- Понятие международного интеграционного объединения
В последние годы в российской литературе широко обсуждаются проблемы создания и деятельности международных интеграционных объединений. Некоторые авторы уверены в наличии интеграционного права. Однако при этом воздерживаются от его определения.
В отличие от зарубежной в российской международноправовой литературе предложены развернутые определения международной интеграции.
По мнению Г. М. Вельяминова международную интеграцию можно определить как процесс, обеспечиваемый международно-правовыми средствами и направленный на постепенное образование межгосударственного, экономически, а возможно, и политически, единого, целостного (integro) пространства, зиждущегося на общем рынке общения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Безусловно, прав Г. М. Вельяминов, во-первых, в том, что процесс интеграции обеспечивается международно-правовыми средствами; во - вторых, международные интеграционные объединения постепенно, ведомые международным публичным правом, формируют единое целостное пространство (мы бы сказали, «единое правовое пространство») в соответствующих областях (торговля, инвестиции, таможня, миграция и т.д.).
Ю. С. Безбородов со ссылкой на В. Б. Рыжова предлагает рассматривать интеграцию как направляемый государствами процесс, ведущий к двоякому результату: - создается определенное пространство, в пределах которого действуют единые правовые нормы, регулирующие деятельность граждан и юридических лиц в отношениях между собой и в отношениях с иностранными гражданами и юридическими лицами; создается определенная институциональная система, приспособленная для управления процессом интеграции в данном регионе. «Исследование проблемы интеграции в рамках международного права, - продолжает далее Ю. С. Безбородов, - связано с пониманием, осознанием интеграционных процессов, их причин, форм, целей и направлено на то, чтобы выявить в них общие тенденции, связанные также с причинами, детерминирующими фактами, основными чертами денежного феномена. Применительно к международному праву интеграция представляет собой более высокий уровень взаимодействия между государствами и иными субъектами, когда участники данного процесса отчуждают часть своего суверенитета в пользу наднациональных органов. Международные или региональные интеграционные объединения данный автор однозначно считает наднациональными, точнее надгосударственным характером юридической природы.
«Международно-правовая интеграция, - пишет Ю. С. Безбородов, - это процесс объединения правовых систем с помощью международно-правовых средств с целью достижения единообразия правового регулирования, связанный с деятельностью правосоздающих субъектов в международном праве, проходящий на универсальном и региональном уровнях с использованием специфичных правовых методов и в разных формах» Далее он уточняет: одновременно с этим интеграция выступает как процесс усиления взаимозависимости государств, требующий более высокой степени согласованности их воль.
Ю. С. Безбородов рассматривает лишь одну из форм интеграции - международно-правовую и ее составляющих. Однако такая форма интеграции - крайне редкое явление в международных отношениях.
Д. Берри интеграционное право определяет как скоординированные усилия по дальнейшему сотрудничеству суверенных государств в целях завершения единства, будь - то политического или экономического. Данное определение кратко, но точно характеризует цель интеграционного права.
Интеграция (лат. - integration- объединение) - наиболее распространенная форма объединения суверенных государств. Субъектами интеграции могут быть и международные организации, ассоциации, транснациональные корпорации, национальные компании и физические лица. Различают внутригосударственную и международную формы интеграции. Наиболее распространенными формами интеграции являются экономические (торговые, валютно-финансовые, таможенные и др.) и политические. В рамках политической интеграции отдельные страны - участницы могут выступить против ограничения своего суверенитета в решении тех или иных вопросов, а также против расширения сферы компетенции национальных органов. Политическая интеграция на межгосударственном уровне в отдельные моменты приводит к усилению регионализма и обострению международных противоречий, поскольку нередко воспринимается странами, не входящими в интеграционное объединение, как нарушающее их интересы и даже как создающее угрозу их безопасности6. Примерами этого вида интернационального объединения являются БРИКС, НАТО, Группа - 77.
Термин «интеграция» можно расшифровать как процесс и как состояние дел.
Как процесс - рассматриваются меры, направленные на ликвидацию дискриминации между экономическими единицами, принадлежащими к различным формам дискриминации между национальными экономиками. Д. Берри проводит различие между интеграцией, с одной стороны, и сотрудничеством - с другой. Интеграция является более активным, всеобъемлющим явлением. Интеграция предполагает более широкое вмешательство в существующие национальные законы, нежели просто сотрудничество.
По мнению Ю. С. Безбородова, исследование проблем интеграции в рамках науки международного права требует понимания, осознания интеграционных процессов (их причин, форм, целей) и направлено на выявление в них общих тенденций, связанных также с причинами, детерминирующими фактами, основными чертами данного феномена.
Данный автор считает, что применительно к международному праву интеграция представляет собой более высокий уровень взаимодействия между государствами и иными субъектами, когда участники данного процесса отчуждают часть своего суверенитета в пользу наднациональных органов.
Согласны с автором в том, что необходимо с позиции международного права изучать правовой статус интеграционных объединений и место их в структуре международного права. Без этого невозможно определить, с каким феноменом мы имеем дело. Но решительно не можем согласиться с мнением С. Ю. Безбородова в том, что суверенные государства передают таким (часто четко не оформленным, не имеющим даже полноценного учредительного акта) объединениям части своего суверенитета. Как известно, суверенитет предполагает неподчинение государства иностранным государствам или международным организациям или их объединениям. Абсурдным является утверждение о том, что государство может часть своего суверенитета продать, подарить или, как полагает Ю. С. Безбородов, отчуждать кому - либо. Вне всякого сомнения, ни одна международная межправительственная организация не может обладать наднациональностью (надгосударственно- стью), что априори ограничивает (или отменяет) суверенитет государства, который является незыблемым. Как отметил Международный Суд ООН в одном из своих консультативных заключений, «ничто в характере международных организаций не дает оснований рассматривать их как некую форму «сверхгосударства». Организация - орган сотрудничества государств, а не надгосударственная власть».
Другое дело, когда государство может передавать соответствующим межгосударственным объединениям часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, как это имеет место в ЕС и, частично, в ЕАЭС. Что касается национальности международных организаций и объединений, то национальности у международных организаций нет и не может быть, поскольку они не обладают суверенитетом (даже частью его) и являются всего лишь вторичными субъектами международного права.
С. Ю. Кашкин и А. О. Четвериков считают, что «интеграционное право зарождается в рамках международноправовой системы и, как минимум, на первых этапах своего существования остается частью международного публичного права, однако в дальнейшем демонстрирует тенденцию к приобретению самостоятельного статуса и, соответственно, к отделению от международного права»
По нашему мнению, это суждение является ошибочным. Бесспорно, интеграционное право зарождается в структуре (а не в рамках) международно-правовой системы на основе ее общепризнанных принципов и норм и функционирует по её правилам. Поэтому интеграционное право, являясь частью (институтом) международного права, не может отделиться от международного права путем приобретения самостоятельного статуса. Интеграционное право может и должно иметь какие-то отдельные черты. Однако интеграционное право было и остается частью международного публичного права. В противном случае это право должно иметь свой предмет правового регулирования, своих субъектов, принципы и источники. Ничего подобного у них нет и не может быть.
Ю. С. Безбородов выделяет три теоретических школ о проблемах международной интеграции: 1) школу функционализма 2) школу федерализма и 3) коммуникационную школу. Сторонники функционализма видят в межгосударственном сотрудничестве путь к достижению политической цели - интеграции государств в более широкую общность через постепенное отмирание их суверенитетов.
Международная интеграция государств по федералисти- ческой модели рассматривается по аналогии с внутренними режимами государств, основанными на принципах федеративного устройства. Приверженники коммуникационной школы рассматривают процесс интеграции в терминах коммуникационных сетей, передающих сообщения и сигналы, обменивающихся информацией, способствующих выполнению определенных функций и накоплению опыта. Успешная реализация коммуникационной модели интеграции не требует столь широкого набора условий.
Многие авторы полагают, что в настоящее время имеет место негативная и позитивная интеграции. Негативная интеграция означает устранение препятствий или ограничений для торговли, например, в результате негативной интеграции государство вынуждено изменить свое законодательство или даже свою политику в соответствующей области. Позитивная интеграция требует модификации существующих правил или создания новых правил, с тем, чтобы субъекты такой интеграции могли функционировать должным образом.
Иногда основные причины негативной или позитивной интеграции отражены в учредительном акте интеграционного объединения (например, КАРИКОМ, ОЭСР, ЕС и др.)
Как известно, районами деятельности интеграционных объединений земной шар опоясан многократно. Таких объединений насчитывается более сотни.
По географическому признаку международные интеграционные объединения бывают универсальными и региональными. В настоящее время доминируют региональные объединения.
Международные интеграционные объединения в Европе. Основным объединением является Европейский союз, который в настоящее время функционирует в соответствии с Лиссабонским договором 2007/2009 г.
Субъектами права ЕС являются физические лица, юридические лица, государства, компетентные органы и ЕС в целом.
ЕС ставит перед собой четыре цели: политические, социально - экономические и культурные, правоохранительные и внешнеполитические.
Международные интеграционные объединения в Северной Америке. Центральным объединением является НАФТА.
В январе 1994 г. вступило в силу Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли, закрепив подписанное в 1988 г. Соглашение о зоне свободной торговли между США и Канадой. В 2003 г. была создана зона свободной торговли в основном, а с 1 января 2008 г. - окончательно на основе ликвидации сохранившихся таможенных пошлин и количественных ограничений на продукцию между США и Мексикой, между Канадой и Мексикой (в отношениях между США и Канадой устранение торговых барьеров произошло в 1998 г.). Соглашение создало крупнейшую в мире зону свободной торговли, с численностью населения в 444 млн. чел. По мнению специалистов в отличие от ЕС, где инициатива о создании интеграционной группировки исходила от высших органов власти стран - участниц, в Северной Америке интеграция шла снизу вверх, то есть сотрудничество американских и канадских компаний на микроуровне получило закрепление на межгосударственном уровне.
В рамках НАФТА имеет место асимметричность внешнеэкономических связей: доминирующую позицию в ней занимает США. Интернациональные процессы оказали существенное влияние на экономику США, Канады, Мексики.
Правовой статус НАФТА определен в Соглашении о создании этой организации: она является интеграционным объединением. В Соглашении подробно регламентируются вопросы торговли товарами, технические барьеры в торговле; таможенные вопросы; закупки; интеллектуальная собственность; инвестиции и т.д.
Международные интеграционные объединения в Азиатско - Тихоокеанском регионе. Наиболее значимой является Азиатско - Тихоокеанское экологическое сотрудничество (АТЭС). В настоящее время в этом объединении участвует 21 государство, в т.ч. РФ с 1998 г. Полезную работу по интеграции усилий государств проводит Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).
Международные интеграционные объединения в Африке. По мнению специалистов для африканской интеграции характерна множественность различных интеграционных проектов, пролиферация интеграционных объединений[10]. Таковыми, в частности, являются Африканская зона свободной торговли (АФТА), Африканский союз (АС), Сообщество развития Юга Африки (САДК), Союз арабского Магриба (САМ), Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС), Экономическое сообщество стран Центральной Африки (ЭКОЦАС) и др. В настоящее время таких объединений насчитывается более 20.
Международные интеграционные объединения в Латинской Америке. Первые интеграционные объединения на этом континенте были образованы в начале 1960-х годов. Наиболее известными из них является Карибское сообщество (КАРИ- КОМ), Южноамериканский общий рынок (Меркосур), Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР).
Международные интеграционные объединения в Карибском регионе. Наиболее значимыми объединениями являются Карибское сообщество (КАРИКОМ) и Организация Восточно - Карибских государств (ОВКГ).
Целью Карибской интеграции является: сохранение региональной самобытности стран Карибского бассейна; укрепление эффективности суверенитета посредством согласованных региональных действий; повышение экономического процветания путем объединения дефицитных ресурсов и малых экономик; укрепление потенциала внешней политики и безопасности; повышение потенциала для качественного роста тех государств - лидеров, кто будет иметь больше политических возможностей в регионе.
Примером Межрегионального интеграционного объединения является Евразийский экономический союз (ЕАЭС). 24 мая 2014 г. в Астане подписан Договор о ЕАЭС. Его участниками являются: Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В статье 1 Договора сказано, что Союз является международной организацией региональной экономической интеграции. Его основной задачей является разработка единой политики, т.е. политики, осуществляемой государствами - членами в определенных ими сферах, предусмотренных Договором 1914 г. Кроме этого, Союз разрабатывает согласованную и скоординированную политику. В своей практической деятельности государства руководствуются следующими четырьмя свободами: передвижение товаров, передвижение капиталов, передвижение услуг, передвижение рабочей силы.
В российской литературе дискутируется вопрос о том, является ли ЕАЭС наднациональной организацией. Мое мнение по этому вопросу было изложено в 2014 г. в журнальной статье следующим образом: «Будучи межгосударственной организацией, Союз не может обладать качествами наднациональности, поскольку он не может возвышаться над своими учредителями». Далее я уточняю, что право ЕАЭС состоит из двух частей: институционального права и материального права. Первую часть условно можно назвать международным правом Союза (или первичным публичным правом), нормы которого закреплены в Договоре о создании ЕАЭС (в ст. 1-93). Эти нормы определяют правовой статус ЕАЭС как международной организации.
Вторую часть права ЕАЭС можно отнести к международному интеграционному (процессуальному) праву. Оно формируется (создается) соответствующими органами Союза, например Евразийской экономической комиссией.
Эти мои рассуждения Н. А. Соколовой показались противоречивыми. Будто бы я не исключаю надгосударственное интеграционное образование ЕАЭС. Такая оценка моей позиции является результатом невнимательности или некомпетентности.
Я допускаю принятие (одобрение) ЕАЭС наднациональных норм технико-юридического характера, которые должны быть обязательными для всех государственных органов, юридических и физических лиц, например, правила Таможенного кодекса, технические регламенты. Согласно ст.52 Договора о ЕАЭС технические регламенты Союза имеют прямое действие на территории Союза. Государства-члены не должны допускать установление в своем законодательстве обязательных требований в организации продукции, не включенный в единый перечень, принятого Евразийской экономической комиссией. В приложении 1 к Договору подробно регламентирован порядок разработки технико-юридических норм и правил более чем в 20 сферах.
Таким образом, одобренные ЕЭК нормы и правила являются вторичными, безусловно, обязательными для всех государственных и коммерческих органов, имеют прямое действие и составляют наднациональные нормы права ЕАЭС.
- Правовой статус международных интеграционных объединений.
Практически все международные интеграционные объединения являются объединениями государств. Следовательно, они по своей природе являются межправительственными, обладают качествами правосубъектности sui generis. Что касается правосубъектности международных интеграционных объединений, отмечает Г.М. Вельяминов, то она по аналогии с межправительственными организациями функциональна и может иметь или не иметь места в зависимости от условий соответствующих учредительных актов[15]. И это суждение является абсолютно верным. Подтвержу данный тезис Г. М. Вельяминова на конкретных примерах. Начнем с ЕАЭС. В статье 1 (2) учредительного договора этой организации сказано, что Союз обладает международной правосубъектностью. Основными принципами функционирования Союза является уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств - членов и их территориальной целостности; уважение особенностей политического устройства государств - членов; обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон; соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции; функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов. Только субъекты международного права могут руководствоваться общепризнанными принципами международного права, что подтверждает международную правосубъектность.
Как субъект международного права, Союз имеет право осуществлять международное сотрудничество с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями и самостоятельно либо совместно с государствами - членами заключать с ними международные договоры по вопросам, отнесенным к его компетенции. Вопросы заключения международных договоров Союза с третьей стороной определяются международным договором в рамках Союза.
Важнейшая черта правосубъектности ЕАЭС заключается в том, что эта организация имеет свое право. Согласно ст. 6 Договора 2014 г. право ЕАЭС состоит из: Договора 2014 г.; международных договоров в рамках Союза; международных договоров Союза с третьей стороной; решений и распоряжений Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии; решений Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского межправительственного совета.
В соответствии со ст. 20 Договора 2014 г. ЕАЭС имеет свой бюджет, структуру, штат и штаб - квартиру.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) создана в соответствии с Хартией от 7 июня 2002 г., подписанной Республикой Казахстан, КНР, Кыргызской республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан. В преамбуле Хартии указано, что учреждение ШОС «способствует более эффективному совместному использованию открывающихся возможностей и противостоянию новым вызовам и угрозам». Взаимодействие в рамках ШОС содействует раскрытию огромного потенциала добрососедства, единения и сотрудничества между государствами и их народами.
В Хартии указаны международно - правовые принципы, на базе которых функционирует эта организация: взаимное доверие, взаимная выгода, равенство, взаимные консультации, уважение к многообразию культур и стремление к совместному развитию, мирное разрешение споров и др.
Одним из качеств правосубъектности ШОС являются ее автономные цели и задачи, важнейшими из которых является развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействие построения нового демократического, справедливого и экономического международного порядка; совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях; борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией; поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес; координация подходов при интеграции в мировую экономику; содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством.
Как субъект международного права, ШОС имеет высшие и исполнительные органы, секретариат, он вправе заключать соглашения с другими организациями.
Согласно ст. 15 Хартии ШОС в качестве субъекта международного права обладает международной правоспособностью; она пользуется правами юридического лица.
Международное интеграционное объединение БРИКС. Решение о создании этого объединения было принято в ходе 61 сессии Генеральной ассамблеи ООН на встрече министров иностранных дел четырех государств - Бразилии, Индии, Китая и России. В феврале 2011 г. в это объединение вступила ЮАР. Поскольку БРИКС не имеет учредительного акта, в российской литературе высказаны различные мнения о правовом статусе этого объединения. Например, Н. М. Бевеликова считает, что БРИКС на современном этапе - интеграционная структура нового типа, отличающаяся как от региональных объединений, так и от межрегиональной организации. По ее мнению «БРИКС принципиально отличается от понимания международных организаций в традиционном смысле тем, что юридически не наделяется правоспособностью, функционирует без учредительных актов, не имеет формализованной организационной структуры, не обладает правом принятия юридически обязывающих решений. В его основе не лежит учредительный договор, нет штаб - квартиры, секретариата и др.». Далее Н. М. Бевеликова заключает: «Таким образом, в настоящее время БРИКС можно определить как неформальное межгосударственное объединение, не обладающее правосубъектными и правотворческими свойствами и явными институциональными качествами».
Данное рассуждение вызывает ряд вопросов.
Во-первых, БРИКС, как и некоторые межгосударственные образования, создана на основе итоговых документов встреч государств - членов вначале БРИ, затем БРИК и БРИКС. Если считать, что БРИКС вообще не имеет учредительного акта, то состоявшиеся встречи следует считать нелегитимными. У ОБСЕ тоже нет учредительного документа, но никто не считает эту организацию своего рода междусобойчиком.
Во-вторых, соответствующие государства наделили БРИКС качествами правоспособности уже в момент объявления о создании БРИКС. В противном случае БРИКС не смогла бы принимать обязывающие государств - членов решения.
В-третьих, в рамках БРИКС разработано и подписано Соглашение об учреждении странами БРИКС Банка развития в целях финансирования инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития. Этот факт, безусловно, можно считать участием БРИКС в международном правотворчестве.
В-четвертых, ошибочным является утверждение о том, что БРИКС является «неформальным межгосударственным объединением». Российские ученые единодушно отмечают вклад БРИКС в развитие международных отношений. Большое значении имеет и то, что на саммитах принимают участие главы Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Как справедливо замечает Н. М. Бевеликова, сфера совпадения интересов стран - членов БРИКС шире, чем расхождения: они стремятся к изменению существующих экономических правил на мировой арене, привержены принципам международного права, распространяя диалоговый формат равноправных государств.
На основе вышеизложенного можно высказать ряд принципиальных суждений о правовом статусе международных интеграционных объединений.
Во-первых, международные интеграционные объединения по своему правовому статусу нельзя отождествлять с межправительственными организациями. Правовой статус межправительственных организаций шире, разнообразнее и четче. Как правильно считает Д. Берри «типы полномочий, которыми может обладать какая - либо межправительственная организация вследствие ее правосубъектности, включает в себя право обязывать государства - члены своими решениями принимать обязательные решения в отношении государств, но являющихся государствами
- членами (например, ООН); право заключать международные договоры с государствами - членами и не членами, а также другими международными организациями; профессиональная правоспособность и дееспособность в соответствии с национальным законодательством государств
- членов; правомочия предъявлять иски к лицам, государствам и другим международным организациям в соответствии с международным правом».
Во-вторых, в отличие от межправительственных организаций международные интеграционные объединения не имеют (во всяком случае, большинство из них) своего бюджета, штаб - квартиры и других признаков межправительственной организации.
В-третьих, государства не могут передать часть своих полномочий международным интеграционным объединениям, поскольку они не смогут обеспечить выполнение таких полномочий.
В-четвертых, международные интеграционные объединения обладают не общей, а функциональной правосубъектностью, в объеме, необходимой для выполнения «производственных» поручений государств - участников.
В-пятых, международное интеграционное объединение является «усеченным» субъектом международного права. Оно не обладает рядом важных качеств правосубъектности. Например, международное интеграционное объединение не может обязывать своими решениями государств - членов, а тем более не членов; предъявлять от своего имени публично - правовые претензии субъектам международного права.
В-шестых, если межправительственные организации обладают подразумеваемыми полномочиями, вытекающими из толкования их учредительных актов, то международные интеграционные объединения ipsofacto такими полномочиями не обладают. В противном случае они автоматически стали бы полноправными субъектами международного права.
Понятие «международное интеграционное объединение» легализовано (по - моему, впервые) в ст. 7 Договора 2014 г. о создании ЕАЭС. Некоторые авторы считают, что сформировалось международное региональное право. Однако понятие этого права и его структуру обнаружить не удалось. Скорее всего оно является институтом права международных организаций или, по западному, «международного интеграционного права». Данный вопрос требует проведения глубокого анализа.
Безусловно, прав Г. М. Вельяминов в том, что интересы государств, действительно созревших для создания интеграционных объединений, должны четко подкрепляться юридически. Таков мировой позитивный интеграционный опыт. При наличии экономически, юридически и технически надежного строительного и эксплуатационного плана можно даже «на песке», не говоря уже о твердой и давно освоенной почве, возвести прочное и доходное сооружение. Но строить, конечно, надо с фундамента, а не с чердака.
БЕКЯШЕВ Камиль Абдулович
доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Института государства и права РАН