В статье проанализированы проблемы привлечения к административной ответственности за совершение экологических правонарушений, выявлены пути и способы их решения.
Особое внимание уделено проблеме развития законодательства и отдельных статей КоАП, даны рекомендации и некоторые способы совершенствования законодательства в данной области.
Ключевые слова: экологические правонарушения, охрана окружающей природной среды, административная ответственность, природоохранное законодательство.
ПИРОВА Рена Низамиевна
кандидат исторических наук, доцент кафедры экономико-правовых и общеобразовательных дисциплин (филиал) Дагестанского государственного университета в г. Кизляр
PIROVA Rena Nizamievna
Ph.D. in historical sciences, associate professor of Economics, law and general education sub-faculty (branch) of the Dagestan State University in Kizlyar
DIRECTIONS FOR IMPROVING LEGISLATION ON ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR ENVIRONMENTAL OFFENSES
The article analyzes the problems of bringing to administrative responsibility for committing environmental offenses, identifies ways and means of solving them. Special attention is paid to the problem of the development of legislation and individual articles of the Administrative Code, recommendations and some ways to improve legislation in this area are given.
Keywords: environmental offenses, environmental protection, administrative responsibility, environmental legislation.
Административная ответственность - это важный инструмент, направленный на обеспечение экологического правопорядка, механизм реализации которого нуждается в совершенствовании. Количество составов правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, закреплённых КоАП РФ, систематически возрастает. Это результат того, что процесс расширения сферы общественных отношений экологического характера также происходит быстро, а общественные отношения, касающиеся данной сферы, требуют дополнительных способов защиты от посягательств, путём применения мер административной ответственности.
Задача по противодействию административным экологическим правонарушениям в системе обеспечения правопорядка должна быть приоритетной. Является интересным мнение В. И. Кашина, который отмечает то, что существует несколько причин ухудшения экологической обстановки в РФ, одной из главных причин он считает - низкий уровень экологической ответственности бизнеса. По его мнению, формирование экологического права в РФ не завершено, оно находится в фазе своего активного развития. Перед тем как углубиться в проблемы, стоит отметить ряд позитивных перемен в сфере административно-экологической ответственности, произошедших с момента принятия КоАП РФ:
- Произошло увеличение перечня составов, за счет включения новых, ранее неизвестных, также и за счёт перенесения определенных составов из единых и специализированных экологических законов. Так глава 8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» за последнее время была расширена новыми составами: ст. 8.12.1, 8.43, 8.44 и 8.45;
- Произошло расширение списка охраняемых объектов;
- Усложнились предписания, характеризующие концепцию субъектов использования административных взысканий;
- Изменен порядок и круг лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в соответствии с ч. 1 ст. 28.3, протоколы об административных правонарушениях оформляются должностными лицами органов, уполномоченных анализировать дела об административных правонарушениях в пределах компетенции соответствующего органа, но кроме того должностными лицами органов внутренних дел по статьям, предустановленным п. 1ч. 2 ст. 28.3.
- Введена ответственность юридических лиц, что, конечно, является положительным моментом.
Но также при всех очевидных позитивных факторах существует также и множество проблем, недочётов, затрагивающих административную ответственность за нарушения условий природоохранного характера. Попытаемся выделить наиболее важные из них и дать подробную и полную их характеристику.
Так, стоит отметить то, что привлечение к административной ответственности за экологические правонарушения не оказывает достаточного влияния на укрепление экологического правопорядка. Стоит говорить о несостоятельной работе и изъянах деятельности правоохранительных органов. Необходимо установить, что большинство экологических правонарушений носит «скрытый» характер, халатность и недобросовестность должностных лиц в этом случае является первоначалом данной проблемы. Отсюда проблемы и в сфере обнаружения и учета правонарушений: по статистике, ему подвергается лишь каждое двадцатое экологическое правонарушение [8].
Недостаточная жесткость санкций, указанных в статьях главы 8 КоАП РФ, также является проблемой. На данный момент перечень административных наказаний включает в себя: административный штраф, предупреждение, конфискацию орудия совершения или предмета правонарушения и административное приостановление деятельности. Проблемой является и то, что законодатель не устанавливает за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования административное наказание в виде прекращения и приостановления действия специального разрешения на осуществление различных видов деятельности, связанных с охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов [1]
Также хочется обратить внимание на такую санкцию, как лишение специального права на осуществление деятельности, связанных с охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов для реализации различных социальных целей, которое применяется лишь в ст. 8.37 КоАП РФ в виде лишения права заниматься охотой. Считаем, что применение её только в одной статье КоАП РФ является не очень эффективным, так как было бы правильным использовать данную санкцию и к некоторым другим видам деятельности, при реализации которых наносится вред окружающей среде, которые наказываются лишь административным штрафом, либо приостановлением деятельности. При таких наказаниях остается возможность реализации деятельности, наносящей вред окружающей среде [4].
Также среди явных проблем отмечается хаотичность решений законодателя в отдельных случаях по вопросу о типах составов административных правонарушений. В основном, составы главы 8 КоАП РФ правильные, однако видовой подход к ответственности выполнен не полностью. Во многих статьях, с точки зрения юридической техники, остается непонятным проблема о виде составов: не всегда очевидно - считаются они формальными, либо материальными. Например, в ст. 8.7 «Порча земель», ст. 8.10 «Нарушение требований по рациональному использованию недр», ч. 3 ст. 8.13 «Нарушение правил охраны водных объектов» и др., признаки составов административных правонарушении сформулированы двусмысленно.
Также присутствует недостаточная исследованность положений ответственности за несоблюдение законодательства об экологической экспертизе, о жестоком обращении с животными, о вводе в оборот продуктов и продукции, способных оказать негативное влияние на положение, качество и безопасность окружающей сферы, жизнедеятельность и состояние здоровья людей, и т.п. Стоит обратить внимание на то, что зачастую наказания являются неоднородными и несоразмерными вреду, который был причинён экологическим правонарушением. Так в главах 7 и 8 КоАП РФ предусмотрены административные штрафы за водопользование без соответствующего права. При этом наблюдается низкий размер штрафов за данные правонарушения, выходит так, что предприятиям и организациям, ведущим хозяйственную деятельность, выгоднее оплатить относительно небольшой штраф, чем покрыть затраты на оформление документов и организацию легального водопользования.
Мы считаем, что стоит пересмотреть размеры санкций за некоторые правонарушения, внеся изменения в соответствующие статьи КоАП РФ. Дифференцированный размер административных штрафов с учетом времени неисполненной обязанности в сфере природопользования и экологии, был бы тоже важен для данной сферы. Например, за само совершение правонарушения можно было бы применить административный штраф, если данное нарушение не устраняется в течение определённого количества времени, то штраф должен возрастать, в соответствующей пропорции времени неисполнения обязанности к размеру налагаемого штрафа.
Руденко А. В., считает, что законодатель при осуществлении нормотворческой деятельности, устанавливая размер административного наказания за каждое конкретное правонарушение, должен оценивать его с точки зрения соотносимости его со степенью общественной опасности, наделять его сдерживающим эффектом, который будет достаточен для соблюдения находящихся под защитой законодательства запретов. Размеры штрафов стоит соотносить с реальными размерами ущерба, который наносится в результате правонарушения [7].
Одной из проблем в сфере охраны экологии и природопользования является сложность административного законодательства и противоречивость реализации правовых норм. Первой из практических проблем деятельности государственного Управления Росприроднадзора являются ограничения, установленные федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии с регламентом деятельности по осуществлению экологического надзора, инспектора Ро- сприроднадзора не имеют права отбирать образцы и пробы элементов окружающей среды для проведения экологической экспертизы без составления протоколов о соответствующей деятельности. Также данные действия не могут происходить без присутствия понятых. Доступ на производственные или особо режимные объекты третьим лицам (т.е. понятым) предоставляется не всегда. Поэтому достаточно часто протокол вообще не составляется или составляется без соблюдения процессуальных норм, что влечет прекращение дел об административных правонарушениях.
Это свидетельствует об отсутствии рабочих механизмов в сфере охраны окружающей среды. Тем самым образуется абсолютно неработающая система защиты. Другим упущением законодательства является отсутствие перечня сведений, которые признаются экологической информацией. За непредоставление, сокрытие или искажение которой предусмотрена административная ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ. Выходит, так, что контрольно-надзорные органы сильно ограничены в применении этой статьи. Предложение по этому поводу выглядит достаточно простым, необходимо внесение изменений в ст. 8.5 КоАП с содержанием критериев экологической информации, открытого перечня такой информации, которые позволят применять статью на практике, а не избегать её в связи с неясностью определения.
Также важным является проблема разграничения экологических правонарушений, за которые должна следовать уголовная ответственность, либо административная. И. В. Попов считает, что отграничение преступлений и правонарушений в сфере экологии должно проводиться по степени общественной опасности, то есть интенсивности воздействия на общественные отношения, которая проявляется во вредности негативных последствий, повлекших собой правонарушением [6].
Вред, который был нанесён окружающей среде и человеку в ходе совершения административных правонарушений, накапливается. Компоненты природной среды не успевают восстанавливаться, это всё систематически ухудшает состояние окружающей среды, смертность [3].
В этом случае необходимо обратиться к философско-диалектическому закону перехода количества в качество. Некоторое количество административных правонарушений, которые на первый взгляд кажутся незначительными по своему негативному воздействию на природу, может в результате нанести урон, сопоставимый с экологической катастрофой, являющейся следствием тяжкого экологического преступления [5]. В настоящее время в правоприменительной практике основой выбора правовой нормы УК РФ или КоАП РФ выступает размер нанесенного ущерба [2].
Важной проблемой являются существенные сложности в решении вопросов процессуального характера. Так, в установленные законодательством процессуальные сроки не всегда в полном объеме можно выявить все обстоятельства правонарушения, а значит, и установить виновное лицо. В то же время, административный орган обязан представить суду большое количество документов в подтверждение законности привлечения к административной ответственности. Для решения данной проблемы мы считаем нужным, увеличить процессуальные сроки представления документов по административным правонарушениям в области охраны окружающей среды.
Подводя итог исследования, можно отметить, что административная ответственность в области обеспечения экологического правопорядка нашей страны является важнейшим институтом. Поэтому является необходимым ускоренное совершенствование в области применения данного вида юридической ответственности. Это возможно путём:
- координации взаимодействия контролирующих органов;
- расширения компетенции регулирующих органов;
- устранения законодательных пробелов, систематизация и пополнение нормативно-правовой базы;
- ужесточения ответственности за совершённые правонарушение в соответствие с его последствиями.