«Исторический опыт ский опыт показывает, что попрание свободы совести неизбежно сопровождается авторитаризацией власти, массовыми нарушениями прав человека, усилением нестабильности в международных отношениях и глобальными угрозами».
С.А. Бурьянов
В мире, где христиане составляют большинство по самым разным оценкам, должно казаться парадоксальным
существование дискриминации христиан. Ещё более удивительной должна представляться дискриминация христиан в государствах - наследниках христианской традиции. Однако факты свидетельствуют о всё большем распространении дискриминации христиан, в частности, в Европе. Настоящая статья посвящена исследованию существующих международноправовых основ противодействия дискриминации с особым акцентом на применимость их к защите христиан, особенно в европейских государствах, от несправедливо неравного обращения, с двоякой опорой: на положения международного права о недискриминации и о защите права на свободу совести, религии и убеждений. Примеры региональных норм международного права, включая их международно-правовую интерпретацию, взяты преимущественно из практики Совета Европы, страновые примеры - по европейским государствам.
Вводные замечания. В то время, как религия относится к числу самых устоявшихся оснований, проводить различия по которым презюмируется неправомерным, последние десятилетия свидетельствуют о развитии нескольких тенденций касательно прав человека и вероисповедания, требующих как возврата к осмыслению основ международно-правового сотрудничества по вопросам защиты от дискриминации, так и конкретизации отдельных аспектов, прежде в такой конкретизации нуждавшихся в значительно меньшей степени.
Одну из тенденций можно обозначить как увеличение доли населения мира, не относящей себя к приверженцам какого бы то ни было вероисповедания вообще, что в значительной степени относится к традиционно христианским обществам западноевропейских государств. Другая тенденция может быть сформулирована как нарастание напряженности между защитой права на свободу совести и вероисповедания в контексте защиты религиозных меньшинств и попранием свободы вероисповедания номинального большинства, которое имеет место прежде всего, в государствах европейской культуры применительно к христианам, поскольку христианство в культурном смысле еще признается как имеющее право на защиту, но верующие христиане, как люди, чьи поступки определяет Священное Писание, а не новейшие идеи постгуманистического плана, нередко получают отказ в защите своих прав.
С учетом того, что движущей силой развития правозащитной повестки дня международного сообщества в целом можно определенно считать государства Запада, сочетание двух тенденций приводит к распространению практики навязывания безрелигиозности как стандарта в противоположность уважению традиционных и иных верований. Христиане становятся жертвой нарушений прав человека в нескольких проекциях: христиане, составляющие меньшинство в государствах, где контроль над отдельными участками территории захватывают террористические группы, истребляются в физическом смысле этого слова, подвергаются гонениям в смысле создания невозможных для продолжения жизни условий; вынужденные мигранты из государств Северной Африки и Ближнего Востока, получившие защиту или находящиеся в поиске нее на территории европейских государств и принявшие христианство, подвергаются нападениям и насилию прямо в лагерях беженцев; христиане - граждане государств - наследников христианской традиции ущемляются в правах по причине христианских убеждений, их святыни часто безнаказанно оскверняются, и проч. И всё это происходит при значительном игнорировании государствами проблем нарушения прав человека христиан как в мире вообще, так и под собственной юрисдикцией, в частности.
Нижеследующий материал иллюстрирует отмеченные проблемы (преимущественно третьей группы - относящиеся к дискриминации христиан в государствах Западной Европы) через раскрытие основных подходов к дискриминации в целом, выделение отдельных видов дискриминации, особо значимых в рассматриваемом контексте, через обобщение организационных форм межгосударственного сотрудничества по вопросам дискриминации применительно к праву на свободу совести и вероисповедания с особым вниманием к защите от дискриминации христиан и через исследование содержания права на свободу мысли, религии и убеждений с выявлением аспектов, тесно связывающих провозглашенную свободу и практику ее дискриминационного нарушения применительно к христианам.
Международно-правовые подходы к дискриминации. Отталкиваясь от общего понимания дискриминации как несправедливого неравенства, можно выделить три модели подхода к дискриминации, которые выработало международное сообщество, отразив их в различных международноправовых документах. Три подхода условно можно обозначить как оценочный, техничный и схематичный.
Оценочный подход к дискриминации отражен в международно-правовых актах, имеющих рекомендательный характер: Декларации Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 20 ноября 1963 г. (ст. 1), Декларации ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин от 7 ноября 1967 г. (ст. 1) и других, а также, отчасти, в преамбулах соответствующих международных договоров. В этих документах дискриминация увязывается как с посягательством на человеческое достоинство (оскорблением достоинства, преступлением против него), нарушением закрепленных в международных правовых актах прав человека, так и с серьезными последствиями для межгосударственных отношений: оно осуждается как отрицание принципов Устава ООН, обозначается как препятствие к поддержанию дружественных и мирных отношений между государствами, как обстоятельство, могущее нарушить международный мир и безопасность. В этом ключе ст. 3 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25 ноября 1981 г. гласит: «Дискриминация людей на основе религии или убеждений является оскорблением достоинства человеческой личности и отрицанием принципов Устава Организации Объединенных Наций и осуждается как нарушение прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека и подробно изложенных в Международных пактах о правах человека, и как препятствие для дружественных и мирных отношений между государствами».
Так называемый техничный подход можно найти в конкретных международных договорах, дающих определения дискриминации (общего определения дискриминации в международных договорах нет): в Конвенции Международной организации труда № 111 о дискриминации в области труда и занятий 1958 г. (относящейся к числу основополагающих; ст. 1); Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г. (ст. 1); Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. (ст. 1) и др. Подобные определения детализируют форму выражения дискриминации (различие, исключение, ограничение или предпочтение), признаки, по которым она запрещена в конкретном документе (например, расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства), связь составляющего дискриминацию деяния с нарушением прав человека (последнее может быть целью или следствием) и круг прав и свобод и/или сфер общественной жизни, где такая дискриминация запрещается (всех прав и свобод; всех прав и свобод, гарантированных соответствующим документом; прав и свобод применительно к конкретной области общественных отношений); иногда документ фиксирует примеры конкретных нарушений прав человека, составляющих дискриминацию. Например, в Конвенции о правах инвалидов 2006 г. дается определение дискриминации по признаку инвалидности в следующем виде: «любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Она включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении» (ст. 2).
Применительно к сфере религии специальный договор не был принят, но подобное техничное определение можно найти в ч. 2 ст. 2 уже упомянутой Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г.: «в целях настоящей Декларации выражение "нетерпимость и дискриминация на основе религии или убеждений" означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на религии или убеждениях и имеющее целью или следствием уничтожение или умаление признания, пользования или осуществления на основе равенства прав человека и основных свобод».
Третий, схематичный подход к определению дискриминации заключается в понимании ее как различного обращения, препятствующего полной реализации прав человека (первый элемент), для которого отсутствует законная цель (второй элемент) или - при наличии законной цели - непропорционального (неразумного, необъективного) достижению такой цели (третий элемент). Такой подход можно проследить, наряду с техничным (п. 7), например, в Замечании общего порядка Комитета по правам человека № 18 о недискриминации 1989 г., где он дан от противного: «В заключение Комитет отмечает, что не всякое различие в обращении представляет собой дискриминацию при условии, что критерии такого различия являются разумными и объективными, а задача состоит в том, чтобы достичь цель, которая допускается по Пакту» (п. 13).
Все три данных подхода служат одной цели - защите человека от дискриминации - и взаимно обогащают друг друга. Ввиду всеобщего признания, начиная с Устава ООН, религии в качестве запрещенного критерия для проведения различий очевидна значимость этих подходов и для защиты от дискриминации конкретно христиан.
Отдельные виды дискриминации. Кроме определений дискриминации, для практической защиты христиан от дискриминации имеет значение также понимание некоторых видов дискриминации, выделяемых как в доктрине, так и на практике.
Одним из наиболее распространенных критериев дискриминации является связь с правовым установлением и/ или практикой его применения, когда речь идет о прямой и косвенной дискриминации. При прямой дискриминации имеет место дискриминационное предписание нормативно-правового акта (например, запрет христианам занимать определенные должности) или дискриминационное применение нормативно-правового акта, не являющегося дискриминационным самого по себе (например, непроведение надлежащих расследований по преступлениям, совершенным против христиан, при достаточной добросовестности в отношении других групп лиц). В таком случае мы имеем дискриминацию в качестве цели нормативно-правового акта или правоприменения. При косвенной дискриминации нормативно правовой акт является внешне нейтральным, но его надлежащее применение ведет к дискриминационным последствиям (результатам), например: закон, утверждающий равенство по признаку сексуальной ориентации, является основанием для привлечения к ответственности христиан, не желающих в силу убеждений готовить торты для празднования гей-«свадеб» или сдавать для этой цели ресторан или комнаты в гостинице. Если прямая дискриминация - это дефект нормативно-правового акта или правоприменения, то косвенная дискриминация - только нормативно-правового акта.
Другой вариант классификации дискриминирующих актов, не всегда выделяемый и не всеми разделяемый, заключается в связи понятий дискриминации и насилия, когда говорят о насильственной либо ненасильственной дискриминации. Ненасильственная дискриминация, думается, не нуждается в пояснении, а вот насилие в отношении группы лиц порой выделяется как одна из форм дискриминации (что стало, например, правовой основой международно-правового осуждения насилия в отношении женщин, а применительно к христианам выражается в буквальных гонениях за веру), а иногда - как смежное деяние, о котором говорят наряду с дискриминацией (как например, в отношении преступлений по религиозному признаку). Касательно посягательств на права человека христиан невозможно однозначно обозначить подход: при фиксации нарушений насильственные действия учитываются, но в документах обычно озвучиваются «через запятую» с дискриминацией.
Примечательным для дискриминации по признаку вероисповедания является выделение дискриминации на основе или во имя какой-либо религии.
Отмеченные примеры группировки актов дискриминации позволяют четче представить себе специфику отдельных проблем, которые удостоились к настоящему моменту обособленного регулирования, в данном случае, в сотрудничестве между государствами на универсальном и региональном уровнях.
Формы сотрудничества государств по искоренению дискриминации. Если дополнительно затронуть вопрос об организационных формах межгосударственного сотрудничества по вопросам дискриминации применительно к праву на свободу совести и вероисповедания с особым вниманием к защите от дискриминации христиан, то следует выделить, как минимум, следующие: конкретизация международноправовых обязательств государств по вопросам искоренения дискриминации; рассмотрение докладов государств органами экспертного и политического состава на предмет выполнения международно-правовых обязательств; привлечение внимания международного сообщества и соответствующих государств к конкретным правозащитным проблемам в данной сфере; непосредственно защита пострадавших от дискриминации лиц с помощью как судебных, так и квазисудебных процедур.
Право на свободу вероисповедания. Касательно права на свободу совести, религии и убеждений в международном праве был отражен ряд элементов этого права, имеющих разное соотношение между правомочиями индивида и возможностью государств их ограничивать.
Среди источников международного права по рассматриваемому вопросу можно назвать как декларативные, так и договорные инструменты: Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. (ст. 18), Европейскую Конвенцию прав и свобод человека 1950 г. (ст. 9), Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 18), упоминавшуюся Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г. (ст. 1) и др. Так, ст. 18 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. гласит: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов». Статья 18 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. детализирует это положение: «1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении.
- Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору. 3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц. 4. Участвующие в настоящем Пакте Государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями».
Соответственно, в качестве элементов права на свободу вероисповедания можно обозначить следующие: право иметь, принимать или менять религию; исповедовать религию; воспитывать детей (включая аспект образования) в соответствии со своей религией. Второй элемент конкретизируется по нескольким направлениям - исповедовать религию человек может единолично и/или сообща с другими; публичным и/или частным порядком; реализуя это в отправлении культа, исполнении обрядов, в учении. Характерно, что, с позиций действующего международного права, только этот элемент права на свободу вероисповедания может быть правомерно ограничен государством и лишь при соблюдении перечисленных условий.
В связи с проблемами дискриминации христиан можно отметить несколько аспектов развития (или «развития») понимания права на свободу вероисповедания, среди которых важнейшим, наверное, можно назвать связь между убеждениями человека и его поступками в жизни. Ставшее крылатым выражение «вера без дел мертва», на самом деле взято из Соборного послания апостола Иакова, которое в соответствующей части носит далеко не абстрактный и не обрядовый характер и полностью звучит так: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:14-17).
В новейшей же практике имеется тенденция рассматривать религию в теоретическом и/или перформансном (обрядовом) ключе, но не в смысле того, что вера человека определяет поступки, начиная от бытового уровня (кому печь торт для торжества, а кому нет)24 или, альтернативно, рассматривать вопрос защиты веры человека как менее значимой, чем защита иных прав или иных прав иных групп лиц (прежде всего, сексуальных меньшинств).
Кроме этого, международно-правовые нормы толкуются как не дающие права государству оценивать вероучительные положения по существу (как истинные или ложные, соответствующие канонам веры или не соответствующие и т.п.), из чего логическим следствием является обязательство государства сохранять нейтралитет и равным образом защищать многообразные теистические, нетеистические и атеистические убеждения лиц, находящихся под его юрисдикцией, а также правомерность преподавания основ вероучения (даже в культурологическом ключе) только при предоставлении возможности альтернативы и/или исключения в отношении желающих таковых.
Еще один аспект новейшей практики, покушающейся на свободу вероисповедания в дискриминационном ключе, находится в сфере образования, когда убеждения родителей перестают рассматриваться в качестве приоритетных для детей в пользу неких идей, продвигаемых государством через систему образования, право на которое в понимании государства начинает ставиться выше, чем в понимании родителей.
Некоторые выводы. Действующее международное право содержит достаточно разработанный категориальный и организационный аппарат по противодействию и искоренению дискриминации, применимый, в том числе, и к делам по защите от дискриминации христиан. Предложенный вариант обобщения нормативных подходов к дискриминации (где выделяются оценочный, техничный и схематичный подходы) следует понимать как отражающий разностороннее и взаимно усиливающее значение различных подходов, каждый из которых и все они в совокупности могут быть использованы в защите христиан от дискриминации.
Многие виды дискриминационных практик, выделяемые наукой и правоприменением международного уровня, примеры которых приведены в статье, также отражают отдельные аспекты нарушения прав человека по признаку вероисповедания, которым должен быть положен конец.
Анализ права на свободу мысли, совести и религии в контексте дискриминации позволил выявить и представить читателю отдельные аспекты и примеры эволюции права на свободу вероисповедания, где в отношении христиан, в данном случае, европейских государств нарушаются гарантированные международным правом универсального и регионального уровней права человека.
КИСЕЛЕВА Екатерина Вячеславовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Юридического института Российского университета дружбы народов