Как известно, федеративное устройство Соединённых Штатов Америки представляет собой уникальную, порой - единственную в своём роде, систему.
Основу судебной системы США составляют фундаментальные принципы государственного устройства - принцип разделения властей с механизмом сдержек и противовесов и принцип федерализма [6, с. 44-45].
Принцип разделения властей привел к историческому признанию за судебной властью такого права, как конституционный надзор. Принцип федерализма позволяет штатам иметь свою законодательную, исполнительную и судебную ветвь власти [9, с. 82].
Конституционный надзор (контроль) включает в себя следующие полномочия Верховного суда: властное толкование Конституции, проверка конституционности законов конгресса и легислатур штатов, нормативных правовых актов исполнительной власти, а также установление норм права в форме судебных прецедентов. Своей деятельностью, толкуя и дополняя по своему усмотрению Конституцию 1787 года, Верховный суд создает новые правовые установки [7].
В случае если Верховный суд признает закон неконституционным, он теряет юридическую силу, тем самым он создает общеобязательный судебный прецедент. За всю свою историю Верховный суд признал неконституционными более 122 положений федеральных законов.
Судебный конституционный контроль в США служит способом реализации системы «сдержек и противовесов» в государственном механизме страны.
Практически всем правовым системам мира известна норма о прекращении полномочий судей. Аналогичное положение применяется также и в международных судебных органах [3, с. 91], [4, с. 112-115]. Более того, ряд специалистов полагают, что право на отвод или прекращение полномочий судей может рассматриваться как составная часть принципа справедливого судебного процесса [2, с. 116-125]. Можно рассматривать данный принцип и в более широком контексте [5, с. 25-34].
Все федеральные судьи назначаются президентом (с утверждением Сената) пожизненно и могут быть смещены со своих постов только Конгрессом в порядке импичмента за совершение преступлений или аморальных поступков [8, с. 202, 235].
Согласно статье III Конституции, судебная власть США принадлежит одному Верховному суду и такому количеству нижестоящих судов, которое Конгресс может при необходимости установить и учредить. Судьи как верховного, так и нижестоящего суда занимают свои должности, пока ведут себя безупречно, и в установленные сроки получают за свою службу компенсацию, которая не может быть уменьшена во время их пребывания в должности[1]. Указанные конституционные положения призваны обеспечить независимость судей. Формулировка «пока ведут себя безупречно» практически обеспечивает судьям пожизненное пребывание на должности. Сместить Верховного судью или других Федеральных судей можно только с помощью импичмента.
Всего за весь период существования Конституции США в отношении шестидесяти шести федеральных судей проведены расследования на предмет импичмента, пятнадцать из которых привлечены к ответственности; из них восемь были осуждены и смещены Сенатом[2].
На федеральных судей распространяется то же положение об импичменте Конституции США, что и на президентов. Статья II, раздел 4 Конституции предусматривает смещение «президента, вице-президента и всех гражданских служащих Соединенных Штатов... в связи с импичментом и осуждением за государственную измену, взяточничество или другие тяжкие преступления и проступки». Хотя термин «гражданские служащие» не определяется Конституцией, под ним и понимаются члены судебной системы. Как и в случае с президентами, применяется тот же двухэтапный конституционный процесс импичмента. В соответствии со статьей I Конституции большинство Палаты представителей должно сначала одобрить процедуру импичмента, а затем квалифицированное большинство в 2/3 Сената должно признать судью виновным с лишением должности. Есть одно ключевое отличие: на суде в Сенате.
Конституция Соединенных Штатов недостаточно конкретизирует, какие правонарушения служат основанием для импичмента федеральных судей. Судьи могут быть отстранены от должности после импичмента и осуждения за «государственную измену, взяточничество или другие тяжкие преступления и проступки». Но это положение противоречит статье III, разделу 1 Конституции, которая гарантирует, что судьи «должны занимать свои должности при безупречном поведении». Разработчики позаимствовали термин «безупречное поведение» из Закона о британских поселениях 1701 года, в котором предписывалась защиту английским судьям. Ни у одного должностного лица исполнительной власти нет такого бессрочного срока пребывания в должности. Как правило, право импичмента исторически использовалось Конгрессом против судей в случаях серьезных этических или уголовных проступков.
Из пятнадцати федеральных судебных импичментов в американской истории наиболее распространенными обвинениями были ложные заявления, демонстрация какого-либо покровительства по отношению к одной из сторон судебного процесса или специальным назначенным лицам, нахождение в состоянии опьянения на рабочем месте и злоупотребление (превышение) своей властью. Из восьми судей, осужденных Сенатом и отстраненных от должности, семь были окружными судьями. Другим был Роберт Арчбальд, который работал в Апелляционном суде Соединенных Штатов по третьему округу и в ныне несуществующем Торговом суде Соединенных Штатов до своего отстранения в 1913 году.
Только один судья Верховного суда подвергался импичменту. Сэмюэл Чейз, судья-федералист, назначенный президентом Джорджем Вашингтоном, в 1804 году подвергся импичменту Палатой демократов-республиканцев за «произвольные, репрессивные и несправедливые» решения суда. В 1805 году Сенат оправдал Чейза, отказавшись отстранить Чейза от должности, создав прецедент, подтверждающий независимость судебной системы. Как отметил бывший судья Уильям Ренквист в своей книге 1992 года об этом деле, «гарантировал независимость федеральных судей от надзора Конгресса за решениями, которые они принимали по рассматриваемым им делам» [10, с. 112]. Эта норма способствует тщательно сбалансированной трехветвевой системе власти США, которая требует, чтобы судьи оставались изолированными от политического давления при рассмотрении дел. Эта гарантия является одним из важных факторов, способствующих сохранению независимости судебной системы: судьи выносят решения по делам, исходя из своего понимания закона, внутреннего убеждения, и не должны беспокоиться о том, что их могут отстранить от должности, если влиятельные политические деятели не согласятся с их решениями.
Осуждение Сенатом по любой статье об импичменте является достаточным основанием для вынесения обвинительного приговора в ходе судебного разбирательства по делу об импичменте. В случае вынесения обвинительного приговора Сенат должен определить наказание. Конституция ограничивает наказание либо отстранением от должности, либо отстранением и запретом на назначение любых будущих должностей, связанных с «честью, доверием или государственным обеспечением в Соединенных Штатах». В соответствии с прецедентом Сената с 1936 года отстранение от должности автоматически следует из осуждения по статье об импичменте. Однако необходимо отдельное голосование. Для вынесения обвинительного приговора требуется 2/3 голосов в Сенате. Затем человек может предстать или не предстать перед судом по уголовным делам перед коллегией присяжных. Часто эти две процедуры происходят вместе. В уголовном процессе ему может быть назначен судебный штраф и/или лишение свободы[3].
В зарубежной литературе, множество споров вызвала статья профессоров Сайкришны Пракаш и Стивена Д. Смита «Как сместить федерального судью», в которой было предложено руководство о том, каким образом можно сместить федерального судью, не прибегая к процедуре импичмента. В ней утверждается, что положение Конституции, гласящее, что федеральные судьи и судьи «должны занимать свои должности при безупречном поведении», неверно трактуется массами.
Они утверждают, что плохое поведение широко понималось английскими судами и первыми американцами. Он может включать «осуждение за такое правонарушение, которое лишает осужденного права занимать государственную должность», но также может включать и гораздо более мелкие правонарушения. Два профессора цитируют выдающегося юриста 17-го века сэра Эдварда Коука за утверждение, что неправомерное поведение может также включать «злоупотребление служебным положением, неиспользование служебного положения и отказ занимать должность».
По этой причине Пракаш и Смит утверждают, что было бы ошибкой толковать Конституцию как препятствующую отстранению судьи от должности, кроме как в порядке импичмента. Они отмечают, что Конституция допускает отстранение от должности только гражданских служащих за «государственную измену, взяточничество или другие тяжкие преступления и проступки». Но термин «безупречное поведение» понимался, как позволяющий отстранить чиновника за гораздо более мелкие правонарушения. Таким образом, использование этого термина в Конституции предполагает, что федеральные судьи могут быть смещены с должности в рамках процесса, отличного от импичмента.
При назначении в 2018 году Бретта Кавано (Brett Kavanaugh) на пост судьи ВС США против него были выдвинуты обвинения в сексуальных домогательствах, а также было подано множество жалоб (83) в дисциплинарный орган. Однако Конгресс утвердил его кандидатуру (50 голосов против 48), а дисциплинарный орган в итоге отказался рассматривать жалобы по существу.
Предположим, что прокуратура доказала бы, что судья лжесвидетельствовал на слушании по его делу и его приговорили к некоторому сроку тюремного заключения. Если он мог быть отстранен от должности только через процедуру импичмента, это бы означало, что он по-прежнему был бы членом Верховного суда, даже когда отбывает наказание.
Как основные функции Верховного суда, такие как конференции, на которых все девять судей собираются в одной комнате, чтобы решить, какие дела рассматривать, будут продолжать действовать, когда один из этих судей находится за решеткой? Потерпят ли это федеральные суды, что такой человек взвешивает судьбу других подсудимых по уголовным делам?
Таким образом, приведённый в статье анализ позволяет сделать вывод о том, что Конгресс может принять меры, чтобы помочь палатам объявить импичмент и осудить. Но Конгресс может пойти дальше и принять закон, который отстраняет судей от должности в случае доказательства судебного проступка. Любые такие процедуры должны предоставлять обвиняемому судье право на надлежащую правовую процедуру, связанную с осуждением за серьезное правонарушение. Но процедура, отвечающая этим строгим требованиям, может завершиться увольнением — без необходимости в полностью независимой процедуре импичмента.
НУРЕЕВА Ляйсан Рустамовна
аспирант кафедры конституционного и международного права Университета управления «ТИСБИ», г. Казань