В настоящее время в мире практически не осталось terra nullius, ничьей земли - человеком освоена большая сухопутная часть планеты.
Территории распределены между государствами, впрочем, не всегда ко всеобщему удовлетворению и окончательно. Именно поэтому, невзирая на относительную стабильность, установившуюся вслед за последним масштабным «переделом» мира по итогам Второй мировой войны, для международно-правовой доктрины и практики еще не стали праздными вопросы о нормах, регулирующих изменения правового титула.
В отношении прав на территорию отсутствуют универсальные международные договоры или кодификации обычных норм. Это обусловлено историей: так сложилось, что территориальный суверенитет - это «преобладающий контроль» над территорией, «совокупность прав..., точные рамки которых будут зависеть от конкретных обстоятельств» (и в этом последнем смысле понятие суверенитета совпадает с понятием правового титула). Вопросы территории всегда конкретны и без особой необходимости, которая могла бы возникнуть в рамках спорной ситуации, требующей разрешения, ни о каком теоретизировании на счет применимых норм речи быть не может. Отсюда вытекает вторая особенность международного права о территории: раз оно могло сформироваться только на почве конкретных спорных ситуаций, практика судов, единоличных арбитров или арбитражей имеет для этой области особенное значение. Наконец, третья особенность, закономерно выходящая из второй, состоит в том, что, поскольку суд, арбитр или иной орган, назначенный для разрешения спора, имеет четкую функцию - разрешить спор, - его размышления и выводы будут ограничены необходимостью наиболее эффективно данную миссию выполнить, не отвлекаясь на вопросы хоть, возможно, и важные для развития права, но посторонние для рассматриваемого дела. Все эти особенности оказали влияние существующие принципы изменения титула на территорию.
Все основные зарубежные исследования по этой теме отталкиваются от пяти классических способов приобретения правового титула на территорию: занятие (occupation), приобретательская давность (prescription), цессия (cession), аккреция (приращение) (accretion) и подчинение (или завоевание) (subjugation, conquest). Они пришли в международно-правую доктрину из римских институтов imperium и dominium, отражавших идею территориального суверенитета, и римского имущественного права. Впрочем, отдав дань классике, правоведы затем отмечают, что ни одна реальная ситуация не подпадает и никогда не относилась судами и арбитражами к какой-либо одной из вышеозначенных категорий во исключение всех прочих и что эти «готовые» аналогии с частным правом, тем самым, условны и «в большинстве случаев ошибочны». В этом нет ничего удивительного: частно-правовые нормы, установленные сувереном, не могут полностью совпасть с ситуацией, возникшей на международно-правовом плане, где отсутствует единый законодатель помимо истории. Как уже было указано, в международном праве нет конвенций о правах на территорию или об их переходе; основной корпус норм в этой области представлен общими принципами и обычаями, которые были дистиллированы из исторических примеров судами и арбитражами. Кроме того, не следует забывать, что указанные категории были разработаны несколько веков назад, и современное международное право с его неприятием захвата территории с помощью силы и безусловным признанием права народов на самоопределение значительно изменило их содержание и пределы применения. В связи с этим, первостепенная роль остается за конкретными обстоятельствами, зачастую неоднозначными и отчасти свидетельствующими в пользу одной стороны, а отчасти - в пользу другой; поэтому титул признается относительным понятием, и всякий спор о принадлежности территории требует тщательного взвешивания всех фактов и доказательств, прежде чем рассматривающий его орган сможет признать титул одной из сторон более обоснованным по сравнению с притязаниями ее соперницы.
Признавая такое количество условностей, правоведы тем не менее не предлагают обратиться к полному отрицанию какой-либо определенности, но переходят к поиску общих оснований и закономерностей, которым следуют органы адъ- юдикации и государства в своей практике. Ключевым таким общим основанием является принцип эффективности.
Становление и содержание принципа эффективности.
Принцип эффективности (или эффективного контроля) занимает «почетное первое место» среди способов и доктрин о приобретении территории; некоторые правоведы высказывают даже предположение о том, что, возможно, нет никакой необходимости выделять самостоятельные способы, раз все они основаны на одном и том же руководящем принципе.
В отличие от указанных классических способов, эффективность не происходит из римского права, но справедливо, по нашему мнению, возводится правоведами к феодальным концепциям XV века. В эпоху феодализма земли приобретались путем установления подданнических отношений между населением и их господином, однако «государь, который оказывался не в состоянии ... охранять свою территорию от чужеземцев и предотвращать вторжения третьих держав. либо никогда в действительности не приобретал, либо утрачивал, свой. титул». Что касается права народов, то еще в XIV веке постглоссатор Бартоло де Сассоферрато в своих трактатах «Комментарий к Кодексу Юстиниана» (Commentarii in Codicem) и «Об островах» (De Insulis) пришел к заключению о том, что эффективное занятие территории само по себе порождало действительный титул на нее. Напомним, что это важно, поскольку то было время папских булл, которыми Святой престол «даровал» морским державам Испании и Португалии право на всякие открытые ими территории. Тщательно исследовавший данный период немецкий ученый фон дер Хейдте заключает, что папские пожалования лишь санкционировали уже установившийся суверенитет над новыми территориями, либо предоставляли «пустой» титул (inchoate title), право на занятие территории (jus ad occupationem), которое требовало фактического владения для того, чтобы превратиться в justum dominium; подменить собой или упразднить значение фактического осуществления суверенитета такие буллы не могли.
Впоследствии, с середины XVI века и вне всяких сомнений к XVII и XVin векам, благодаря усилиям желавших упрочить свою позицию в «гонке морских держав» Англии, Франции и Голландии, доктрина права первооткрытия XIV-XV веков и последовавшая за ней доктрина символической аннексии (symbolic annexation), требовавшая осуществления символических действий по присоединению вновь открытой территории, таких как воодружение флагов и опубликование торжественных заявлений, были оставлены в пользу фактического занятия земли: Иоанн Грифиандер (в «Трактате от островах» 1623 года) и отец международного права Гуго Гроций (в именитом труде «О свободном море» 1609 года) указывали, что совершенно необходимо фактически присвоить землю и что «найти» означает «захватить»[17]. Практику государств в связи с данным состоянием международного права первым обобщил Эмер де Ваттель; к XX же веку принцип эффективности полностью закрепился в самом основании международного права о территории.
Что же подразумевается под «эффективностью»? Термин «эффективность» применительно к территории относится к понятию «эффективного контроля» как к одному из наиболее веских доказательств существования и/или сохранения титула текущего суверена и означает совокупность действий, позволяющих подчинить территорию и население для данных целей[20]. В доктрине существует множество определений эффективности: А. Фердросс определил ее как «проявление лишь такой деятельности, которую в аналогичных обстоятельствах показало бы нормально организованное государство»; норвежский правовед Г. Смедаль - как «способность обеспечить соблюдение приобретенных прав». Еще одно общее определение от немецко-британского правоведа Г. Шварцен- бергера описывает эффективное владение как «установление надлежащей государственной структуры для целей защиты и управления занятой территорией и фактического проявления государственной юрисдикции».
Эффективность объединяет в себе пространственный и временной элементы, а также поведение третьих лиц (признание ситуации в качестве законной или незаконной, будь то международное или двустороннее). Первый состоит в том, что в зависимости от характеристик территории (обитаема она или нет, для каких проявлений эффективного контроля она пригодна, идет ли речь об обширных сухопутных пространствах или о скоплении островов) уровень эффективного контроля, необходимый для ее приобретения, будет различен. Этот элемент нашел свое логическое отражение в доктрине сопредельности (contiguity), согласно которой отсутствует необходимость эффективно занимать или осваивать всю территорию в случае необитаемых земель или групп очень маленьких островов. Временной аспект проявляется в том, что в ситуации возникновения титула критерий контроля более строг, чем в ситуации, когда титул уже возник и необходимо лишь сохранять его. Третий аспект - признание со стороны третьих государств, хотя и не является прямым доказательством в деле, но является «важным руководящим фактором» для толкования правовых последствий действий государств-участников спора.
Большинство разбирательств по территориальным спорам относится как раз к решению вопроса о том, какая из сторон, претендующих на территорию и в разное время осуществлявших в отношении нее суверенные функции, была более «эффективна» в своих притязаниях[29]. Разумеется, здесь суды и арбитры опираются не на первооснову, то есть эффективность, и, за редким исключением (когда это явно указано в документе об их юрисдикции), не на соображения справедливости - нет, предоставляемым судье или арбитру мандатом предписывается применять действующее право. Содержание такого права необходимо во многих случаях сперва выяснить, ведь стороны могут по-разному толковать одну и ту же норму, не считать ее нормой, или утверждать, что применимая норма отсутствует (т.е. речь может идти о ситуации non liquet). Во всех данных ситуациях первостепенная задача судебного органа - отыскать норму или основание, с которыми стороны согласны. Это очевидно следует из знаменитого дела S. S. Lotus: нельзя применить к государству норму, на которую оно не предоставило свое согласие. Наиболее распространенной формой закрепления такого согласия является международный договор: двусторонний или многосторонний. Однако, как мы отметили выше, универсальные договоры практически отсутствуют в области территориальной адъюдикации, а двусторонние решают конкретные вопросы и не создают норм общего применения. В связи с этим, практикой было выработано несколько искусственных форм согласия - речь о принципах молчаливого признания (в том числе как элемента приобретательской давности) и эстоппеля. Все они основаны на принципе эффективности, в данном случае также и эффективности правосудия. Как уже было сказано выше, как в практике, так и в доктрине в исследуемой области наибольшее внимание уделяется наиболее оптимальному способу определить, позиция какой из сторон «весомее» на момент рассмотрения спора в его ключевых точках - и для этого органы адъюдикации прибегают к принципам молчаливого признания и эстоппеля в качестве своего руководства. Рассмотрим их отдельно.
Содержание и функции молчаливого признания
Молчаливое признание имеет место, когда обстоятельства требуют протеста, но он не заявляется вовсе или заявляется несвоевременно. Таким образом, как указывает шотландский юрист И. МакГиббон, чтобы не путать молчаливое признание с признанием (recognition), надлежит понимать под ним бездействие государства в ситуации угрозы для, или нарушения его прав. Оно никогда не становилось единственным основанием для судебного решения, но суды бесспорно придают ему колоссальный вес. Необходимость в этой концепции связана с существованием не урегулированных правом фактических ситуаций: зачастую факты опережают право и правовая оценка конкретного случая, будь то положительная или отрицательная, отсутствует. Тем самым, законность такого случая будет зависеть от степени согласия с ними других государств, то есть от их либо активного (recognition), либо пассивного, молчаливого признания ситуации. Таким образом, молчаливое согласие создает презумпцию законности действий, осуществляемых в течение какого-то времени без возражений со стороны других государств.
Доктрина выделяет следующие функции молчаливого признания в международном праве:
- В качестве доказательства в пользу существования международно-правовой нормы (обычая): высказывается предположение о том, что уровень признания, которую получила практика, прямо свидетельствует о ее становлении в качестве нормы. Молчаливое признание - это фактор, смягчающий позитивизм в международном праве, поскольку оно позволяет допустить формирование нормы, в отношении которой не было выражено прямого согласия.
- В качестве элемента эстоппеля, который может возникнуть в результате молчаливого признания определенной ситуации и повлечь лишение признавшей стороны права возражать против данной ситуации.
- В качестве средства толкования последующих действий сторон, поскольку молчаливое признание свидетельствует о понимании сторонами их соответствующих международноправовых прав и обязательств.
- В качестве элемента приобретательской давности, которая требует официального (a titre de souverain, то есть осуществляемого государством от своего лица с намерением управлять территорией как таковой, а не только своими гражданами, находящимися на ней), мирного, непрерывного и открытого владения в течение длительного времени в отсутствие протестов или возражений со стороны предшествующего суверена, и применяется к титулам, «либо изначально недействительн, либо чью изначальную действительность невозможно доказать», тем самым «излечивая» пороки титула.
Важно отметить, что молчаливое признание требует тщательного доказывания; ведь можно легко представить себе обстоятельства, в которых незамедлительный протест не будет возможен в силу внутренних или внешних факторов (например, государство может находиться в состоянии гражданских беспорядков, которые требуют срочного внимания, в результате чего заявление протеста не является приоритетом), что могло бы создать серьезный риск несправедливого результата в ситуации, где незаявление протеста государством одним государством против другого ввиду слабости первого по сравнению со вторым, или по иной причине могло бы быть расценено как молчаливое признание. Более того, необходимость в постоянных протестах, которая существовала бы в случае «легкого» отношения к молчаливому признанию, противоречила бы цели стабильности в международных отношениях. По этим же причинам молчаливое признание подлежит ограничительному толкованию и должно распространяться исключительно на тот круг обстоятельств или вопросов, в отношении которого существуют доказательства молчаливого признания. Само по себе молчание без каких-либо дополнительных подтверждений в свете вышесказанного по общему правилу не создает признания.
Среди примеров применения доктрины молчаливого признания можно назвать англо-американский арбитраж о титуле на острова в заливе Пассамакводди (где было принято во внимание молчание США в отношении острова Гранд Манан в течение 23 лет и признание факта расположения британских поселений и осуществления юрисдикции над островом в течение указанного периода), дело об аляскинской границе (где представитель США подчеркнул значение молчаливого признания в качестве средства толкования), арбитраж о границе между Колумбией и Венесуэлой (где на отсутствие возражений со стороны Венесуэлы в ситуации, когда Венесуэла полагала, что ее права могли быть затронуты, успешно ссылалась Колумбия), арбитраж об острове Пальмас (где на отсутствие возражений со стороны Испании против своего суверенитета опирались Нидерланды), дело о статусе Восточной Гренландии (в котором и Дания, и Норвегия подчеркнули значение молчаливого признания для формирования титула), англонорвежское Дело о рыбных ресурсах (где притязание Норвегии, ссылавшейся на отсутствие возражений против декретов в отношении спорных пространств было признано более весомым на фоне отсутствия реакции Великобритании в течение 60 лет, несмотря на осведомленность о норвежском владении, и «общей терпимости» со стороны международного сообщества), и англо-французское дело об островах Менкье и Экреос (где английская сторона ссылалась на отсутствие возражений со стороны французских органов против административных действий по отношению к спорным островам).
В свете данной практики стоит кратко упомянуть и о нередко возникающем вопросе о том, является ли молчаливым признанием незаявление протеста против официальных карт другого государства, на которых спорная территория обозначена как принадлежащая ему. Хотя карты, безусловно, могут быть приняты в качестве доказательства при разрешении территориального спора, Международный Суд в деле Буркина-Фасо против Мали указал, что они относятся к косвенным доказательствам (несмотря на их официальный характер). Осторожность судов при оценке карт объясняется зарубежными правоведами тем, что издание карт представляет собой политическое действие, либо же они могут (или, скорее, могли, поскольку в настоящее время трудно представить себе подобную ситуацию) неточно отражать местность в момент их составления. Как и другие доказательства, карты создают презумпцию в пользу государства, которому согласно картам принадлежит спорная территория, которая может быть опровергнута свидетельствами фактического осуществления суверенитета другим государством. С другой стороны, официальные карты наилучшим образом выражают консолидированную позицию государства на его высшем уровне и являются «открытым» для ознакомления источником, против которого затруднительно заявить, что противной стороне о нем не было известно.
Содержание и критика принципа эстоппеля
Второй производный от эффективности принцип, принцип эстоппеля, представляет собой судебную доктрину, согласно которой сторона, которая «явно сделала или согласилась на определенное заявление, на которое другая сторона впоследствии положилась в ущерб себе или к выгоде первой», лишается права возражать против своего первоначального заявления. Эта доктрина изначально считалась исключительно относящейся к нормам о доказывании, но в настоящее время была признана в качестве материально-правовой. Как и у молчаливого признания, у эстоппеля есть несколько аспектов: он относится и к принципам толкования, и последствиям признания фактов в прошлом, - и влечет лишение государства права (а) требовать для себя права, но одновременно возражать против соответствующих им обязательств, (б) отрицать требования, которые ранее оспаривались им по правовым основаниям, (в) оспаривать законность требования, которое государство ранее само заявляло или поддерживало.
Эта доктрина применялась в арбитраже Тиноко (принцип был признан, но не применен), в деле Постоянной палаты международного правосудия о Сербских займах (принцип был одобрен, но обстоятельства не обосновывали его применение), и в деле о правовом статусе Восточной Гренландии, и других судебных и арбитражных разбирательствах. Ее применение в территориальных вопросах требует недвусмысленного признания принадлежности территории другой стороне, в международных соглашениях или в географических картах (с учетом оговорок в отношении карт, сделанных выше).
В доктрине отмечается, что эстоппель - в силу своей природы проблематичная концепция. Это связано, как указывает американская исследовательница Э. Манкман, с тем, что государства существуют в течение длительного времени и не гомогенны как в конкретный момент времени (поскольку решения могут приниматься, а действия осуществляться несколькими органами или лицами на различных (центральном и местном) уровнях ради различных целей и интересов), так и на протяжении определенного периода (так как состав органов государства изменяется, и новое правительство может взять курс, отличный от предшественника). Вследствие этого зачастую эстоппель может быть установлен как против одной стороны, так и против другой; эту проблему суд может разрешить, либо придав большее значение какому-либо конкретному виду деятельности; либо признав, что обе стороны лишаются права на возражение, либо же не применяя принцип эстоппеля ни к одной из сторон, но обратившись к взвешиванию доказательств. Здесь Манкман обращается (как представляется, с одобрением) к мнению судьи Лагергрена в деле о Качском Ранно, который рассматривал доказательства не как порождающее эстоппель, но как создающие или опровергающие различные презумпции в отношении территории. Это позволяет сгладить потенциал эстоппеля к приданию излишнего значения определенным действиям одной из сторон и выведению из них пагубного для такой стороны последствия в виде лишения ее права на возражение.
