Общей аграрной политике - Common Agricultural Policy, уже более 50 лет придается особое внимание со стороны стран - участниц Европейского Союза. Расходы на аграрную политику составляют большую часть общего бюджета.
Аграрная политика Европейского Союза - это пример наиболее успешной модели становления и развития аграрной экономики. У процессов развития правового регулирования аграрной политики Европейского Союза глубокие исторические корни. Для начального этапа политики было реализовано направление на обеспечение продовольствием стран - участниц ЕЭС, вследствие чего в качестве ее главных инструментов выступали субсидии, устанавливались закупочные цены. В результате реализации указанных мер был получен быстрый результат, однако, возникла другая проблема, а именно: перепроизводство продукции.
Как качественно новый этап в эволюции европейской интеграции выделим 1992 г. Стратегическое углубление сотрудничества стало своего рода ответом на измененную систему международных отношений (конец 80-х — начало 90-х гг. ХХ в.). В результате чего была значительно модифицирована как законодательная база сообщества, так и фактическая составляющая сотрудничества.
В качестве важного вопроса в конце 80-х — начале 90-х гг. следует выделить вопрос уменьшения расходов на общую аграрную политику. В течение всего периода по реализации сельскохозяйственных программ происходил рост расходов на воплощение в жизнь задач европейской аграрной политики, пик был достигнут в конце 80-х гг., когда затраты составили почти 70 % от всего бюджета Европейского Союза. Процесс реформирования области сельского хозяйства продолжился на «Повестке дня 2000» (программа реформирования, которая была принята на совещании глав государств - членов Европейского Союза в 1999 г.). Потребность реформирования обуславливалась наличием перспективы в области расширения Европейского Союза и наличием многих проблем, возникающих при реализации общей аграрной политики на протяжении предыдущего периода.
Так, в течение десятилетия не получилось существенно сократить затраты на политику (они в 1999 г. составляли 50 % от бюджета). В этот этап была поставлена цель: уделять больше внимания защите окружающей среды, качеству, безопасности сельскохозяйственной продукции. Особое внимание в рамках аграрной политики обращалось на развитие сельских местностей, что повлекло тесную взаимосвязь с региональной политикой и, особо, с проблематикой развития территорий. Таким образом «Повестка дня 2000» выступала в качестве глобальной установки особой европейской аграрной модели, имеющей свою отличительную черту в виде многообразия функций, которые выполнялись европейским сельским хозяйством (в том числе: экономических, экологических, общественных).
Делаем промежуточный вывод о том, что задачи развития сельских территорий, охрана природы, безопасности и качества продукции получили свое дальнейшее развитие.
Наконец, регламентом развития единой аграрной политики на 2007-2013 гг. предусматривался комплекс мер по увеличению конкурентоспособности сельского хозяйства (модернизации, развития человеческого капитала), контроля и улучшения экологической обстановки, развития сельских местностей (включая обеспечение стимулирования на них деятельности, которая не связана с сельским хозяйством, меры по поощрению активности представителей отрасли). Европейским Союзом аграрный сектор признавался главным приоритетом, он пользовался первоочередной финансовой. Таким образом, единая аграрная политика (далее по тексту - ЕАП) проводимая с 1962 г. и финансируемая через Европейский фонд ориентации и гарантий сельского хозяйства (EAGGF), действующий с июля 1964 г. имеет своим направлением урегулирование рынков, обеспечение экономического роста в странах-членах Европейского Союза, а также развитие агропромышленного производства. Особенность указанной политики проявляется в том, что ею объединены страны с различным уровнем развития и нерешенными проблемами. В рамках ЕАП в качестве главных средств защиты национальных производителей выступают нетарифные ограничения.
По нашему мнению, под аграрной политикой следует понимать совокупность форм и методов упорядоченной деятельности государства и его институтов, которая направлена на формирование рационального и устойчивого развития сельского хозяйства и его территорий.
Базовые параметры ЕАП определяются в положениях статей 38-47 Римского договора. Соответственно, целями ЕАП, согласно ст. 39, выступает: повышение продуктивности сельского хозяйства в результате оптимального использования факторов производства, в первую очередь труда, а также внедрения достижений технического прогресса; обеспечение нормального уровня жизни сельским жителям, в части повышения уровня индивидуальных доходов; стабилизация рынков; обеспечение возможности осуществлять поставку продукции; обеспечение разумных цен на сельскохозяйственную продукцию, которая поставляется потребителю.
Основа ЕАП представлена следующими принципами: принцип единства внутреннего рынка Европейского Союза, чем предполагается свобода в перемещении сельскохозяйственных товаров без каких-либо ограничений, обеспечение действия единой ценовой политики в отношении идентичных сельскохозяйственных товаров, принцип систематизации санитарно-гигиенических и ветеринарных норм, обеспечение соблюдения принципа свободной конкуренции; принцип приоритетности товаров производства Европейского Союза, нашедший свое закрепление в области таможенной политики; принцип финансовой солидарности государств-членов, которым предусматривается, что издержки, которые связаны с реализацией ЕАП, подлежат оплате всеми членами ЕС.
В настоящее время действующая структура ЕАП составляет два финансовых блока, а именно: 1) блок, содержащий инструменты, которые предназначены для регулирования рынка (интервенционные закупки, система производственных квот), и прямые платежи, которыми обеспечивается поддержка и стабилизация доходов производителей. 2) блок, предполагающий наличие программы с общим финансовым администрированием и контролем. Европейской Комиссией осуществляется развитие сельскохозяйственных территорий по нижеуказанным четырем направлениям: увеличение секторов сельского и лесного хозяйства - указанные меры имеют своим ориентиром развитие человеческого капитала, поддержку производства качественной продукции; улучшение окружающей среды и ландшафта - указанными мерами предполагается сохранение и обновление природных ресурсов, поддержка зон, обладающих особой природной ценностью для сельского хозяйства и т.д.; диверсификация экономики сельских территорий и улучшение качества жизни - указанные меры проявляют себя путем развития местной инфраструктуры, увеличением человеческого капитала в сельской местности; «Leader» - концепцией и методикой указанной программы поощряется развитие экономики сельской территории, межрегиональные и международные связи, в целом она имеет своим направлением улучшение качества жизни, а также экономическое благосостояние в сельской местности.
Однако, в результате эволюции аграрного сектора Европейского Союза выявились новые проблемы, требующие инновационные решения. Так, основополагающие цели современных программ Европейского Союза в аграрном секторе сформулированы в рамках трех основных проблем: поддержки сельхозпроизводителей, защиты окружающей среды, обеспечения продовольственной безопасности и разработки мер, дающих возможность быстрого и гибкого преодоления последствий экономического кризиса.
Предусмотренные в рамках разрабатываемой ЕАП изменения позволяют усовершенствовать действующую политику, а именно: 1. Стимулировать эффективное использование ресурсов и переход к устойчивой к климатическим изменениям экономике сельского хозяйства. 2. Содействовать передаче знаний и инноваций в сельском хозяйстве. 3. Повышать конкурентоспособность всех видов хозяйствования. 4. Содействовать организации продовольственной цепи поставок и управления рисков в сельском хозяйстве. 5. Восстанавливать, сохранять и укреплять экосистемы, зависящие от сельского хозяйства. 6. Содействовать социальной интеграции, сокращению бедности и экономическому развитию в сельских районах.
2019 г. ознаменуется тем, что все страны окончательно перейдут с прежнего «исторически обусловленного» способа расчета субсидий (который не является невыгодным для новых стран Европейского Союза) на унифицированные погектарные выплаты для обеспечения «справедливого распределения» помощи среди фермеров, регионов и стран. Верхний предел прямых субсидий станет 300000 евро.
РФ отличается от иных стран не только уровнем, но и механизмами поддержки производителей сельскохозяйственных товаров.
В завершение отметим, что исследование механизмов единой аграрной политики Европейского Союза способствует проведению поиска оптимальных направлений в сфере формирования российской концепции аграрной политики согласно требованиям ВТО и спецификой рыночного хозяйства, которое пока еще трудно входит в быстро интегрирующуюся и глобализирующуюся мировую экономику[7]. Отметим эволюционирование аграрной политики, ею постепенно утрачено ее изначальное предназначение - обеспечивать продовольствием европейские государства - члены; расширена область ее применения: поставлена новая задача по развитию сельских территорий; в процессе ее развития изменены формы поддержки занятых в сельском хозяйстве.
МАРТИРОСЯН Элен Гагиковна
соискатель кафедры европейского права МГИМО (У) МИД России