Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Особенности правового регулирования аграрной политики в ЕС

Общей аграрной политике - Common Agricultural Policy, уже более 50 лет придается особое внимание со стороны стран - участниц Европейского Союза. Расходы на аграрную полити­ку составляют большую часть общего бюджета.

Аграрная политика Европейского Союза - это пример наиболее успешной модели становления и развития аграрной экономики. У процессов развития правового регулирования аграрной политики Европейского Союза глубокие историче­ские корни. Для начального этапа политики было реализовано направление на обеспечение продовольствием стран - участ­ниц ЕЭС, вследствие чего в качестве ее главных инструментов выступали субсидии, устанавливались закупочные цены. В результате реализации указанных мер был получен быстрый результат, однако, возникла другая проблема, а именно: пере­производство продукции.

Как качественно новый этап в эволюции европейской ин­теграции выделим 1992 г. Стратегическое углубление сотруд­ничества стало своего рода ответом на измененную систему международных отношений (конец 80-х — начало 90-х гг. ХХ в.). В результате чего была значительно модифицирована как законодательная база сообщества, так и фактическая составля­ющая сотрудничества.

В качестве важного вопроса в конце 80-х — начале 90-х гг. следует выделить вопрос уменьшения расходов на общую аграрную политику. В течение всего периода по реализации сельскохозяйственных программ происходил рост расходов на воплощение в жизнь задач европейской аграрной политики, пик был достигнут в конце 80-х гг., когда затраты составили почти 70 % от всего бюджета Европейского Союза. Процесс реформирования области сельского хозяйства продолжился на «Повестке дня 2000» (программа реформирования, которая была принята на совещании глав государств - членов Европей­ского Союза в 1999 г.). Потребность реформирования обуслав­ливалась наличием перспективы в области расширения Евро­пейского Союза и наличием многих проблем, возникающих при реализации общей аграрной политики на протяжении предыдущего периода.

Так, в течение десятилетия не получилось существенно со­кратить затраты на политику (они в 1999 г. составляли 50 % от бюджета). В этот этап была поставлена цель: уделять больше внимания защите окружающей среды, качеству, безопасности сельскохозяйственной продукции. Особое внимание в рамках аграрной политики обращалось на развитие сельских местно­стей, что повлекло тесную взаимосвязь с региональной поли­тикой и, особо, с проблематикой развития территорий. Таким образом «Повестка дня 2000» выступала в качестве глобальной установки особой европейской аграрной модели, имеющей свою отличительную черту в виде многообразия функций, ко­торые выполнялись европейским сельским хозяйством (в том числе: экономических, экологических, общественных).

Делаем промежуточный вывод о том, что задачи раз­вития сельских территорий, охрана природы, безопасности и качества продукции получили свое дальнейшее развитие.

Наконец, регламентом развития единой аграрной по­литики на 2007-2013 гг. предусматривался комплекс мер по увеличению конкурентоспособности сельского хозяйства (модернизации, развития человеческого капитала), контроля и улучшения экологической обстановки, развития сельских местностей (включая обеспечение стимулирования на них дея­тельности, которая не связана с сельским хозяйством, меры по поощрению активности представителей отрасли). Европей­ским Союзом аграрный сектор признавался главным приори­тетом, он пользовался первоочередной финансовой. Таким образом, единая аграрная политика (далее по тексту - ЕАП) проводимая с 1962 г. и финансируемая через Европейский фонд ориентации и гарантий сельского хозяйства (EAGGF), действующий с июля 1964 г. имеет своим направлением урегу­лирование рынков, обеспечение экономического роста в стра­нах-членах Европейского Союза, а также развитие агропро­мышленного производства. Особенность указанной политики проявляется в том, что ею объединены страны с различным уровнем развития и нерешенными проблемами. В рамках ЕАП в качестве главных средств защиты национальных произ­водителей выступают нетарифные ограничения.

По нашему мнению, под аграрной политикой следует понимать совокупность форм и методов упорядоченной дея­тельности государства и его институтов, которая направлена на формирование рационального и устойчивого развития сельского хозяйства и его территорий.

Базовые параметры ЕАП определяются в положениях ста­тей 38-47 Римского договора. Соответственно, целями ЕАП, со­гласно ст. 39, выступает: повышение продуктивности сельского хозяйства в результате оптимального использования факторов производства, в первую очередь труда, а также внедрения до­стижений технического прогресса; обеспечение нормального уровня жизни сельским жителям, в части повышения уровня индивидуальных доходов; стабилизация рынков; обеспечение возможности осуществлять поставку продукции; обеспечение разумных цен на сельскохозяйственную продукцию, которая поставляется потребителю.

Основа ЕАП представлена следующими принципами: принцип единства внутреннего рынка Европейского Союза, чем предполагается свобода в перемещении сельскохозяй­ственных товаров без каких-либо ограничений, обеспечение действия единой ценовой политики в отношении идентичных сельскохозяйственных товаров, принцип систематизации са­нитарно-гигиенических и ветеринарных норм, обеспечение соблюдения принципа свободной конкуренции; принцип приоритетности товаров производства Европейского Союза, нашедший свое закрепление в области таможенной полити­ки; принцип финансовой солидарности государств-членов, которым предусматривается, что издержки, которые связаны с реализацией ЕАП, подлежат оплате всеми членами ЕС.

В настоящее время действующая структура ЕАП состав­ляет два финансовых блока, а именно: 1) блок, содержащий инструменты, которые предназначены для регулирования рынка (интервенционные закупки, система производствен­ных квот), и прямые платежи, которыми обеспечивается под­держка и стабилизация доходов производителей. 2) блок, предполагающий наличие программы с общим финансовым администрированием и контролем. Европейской Комиссией осуществляется развитие сельскохозяйственных территорий по нижеуказанным четырем направлениям: увеличение секто­ров сельского и лесного хозяйства - указанные меры имеют сво­им ориентиром развитие человеческого капитала, поддержку производства качественной продукции; улучшение окружаю­щей среды и ландшафта - указанными мерами предполагает­ся сохранение и обновление природных ресурсов, поддержка зон, обладающих особой природной ценностью для сельского хозяйства и т.д.; диверсификация экономики сельских терри­торий и улучшение качества жизни - указанные меры прояв­ляют себя путем развития местной инфраструктуры, увеличе­нием человеческого капитала в сельской местности; «Leader» - концепцией и методикой указанной программы поощряется развитие экономики сельской территории, межрегиональные и международные связи, в целом она имеет своим направле­нием улучшение качества жизни, а также экономическое бла­госостояние в сельской местности.

Однако, в результате эволюции аграрного сектора Ев­ропейского Союза выявились новые проблемы, требующие инновационные решения. Так, основополагающие цели со­временных программ Европейского Союза в аграрном секторе сформулированы в рамках трех основных проблем: поддерж­ки сельхозпроизводителей, защиты окружающей среды, обе­спечения продовольственной безопасности и разработки мер, дающих возможность быстрого и гибкого преодоления по­следствий экономического кризиса.

Предусмотренные в рамках разрабатываемой ЕАП изме­нения позволяют усовершенствовать действующую политику, а именно: 1. Стимулировать эффективное использование ресурсов и переход к устойчивой к климатическим изменени­ям экономике сельского хозяйства. 2. Содействовать передаче знаний и инноваций в сельском хозяйстве. 3. Повышать конку­рентоспособность всех видов хозяйствования. 4. Содействовать организации продовольственной цепи поставок и управления рисков в сельском хозяйстве. 5. Восстанавливать, сохранять и укреплять экосистемы, зависящие от сельского хозяйства. 6. Содействовать социальной интеграции, сокращению бедно­сти и экономическому развитию в сельских районах.

2019 г. ознаменуется тем, что все страны окончательно перейдут с прежнего «исторически обусловленного» способа расчета субсидий (который не является невыгодным для но­вых стран Европейского Союза) на унифицированные погек­тарные выплаты для обеспечения «справедливого распреде­ления» помощи среди фермеров, регионов и стран. Верхний предел прямых субсидий станет 300000 евро.

РФ отличается от иных стран не только уровнем, но и ме­ханизмами поддержки производителей сельскохозяйствен­ных товаров.

В завершение отметим, что исследование механизмов единой аграрной политики Европейского Союза способствует проведению поиска оптимальных направлений в сфере фор­мирования российской концепции аграрной политики со­гласно требованиям ВТО и спецификой рыночного хозяйства, которое пока еще трудно входит в быстро интегрирующуюся и глобализирующуюся мировую экономику[7]. Отметим эво­люционирование аграрной политики, ею постепенно утраче­но ее изначальное предназначение - обеспечивать продоволь­ствием европейские государства - члены; расширена область ее применения: поставлена новая задача по развитию сельских территорий; в процессе ее развития изменены формы под­держки занятых в сельском хозяйстве.

МАРТИРОСЯН Элен Гагиковна
соискатель кафедры европейского права МГИМО (У) МИД России

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях