В статье рассмотрен опыт зарубежного налогообложения, а именно Германии, касательно экологического аспекта: указаны основные направления и функции ведения эффективной экологической политики, обозначено значение проведения стимулирующих мероприятий.
Объектом исследования является система экологического налогообложения в Германии. В результате исследования были выделены следующие виды экологических налогов Германии: платежи за пользование природными ресурсами; энергетические налоги; транспортные сборы и платежи за загрязнение природной окружающей среды. Данная налоговая система позволяет Германии являться страной с развитой системой охраны окружающей природной среды.
Ключевые слова: экологические налоги, зарубежный опыт, фискальная нагрузка, “зеленая политика”, государственный бюджет, налоговые ставки.
КАРЕВ Дмитрий Александрович
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и философии Самарского государственного экономического университета
КОТЛОВ Сергей Владимирович
магистрант Самарского государственного экономического университета
KAREV Dmitriy Aleksandrovich
Ph.D. in Law, associate professor of Theory of law and philosophy sub-faculty of the Samara State University of Economics
KOTLOV Sergey Vladimirovich
magister student of the Samara State University of Economics
TAXATION IN THE ENVIRONMENTAL SPHERE UNDER GERMAN LAW
The article examines the experience of foreign taxation, namely German, regarding the environmental aspect: the main directions and functions of conducting an effective environmental policy are indicated, the importance of incentive measures is indicated. The object of the study is the system of environmental taxation in Germany. /As a result of the study, the following types of environmental taxes in Germany were identified: payments for the use of natural resources; energy taxes; transport fees and payments for pollution of the natural environment. This tax system allows Germany to be a country with a developed system of environmental protection.
Keywords: environmental taxes, foreign experience, fiscal burden, “green policy”, state budget, tax rates.
В современном мире одной из важнейших функций государства остается экологическая функция. Не исключением является и Германия, которая в свою очередь оказывает пристальное внимание к экологическим проблемам в различных сферах общественной жизни.
Конечно, экологический кризис возник не вчера. На проблемы, связанные с охраной окружающей среды, впервые обратили внимание в 70-х годах ХХ века. Изменения климата, сопровождающиеся таянием ледников, повреждением озонового слоя Земли, загрязнением мирового океана, вырубкой лесов, истощением водных ресурсов, перенаселением планеты это лишь малая часть, которая может привести к глобальной экологической катастрофе.
Данные проблемы смогли обратить на себя внимание со стороны политического сообщества. Необходимо было принятие мер в сфере экологического регулирования общественных отношений на мировом так и государственном уровнях. В обиход входит понятие "зеленая политика", включающая в себя набор экономических методов в управлении состоянием окружающей природной среды.
Объектом данной статьи были выбраны экологические налоги в Германии, так как несмотря на некоторые общие черты различных государств и Германии касательно, например, федеративного устройства, система экологических налогов в ФРГ значительно отличается. Рассмотрим некоторые аспекты. В целом можно сказать, что Германия одной из первых начала проводить так называемую "зеленую политику", приняв в 1971 году федеральную программу в сфере сохранения окружающей природной среды. За последние десятилетия Германия также ставила перед собой грандиозные задачи для сохранения благоприятной окружающей среды. Так к 2020 году на 40% было сокращено количество выбросов в атмосферу парниковых газов, на 30% увеличена доля альтернативных источников топлива, полностью исключена атомная энергия, правительство Германии смогло 2 раза увеличить энергоэффективность и т.д. Все это было бы невозможно без внедрения экологических нормативов и требований в сфере окружающей природной среды. Так, например, 1 января 2009 года владельцы домов должны обеспечивать отопление и охлаждение из возобновляемых источников энергии, так же было принято решение о предоставлении налоговых льгот предприятиям, устанавливающим систему управления энергией.
В последнее время многие юристы выделяют налоговую политику как один из важнейших регуляторов состояния окружающей среды. По их мнению, только достигнув высокого социально-экономического развития внутри государства, можно позволить решение экологических проблем путем выделения денежных средств.
В отличие, например, от России, в Германии в налоговом законодательстве содержатся налоги на шумовые воздействия, платежи за размещение отходов, сборы на выбросы веществ, приводящих к изменениям в экологии [4]. О преимуществах и эффективности налогов в сравнении с другими регуляторами, общественных отношений говорится уже давно. Налоги в сфере экологии в различных отраслях экономики, способны оказать влияние на уменьшение вредоносных выбросов в окружающую среду. Само определение "экологического налога", было разработано европейской комиссией и принято странами организации экономического сотрудничества и развития. К данному виду налога будут относиться все полученные денежные средства фискальным путем, связанные с природой. В свою очередь данные налоги играют большую роль и в формировании бюджета. Так, взимание экологических налогов ежегодно составляет 3,5% от общей суммы бюджета Германии [1].
Не маловажным фактом является выделение основных экологических налогов. По сравнению с остальными странами, экологическое законодательство Германии имеет ряд отличий, а именно: присутствует система экологических налогов, история принятия которых отнесена к середине 20 века. Другой отличительной чертой экологических налогов Германии является их функциональная составляющая, заключающая в формирование бюджета страны с дальнейшем субсидированием. И в последних, налоговое законодательство Германии, компенсирует повышение одних налогов, за счет понижения других. Что помогает безболезненно отнестись к повышениям налоговых ставок[1].
В результате экологические налоги Германии можно классифицировать по функциональному признаку:
- Финансирующие экологические платежи. Выплаты этой группы включают платежи, которые являются доходной статьёй государственного бюджета (Платеж за отработанное машинное масло).
- Выравнивающие экологические платежи. Налог взимается после произведенного вмешательства в окружающую среду, и заменяют компенсационные мероприятия. (Выравнивающие платежи земли Гессен, которые взимаются при изменении ландшафтов).
- Управляющие экологические платежи. В основном они имеют целевой характер и их основной задачей является уменьшение загрязняющих окружающую среду процессов.
Также налоговое законодательство Германии предусматривает основные экологические налоги:
- платежи за пользование природными ресурсами - за добычу полезных ископаемых и за пользование водными ресурсами;
- энергетические налоги взимаются с субъектов правоотношений за пользование энергоносителями в промышленных и транспортных целях, такими как моторные минеральные масла, бензин, уголь, различные дистилляты и тд;
- транспортным налогом облагаются производители транспортных средств;
- платежи за загрязнение природной окружающей среды взимаются с организаций осуществляющие выбросы вредных веществ в атмосферный воздух и загрязнение вод (углекислый газ, окись азота, пестициды, различные удобрения); за утилизацию отходов от промышленных производств; за шум [4].
В процессе сохранения благоприятной окружающей среды необходимо обратить внимание и на определение налоговых ставок и сборов. Важнейшем элементом здесь является цель, которую ставит перед собой законодатель: увеличение поступлений в федеральный бюджет или же прекращение оказания неблагоприятных воздействий на состояние окружающей среды.
Как показывают проведенные сравнительные анализы стран с высокими и низкими налогами на потребление энергоносителями, в первом случае их использование сократилось на 25 %. В результате чего, можно сказать, что высокие налоги приводят к снижению использования различных видов энергоносителей.
Например, в Германии 1999 году были приняты нормативно-правовые акты, основной целью которых было сохранение окружающей природной среды и сокращение негативных выбросов в атмосферный воздух, создающие парниковый эффект. А принятый закон о налоге на электрический ток позволил сократить природопользование и уменьшить зависимость Германии от импорта энергоносителей. Стоит также обратить внимание на экологический налог, касающийся взимания сборов на продукты переработки нефти, таких как минеральные масла, бензин, дизельное топливо, природный газ и т.д. [3]. Цель данного закона снижение использования топлива в различных отраслях промышленности и транспорта, что способствует к оптимизации использования энергоносителей.
В заключение, можно сказать, что Германия является страной с очень развитой системой налогообложения в сфере экологии. Выделенные нами экологические налоги имеют четкую структуру и системность, находящиеся в постоянной эволюции в зависимости от жизненных обстоятельств. Постоянное отслеживание экологической обстановки позволяет Германии проводить точечные реформы для улучшения состояния экологии и рационального использования природных ресурсов. С полной уверенностью можно утверждать, что Германия в сфере охраны окружающей природной среды находится на ведущем месте среди других государств и является для них примером.