Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Особенности российского регулирования ESG-банкинга с учетом мирового опыта

На современном этапе внедрение принципов ESG в практику стало неотъемлемой частью банковского дела.

Долгое время банки не были вовлечены в повестку устой­чивого развития и его регулирования, поскольку непосред­ственное воздействие банков на элементы экологической (E — environmental), социальной (S — social) и управленческой (G — governance) ответственности ограничено.

Однако со временем оценка ESG-рисков стала необходи­ма, поскольку они участвуют в цепочке создания стоимости. Реализуя различные финансовые инструменты, банки могут оказывать влияние на климатические, экологические, соци­ально-экономические аспекты. Кроме того, при участии бан­ковского сектора и его поддержки за счет финансирования реализуются экологически- и социально значимые проекты, проекты по развитию чистой энергии и современных тех­нологий, что направлено на соблюдение целей устойчивого развития.

В российской практике принципы ESG еще находятся на начальных этапах своего внедрения в регулирование бан­ковской деятельности. При этом изначально крупнейшие банки были вынуждены начать соблюдать международные и национальные стандарты европейских и других стран в связи с требованиями своих клиентов.

Таким образом, регулирование ESG в российском бан­ковском секторе первое время основывалось на зарубежных стандартах и принципах. Прежде всего, к ним можно отне­сти принятые в 2003 году «Принципы Экватора», которые формируют основу для оценки рисков ESG при реализа­ции финансирования инфраструктурных проектов. Данные Принципы установили необходимость прозрачности при их реализации, а также были основаны на стандартах Всемир­ного банка.

Одним из недавних нововведений в практику регулиро­вания ESG-банкинга в мировом праве стали «Принципы от­ветственного банковского дела», которые включают в себя 6 основных руководящих принципов, направленных на повы­шение эффективности функционирования банковского сек­тора, установление эффективного управления и ответствен­ного банковского дела, а также повышение прозрачности и подотчетности при реализации финансирования банками различных проектов. Данные принципы включают:

  • Настройку - установление соответствия стратегии банка Целям устойчивого развития, Парижскому соглаше­нию по климату и другим международным и национальным стандартам,
  • Воздействие и целеполагание - установление целевых направлений, в которых будет происходить увеличение по­ложительного воздействия и снижение негативного воздей­ствия на элементы ESG,
  • Клиенты и контрагенты - установление ответственной работы с клиентами и контрагентами банка для соблюдения принципов ESG,
  • Стейкхолдеры - установление эффективного взаимо­действия со всеми заинтересованными сторонами,
  • Корпоративное управление и культура - внедрение принципов ответственного банкинга в корпоративное управ­ление и бизнес-культуру,
  • Прозрачность и подотчетность - повышение прозрач­ности банковской деятельности, установление принципов раскрытие информации [4].

В 2021 году «Принципы ответственного банковского дела» были подписаны тремя российскими банками: ПАО «Сбербанк», ПАО «Совкомбанк» и ПАО «КБ «Центр-инвест» [1].

В мировых масштабах ESG-банкинг демонстрирует вы­сокие показатели. С 2017 по 2020 год подразделения по во­просам ESG увеличились на 230 % в 30 крупнейших финан­совых институтах по управлению активами. Потенциальный инвестиционный капитал при переходе к реализации ESG принципов составляет 50 трлн долл., при этом только за 4 квартал 2020 года 152 млрд долл. было инвестировано в ESG- фонды, из которых около 80 % пришлось на европейские фонды [4]. Пример HTML-страницы

Высокая роль европейского сегмента в ESG-банкинге ос­нована на том, что в Европе вопросам устойчивого развития уделяется максимальное внимание, а реализация проектов формирования устойчивой экономики началась давно и бо­лее детально проработана в законодательной базе.

Именно поэтому опыт регулирования ESG-банкинга в Европе является особенно актуальным, на который во мно­гом ориентируется российская практика. Кроме того, акту­альность европейских принципов для российских банков ос­нована также на более тесных взаимосвязях между Европой и Россией. Крупные нефтегазовые проекты реализуются в данном регионе, налажены тесные торговые связи, поэтому многие клиенты и контрагенты российских банков должны соблюдать принципы устойчивого развития, установленные в Европе для доступа на ее рынок.

В 2014 году была утверждена Директива ЕС по нефинан­совой отчетности, которая установила требования раскры­тия информации по социальному и экологическому воздей­ствию на окружающую среду. При этом данная Директива постоянно пересматривается и актуализируется [5].

В декабре 2019 года в ЕС была утверждена «Зеленая сдел­ка» - документ, нацеленный на снижение выбросов CO2 на ближайшие 30 лет.

В 2021 году важным обновлением регулирования в Ев­ропе стало принятие решения о необходимости соответство­вать постановлению о раскрытии информации об устойчи­вом финансировании.

Таким образом, все европейское законодательство в сфере ESG-банкинга направлено на соблюдение принципов устойчивого развития, более масштабного внедрения ESG- принципов в банках, а также повышение прозрачности и по­дотчетности их деятельности [6].

Российское законодательство в данной сфере не яв­ляется столь же детально проработанным, кроме того, принципы ESG-банкинга еще не охватили всех участни­ков рынка. На текущих момент менее 30 % участников банковского сектора активно участвуют в ESG-повестке [1], однако прогнозируется существенный рост масшта­бов деятельности в данном направлении в ближайшие три-пять лет. Постепенно происходит установление институциональных предпосылок для наращивания деятельности в направлении соблюдения принципов устойчивого развития - создаются ESG-подразделения и отделы в банках, предлагаются новые «зеленые» бан­ковские продукты и финансовые инструменты, фор­мируются отчеты, соответствующие международным, европейским и российским принципам раскрытия ин­формации в сфере ESG [2].

В целом российское регулирование ESG-банкинга идет во многом с отставанием от международных стандартов. Од­нако постепенно происходит все более активное законода­тельное регулирование по соблюдению принципов устойчи­вого развития в банковском секторе.

В конце 2021 года Банк России сформировал дорожную карту ключевых тактических целей в области устойчивого развития российского банковского сектора на ближайшие три года и на перспективу до 2030 года [3].

До 2024 требуется сформировать необходимую ин­фраструктуру, создать инструменты для финансирования проектов в области устойчивого развития, стимулировать применение корпоративных принципов, необходимых для усиления роли ESG. Формируются требования и инструмен­ты для регулярного контроля и мониторинга климатических рисков, для внедрения принципов устойчивого развития в деятельности как Банка России, так и коммерческих банков. Приверженность Банка России принципам ESG будет спо­собствовать улучшению репутации Банка России и всего рос­сийского банковского сектора на международной арене.

Однако одним из актуальных вопросов остается опре­деленная неравномерность проработки отдельных направ­лений ESG в законодательном регулировании. Исторически экологические аспекты были более детализировано рассмо­трены, за счет включения их во многие природоохранные нормативно-правовые акты.

При этом в 2020 году значимость социального направле­ния ESG возросла на фоне пандемии коронавируса, которая продемонстрировала актуальность и остроту социальной повестки. Именно поэтому на текущий момент все большее внимание как в российской, так и зарубежной практике уде­ляется необходимости разработке проектов по поддержке социально значимых аспектов ESG-банкинга.

АНИСИМОВА Мария Алексеевна
магистрант 2 курса направления «Международные финансы и банки» Факультета
международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях