Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Основы организации и взаимодействия Российского Национального центрального бюро Интерпол с международным сообществом

В современном мире постоянного тесного общения и развития больше нет определенных рамок ни в одной сфе­ре деятельности.

Модернизируются не только безопасные, правовые формы взаимодействия человека, общества и госу­дарства, но и криминальные структуры. В настоящее время преступность вышла на новый уровень развития и довольно часто приобретает статус трансграничности. Появляются новые пути поставки оружия, боеприпасов, наркотических средств, минуя легальные транзитные межгосударственные пограничные посты. Наравне с поставкой изъятых из свобод­ного оборота средств, веществ и предметов, сами преступные элементы пересекают границу другого государства в попытке избежать заслуженного уголовного наказания в своей стране. Во избежание такого неконтролируемого потока мигрирова­ния преступности на международном уровне существуют не только определенные акты договоренности, но и действуют специализированные правоохранительные органы, главной задачей которых является обеспечение безопасности граж­дан всех стран, путем непрерывного координирования со­трудничества в борьбе с общеуголовной преступностью [1] Одним из таким международных специализирован­ных правоохранительных органов является Интерпол. Ин­терпол, в настоящее время, по своим масштабам являет­ся самой крупнейшей полицейской организацией за всю историю международного сотрудничества, включая в себя 194 страны-участницы, в том числе и Российскую Федера­цию с 1990 года [3]. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.07.1996 г. за номером 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Междуна­родной организации уголовной полиции - Интерпола» в России был учрежден новый орган исполнительной власти - Национальное центральное бюро при Министерстве вну­тренних дел РФ (далее НЦБ), который будет осуществлять взаимодействие не только с национальными правоохрани­тельными ведомствами государств, но и непосредственно с Генеральным секретариатом Организации [3]. Начальни­ком НЦБ Интерпола России на сегодняшний день является генерал-майор полиции Прокопчук Александр Василье­вич.

Специфика осуществления правоохранительной де­ятельности выражается в исключительной сфере борьбы лишь в рамках общеуголовных преступлений, без акцента на политические, религиозные, военные, а также расовые пре­ступные посягательства.

НЦБ Интерпола осуществляет обмен информацией между правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации. Организующими борьбу с преступностью, с правоохранительными органами ино­странных государств-членов Интерпола и Генеральным се­кретариатом Интерпола.

На сегодняшний день подразделения НЦБ России ведут активную работу на территории 80 субъектов Российской Федерации, имея в своем штате квалифицированных сотруд­ников, прошедших специализированную подготовку и име­ющих опыт работы в сфере правоохранительной деятельно­сти. Главными профессиональными задачами работы таких подразделений являются:

  • совместное, согласованное осуществление деятельно­сти непосредственно между правоохранительными органа­ми иностранных государств и Российской Федерации;
  • оперативный обмен информацией, имеющей значе­ние в рамках противодействия преступным элементам;
  • направление специализированных запросов органам НЦБ Интерпола другим государствам по вопросам престу­плений, скрывающихся лиц, находящихся в розыске предме­тов, документов;
  • прием, регистрация и исполнение в особом порядке аналогичных запросов от других государств [4].

Деятельность Интерпола происходит в круглосуточном режиме. Пример HTML-страницы

Еще одной характерной особенностью данной организа­ции является отсутствие на территориях зарубежных стран- участниц представительств или центров НЦБ Интерпола МВД России.

Стоит отметить, что не всегда взаимодействие между странами-участницами было беспроблемным - остро вста­вал вопрос безоговорочной потребности в переводе. К сча­стью, данная проблема была разрешена и в настоящее вре­мя проблем с языковым барьером нет, так как организация несения службы в данных подразделениях, а также обмен информацией осуществляется на четырех официально заре­гистрированных языках: английском, арабском, испанском и французском.

Основным положительным моментом такого сотрудни­чества является наличие возможности доступа ко всем базам данных Генерального секретариата Интерпола. Данный об­мен информацией осуществляется оперативно и круглосу­точно на базе новейших телекоммуникационных и техноло­гичных разработок. Главным связующим каналом является глобальная информационная система I-24/7 защищенная от взломов, хакерских атак и заражения компьютерными виру­сами и червями.

На основе поступающей информации из НЦБ Интер­пола разных стран производится формирование баз данных. Объектами учёта являются юридические и физические лица, автотранспорт, различное оружие, культурные ценности и прочее.

Более опасными уголовными преступлениями между­народного характера являются:

  • незаконное производство и распространение наркоти­ческих средств и психотропных веществ;
  • пиратство на море (морской разбой);
  • незаконный захват воздушных судов и другие незакон­ные акты, направленные против безопасности гражданской авиации;
  • международный терроризм (в различных формах);
  • хищение ядерных, химических и иных опасных ве­ществ массового поражения.

Наряду с международными преступлениями имеют­ся и преступления международного характера, выходящие за пределы национальных границ. В целях их пресечения и предотвращения распространения требуются соглашения о сотрудничестве на основе международных договорённостей по трём основным направлениям:

  • борьба с отдельными преступлениями;
  • правовая помощь по уголовным делам;
  • выдача преступников.

Субъектами ответственности за эти преступления яв­ляются физические лица, а наказания применяются как на основе международных соглашений, так и на основе прове­дённого расследования в соответствии с уголовным законода­тельством государств-участников соглашений.

Борьба с преступностью-внутренняя компетенция го­сударств. Однако, имеют место быть криминальные деяния, борьба с которыми требует объединённых усилий многих го­сударств. Эти преступления называются международными. К ним относятся:

  • преступления против мира;
  • преступления против человечности;
  • военные преступления.

Эти деяния имеют общественно - политический харак­тер и борьба с ними требует объединённых усилий различ­ных государств.

Таким образом, стоит отметить, что заинтересованность каждого государства в таком сотрудничестве вполне обосно­вана, так как в настоящих реалиях борьба с международной преступностью является одним из приоритетных направле­ний работы международных правоохранительных организа­ций. Решение вопросов в данной области будет достаточно эффективно лишь при рассмотрении их всем мировым сооб­ществом. Наличие открытого (для стран-участниц) доступа к аналитическим и автоматизированным базам данных Интер­пола поможет оперативно координировать совместные дей­ствия и операции правоохранительных органов со странами- партнерами, а также получать своевременно необходимую информацию в режиме реального времени.

ЕМЕЛЬЯНОВ Сергей Владимирович
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях