На современном этапе внедрение принципов ESG в практику стало неотъемлемой частью банковского дела.
Долгое время банки не были вовлечены в повестку устойчивого развития и его регулирования, поскольку непосредственное воздействие банков на элементы экологической (E — environmental), социальной (S — social) и управленческой (G — governance) ответственности ограничено.
Однако со временем оценка ESG-рисков стала необходима, поскольку они участвуют в цепочке создания стоимости. Реализуя различные финансовые инструменты, банки могут оказывать влияние на климатические, экологические, социально-экономические аспекты. Кроме того, при участии банковского сектора и его поддержки за счет финансирования реализуются экологически- и социально значимые проекты, проекты по развитию чистой энергии и современных технологий, что направлено на соблюдение целей устойчивого развития.
В российской практике принципы ESG еще находятся на начальных этапах своего внедрения в регулирование банковской деятельности. При этом изначально крупнейшие банки были вынуждены начать соблюдать международные и национальные стандарты европейских и других стран в связи с требованиями своих клиентов.
Таким образом, регулирование ESG в российском банковском секторе первое время основывалось на зарубежных стандартах и принципах. Прежде всего, к ним можно отнести принятые в 2003 году «Принципы Экватора», которые формируют основу для оценки рисков ESG при реализации финансирования инфраструктурных проектов. Данные Принципы установили необходимость прозрачности при их реализации, а также были основаны на стандартах Всемирного банка.
Одним из недавних нововведений в практику регулирования ESG-банкинга в мировом праве стали «Принципы ответственного банковского дела», которые включают в себя 6 основных руководящих принципов, направленных на повышение эффективности функционирования банковского сектора, установление эффективного управления и ответственного банковского дела, а также повышение прозрачности и подотчетности при реализации финансирования банками различных проектов. Данные принципы включают:
- Настройку - установление соответствия стратегии банка Целям устойчивого развития, Парижскому соглашению по климату и другим международным и национальным стандартам,
- Воздействие и целеполагание - установление целевых направлений, в которых будет происходить увеличение положительного воздействия и снижение негативного воздействия на элементы ESG,
- Клиенты и контрагенты - установление ответственной работы с клиентами и контрагентами банка для соблюдения принципов ESG,
- Стейкхолдеры - установление эффективного взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами,
- Корпоративное управление и культура - внедрение принципов ответственного банкинга в корпоративное управление и бизнес-культуру,
- Прозрачность и подотчетность - повышение прозрачности банковской деятельности, установление принципов раскрытие информации [4].
В 2021 году «Принципы ответственного банковского дела» были подписаны тремя российскими банками: ПАО «Сбербанк», ПАО «Совкомбанк» и ПАО «КБ «Центр-инвест» [1].
В мировых масштабах ESG-банкинг демонстрирует высокие показатели. С 2017 по 2020 год подразделения по вопросам ESG увеличились на 230 % в 30 крупнейших финансовых институтах по управлению активами. Потенциальный инвестиционный капитал при переходе к реализации ESG принципов составляет 50 трлн долл., при этом только за 4 квартал 2020 года 152 млрд долл. было инвестировано в ESG- фонды, из которых около 80 % пришлось на европейские фонды [4].
Высокая роль европейского сегмента в ESG-банкинге основана на том, что в Европе вопросам устойчивого развития уделяется максимальное внимание, а реализация проектов формирования устойчивой экономики началась давно и более детально проработана в законодательной базе.
Именно поэтому опыт регулирования ESG-банкинга в Европе является особенно актуальным, на который во многом ориентируется российская практика. Кроме того, актуальность европейских принципов для российских банков основана также на более тесных взаимосвязях между Европой и Россией. Крупные нефтегазовые проекты реализуются в данном регионе, налажены тесные торговые связи, поэтому многие клиенты и контрагенты российских банков должны соблюдать принципы устойчивого развития, установленные в Европе для доступа на ее рынок.
В 2014 году была утверждена Директива ЕС по нефинансовой отчетности, которая установила требования раскрытия информации по социальному и экологическому воздействию на окружающую среду. При этом данная Директива постоянно пересматривается и актуализируется [5].
В декабре 2019 года в ЕС была утверждена «Зеленая сделка» - документ, нацеленный на снижение выбросов CO2 на ближайшие 30 лет.
В 2021 году важным обновлением регулирования в Европе стало принятие решения о необходимости соответствовать постановлению о раскрытии информации об устойчивом финансировании.
Таким образом, все европейское законодательство в сфере ESG-банкинга направлено на соблюдение принципов устойчивого развития, более масштабного внедрения ESG- принципов в банках, а также повышение прозрачности и подотчетности их деятельности [6].
Российское законодательство в данной сфере не является столь же детально проработанным, кроме того, принципы ESG-банкинга еще не охватили всех участников рынка. На текущих момент менее 30 % участников банковского сектора активно участвуют в ESG-повестке [1], однако прогнозируется существенный рост масштабов деятельности в данном направлении в ближайшие три-пять лет. Постепенно происходит установление институциональных предпосылок для наращивания деятельности в направлении соблюдения принципов устойчивого развития - создаются ESG-подразделения и отделы в банках, предлагаются новые «зеленые» банковские продукты и финансовые инструменты, формируются отчеты, соответствующие международным, европейским и российским принципам раскрытия информации в сфере ESG [2].
В целом российское регулирование ESG-банкинга идет во многом с отставанием от международных стандартов. Однако постепенно происходит все более активное законодательное регулирование по соблюдению принципов устойчивого развития в банковском секторе.
В конце 2021 года Банк России сформировал дорожную карту ключевых тактических целей в области устойчивого развития российского банковского сектора на ближайшие три года и на перспективу до 2030 года [3].
До 2024 требуется сформировать необходимую инфраструктуру, создать инструменты для финансирования проектов в области устойчивого развития, стимулировать применение корпоративных принципов, необходимых для усиления роли ESG. Формируются требования и инструменты для регулярного контроля и мониторинга климатических рисков, для внедрения принципов устойчивого развития в деятельности как Банка России, так и коммерческих банков. Приверженность Банка России принципам ESG будет способствовать улучшению репутации Банка России и всего российского банковского сектора на международной арене.
Однако одним из актуальных вопросов остается определенная неравномерность проработки отдельных направлений ESG в законодательном регулировании. Исторически экологические аспекты были более детализировано рассмотрены, за счет включения их во многие природоохранные нормативно-правовые акты.
При этом в 2020 году значимость социального направления ESG возросла на фоне пандемии коронавируса, которая продемонстрировала актуальность и остроту социальной повестки. Именно поэтому на текущий момент все большее внимание как в российской, так и зарубежной практике уделяется необходимости разработке проектов по поддержке социально значимых аспектов ESG-банкинга.
АНИСИМОВА Мария Алексеевна
магистрант 2 курса направления «Международные финансы и банки» Факультета
международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации