Международный уголовный суд (далее - МУС) был образован в наиболее значимом для международного права городе - Гааге 1 июля 2002 года.
Причиной основания данной организации стала необходимость в подтверждении верховенства гуманитарного законодательства и потребности утверждения прав человека. Отличие Международного уголовного суда от иных подобных организаций состоит в том, что его юрисдикция имеет место только в тех государствах, которые ратифицировали Римский Статут, и то, что впервые международная организация получила право привлекать к ответственности индивидов.
Проблема юрисдикции стала центральной в ходе создания МУС. Сторонники критической позиции в отношении юрисдикции Международного уголовного суда аргументировали свою точку зрения опасениями того, что МУС подменит собой национальные судебные органы.
Статья 1 Статута, устанавливает, что Суд является постоянным органом, уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества, указанные в настоящем Статуте, и дополняет национальные органы уголовной юстиции. Таким образом, Римский Статут утвердил принцип «комплементарности», содержание которого заключается в том, что МУС действует в тех случаях, когда внутринациональная система бессильна в плане осуществления правосудия по отношению к жителям своего государства или же, когда попросту национальная система не желает такое правосудие осуществлять, поскольку граждане такого государства бывают представителями правящих кругов.
Указанный принцип МУС стал серьезным препятствием на пути ратификации Римского Статута, так как данный принцип в большинстве случаев входит в противоречие с нормами национального законодательства, особенно с Конституциями государств. Эта острая проблема и до настоящего времени стоит перед многими государствами, в том числе перед Россией, в связи с чем, Российская Федерация так и не ратифицировало Статут. Проблема такого плана остро стоит и перед многими другими государствами.
Необходимым для деятельности Международного уголовного суда является сотрудничество с государствами, которые уже являются или могут стать ее участниками после выполнения соответствующих внутригосударственных процедур по ратификации Статута. Однако, стоит заметить, что далеко не все государства признают положения Римского Статута правильными и соответствующими внутренним законам того либо иного государства. И все же, даже после того, как определенные положения Римского Статута были признаны противоречащими конституции какого - либо государства, данное государство прибегало к изменению положений своей конституции с целью ратифицировать Римский Статут.
В частности, так поступило правительство Франции, а именно, Конституционный совет Франции пришел в свое время к заключению, что ратификация Римского Статута МУС вызывает необходимость пересмотра Конституции Франции, что и было сделано в последующем. Изменение Конституции Франции заключалось во включении в нее статей, устанавливающих, что «Республика может признать юрисдикцию Международного уголовного суда, как это предусматривается договором, подписанным 18 июля 1998 г.». Римский Статут был ратифицирован Францией 9 июня 2000 года.
Серьезной проблемой конституционного характера для Франции в процессе ратификации Статута стали внутригосударственные иммунитеты, правом пользования которых наделены отдельные должностные лица. В частности это касается:
- лиц, обладающих иммунитетом, утвержденным Конституцией Франции;
- передачи государством в юрисдикцию МУС граждан Франции по его запросу и др.
Согласно части 1 статьи 27 Статута, нормы Статута одинаково (на равной основе) применимы ко всем лицам, не зависимо от их должностного положения. Статут не освобождает от уголовной ответственности даже главу государства или правительства, будь то член правительства или парламента. Такое положение указанных лиц так же не может быть обстоятельством смягчающим приговор.
Часть вторая указанной статьи устанавливает, что иммунитеты, которыми обладает лицо в силу своего должностного положения по нормам национального или международного права, не должны быть препятствием для осуществления МУС правосудия в отношении таких лиц.
Вопрос о совместимости национального законодательства и положений Статута предполагает три пути к своему решению.
Первый подход заключается в принятии таких поправок к конституции государства, решившего ратифицировать Статут, которые бы обеспечили точное соответствие конституции государства Статуту.
Второй подход видится в принятии такого толкования норм конституционного характера, которые соответствовали бы Статуту. Это позволяет избежать процесса принятия поправок к конституции.
И третий подход указывает на то, что, если противоречие Статута и конституции не представляет проблемы для ратификации, возможно не принимать во внимание наличие правовых коллизий на этапе ратификации. Такие коллизии могут решаться в дальнейшем непосредственно при возникновении.
В рамках первого подхода, связанного с принятием конституционных поправок самыми распространенными являются те поправки, которые определяют факт нераспространения иммунитета на преступления, указанные в Римском Статуте. Это дает возможность государству реализовать преследование в рамках своей национальной судебной системы, и сотрудничать с Судом. Данный подход и был применен Францией в процессе имплементации Римского Статута. Как уже было указано, Конституционный Совет Франции определил, что норма, предоставляющая иммунитет президенту, образует конституционное препятствие для введения в действие Римского Статута.
В процессе рассмотрения Конституционным Советом Франции вопроса о том, имеются ли в Римском Статуте нормы, которые находятся в противоречии с положениями конституции Франции, можно сделать вывод о том, что такие нормы имеют место быть, в связи с тем, что было вынесено Конституционным Советом Франции постановление от 1 января 2001 г. В нем было обращено особое внимание на следующие проблемы.
Статья 27 Статута содержит отказ в иммунитете главе государства, что напрямую противоречит трем статьям Конституции Французской Республики: 26, 68 и 68-1. Правительство Франции не посчитало данное противоречие важным и существенным и пришло к выводу о том, что устраняется такое противоречие посредством включения дополнительной статьи в Конституцию, что и было сделано в виде статьи 53-2: «Французская Республика признает юрисдикцию Международного уголовного суда в соответствии с договором, подписанным 18 июля 1998 г.». Хотя французское решение предусматривает возможность сотрудничества с Судом, это решение не означает, что иммунитет аннулирован и в отношении внутригосударственного судебного преследования преступлений, перечисленных в Статуте. Франция, таким образом, продолжает оставаться «не желающей или не способной» уголовно преследовать внутри страны преступления, совершенные президентом. Если возникнет дело против президента, Суд сможет, таким образом, осуществить свою юрисдикцию, а Франция не будет иметь возможности утверждать свою юрисдикцию как основную по отношению к дополняющей юрисдикции Суда. Ввиду неспособности осуществить уголовное преследование внутри страны, Франция не будет иметь возможности избежать юрисдикции МУС, отстаивая первичность своей юрисдикции. Однако она и не нарушит своих международных обязательств, определенных в Римском Статуте.
По завершению ратификации Статута, Франция перешла к принятию дополнительного законодательства, которым, например было установлено, что у военных преступлений отсутствует статутное ограничение, в Уголовный Кодекс были включены такие преступления, как принудительная беременность и стерилизация.
Великобританией Римский статут был ратифицирован 30 ноября 1998 года. В 2001 году Парламент Великобритании принял закон, касающийся Международного уголовного суда, что дало возможность Великобритании принять на себя обязательства по договору. Данный закон стал важным шагом Великобритании на пути принятия на себя международных обязательств.
В данном законе Великобритании из Римского статута была взята дефиниция преступления, устанавливающая условия уголовной ответственности командиров и старших начальников. При этом следует особо подчеркнуть, что данным законом все преступления, ответственность за которые предусмотрена статьей 5 Статута сводятся в единый нормативный акт без изменения их содержания. Это дает возможность расследовать данные преступления на территории в Великобритании.
Следует отметить, что даже признание универсальной юрисдикции МУС не снимет определенных правовых проблем при ее осуществлении на практике. В частности, это касается вопросов передачи Международному уголовному суду лиц, обвиняемых в совершении международных преступлений государствами, не являющимися участниками Римского Статута, а также привлечения к международной уголовной ответственности должностных лиц данного государства, наделенных иммунитетом. Однако это поставит компетенцию Международного уголовного суда в данном вопросе на один уровень с компетенцией первичных субъектов международного права - государств и будет способствовать повышению роли международного уголовного правосудия в противодействии безнаказанности, защите прав человека и предотвращению нарушения норм международного гуманитарного права.
Отсутствие собственной системы исполнения наказаний и того, что МУС полагается на национальные правоохранительные органы приводит к тому, что фактического осуществления правосудия не происходит и вынесенные решения не позволяют привлечь к ответственности виновных лиц.
В результате можно сделать вывод, о том что, несмотря на то, что МУС и имеет несколько противоречивый характер и ряд проблем, требующих скорейшего решения, его создание, несомненно, имеет большое значение для международного уголовного права. Представляется целесообразным расширить представительство и влияние в Суде определенных регионов, а также приложить усилия, чтобы избежать излишней политизированности данного международного судебного органа. Эффективную работу Суда обеспечит лишь сплоченность и сотрудничество государств в сфере международного уголовного права.
ВОРОНЕНКОВ Николай Денисович
студент Международно-правового факультета МГИМО (У) МИД России