Стратегии интернет-поведения мигрантов из Центральной Азии взаимообусловлены векторами миграционной политики России в отношении Узбекистана, Кыргистана и Казахстана (миграционная политика в отношении Туркмении и Таджикистана будет проанализирована в дальнейших исследованиях).
Территория постсоветского пространства важна не только как пояс стратегической стабильности против опасности исламистского терроризма, но и как залог успеха социально-экономического сотрудничества и процветания региона. Россия выступила инициатором Евразийского экономического союза, который приведет к свободному перемещению товаров, капиталов и людей по территориям стран-участниц и признанию дипломов, страховой и медицинской помощи. Однако современный этап внешней политики России характеризуется установлением более закрытого режима на российских границах, что отвечает стратегии национальной безопасности: введены более жесткие процедуры получения виз и более высокие расценки за их оформление; государственные органы Российской Федерации депортировали тысячи мигрантов или внесли в черные списки с запретом на повторные посещения. Следовательно, проблемы политического компьютинга миграционной политики России и Центральной Азии становятся чрезвычайно актуальными для исследования.
Теория политического компьютеринга и новые возможности современной дипломатии
Выявляя тенденции и особенности коммуникативной (электронной) демократии среди мигрантов Центральной Азии, следует сформулировать основные современные теории о влиянии компьютеринга на политическую активность граждан.
Первая концепция выражает популистскую точку зрения, согласно которой Интернет, предоставляя возможность индивидуального воздействия на политический процесс, обладает «трансформирующим потенциалом» благодаря тесному взаимодействию граждан. Исследователи Л. Гроссман (Grossman, L.), Г. Броунинг (Browning, G.), Б.Бимбер (Bimber B.), А. Кор- радо (Corrado, А.), Г. Рейнгольд (Rheingold, H.), опираясь на политические реалии США, утверждают, что наступает эпоха «электронной демократии».
Вторая точка зрения, называемая общественно-ориентированной, утверждает, что политический компьютинг, выявляя двустороннюю взаимную связь между населением и правительством, создает новые механизмы политической мобилизации и политического управления. Архитектура евразийского сообщества отвечает этим характеристикам и включает различные уровни институционального строительства, среди которых особое значение приобретают сетевые структуры мигрантов и работа в их среде как элементы гражданского общества (Болгов Р.В., Mисников Ю.Г., Чугунов А.В., Меркулов П.А., Балашов А.Н., Рущин Д.А., Сербина Г.Н., Федоров П.М.).
С третьей точки зрения - теорией ускорения развития плюрализма - Интернет способствует переходу к гибкой системе политических групп, менее зависимых от общественных институтов и организаций (Б.Бимбер (Bimber, В), С.Верба (Verba, S.), Дж.Най (Joseph S. Nye, Jr.)). Политический компьютинг фиксирует возрастающую избирательность в выборе проблем и средств получения информации - мы сталкиваемся с многообразием групп, сообществ и объединений мигрантов на просторах ВКонтакте, Facebook, Twitter, Instagram, Мой Мир и Одноклассники.
Анализ социальных сетей мигрантов из Центральной Азии включает такие вопросы, как изучение политического участия, проблематика политической коммуникации и средств массовой информации, теоретизирование общественных дискуссий и историю телекоммуникаций.
Практика политического компьютеринга в мировом дискурсе
Современная дипломатия меняет свой формат и задачи. Классическая дипломатия, сформулированная сэром Генри Уоттоном из «коварного Альбиона»: «Посол — это честный человек, посланный за границу лгать на пользу его страны» - привела к недоверию между странами. Особенности дипломатической борьбы в «докомпьютерную эпоху» глубоко проанализированы в исследовании И.В.Чернова. Современный политический компьютинг демонстрирует нам новые дипломатические возможности, когда мгновеннные реагирования в он-лайн пространстве предотвращают непонимание в политическом взаимодействии. Своими резкими записями в Твиттере президент США Д.Трамп вызывает много недоумений, особенно дипломатов классической школы, но его информация всегда оперативна и прямолинейна. Так, первый короткий обмен точками зрения между Дональдом Трампом и премьер-министром Австралии Малькольм Тернбулл по поводу австралийских мигрантов в США, которую Д.Трамп назвал «дурацкой сделкой Б.Обамы», помог не только прояснить ситуацию межгосударственных отношений, но и сохранить самообладание и время. Мы наблюдаем новый этап прямолинейности в дипломатии: используемые социальными сетями метафоры свободны, лаконичны и откровенны. Так, дискуссия Евросоюза о выходе из него Великобритании скоропалительна и включает законопроекты иногда всего из 137 слов. Президент Литвы Даля Грибаускайте — а сама она соцсетями не пользуется - резко, но честно отвергла предложение премьер- министра Великобритании Терезы Мэй стать «мостом» между ЕС и новым президентом США, сказав: «Зачем мост, если с американцами мы общаемся в Твиттере?».
Политический компьютинг меняет современную дипломатию в сторону открытости, откровенности, раскованности, прямолинейности и непосредственности. Данная тенденция подтверждается при исследовании сетевых сообществ мигрантов из государств Центральной Азии. Интерес для исследователя представляет анализ процессов формирования и развития виртуальных сообществ мигрантов, изучение особенностей поведения людей в условиях интернет-пространства, а также изучение феномена перехода виртуальных структур, сообществ, событий и т.д. в «реальную» жизнь («девиртуализация»).
Стратегии интернет-поведения мигрантов из Казахстана
Наиболее популярные виды социальных сетей Казахстана (топ-5): ВКонтакте, Ютуб, Одноклассники, Мой мир, Фейсбук. Большую активность в социальных сетях проявляют национально-культурные объединения и автономии мигрантов, среди них - Казахское общество Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Ата-Мекен». Ата-Мекен существует с 1989 года, его целями являются объединение казахов, проживающих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области; содействие возрождению, развитию и сохранению казахской культуры и традиций казахского народа; формирование культуры межнационального общения, содействие укреплению дружбу между Россией и Казахстаном. В составе общества существуют Совет старейшин, Совет ученых, Совет молодежи, которые включают интеллектуальную и финансово-экономическую элиту казахской диаспоры Санкт-Петербурга. На счету данного сообщества - организация и проведение Дня независимости Казахстана, а также праздника весны - «Наурыз», на который также приглашаются представители других культурно-автономных сообществ. В составе «Ата-Мекен» также действует молодёжное крыло - « D.O.S.T.A.R.».
Оценим группы интересов мигрантов из Казахстана, представленные в интернете.
Общественное объединение «Казахское географическое общество» было создано в 2010 году группой единомышленников, интересующихся географией и путешествиями. Основными целями сообщества провозглашаются: Содействие развитию географической и смежных наук о природе и обществе, пропаганда научных достижений, развитие научного творчества и путешествий, как способа познания мира. Казахское географическое общество организует экспедиции различного характера, в том числе международные, объявляет конкурсы путешествий, а также фото- и видеоконкурсы, проводит научно-исследовательскую и издательскую деятельность, в том числе печатает топографические карты, представляющие интерес как для геополитиков, так и историков и дипломатов. Казахское географическое сообщество уже реализовало огромное количество проектов, среди которых: «Едем в Магадан», посвященный исследованию этого сурового сибирского края; «Спасение снежного барса», нацеленный на долгосрочный мониторинг и отслеживание этих прекрасных животных, которые являются символом Алма-Аты; «Восхождение на пик Аконкагуа» - героем проекта стал человек с ограниченными возможностями, который вопреки судьбе и вердикту врачей совершил подвиг - он покорил высшую точку Южной Америки - гору Аконкагуа (6962 м.); и многие другие проекты.
Одной из самых многочисленных и популярных форм организации казахов в социальной сети являются студенческие группы интересов, которые раскинулись от Китая до США. Целью таких сообществ является объединение и взаимная помощь казахских студентов, обучающихся в иностранных государствах - вдали от дома они отмечают национальные праздники и помогают друг другу в решении возникающих проблем.
Среди групп по изучению казахского языка мы можем выделить два основных сообщества.
- Группа «Казахский язык» объединяет более 20 тысяч человек, площадка предоставляет большое количество электронных учебников и пособий, открывает возможность общаться с носителями языка, приобщаться к культуре Казахстана.
- Видео-уроки от Макзата Имангази. Канал имеет около 2 тысяч подписчиков, а его видео-уроки просмотрели почти 2000 тысячи человек: лекции позволяют развивать сразу два языка - казахский и английский, длительность видео-уроков не превышает 10 минут и все они разделены по темам, тем самым позволяя схематично и целенаправленно изучать этот загадочный язык.
Стратегии интернет-поведения мигрантов из Кыргызии
Выявление групп по интересам и землячеств Кыргызии, национально-культурных автономий, групп изучения языков и т.д., которые действуют в мировых и российских социальных медиа, поиск ссылок на площадки для дискуссий дал следующую картину:
- Кыргызское землячество
- Казахско-кыргызское братство
- Кыргызы в Екатеринбурге
- Кыргызы в Новосибирске
- Kyrgyz Union Moscow
- МАДИ КР
- Кыргыз Кино
- Студенты МГУ им. М.В. Ломоносова из Кыргызстана
- Союз кыргызстанской молодёжи России «ЖАШ ТОЛКУН»
- Союз кыргызстанской молодежи Жаш Толкун - Питер
- Кыргызское землячество МЭИ
- Кыргызский клуб ГУУ
- Ассоциация учащихся из Кыргызстана в РУДН «НАМЫС»
Facebook:
- Кочевники Великой степи
- Кыргызия: их нравы
- Kyrgyz Club
- Учим Кыргызский Язык
Исследователю всегда важно знать, какие национальные социальные медиа наиболее популярны, на каком языке там происходит коммуникация и т.д. На сегодняшний день наиболее популярными социальными медиа в Кыргызии остаются российские. Самой популярной социальной сетью в Кыргызии остается «Мой мир»: в ней есть страницы примерно у трехсот тысяч жителей страны. Для сравнения — в Facebook зарегистрированы чуть более 34 тысяч кыргызстанцев. Вторая по пулярно- сти социальная сеть в стране — «Одноклассники.ру» , в которой почти 230 тысяч пользователей указали своей страной Кыргызстан. Facebook несмотря на всемирную популярность, значительно уступает своим российским конкурентам. Еще один популярный социальный сервис — микроблоггинговая платформа «Твиттер», насчитывает на сегодняшний день более 790 кыргыз- станцев. Интересны кыргызские объединения в Инстаграмме.
Наряду с русскими, в Кыргызстане также популярны национальные социальные сети, самыми важными из которых являются сайты знакомств в интернете, компьютерные форумы, форумы по электронике, многие из которых используют наряду с кыргызским и русский язык. Активностью и широким охватом отличаются форумы и сайты знакомств. Проведение типологии социальных сетей Кыргызстана дало нам следующие результаты: наиболее популярны две социальные сети, 12 форумов, сайты знакомств и блоги.
Таким образом, мы делаем вывод, что в Кыргызии предпочтение отдается российским платформам для общения: Мой мир, Одноклассники и т.д. Тем не менее, в республике имеется широкая и развитая сеть различных форумов, охватывающих почти все сферы жизни. Такие форумы являются отличной площадкой для обмена мнениями, получения новой информации и поиска единомышленников.
Стратегии интернет-поведения мигрантов из Узбекистана
Справедливо будет отметить, что портал интерактивных государственных услуг Узбекистана гораздо удобнее в использовании, чем аналогичный, существующий в Российской Федерации. На узбекской странице самые видные разделы на главной странице — «Подать обращение в государственный орган», «Запись на прием к руководству государственного органа» и «Получение цифровой подписи». Для оценки уровня политической коммуникации мигрантов Узбекистана интересен анализ открытой группы «Информационный центр виртуальной приемной премьер-министра Республики Узбекистан», созданной узбекскими разработчиками в октябре 2016 года в социальной сети Davra.uz . Все обращения, поданные в группе, приравниваются к официальному обращению к главе Правительства Республики Узбекистан, запрос могут оставить как физические, так и юридические лица, зарегистрированные на Davra.uz и вступившие в эту группу. Наличие электронной цифровой подписи для подачи жалобы не требуется. Это очень прогрессивная, особенно для Узбекистана, форма прямого обращения к власти. В целом можно сказать, что хоть правительство Узбекистана и далеко от определения «электронной республики», некоторые шаги в этом направлении приближаются к мировым стандартам. Однако, частые технические сбои, медленная скорость интернета и другие помехи значительно снижают эффективность он-лайн дипломатии в Узбекистане.
Торгово-промышленная палата Узбекистана создала канал в одном из самых популярных сейчас мессенджеров Telegram. Подписавшись на канал, пользователь будет иметь возможность оперативного и удобного получения информации о новостях ТПП, законодательстве в сфере предпринимательской деятельности, новых тендерах и другой актуальной информации, касательно международных выставок и обучения за рубежом.
Выявление групп по интересам и землячеств Узбекистана, национально-культурных автономий, групп изучения языков и т.д., которые действуют в мировых и российских социальных медиа, поиск ссылок на площадки для дискуссий, привел к следующим результатам. Узбекистан активно участвует в рейтинге восьми самых популярных мировых социальных медиа:
- Tumbler
- Вконтакте
- Flickr
- MySpace
- fm
Исключение составляет мировая сеть LinkedIn, доступ в которую в Узбекистане заблокирован на неопределенный срок. В Facebooke насчитывается 107 058 граждан Узбекистана. Самые активные пользователи данного сайта живут в Ташкенте (66 009 пользователей) и Самарканде (18 275 пользователей). Наиболее актуальными для узбекской аудитории в Facebook оказались группы, посвященные Купле-продаже (32,5%); Работе (25%); Недвижимости (17,5%); Волонтерству (12,5%); Знакомству (7,5); Национальной еде (5%). В Twitter не удалось подсчитать количество зарегистрированных узбекских пользователей, так как это не предполагается настройками. Однако, после введения хэштега #узбекистан, было найдено несколько аккаунтов, которые упоминались в таблице 1. Так же в разделе «Новости» можно получить любую информацию об Узбекистане: новости политики, экономики, культуры и жизни знаменитостей.
В Инстаграме под хетегом #узбекистан нашлось 243 671 публикаций. Можно выделить аккаунты по интересам: новостные, бьюти блоги, обзор кафе и ресторанов и странницы узбекских звёзд. Tumbler сервис создан для ведения микроблогов с видео и фотографиями. Среди пользователей этой сети удалось найти только двух представителей Узбекистана. Однако нашлось 18 блогов, посвященных Узбекистану: путешествиям по стране, традициям и т.д. ВКонтакте - самая популярная социальная сеть в Узбекистане, в ней зарегистрировано 806 828 узбекистанцев. Среди них очень популярны группы, посвященные Исламу и студенческие группы по изучению восточных и английского языков. ВКонтакте нашлось 22 группы, посвященные взаимодействию студентов Республики Узбекистан. Группа «Узбекская махалля» собрала более 36 000 подписчиков.
Узбекистан в новом Индексе развития ИКТ (IDI) занял 110-е место с показателем 3,40 (среднее значение IDI для всех 166 стран рейтинга — 4,77). В 2012 году Узбекистан занимал 116-е место (IDI — 3,27, среднее значение — 4,60). По показателям «уровень доступа к ИКТ» Узбекистан оказался на 136-м месте (IDI — 2,95, в 2012 году — 136 и 2,78), «использование ИКТ» — на 101-м месте (IDI — 2,09, в 2012 году — 98 и 1,94) и «навыки работы с ИКТ» — на 91-м месте (IDI — 6,94, в 2012 году — тоже 91 и 6,94).
Дадим оценку наиболее популярных социальных медиа Узбекистана.
В Узбекистане имеется 38 отечественных официально зарегистрированных в стране, социальных медиа-платформ, также существуют сотни сайтов той или иной направленности. Лидером местного рынка является Muloqot31 , который насчитывает около 172 тыс. пользователей, за ним следует Myjob.uz32, местный вариант LinkedIn с 60 тыс. членов. На третьем месте идет образовательный портал Ziyonet.uz33 с 57 тыс. абонентов. Медиа - платформы Узбекистана можно разделить на несколько категорий по сферам охвата: медицина, СМИ, магазины, медиа, спорт, образование, отдых, работа, а также услуги. Так, например, в категории работа находятся сайты по подбору персонала и по размещению вакансий и объявлений.
Несмотря на то, что существует достаточное количество узбекских сайтов и социальных сетей, большинство людей в Узбекистане продолжают использовать иностранные сайты, как Facebook и аналогичный российский сайт «Одноклассники». Более того, пользовательская база узбекского сайта «Одноклассников» является крупнейшим в Центральной Азии — до 2 млн. человек в Узбекистане имеют доступ к «Одноклассникам» на ежедневной основе. В стране есть около 7,5 млн. зарегистрированных пользователей.
- Медиа-платформа Узбекистана. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://muloqot.uz (дата обращения 16.02.3017).
- uz. Медиа-платформа Узбекистана. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.search.uz/catalog/site-145.htm (дата обращения 17.02.3017).
- uz. Медиа-платформа Узбекистана. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://ziyonet.uz (дата обращения 17.02.3017).
Относительно частоты использования узбекского языка на различных сайтах Узбекистана, стоит сказать, что подавляющее число сайтов (в том числе и сайты органов государственной власти) оформлено на русском языке, обсуждение в форумах, также ведется на русском языке. Подобная тенденция к использованию русского языка представляет значительную проблему для Узбекистана и узбекского языка, в первую очередь потому, что малочисленность сайтов с узбекским языком является одной из причин медленного развития национального интернет сегмента. В связи с этим государство стремится поддерживать создание форумов для общения и версий русскоязычных сайтов на узбекском языке. Также является обязательным, для любых сайтов государственных органов страны иметь две версии на русском и узбекском языках: Парламент, Сенат, омбудсмен и другие. Тем не менее, постепенно число социальных медиа, использующих в качестве основного языка узбекский, возрастает, причем не только в самом Узбекистане, но и в других государствах. Так, например, с развитием российско-узбекских отношений, ряд российских медиа кампаний создают версии собственных сайтов на узбекском языке. Одной из таких кампаний является новостное агентство Спутник.
Следующая популярная страница Узбекистана - видеоролики, узбекский конкурент Youtube. Так, в Facebook отметки «нравится» этому сайту поставили 13 979 человек. В первую очередь, это определяется популярностью формата коротких видеороликов: трейлеры фильмов, комедийные скетчи и т.д. К тому же, на сайте находятся полноценные записи спортивных матчей в HD качестве. Преимущество сайта - реклама не вставляется прямо в видео, как на Youtube. Чтобы оценить активность сайта, достаточно посмотреть на случайно выбранного пользователя с низким (относительно остальных) рейтингом - Skyfall опубликовал 27 видео, которые в совокупности набрали 20828 просмотров, а есть пользователи с гораздо более заполненным профилем. Совершенно разные видео могут стать «вирусными» и набрать миллионы просмотров, что увеличивает в разы количество ссылок на данный сайт. Все это объясняет его стремительно растущую популярность.
Поскольку в рамках исследования лучше рассмотреть сайты разных категорий, следующая в списке - доска объявлений. На данный момент на сайте размещены и активны около 105 000 объявлений и около 20 000 находятся в архиве. Для сравнения, на российском подобном сайте Доска объявлений[30] размещено около 31 млн. объявлений, но при сопоставлении стоит учитывать частоту повторения рекламы Авито на российском телевидении и разницу в численности населения (в том числе, обеспеченного доступом к интернету). В Узбекистане Интернет есть только в крупных городах, но даже там пользователи жалуются на связь. На сегодняшний день Узбекистан занимает всего лишь 170-е место из 188 стран по скорости получения информации из сети Интернет. Такие данные приведены в составленном компанией Netlndex рейтинге. Таким образом, на примере достаточно известных в Узбекистане сайтов, можно увидеть, как с течением времени наиболее популярными становятся те страницы, которые совершенствуют сами пользователи: выкладывают статьи, видео, объявления и пр., что доказывает эффективную работу технологий Web 2.0.
Следовательно, политический компьютинг, проведенный на основе анализа интернет-сообществ Узбекистана, доказывает актуализацию возможностей людей в информационном обществе.
Выводы
Стратегии поведения мигрантов из государств Центральной Азии на территории России мы можем изучать только с включением глобальной сети, которая сегодня стала особым видом социальной и политической реальности. В сферу компьютеринга попадают взаимодействия людей в процессе электронной коммуникации, деятельность организаций и обществ, влияние технологий Web 2.0 на формы, глубину, типологию общения людей с политическими и социальными институтами и другие инструменты веб-аналитики.
Основным методом исследований изучения мигрантов является контент-анализ, вся киберметрия интернет-поведения представляет собой изучение содержания электронных сообщений. С точки зрения получения объективной и достоверной информации, интернет-сообщения имеют много плюсов, поскольку они созданы по собственной воле людей и обрабатываются автоматическими сервисами для формулировки выводов без пристрастного участия исследователя. При этом веб-обработка данных в исследовании должна сочетаться с методом понимающего текста. Политический компьютеринг поднимает гуманитарное знание на новый уровень, расширяя методологические подходы.
Невнимание к сетевой коммуникации (твиттосфере) может привести к оторванности от реальных оценок и взглядов среди мигрантов Центральной Азии. Анализ социальных сетей доказывает, что сегодня еще рано говорить о связи между интернет-вовлеченностью и политической активностью граждан Узбекистана, Кыргыстана и Казахстана. Эра «электронной демократии», когда компьютерные сети используются для объединения политических интересов граждан и принятия решенийв мигрантской среде, еще не наступил. Отличительной чертой данного этапа политического компьютинга являются: быстрые способы передачи информации, возможности связи большого количества пользователей друг с другом и новые пользовательские возможности по управлению политическими и социальными процессами.
ДУНАЕВА Юлия Генриховна
кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета