Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Некоторые вопросы дискриминации по религиозному признаку в современном мире

Сегодня в мире, с сожалением, можно констатировать нетолерантное отношение к различным религиям.

Дис­криминации подвергаются представители традиционных конфессий, включая христиан и мусульман. Такая дискри­минация противоречит международному праву. Соответ­ствующие международно-правовые положения о правах че­ловека зафиксированы в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Хельсинкском Заключительном акте 1975 г., в котором государства-участники приняли на себя обязатель­ства «уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии», Международном пакте о гражданских и политических правах, Международ­ной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискрими­нации и других международных документах.

Такие вопросы в последнее время активно обсуждают­ся и в ОБСЕ. Так, в 2017 г. на 26-ой ежегодной сессии Пар­ламентской ассамблеи ОБСЕ (Минск, 5-9.07.2017 г.) была принята резолюция «О недопустимости дискриминации и нетерпимости в отношении христиан, мусульман и последо­вателей других религий». В п. 4 этой резолюции выражается тревога в отношении растущего числа проявлений нетерпи­мости, дискриминации, насилия и террористических актов на почве религиозной принадлежности или убеждений в от­ношении христиан, мусульман и последователей других ре­лигий. В резолюции также отмечается значение обязательств государств - участников ОБСЕ о проведении политики ува­жения и защиты мест отправления религиозных обрядов и учений, религиозных памятников, мест захоронений и свя­тынь (п. 5). Ведь каждый человек согласно международному праву имеет право на свободу религии, свободу отправления религиозных обрядов и исповедования своей религии как единолично, так и сообща с другими по велению своей со­вести. В п.7 резолюции содержится призыв к политическим, религиозным и общественным лидерам активизировать уси­лия по предупреждению и противодействию проявлениям нетерпимости и дискриминации на почве религиозной при­надлежности или убеждений в отношении христиан, мусуль­ман и последователей других религий. Далее в резолюции осуждается все проявления нетерпимости, дискриминации, включая насилие и террористические акты в отношении хри­стиан, мусульман и последователей других религий (п.9), а также содержится призыв к консолидации позиции между­народного сообщества о недопустимости проявлений нетер­пимости, дискриминации, насилия и притеснений в отноше­нии христиан, мусульман и последователей других религий.

В рамках настоящей статьи мы хотели бы уделить вни­мание борьбе с дискриминацией христиан. Христианская Церковь начала подвергаться гонениям с первых лет своего существования. В первые века христиан преследовали по­тому, что христианство оказалось в противоречии с основ­ными законами Рима, касающимися религиозной жизни его граждан. Правовой порядок империи предъявлял к ис­поведникам такие требования, которые последние не мог­ли выполнить, оставаясь христианами. Сегодня христиане сталкиваются с многочисленными проблемами в различ­ных частях мира. Особо катастрофическим остается их по­ложение на Ближнем Востоке, хотя этот регион - колыбель христианства. Как верно указывает Министр иностранных дел России С.В. Лавров: «В результате безответственной по­литики ряда западных стран по смене режимов в регионе обширные ближневосточные территории превратились в зону хаоса и нестабильности, стали рассадником террориз­ма и экстремизма, источником нелегальной миграции. Верующие и священнослужители подвергаются нападениям, преследованиям и убийствам со стороны террористических группировок, становятся жертвами дискриминационных за­конов и правоприменительной практики, вынуждены поки­дать места своего постоянного проживания. Нередки случаи безнаказанного осквернения и разрушения христианских святынь. Массовый исход христиан нарушает сложившийся в регионе на протяжении столетий этноконфессиональный баланс». В деле содействия возвращению христианского на­селения в этот регион важную роль может сыграть рабочая группа, созданная Русской православной церковью и Рим­ской католической церковью. Напомним, что в 2016 г. было принято Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла, в п.15 которого говорит­ся: «В то же время, нашу озабоченность вызывает ситуация, складывающаяся в столь многих странах, где христиане все чаще сталкиваются с ограничением религиозной свободы и права свидетельствовать о своих убеждениях, жить в соответ­ствии с ними. В частности, мы видим, что превращение не­которых стран в секуляризованные общества, чуждые всякой памяти о Боге и Его правде, влечет за собой серьезную опас­ность для религиозной свободы. Мы обеспокоены нынешним ограничением прав христиан, не говоря уже об их дискрими­нации, когда некоторые политические силы, руководствуясь идеологией секуляризма, столь часто становящегося агрес­сивным, стремятся вытеснить их на обочину общественной жизни». Отметим, что подготовлен обширнейший доклад с ужасающими статистическими данными «Преследования и дискриминация христиан в современном мире: причины, масштабы, прогнозы на будущее». Так согласно этому до­кладу «каждые пять минут в мире за веру умирает христиа­нин, каждый год 105 тыс. христиан умирают насильственной смертью в результате межрелигиозных конфликтов».