Выводы
Правовой титул на территорию никогда не односложен: он формируется с течением времени, и чем больше времени проходит, тем разнообразнее становятся входящие в него составные элементы; когда судебный орган анализирует титул, он непременно обращается к его истории. Как мы увидели, значение имеют не только действия государства, приведшие к установлению титула, но и последующие действия, будь то для выявления намерений сторон для целей толкования соглашений о границе, для разрешения спорных ситуаций, или для изменения существующей договоренности, то есть для доктрин молчаливого признания и эстоппеля.
Развитие международно-правовых норм о территории в сторону придания большого значения указанным доктринам породило и своего рода противодействие - чтобы воспрепятствовать чужим притязаниям, вызвать реакцию международного сообщества на фактическое владение или отсрочить консолидацию чужого титула, протесты и оговорки против территориальных притязаний оппонентов стали почти «инстинктивным защитным механизмом» в дипломатической практике.
Однако же, как справедливо замечает Г. Шварценбергер, протесты и оговорки не могут продолжаться вечно: здесь он приходит к такому же выводу, что и российские исследователи, а именно, что государства обязаны стремиться к урегулированию территориального спора с помощью одного из средств мирного урегулирования, предусмотренных Статьей 33 Устава ООН. Некоторые исследователи высказывают мнение о том, что надлежащим способом будет подача заявления в соответствии со Статьей 40 Статута Международного Суда ООН, или же передача вопроса в Совет Безопасности ООН. Однако, эти меры могут показаться государству нецелесообразными, слишком дорогостоящими или безуспешными - тем самым приходится заключить, что протест остается основным средством, позволяющим воспрепятствовать окончательному становлению чужого титула.
Помимо протестов, существуют и другие условия, препятствующие консолидации титула: а именно, когда государства намеренно оставили вопрос открытым (посредством ли оговорки в соглашении или путем продолжения переговоров по вопросу), создали modus vivendi (временную договоренность в отношении спорных территорий с оговоркой, что действия в рамках такой договоренности не будут влиять на их позиции) или случаи, в которых якобы «признавшее» титул соперника государство в действительности не знало о его притязаниях.
Разрешение территориальных споров - то есть основная область, где могут понадобиться описанные выше нормы - это процесс нахождения компромисса между различными интересами, заслуживающими международно-правовой защиты. Подобный компромисс будет строиться на основании всех доступных доказательств. Среди таких доказательств можно встретить как юридические факторы, так и соображения политической целесообразности, географии, безопасности, стратегии, этнографии, предпочтений населения, истории, политики и экономики. Тенденция ссылаться на такие «практические связи» со спорной территорией усматривается в практике арбитражей, тогда как Международный Суд ООН предпочитает опираться на доктрины молчаливого признания, эстоппеля и признания (recognition); получается, что ни он, ни арбитражи не испытывают необходимости в четких категориях по аналогии с частным правом.
В свете вышесказанного, рассмотренные доктрины скорее представляют собой нормативные руководящие принципы для разрешения конкретных споров. Согласимся с Г. Швар- ценбергером в том, что «[в] качестве рабочей гипотезы, можно допустить, что действующие нормы - это не конкретные нормы, но нормы, регулирующие соответствующие основополагающие принципы международного права». Эти основополагающие принципы - эффективность, о которой выше уже было сказано, и, конечно же, принцип стабильности, сформулированный еще в 1909 году Постоянной палатой третейского правосудия в деле Грисбадарна: «...положение вещей, которое существует в действительности, должно изменяться как можно меньше». Этот принцип - quieta non movere (лат. «не нарушать спокойствие») - является одним из главных факторов при разрешении любого конкретного дела.
Процесс разрешения каждого спора - это компромисс, и такой же компромисс мы видим в международном праве о территории в целом: это баланс между интересами стабильности и эффективными реалиями. На основе вышесказанного, эффективность будет иметь преимущество, за исключением случаев, в которых идет речь о действиях, в такой степени нарушающих основы международного права, что они ни в коем случае не могут породить действительный титул.