До 2015 г. новые технологии «FinTech» были слабо востребованы в Японии. Согласно отчету «Accenture», японские инвестиции составили лишь 0,4 процента от 12 млрд. долл. США, вложенных в «FinTech» в глобальном масштабе в 2014 г.
Но в последние три года ситуация изменилась. Исследование, проведенное компанией «Tech in Asia», показало, что инвестиции в «FinTech» - стартапы в Японии в течение 2015 г. выросли более чем в два раза и достигли 141,73 млн. долл. США. «В наши дни инновации в области информационных технологий значительно влияют на финансовые услуги и даже на экономику и общество в целом; в этой связи применение новых информационных технологий для финансовых инноваций под названием «FinTech» представит перспективы, которые откроют границы финансовых услуг», - заявил Харухико Курода, глава Банка Японии, в декабре 2017 г. на Финансовом форуме в Токио. Он пояснил, что, во-первых, «FinTech» будут способствовать предоставлению финансовых услуг, адаптированных под индивидуальных пользователей по всему миру. Искусственный интеллект (AI) позволяет «настраивать» финансовые услуги в соответствии с потребностями отдельных пользователей. Во-вторых, «FinTech» будет способствовать повышению эффективности финансовых операций и услуг и повышению производительности за счет применения информационных технологий. «FinTech» также имеет потенциал для создания новых связей между финансовыми услугами и широкомасштабными отраслями, такими как Интернет вещей (IoT), электронная коммерция и экономика совместного использования.
«Fintech» - это не новая концепция. Точный смысл «Fintech» неуловим, потому что они предлагают большое количество возможностей, и степень влияния, которую они окажут на общество и экономику, трудно предсказать, - писали японские экономисты Йошизава Р. и Татеньо Ч. В данном случае термин «Fintech» используется как коллективное существительное для информационных технологий (ИТ), которые преобразуют способы предоставления существующих финансовых услуг, в большей части - через разделение или объединение нескольких существующих финансовых услуг.
Однако, несмотря на заявления главы Банка Японии, правительство страны не спешит вносить соответствующие коррективы в законы для продвижения новых технологий «Fintech» в сфере предоставления финансовых услуг. Мнение правительства опирается на мнение компетентных японских финансистов, которые утверждают, что внедрение технологий «Fintech» может оказать негативное влияние на развитие банковского дела в стране. Йошизава Р. и Татеньо Ч. утверждали, что «в краткосрочной перспективе «Fintech» могут произвести негативные и даже разрушительные структурные преобразования в финансовой индустрии Японии, которая уникальна среди развитых стран тем, что национальные финансовые рынки страны делятся на учреждения по географическим и бизнес-направлениям». Однако, «Fintech» могут быть позитивными для Японии на макроэкономическом уровне и для банковской отрасли в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Это связано с тем, что «Fintech» могут создать новую конкурентную динамику, инициируя такие события, как устранение «overbanking», что может привести к конвергенции более сильных банков и принести пользу клиентам, например, снизить предельные издержки по транзакциям.
Начиная с 2016 г. Банк Японии активно продвигает внедрение технологий «Fintech» в банковскую систему страны. В апреле 2016 г. Банк создал Центр «FinTech» в рамках Департамента платежных и расчетных систем. Банк также создал банковскую сеть «FinTech Network» для обмена опытом и информацией по внедрению «FinTech». Кроме того, Банк Японии провел четыре форума «FinTech». На этих форумах были обсуждены такие вопросы, как информационная безопасность (information security), открытые инновации (open innovation), Большие данные (big data) и распределенная бухгалтерская технология (distributed ledger technology - DLT).
Следует подчеркнуть, что в последние пять лет японские банки заняли в Азии лидирующие позиции по объемам кредитования. Область транзакций по денежным переводам в Японии расширяется и привлекает многие зарубежные компании, которые хотят управлять переводами денежных средств и виртуальными валютными компаниями. Однако, банки Японии обладают монополией на операции по переводам и расчетам, которые считаются чрезмерно дорогостоящими. Отправка денег за рубеж для компаний может стоить до 5000 йен. Использование «FinTech» может снизить комиссионные за денежные переводы и предоставить возможность осуществлять их в любое время.
В настоящее время нормативная база регулирования деятельности фирм «FinTech» в Японии представляет собой большие возможности и большие проблемы не только в Японии, но и для финансовых регуляторов по всему миру. Чтобы поддержать прогресс и развитие в этом секторе, в декабре 2016 г. Ассоциация «FinTech» в Японии (FinTech Association in Japan) объединила юристов, консультантов, а также представителей Управления кредитных систем (Credit System Office), Агентства финансовых услуг Японии (Financial Services Agency of Japan) и «FinTech & Innovation Group», а также представителей Денежнокредитного управления Сингапура для обсуждения тенденций регулирования и текущих вопросов в Японии и Сингапуре. Отметим, что в Сингапуре создание «Интеллектуального финансового центра» сыграло ключевую роль в централизации информации, связанной с «FinTech», путем объединения стартапов, экспертов и регулирующих органов с момента ее создания. Сейчас это одна из ведущих стран в этой области[9]. В Великобритании была продолжена стандартизация банковских систем прикладного программирования (API). Эти примеры демонстрируют, как финансовые регуляторы в этих странах предпринимают значительные усилия для содействия внедрению «FinTech».
К сожалению, в настоящее время в Японии правовое регулирование банковской деятельности, электронных денег (e-money businesses), компаний по выдаче кредитных карт (credit card companies) сосредоточено в различных нормативных актах: законе «О банковской деятельности» 1981 г. (Banking Act), законе «О коммерческом страховании» 1995 г. (Insurance Business Act), законе «О финансовых инструментах и фондовых биржах 1948 г. (Financial Instruments and Exchange Act) и др.
Финансовый регулятор Японии - Агентство по финансовым услугам (Financial Services Agency) полагает, что такая ситуация «удушает» конкуренцию, связанную с инвестициями в «FinTech». Действующие в настоящее время законы Японии о банковской деятельности не позволяют самим финансовым учреждениям участвовать в таких операциях, как цифровые платежи и электронная коммерция. Поэтому Агентство FSA подготовило проекты новых законов, которые были приняты в 2016-17 гг. и готовы к утверждению в 2018 г. Агентство финансовых услуг (Financial Services Agency - FSA) разрабатывает новые подходы к продвижению «FinTech» в Японии, включая новые правила, касающиеся Open API, банковских инвестиций в предприятия «FinTech», краудфандинга (crowdfunding) и виртуальной валюты. Кроме того, Агентство FSA также планирует ослабление требований в соответствии с существующими финансовыми положениями для внедрения новых технологий FinTech».
25 мая 2016 г. были внесены изменения и дополнения в Закон о банках Японии (Banking Act). Эти поправки (Order for the Enforcement of the Banking Act) были опубликованы 3 июня 2016 г. и вступили в силу в апреле 2017 г. Эти изменения позволяют осуществлять инвестиции в японские ИТ-компании более гибкими способами. Изменения 2016 г. сняли запрет на банковские холдинговые компании, инвестирующие в операционные компании.
Согласно ранее действовавшим нормам японские банки не могли: 1) иметь более чем 5% прав голоса по акциям в японских компаниях, которые не вписывались в категории, перечисленные в Законе о банках («Category Companies» и «Shareholding Restriction») и 2) иметь более 50% прав голоса в компаниях, попадающих в определенные категории («Category Company»), такие как банки или иностранные банки, без одобрения правительства («Дополнительное ограничение» - «Subsidiary Restriction»). Поэтому инвестиции японских банков в компании «FinTech» были ограничены. Изменения в Закон о банках 2016 г. отменили указанные выше ограничения. Ожидается, что эти изменения принесут пользу как японским банкам, так и компаниям «FinTech», путем расширения возможностей инвестиций и более тесной работы с компаниями «FinTech», а также создадут для японских банков больше возможностей для деятельности по слияниям и поглощениям.
Изменения в Закон о банках 2016 г. можно назвать ограниченными, поскольку они не закрепили целый ряд возможностей для внедрения технологий «FinTech» уже эффективно используемых другими странами Азии. До настоящего времени в Японии не используется концепция «Регулируемой песочницы» («regulatory sandbox»), хотя Агентство FSA внимательно следит за разработкой «Стандартной песочницы» в других странах. Например, в Сингапуре «Регулируемая песочница» позволяет финансовым учреждениям и игрокам «FinTech» экспериментировать с инновационными финансовыми продуктами или услугами в производственной среде в условиях минимального регулирования, но в рамках четко определенной, контролируемой среды, а также с надлежащими гарантиями для поддержания общей безопасности и надежности финансовой системы. В Японии для компаний «FinTech» не существует специального режима лицензирования, который отличался бы от лицензирования обычных финансовых компаний. Нет также и специальных налоговых мер для продвижения технологий «FinTech».
Выводы: Следует отметить, что хотя основные финансовые регуляторы Японии - Агентство финансовых услуг и Банк Японии - предпринимают определенные меры по продвижению технологий «FinTech» в Японии, этих мер явно недостаточно. Агентство финансовых услуг готовит проекты новых законов и правил, включая новые правила, касающиеся Open API, банковских инвестиций в предприятия «FinTech», краудфандинга (crowdfunding) и виртуальной валюты. Банк Японии создал Центр «FinTech» в рамках Департамента платежных и расчетных систем, банковскую сеть «FinTech Network» для обмена опытом и информацией по внедрению «FinTech», а также провел четыре форума «FinTech». Но на данный момент итогом этой работы явилось лишь внесение в 2016 г. изменений в Закон Японии о банках, которые носят ограниченный характер. Наработки других стран Азии в области внедрения технологий «FinTech» не используются правительством Японии.
ФРОЛОВА Евгения Евгеньевна
заместитель директора Института государства и права РАН, заведующая кафедрой гражданского права и процесса и международного частного права Юридического института Российского университета дружбы народов (РУДН)