Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Правовое регулирование отношений в сфере здравоохранения в Договоре о функционировании Европейского Союза (ДФЕС)

 

Тюменцев В. О.

Предметом рассмотрения данной статьи является ре­гулирование отношений в сфере здравоохранения в праве Европейского Союза на уровне первичных правовых актов, наиболее значимым из которых применительно к праву здравоохранения является Договор о функционировании Ев­ропейского Союза (ДФЕС).

Договор о функционировании Европейского Союза (ДФЕС) является одним из самых важных и базовых докумен­тов Европейского Союза. Данный договор, как и отображено в его названии, имеет важную функцию правового регулиро­вания всех тех институтов и механизмов, которые составляют структуру Европейского Союза. Исключением не является и сфера здравоохранения правовому регулированию которой в Европейском Союзе посвящена данная работа.

В рамках правового регулирования здравоохранения ДФЕС имеет особенность, которая состоит в том, что в дан­ном договоре охрана здоровья регулируется двумя способа­ми: как непосредственно право здравоохранения и как аспект охраны здоровья в рамках других отношений, регулируемых в источнике.

Это отображено в ДФЕС что является особенностью дан­ного Договора и в настоящем правовом источнике аспект здравоохранения также затрагивается двумя способами: в од­ном случае затрагивается непосредственно само здравоохра­нение, во втором случае охрана здоровья имеет место быть в рамках регулирования каких-либо иных отношений. Второй тип регулирования преобладает равно количеству затраги­ваемых отношений. По этому признаку возможно провести своеобразное разделение в структуре регулирования права здравоохранения в ДФЕС. В данной работе затрагивается та часть Договора, в которой уделяется внимание непосред­ственно правовому регулирования здравоохранения и эту часть составляет единственная статья 168 раздела 14 «Здраво­охранение» ДФЕС.

В настоящей работе регулирование Договором охраны здоровья будет рассмотрено как регулирование непосред­ственно права здравоохранения ЕС. Как отмечено выше в рамках регулирования права здравоохранения ДФЕС имеет особенность, которая состоит в том, что правовые положения Договора, регулирующие данную отрасль права заключены в одной статье 168 что не редко отмечается различными ав­торами.

«Раздел XIV «Здравоохранение» того же Договора, по­священный деятельности ЕС в рассматриваемой сфере, со­стоит из единственной статьи — 168 (часть третья «Внутрен­няя политика и деятельность Союза»)» [3].

Статья 168 ДФЕС имеет самое важное значение во всей системе права здравоохранения ЕС будучи источником пра­вового регулирования первичного уровня, определяя общие черты права охраны здоровья и подчиняя себе все нижесто­ящие отраслевые правовые акты вследствие чего появление раздела 14 ДФЕС означало «установление законодательства в области здравоохранения на пути к тому, чтобы стать при­знанным аспектом законодательства ЕС.» [4, p. 5-6]. Пример HTML-страницы

Поскольку первоначально Европейское сообщество было экономической организацией, лишь позднее ставшей универсальной то соответственно раздел, посвященный здра­воохранению появился в первичном договоре не сразу, а в процессе развития компетенции интеграционной организа­ции, при этом появление регулирования здравоохранения в первичном договоре является значимым для охраны здоро­вья в европейском праве. «Развитие того, что стало статьей 168 ДФЕС, знаменует расширение компетенции ЕС в области законодательства и политики в области здравоохранения.» [4, p. 5-6].

Как говорилось за рамками [2] настоящей статьи основ­ная компетенция в сфере здравоохранения принадлежит странам-членам что не означает отсутствие у ЕС полномо­чий в области охраны здоровья. Европейский Союз имеет вспомогательную компетенцию что означает действия ЕС, направленные на поддержку действий стран-членов в раз­личных формах. Правовые положения статьи 168 полностью соответствуют данному распределению компетенции и ото­бражают это.

Из такой особенности компетенции исходит также и то, что полномочия ЕС, определенные в 168 статье жестко огра­ничены и определены, не всеобъемлюще определяя только самое основное. «Различные подразделы статьи 168 ДФЕС демонстрируют, что, хотя компетенция ЕС в области обще­ственного здравоохранения может расширяться, несомнен­но, существуют пределы ее охвата, определяемые наиболее очевидно с точки зрения запрета на гармонизацию и ново­го акцента на субсидиарность. Также очевидно, что аспекты, обнаруженные в других областях законодательства ЕС, осо­бенно в отношении форм управления, также присутствуют в здравоохранении, что может привести к выводу, что здоро­вье не является особым случаем. Действительно, похоже, что статья 168 ДФЕС жестко ограничена и что четкие статьи До­говора, уполномочивающие ЕС принимать меры, влияющие на здоровье, являются лишь второстепенным элементом за­конодательства и политики ЕС в области здравоохранения.» [4, p. 30].

Следует рассмотреть положения данной статьи Догово­ра и проанализировать их. В рамках настоящей статьи пред­ставляют интерес ряд пунктов, отображающих особенности регулирования.

Защита здоровья является одной из целей политики Ев­ропейского Союза и определяет действия ЕС, направленные на способствование достижению данной цели. В частности, в пункте 1 статьи 168 ДФЕС сказано о том, что в «деятельности Европейского Союза обеспечивается высокий уровень охра­ны здоровья.»

«При определении и осуществлении всех направлений политики и деятельности Союза обеспечивается высокий уровень охраны здоровья людей. Деятельность Союза, кото­рая дополняет собой национальную политику, направлена на улучшение здравоохранения, профилактику болезней и недугов людей и предупреждение причин, создающих опасность для физического и психического здоровья. Эта деятельность в равной мере включает борьбу с крупными бедствиями, содействуя исследованию их причин, путей их распространения и способов их предотвращения, информи­рование и просвещение в вопросах здравоохранения, а также наблюдение за серьезными трансграничными угрозами здо­ровью, раннее предупреждение об их появлении и борьбу с ними.

Союз дополняет деятельность, проводимую государ­ствами-членами в целях сокращения патогенных воздей­ствий наркотических средств на здоровье, в том числе путем информирования и профилактики.» [1, п. 1].

Также следует обратить внимание на то, что компетен­ция в сфере здравоохранения является национальной и при­надлежит странам-членам, а не самому ЕС что определяет действия ЕС как дополнительные к действиям стран-членов что также отображено в том же первом пункте рассматрива­емой статьи, где сказано, что Союз дополняет деятельность стран-членов.

Необходимо рассмотреть также и следующий второй пункт настоящей статьи Договора.

«Союз поощряет сотрудничество государств-членов в сферах, указанных в настоящей статье, и, если необходимо, оказывает поддержку их деятельности. В частности, Союз по­ощряет сотрудничество государств-членов, направленное на улучшение взаимодополняемости их служб здравоохране­ния в пограничных регионах.

Государства-члены во взаимосвязи с Комиссией коор­динируют друг с другом свою политику и свои программы в сферах, указанных в пункте 1. Комиссия в тесном контак­те с государствами-членами может предпринимать любые инициативы, полезные для содействия этой координации, в частности инициативы по установлению ориентиров и ука­зателей, по организации обмена передовой практикой и по подготовке необходимых материалов для периодических на­блюдений и оценок. Европейский парламент подлежит ин­формированию в полной мере.» [1, п. 2].

Здесь сказано о том, что Европейский Союз в рамках до­полнительной компетенции имеет действия, направленные на стимулирование действий стран-членов и способствуя реализации ими своей компетенции в интересах развития европейского права здравоохранения. Также статья 168 пред­усматривает контроль со стороны ЕС который реализован в установлении стандартов качества, о чем сказано в пункте 4 [1, п. 4].

О поощрительных мерах говорится также и пункте 5 на­стоящей статьи, где уточняется что поощрение стран-членов ЕС возможно в рамках таких угроз здоровью как «крупные бедствия трансграничного характера» [1, п. 5] под которыми подразумеваются, в том числе, и пандемии что актуально в условиях распространения коронавируса.

Говоря в целом о статье 168 ДФЕС следует отметить, что она определяет базовый уровень взаимодействия ЕС и стран-членов в сфере здравоохранения. Определена вспо­могательная функция наднационального уровня, имеющая различные механизмы реализации, например поощрения. На положениях, закрепленных в данной статье первичного договора основано все регулирование здравоохранения в ЕС включая все вторичные и иные правовые акты что усиливает значимость данной составляющей ДФЕС.

ТЮМЕНЦЕВ Владислав Олегович
аспирант 3 курса Института аспирантуры и докторантуры Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), младший научный сотрудник НОЦ международного права НИИ МГЮА

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях