, чтобы признать незаконным, запретить и ликвидировать ядерное оружие («Гуманитарное обязательство»).
По итогам проведения этих межправительственных конференций Организация Объединенных Наций созвала в 2016 году Рабочую группу открытого состава для продвижения вперед процесса многосторонних переговоров по ядерному разоружению. Позднее, основываясь на рекомендации этой группы, Генеральная Ассамблея 23 декабря 2016 года приняла резолюцию 71/258 «Продвижение вперед процесса многосторонних переговоров по ядерному разоружению», в которой она постановила созвать конференцию Организации Объединенных Наций для согласования юридически обязывающего документа о запрете ядерного оружия. 7 июля 2017 года был принят Договор о запрещении ядерного оружия, первый за 20 лет согласованный путем переговоров многосторонний и юридически обязывающий документ в области ядерного разоружения. Высокий представитель по вопросам разоружения Изуми Накамицу охарактеризовал принятие этого договора как «четкое послание подавляющего большинства государств относительно катастрофических гуманитарных последствий, которыми чревато любое применение ядерного оружия» (Более подробно данному Договору посвящена публикация автора в № 1 Вестника Российской правовой академии за 2018 год).
Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), основополагающее соглашение, направленное на сдерживание распространения ядерного оружия в мире и обеспечение ядерного разоружения, вступил в силу в 1970 году. К ДНЯО присоединилось 191 государство, включая все пять государств, признанных согласно Договору, государствами, обладающими ядерным оружием: Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция. Три страны, имеющие или предположительно имеющие ядерное оружие, — Израиль, Индия и Пакистан — в настоящее время не являются участниками ДНЯО. Корейская Народно-Демократическая Республика в 2003 году объявила о своем выходе из Договора.
ДНЯО часто называют «грандиозной сделкой», заключенной между государствами, обладающими ядерным оружием, и государствами, не обладающими им. В обмен на обязательство государств, не обладающих ядерным оружием, не приобретать ядерное оружие, государства, обладающие ядерным оружием, согласились прекратить гонку ядерных вооружений и осуществить ликвидацию своих ядерных арсеналов. Все государства-участники согласились признать право участников использовать ядерную энергию в мирных целях в соответствии с основными обязательствами в отношении нераспространения, предусмотренными Договором.
Нераспространение и гарантии в соответствии с договором государства, не обладающие ядерным оружием, согласились не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами, равно как и не добиваться и не принимать какой-либо помощи в производстве ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств. В целях проверки выполнения их обязательств по Договору государства, не обладающие ядерным оружием, согласились принять гарантии, осуществляемые Международным агентством по ядерной энергии (МАГАТЭ), в отношении всего исходного и специального расщепляющегося материала, находящегося в пределах их территории или под их контролем. МАГАТЭ несет ответственность за удостоверение того, что государства — участники Договора, не обладающие ядерным оружием, не переключили ядерные материалы с мирного использования на цели производства ядерного оружия. В целом осуществление ДНЯО с момента его вступления в силу в 1970 году в плане сдерживания распространения ядерного оружия в мире было успешным, хотя и не идеальным. По-прежнему остаются за рамками ДНЯО ряд государств, которые, как предполагается, приобрели ядерное оружие после вступления Договора в силу. В целях укрепления и расширения гарантий МАГАТЭ против переключения ядерного материала государствами, не обладающими ядерным оружием, в 1997 году был принят Дополнительный протокол, носящий добровольный характер.
Договор содержит лишь одно положение, имеющее юридически обязательный характер и требующее, что бы государства, обладающие ядерным оружием, осуществили ядерное разоружение. Статья VI Договора требует, чтобы все государства-участники в духе доброй воли вели переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений и ядерному разоружению, а также о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем. Прогресс в осуществлении этого обязательства носил инкрементальный характер. Страны, обладающие самыми большими ядерными арсеналами, — Российская Федерация и Соединенные Штаты — с 1970-х годов заключили ряд двусторонних соглашений о сокращении своих ядерных арсеналов и применении мер транспарентности в целях укрепления стабильности в кризисных ситуациях и облегчения контроля.
Несмотря на вступление ДНЯО в силу, размеры глобальных ядерных арсеналов продолжали увеличиваться вплоть до середины 1980-х годов, достигнув пикового показателя на уровне около 70 000 боеголовок. К настоящему моменту общее число боеголовок сократилось до примерно 15 395, причем около 4 120 из них находятся в состоянии боевой готовности. После окончания холодной войны усилия по дальнейшему сокращению вооружений продолжались, хотя в последние 10 лет не так активно, как прежде. В апреле 2010 года Российская
Федерация и Соединенные Штаты подписали Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (новый договор о СНВ), который стал продолжением Договора 1991 года о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, срок действия которого истек 5 декабря 2009 года. Он заменяет Договор 2002 года о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Соединенное Королевство и Франция также осуществляют односторонние сокращения своих ядерных сил и принимают некоторые меры по обеспечению транспарентности. Хотя количество ядерных вооружений уменьшилось, их способность многократно уничтожить жизнь на Земле осталась прежней. Примерно 1800 ядерных боезарядов находятся в состоянии повышенной боевой готовности и могут быть запущены в течение нескольких минут.
Бывший Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Пан Ги Мун, выступая на закрытии Конференции 2015 года по рассмотрению действия ДНЯО, выразил надежду на то, «что растущая осведомленность о разрушительных гуманитарных последствиях любого применения ядерного оружия будет и далее стимулировать к неотложным действиям для принятия эффективных мер, ведущих к запрещению и ликвидации ядерного оружия».
В Договоре признается неотъемлемое право всех сторон без дискриминации развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях. Стороны также обязуются способствовать возможно самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании ядерной энергии в мирных целях и имеют право участвовать в таком обмене; кроме того, их призывают учитывать при этом нужды развивающихся районов мира.
Хотя многие страны считают ядерную энергию важной составляющей их энергетического комплекса, инцидент на атомной станции в Фукусиме, произошедший в Японии в марте 2011 года, заставил ряд стран пересмотреть свою приверженность ядерной энергетике. В большинстве стран, однако, правительства полагают, что вопрос состоит не в том, чтобы отказаться от этого важного источника энергии, а в том, чтобы и далее совершенствовать стандарты ядерной безопасности.
ДНЯО по-прежнему сталкивается с многочисленными вызовами. Его участники в течение многих лет по-разному представляли свои основные задачи и пути, позволяющие найти оптимальное соотношение между обязательствами в отношении нераспространения и разоружения, предусмотренными в Договоре. Основной причиной напряженности являются давние расхождения по вопросу о том, что имеет преимущественное значение — нераспространение или разоружение.
Конференция 2015 года по рассмотрению действия ДНЯО столкнулась со значительными проблемами, включая наличие разногласий по поводу путей достижения прогресса в отношении двух ключевых вопросов: создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения, и установления юридически обязательного запрета на ядерное оружие. На этой конференции не удалось принять заключительного документа.
Несмотря на текущие вызовы, ДНЯО с охраняет жизнеспособность, а успехи в деле его осуществления нельзя недооценивать. Этот договор является почти универсальным. Лишь этот документ возлагает на государства, обладающие ядерным оружием, юридическую обязанность добиваться ликвидации их ядерных арсеналов. Благодаря ему удалось остановить распространение ядерного оружия. Нет сомнений в том, что возникнут новые вызовы, но Договор уже доказал свою прочность и, следует надеяться, сохранит ее в будущем.
В международных договорах идет речь о нераспространении, испытаниях, зонах, свободных от ядерного оружия, и запрещении ядерного оружия.
Более 120 государств подписали «Гуманитарное обязательство», в котором они пообещали «следовать императиву обеспечения безопасности для всех людей и содействовать защите гражданского населения от угроз, связанных с ядерным оружием». В этом документе было признано, что возможное применение ядерного оружия порождает «глубокие моральные и этические вопросы». Морально ли применять ядерное оружие, которое не может быть ограничено национальными рубежами и способно поставить под угрозу выживание человечества? Морально ли применять такое оружие, если «не существует ... потенциала реагирования на человеческие страдания и гуманитарный ущерб, которые могут быть причинены»?
Авторитетные международные комиссии, включая Канберрскую комиссию, Комиссию по оружию массового уничтожения и Международную комиссию по нераспространению ядерного оружия и разоружению, пришли к единому мнению о том, что до тех пор, пока одни обладают ядерным оружием, другие будут испытывать желание также иметь его. До тех пор, пока ядерное оружие существует, существует и вероятность того, что оно вновь будет применено — случайно или преднамеренно.
Подводя итог проведенному исследованию, следует отметить. что ядерное оружие по-прежнему существует. Обязательства в отношении ядерного разоружения до сих пор не выполнены. Режим нераспространения находится в хрупком состоянии. Чтобы справиться с этими вызовами потребуются усилия многих, в частности государств, гражданского общества и Организации Объединенных Наций, которые должны окончательно и бесповоротно «признать незаконным, запретить и ликвидировать ядерное оружие.
НУЦАЛХАНОВ Гамзат Нуцалханович
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права Северо-Кавказского института