В конце декабря 2017 г. в Вене «на полях» Совета мини­стров иностранных дел ОБСЕ по инициативе России и Вен­грии состоялось мероприятие, посвященное безопасности христиан, в том числе на Ближнем Востоке. На встрече при­сутствовали представители государств-членов ОБСЕ, право­славной и католической церквей, а также религиозные и общественные деятели, дипломаты и журналисты. В ходе встречи было отмечено, что дискриминация христиан в на­чале XXI века происходит в том числе в следующих формах:

  • положение христиан на Ближнем Востоке и Севере Африки, где верующие и священнослужители подвергаются нападениям со стороны террористических группировок, вы­нуждены покидать места многовекового проживания своих общин; зафиксированы случаи безнаказанного осквернения и разрушения христианских святынь;
  • в Европе происходит выдавливание традиций и сим­волов христианства из общественного пространства ведет к размыванию общеевропейской культурной идентичности;
  • Интересно отметить, что баварцы являются католиками и весь­ма активно защищают свои религиозные ценности. В 1995 г., на­пример, Конституционный суд Германии принял решение о том, что присутствие крестов на стенах в школах противоречит закре­пленному в Конституции Германии идеологическому нейтра­литету. Данное решение вызвало в Баварии бурю возмущений и на демонстрацию в Мюнхене вышли десятки тысяч людей, во
  • притеснения православных на Украине, осквернения и захваты храмов экстремистами, насилие в отношении свя­щеннослужителей и верующих дополняются попытками официальных властей ввести ограничения на деятельность канонической Украинской православной церкви.

В целом, можно констатировать, что международная встреча в Вене продемонстрировала растущее понимание международ­ным сообществом необходимости обеспечения безопасности хри­стиан и сохранения традиционных ценностей человечества.

Стоит отметить, что тематика борьбы с дискриминаци­ей христиан проходит не просто в рамках ОБСЕ. Например, все государства ОБСЕ выражают готовность в борьбе анти­семитизмом и в 2014 г. на Министерской встрече в Базеле была принята Декларация о борьбе с антисемитизмом. В последнем абзаце этой Декларации содержался призыв к разработке деклараций о наращивании усилий по борьбе с нетерпимостью и дискриминацией в отношении мусульман, христиан и последователей других религий. К сожалению, ни в Белграде в 2015 г., ни в Гамбурге в 2016 г., ни в Вене в 2017 г. не удалось прийти к консенсусу по таким деклараци­ям из-за политизированной позиции некоторых государств, которые усматривают в подобных документах «неполиткор­ректность». Отметим, что в 2017 г. было принято «Заявления министров иностранных дел государств - участников Содру­жества Независимых Государств о недопустимости дискри­минации и нетерпимости в отношении христиан, мусульман и представителей других конфессий», которое затем было распространено в Организации Объединенных Наций, Орга­низации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе и Со­вете Европы.

Есть факты, свидетельствующие о массовой дискрими­нации христиан в Африке. Африканский континент объеди­няет сегодня 54 государства, в которых проживает более 1,3 миллиарда человек. Согласно имеющейся статистике,46% населения Африки составляют христиане, т.е. около 600 мил­лионов человек.

Христианская священная история и священное преда­ние неотделимы от древней и раннесредневековой истории стран Северной и Северо-Восточной Африки. В Ветхом Заве­те и Новом Завете мы неоднократно встречаем упоминания об Африке. Особого внимания заслуживает коптская цер­ковь в Египте. В Восточной пустыне и Верхнем Египте были построены знаменитые монастыри, были созданы шедевры оригинальной коптской архитектуры, иконописи, литерату­ры. В Александрии и Киренаике были созданы христианские литературные произведения на греческом языке.

И вот сегодня различные средства массовой информации приводят нам ужасающие примеры случаев убийства христи­ан, насилия в отношении женщин-христианок, насильствен­ного обращения христиан в ислам, обвинения в оскорблении ислама, карающиеся зачастую смертной казнью, разрушения церквей, гонения христиан с исторических земель.

Эскалация насилия в отношении христиан приобретает в последнее время системный характер. Массовый исход хри­стиан из этого региона может нарушить веками складывав­шийся религиозный баланс.

Одним из препятствий для того, чтобы эта проблема долж­ным образом рассматривалась на международном уровне, яв­ляется отсутствие легитимного механизма сбора информации. Можно полагаться на данные различных неправительственных организаций (НПО). Например, НПО «Gatestone Institute» на­зывает происходящее в Нигерии «геноцидом христиан» - только июне 2018 г. было убито 238 человек.

В 2014 г. во Франции была опубликована «Черная книга по­ложения христиан по всему миру», в написание которой внесли свою лепту 70 французских и иностранных экспертов, истори­ков, журналистов, священников и правозащитников. По под­счетам авторов, в настоящий момент жертвами дискриминации становятся 150-200 миллионов христиан в 140 странах мира, а христианская религия стала самой гонимой в мире.

Для объективности отметим, что есть определенные по­ложительные моменты. Например, в 2016 г. Парламент Егип­та принял закон, облегчающий строительство новых христи­анских храмов в стране. Согласно положениям этого закона, губернаторы провинций Египта должны отвечать в течение четырех месяцев на запросы относительно строительства но­вых церквей, представленные им христианскими общинами. В случае отказа губернатор должен привести веские аргу­менты для обоснования своего решения, а получающая от­каз община получает право обратиться в административные суды. В новом законе, среди прочего, говорится, что «разме­ры церкви должны соответствовать числу граждан, принад­лежащих к христианской общине, и должны принимать во внимание прирост населения». Новый закон, несмотря на его несовершенство, является шагом вперед по сравнению с так называемыми «10 правилами», добавленными в 1934 г. к османскому законодательству Министерством внутренних дел Египта, которое запретило, среди прочего, строить но­вые церкви около школ, каналов, правительственных зданий, железных дорог и жилых районов. Во многих случаях строгое применение этих правил приводило к отказамна запросы и запрещением строительства церквей в городах и деревнях, населенных преимущественно христианами, особенно в сель­ских районах Верхнего Египта.

НПО «Открытые двери», зарегистрированная в Велико­британии, уже более 60 лет пытается помогать христианам по всему миру. Данная организация ведет базу данных о на­рушениях прав христиан и так называемый «черный список государств», где христиане подвергаются дискриминации более всего в мире. Так, из африканских государств в «десят­ку» входят четыре: Сомали, Судан, Эритрея и Ливия. В ряде африканских стран действуют исламские террористические группы, например «Боко харам» (в мае 2014 г.Советом Без­опасности ООН внесена в список террористических органи­заций).

Императорское православное Палестинское общество (ИППО), являющееся одной из старейших российских ор­ганизаций, которое недавно отпраздновало 135-летие со дня своего учреждения,также неоднократно обращало внимание на проблематику дискриминации христиан в мире. ИППО призывало национальные, региональные, международные общественные и гуманитарные организации поднять свой голос в защиту прав христиан Северной Африки, отмечая особую роль межрелигиозного диалога с представителями ислама и других традиционных религий. Более того, ИППО призывало мировое сообщество, влиятельные международ­ные структуры и институты выработать эффективный гло­бальный механизм противодействия дискриминации по ре­лигиозному признаку.

В рассматриваемом ракурсе чрезвычайную значимость приобретает принятие 12 февраля 2016 г. в Гаване (Куба) Со­вместного заявления по итогам встречи Святейшего Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В п. 8 Совместного заявления отмеча­ется следующее: «Наш взор устремлен, прежде всего, к тем регионам мира, где христиане подвергаются гонениям. Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки наши братья и сестры во Христе истребляются целыми семьями, деревнями и городами. Их храмы подвергаются варварскому разрушению и разграблению, святыни - осквернению, па­мятники - уничтожению».

Не стоит забывать, что функции НПО ограничены. Крайне важно придать звучание этой проблеме на междуна­родной арене в рамках межгосударственных или экспертных форумов, чтобы государства прислушались и обратили вни­мание на гнёт христиан. Для этого есть специальные между­народные правозащитные механизмы, к которым относятся: договорные органы по правам человека системы ООН, Универсальный периодический обзор (УПО), специальные про­цедуры при Совете ООН по правам человека.

Например, в 2015 г. было принято Совместное заявле­нии 65 государств «В поддержку прав человека христиан и других общин, в особенности на Ближнем Востоке», сделан­ное по инициативе России, Ватикана и Ливана на 28-й сес­сии Совета ООН по правам человека. Среди прочего в этом Совместном заявлении содержался призыв ко всем государ­ствам мира «подтвердить свою приверженность уважению прав каждого человека, в частности права на свободу верои­споведания, которое закреплено в основополагающих меж­дународных документах по правам человека».

Комитет ООН по правам человека, будучи договорным органом по правам человека, например, выражал по отно­шению к Судану «обеспокоенность по поводу того, что веро­отступничество по-прежнему относится к числу уголовных преступлений в государстве-участнике и что другие формы дискриминации немусульман закреплены на уровне законо­дательства или применяются на практике». Комитет ООН рекомендовал отменить преступление вероотступничества, которое противоречит ст. 18 Международного пакта о граж­данских и политических правах.

При прохождении УПО по отношению к Судану так­же были высказаны соответствующие замечания от Польши («принять законодательство, запрещающее распростране­ние идей, основанных на расовой и этнической ненависти, подстрекательство к расовой дискриминации и насилию, а также обеспечить полное уважение свободы религии или убеждений и права человека представителей этнических и религиозных меньшинств в соответствии с международными нормами в области прав человека») и от Испании («добиться прогресса в деле декриминализации вероотступничества и отмены других законов и практик, противоречащих свободе религии и убеждений»).

Более того, в отношении Судана Независимым экс­пертом ООН была получена информация об арестах и ограничениях свободы религии или убеждений членов хри­стианских общин. Независимый эксперт отметил, что ему поступили многочисленные жалобы в связи с приговором, вынесенным Мариам Ибрагим по обвинению в вероотступ­ничестве. Впоследствии она была освобождена из-под стра­жи по решению Апелляционного суда. Независимый экс­перт настоятельно призвал Судан в полной мере соблюдать право на свободу религии без какой бы то ни было дискриминации.

Представляется, что в целом за последние годы непра­вительственным организациям удалось не только собрать информацию о дискриминации в отношении христиан в Африке, но и вывести данную проблематику в формат меж­государственных обсуждений в рамках ООН. Думается, что данный шаг будет немало способствовать активизации дея­тельности на мировой арене с целью борьбы с дискримина­цией христиан.

В целом можно констатировать, что объективная про­блема дискриминации христиан по всему миру наконец получает свою огласку в рамках различных международных форумов и в ближайшее время международное сообщество примет конкретные шаги в борьбе с этим негативным яв­лением XXI веке, а Россия продолжит уделять этой важной теме особое внимание на различных международных пло­щадках, в том числе в ОБСЕ.

СОЛНЦЕВ Александр Михайлович
кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Юридического института Российского университета дружбы народов

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях