В статье рассмотрены функции цифровизации государства такие как: информационное обеспечение в экологической сфере; госучет объектов, оказывающих негативные влияния на экологию; регламентация в области экологии; госнадзор в экологии; управление платежами за вредное воздействие на экологию (НЭП).
Для принятия важных экологических решений должно быть управление информацией из госреестра. Достижение «цифровой зрелости» отрасли невозможно без совершенствования системы государственного управления отраслью экологии и природопользования в Российской Федерации, без повышения эффективности учета имущественных прав на природные объекты как объекты и свойства. Необходимо повысить эффективность государственного управления на основе природных ресурсов, развития отечественных отраслевых программных комплексов и информационных технологий, создать единую цифровую платформу использования для интеграции отечественного программного обеспечения в единое информационное пространство, а также привлечь отраслевых специалистов в цифровую отрасль.
Ключевые слова: экологический менеджмент, цифровизация, государственный учет, государство, экологический надзор, экологическое регулирование.
POTOKIN Yuriy Nikolaevich
postgraduate student of Theory and history of state and law sub-faculty of the Moscow City Pedagogical University, of the Moscow branch of the Federal State Budgetary Institution “Ural State Research Institute of Regional Environmental Problems"
LEGAL REGULATION OF THE ECOLOGICAL FUNCTION OF THE STATE IN THE ERA OF DIGITALIZATION
The article considers the functions of digitalization of the state, such as: information support in the environmental sphere; state accounting of objects that have a negative impact on the environment; regulation in the field of ecology; state supervision in ecology; management of payments for harmful effects on the environment (NEP).
To make important environmental decisions, there should be information management from the state register. Achieving the “digital maturity" of the industry is impossible without improving the system of state management of the ecology and nature management industry in the Russian Federation, without increasing the efficiency of accounting for property rights to natural objects as objects and properties. It is necessary to improve the efficiency of public administration based on natural resources, the development of domestic industry software systems and information technologies, create a single digital platform for the integration of domestic software into a single information space, as well as attract industry specialists to the digital industry.
Keywords: environmental management, digitalization, state accounting, state, environmental supervision, environmental regulation.
Цифровая экономика [3] как система экономических отношений, где данные в цифровом виде являются одним из ключевых факторов производства во всех сферах, ведет к значительному экономическому росту и ее влияние уже не распространяется только на информационные товары или услуги в других отраслях области экономики, но и в целом на всю жизнь.
В этом плане мы согласны с Т. В. Шатковской: «Цифровые правовые институты, которые создаются сегодня, не могут быть нацелены только на примат рыночных и экономических законов, гарантирующих право самого сильного и победившего в конкурентной борьбе.
В качестве ценностной ориентации цифровизации необходимо выбрать общество, государство и общество... создать условия для развития национальных правовых культур в сторону достижений всеобщих ценностей, которые способствуют единству в общих благах» [11].
Конечной целью цифровизации при оказании муниципальных и государственных услуг является повышение качества услуг, обеспечение прозрачного и эффективного взаимодействия, повышение уровня доверия к органам государственной власти [1].
Термин «цифровизация» активно используется в научном обороте, в том числе в сфере государственного управления, хотя в официальных нормативных источниках это понятие не приводится [4].
Только в Раскрытиях о развитии региональных проектов в рамках федерального проекта из национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Под понятием «цифровизация» рекомендуется понимать основной процесс по организации выполнения функций в цифровой среде, ранее осуществляемой отдельными лицами и организациями без использования цифровых продуктов [7].
В широком смысле «цифровизация» подразумевает современную глобальную тенденцию развития экономики и общества, основанную на переводе информации на цифровую платформу, которая повлияет на повышение эффективности государственной экономики и к ее улучшению качества [10].
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» национальная программа «Цифровая экономика» Российской Федерации было установлено.
Одной из целей программы является создание системы регулирования цифровой экономики на основе гибкого подхода во всех сферах. Эта задача должна быть реализована в соответствии с федеральным проектом «Нормативное регулирование цифровой среды», администрируемым Минэкономразвития России.
Путем разработки нормативных актов федеральный проект призван решить следующие задачи:
снятие первичных барьеров на пути развития цифровой экономики;
организация межотраслевых вопросов в цифровой среде (выявление проблем правоотношений, оборот данных в электронном документообороте).
Кроме того, задачами для правовой цифровизации являются:
- создание правовых основ сбора, хранении и обработке информации, защита от нарушений со стороны третьих лиц, соблюдение интересов участников отношений цифровизации;
- внедрение результатов с интеллектуальными разработками;
- улучшение практики антимонопольного законодательства и внедрение нововведений;
- адаптационный механизм правовой защиты в интересах потребителей к новым условиям ведения бизнеса;
с- оздание обновленной системы сбора, хранения и обработка статистической информации;
с- оздание инфраструктуры для качественного развития цифровой сферы в экономике [6].
Цифровизация затрагивает все стороны жизни современного общества и обеспечивает сферу экологической безопасности и природопользования. Одной из ключевых особенностей цифровых технологий является то, что они бывают «сквозными» и универсальными в разных сферах жизнедеятельности. В этом контексте справедливо будет сказать, что используемые цифровые технологии не предлагают готовых решений экологических проблем, они позволяют существенно облегчить обработку больших объемов статистической информации, сделать возможным глубокий и всесторонний анализ. Она качественно изменяет управленческую деятельность в той или иной сфере в кратчайшие сроки и в целом [8].
В Основах госполитики в области развития окружающей среды перечислены отдельные механизмы, которые направленны на автоматизацию системы госэкологического мониторинга и прогнозирования ЧС биологического и техногенного происхождения (оснащение современными измерительными, аналитическими средствами и информационными средствами с использованием инструментов и автоматических систем, разработка программы обработки данных), а также механизмы, обеспечивающие эффективное участие соответствующей общественности и делового мира в решении проблем и обеспечения экологической безопасности (мероприятия по государству и охране экологической среды, обеспечение гласности информации в декларации и разрешения при воздействии на окружающую среду, повышение открытости информации о негативном воздействии промышленных предприятий на окружающую среду и принятие возможных мер по смягчению такого воздействия) [5].
Политика в сфере применения технологий в сфере коммуникации, а также приоритеты развития информационных обществ, в том числе:
- создание информационного пространства с учетом потребности в получении качественной и достоверной информации;
- создание и внедрение в отечественные коммуникационные и информационные технологии, которые обеспечивают их конкурентоспособность на международном уровне [9].
С точки зрения основных функций управления природопользованием рекомендуется рассмотреть особенности цифровой трансформации в сфере охраны экологии.
На данном этапе цифровизации больше всего подвержены такие функции госуправления природопользованием как:
- информационная поддержка в области экологической информационной поддержки;
- госучет объектов, которые оказывают негативное влияние на экологию;
- технологическое регулирование на основе применения лучших технологий;
- госэкологическая экспертиза;
- управление платежами за негативное воздействие на экологию.
Основанием для выполнения задач по обеспечению полноты и доступности информации в сфере экологии в настоящих Указах Президента Российской Федерации является создание электронных БД об осуществлении природоохранной деятельности.
При создании электронных БД необходимо установить режим правового государственного регулирования информационных ресурсов в целях расширения возможности их использования вместе с различными субъектами, в том числе представителями соответствующей общественности, в рамках общественного контроля.
Государственные информационные ресурсы в области экологии включают в себя государственную регистрацию объектов, которые оказывают негативное влияние на экологию.
Правовым регулированием ведения данного реестра являются статьи 69, 69.2 Федерального закона 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» 4 от 10 января 2002 года), Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. № 572 «Об утверждении Правил устройства и содержания объектов, которые оказывают негативное воздействие на экологию».
Государственная регистрация объектов с негативным воздействием осуществляется в электронной форме, что позволяет снизить значительные транзакционные издержки на подготовку, оформление, архивированию регистрационных документов для государства в лице собственников объектов с негативным воздействием и уполномоченных ими органов соответствующих процедур и условий регистрации. При этом некоторые учетные операции в указанном реестре воспроизводятся в документальной форме (например, выдача документов о государственной регистрации данного объекта, уточнение сведений и снятие с регистрации учета).
Правила создания и ведения госреестра предусматривают как бумажную, так и электронную форму подачи документов для подачи заявления на регистрацию объекта.
Электронная заявка оформляется с использованием ФГИС «Портал Единых государственных и муниципальных услуг» или с официального сайта по природоохранному надзору в сети Интернет.
Оформление государственной регистрации объектов, которые оказывают негативное воздействие на экологию, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2016 г. № 572, Приказом Росприроднадзора от 06.02.2016 № 104 «Экологический и федеральный государственный экологический аудит», может быть реализовано в электронной форме, по почте или на бумажном носителе через ЛК в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: https://lk.fsrpn.ru (ст. 20 Административного регламента).
Таким образом, процессом цифровизации охвачен огромный спектр функций госэкологического управления. На сегодняшний день цифровой трансформации очень подвержены такие функции государства как:
- информационное обеспечение в сфере экологии;
- госучет объектов, которые оказывают негативное влияние на экологию;
- регламентация в области экологии;
- госэкологический надзор;
- управление платежами за негативное влияние на экологию.
Сведения из госреестра объектов вредного воздействия должны стать основанием для принятия экологически важных решений.
ПОТОКИН Юрий Николаевич
аспирант кафедры теории и истории государства и права Московского городского педагогического университета, Московского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем»