Тюменцев В. О.
Предметом рассмотрения данной статьи является регулирование отношений в сфере здравоохранения в праве Европейского Союза на уровне первичных правовых актов, наиболее значимым из которых применительно к праву здравоохранения является Договор о функционировании Европейского Союза (ДФЕС).
Договор о функционировании Европейского Союза (ДФЕС) является одним из самых важных и базовых документов Европейского Союза. Данный договор, как и отображено в его названии, имеет важную функцию правового регулирования всех тех институтов и механизмов, которые составляют структуру Европейского Союза. Исключением не является и сфера здравоохранения правовому регулированию которой в Европейском Союзе посвящена данная работа.
В рамках правового регулирования здравоохранения ДФЕС имеет особенность, которая состоит в том, что в данном договоре охрана здоровья регулируется двумя способами: как непосредственно право здравоохранения и как аспект охраны здоровья в рамках других отношений, регулируемых в источнике.
Это отображено в ДФЕС что является особенностью данного Договора и в настоящем правовом источнике аспект здравоохранения также затрагивается двумя способами: в одном случае затрагивается непосредственно само здравоохранение, во втором случае охрана здоровья имеет место быть в рамках регулирования каких-либо иных отношений. Второй тип регулирования преобладает равно количеству затрагиваемых отношений. По этому признаку возможно провести своеобразное разделение в структуре регулирования права здравоохранения в ДФЕС. В данной работе затрагивается та часть Договора, в которой уделяется внимание непосредственно правовому регулирования здравоохранения и эту часть составляет единственная статья 168 раздела 14 «Здравоохранение» ДФЕС.
В настоящей работе регулирование Договором охраны здоровья будет рассмотрено как регулирование непосредственно права здравоохранения ЕС. Как отмечено выше в рамках регулирования права здравоохранения ДФЕС имеет особенность, которая состоит в том, что правовые положения Договора, регулирующие данную отрасль права заключены в одной статье 168 что не редко отмечается различными авторами.
«Раздел XIV «Здравоохранение» того же Договора, посвященный деятельности ЕС в рассматриваемой сфере, состоит из единственной статьи — 168 (часть третья «Внутренняя политика и деятельность Союза»)» [3].
Статья 168 ДФЕС имеет самое важное значение во всей системе права здравоохранения ЕС будучи источником правового регулирования первичного уровня, определяя общие черты права охраны здоровья и подчиняя себе все нижестоящие отраслевые правовые акты вследствие чего появление раздела 14 ДФЕС означало «установление законодательства в области здравоохранения на пути к тому, чтобы стать признанным аспектом законодательства ЕС.» [4, p. 5-6].
Поскольку первоначально Европейское сообщество было экономической организацией, лишь позднее ставшей универсальной то соответственно раздел, посвященный здравоохранению появился в первичном договоре не сразу, а в процессе развития компетенции интеграционной организации, при этом появление регулирования здравоохранения в первичном договоре является значимым для охраны здоровья в европейском праве. «Развитие того, что стало статьей 168 ДФЕС, знаменует расширение компетенции ЕС в области законодательства и политики в области здравоохранения.» [4, p. 5-6].
Как говорилось за рамками [2] настоящей статьи основная компетенция в сфере здравоохранения принадлежит странам-членам что не означает отсутствие у ЕС полномочий в области охраны здоровья. Европейский Союз имеет вспомогательную компетенцию что означает действия ЕС, направленные на поддержку действий стран-членов в различных формах. Правовые положения статьи 168 полностью соответствуют данному распределению компетенции и отображают это.
Из такой особенности компетенции исходит также и то, что полномочия ЕС, определенные в 168 статье жестко ограничены и определены, не всеобъемлюще определяя только самое основное. «Различные подразделы статьи 168 ДФЕС демонстрируют, что, хотя компетенция ЕС в области общественного здравоохранения может расширяться, несомненно, существуют пределы ее охвата, определяемые наиболее очевидно с точки зрения запрета на гармонизацию и нового акцента на субсидиарность. Также очевидно, что аспекты, обнаруженные в других областях законодательства ЕС, особенно в отношении форм управления, также присутствуют в здравоохранении, что может привести к выводу, что здоровье не является особым случаем. Действительно, похоже, что статья 168 ДФЕС жестко ограничена и что четкие статьи Договора, уполномочивающие ЕС принимать меры, влияющие на здоровье, являются лишь второстепенным элементом законодательства и политики ЕС в области здравоохранения.» [4, p. 30].
Следует рассмотреть положения данной статьи Договора и проанализировать их. В рамках настоящей статьи представляют интерес ряд пунктов, отображающих особенности регулирования.
Защита здоровья является одной из целей политики Европейского Союза и определяет действия ЕС, направленные на способствование достижению данной цели. В частности, в пункте 1 статьи 168 ДФЕС сказано о том, что в «деятельности Европейского Союза обеспечивается высокий уровень охраны здоровья.»
«При определении и осуществлении всех направлений политики и деятельности Союза обеспечивается высокий уровень охраны здоровья людей. Деятельность Союза, которая дополняет собой национальную политику, направлена на улучшение здравоохранения, профилактику болезней и недугов людей и предупреждение причин, создающих опасность для физического и психического здоровья. Эта деятельность в равной мере включает борьбу с крупными бедствиями, содействуя исследованию их причин, путей их распространения и способов их предотвращения, информирование и просвещение в вопросах здравоохранения, а также наблюдение за серьезными трансграничными угрозами здоровью, раннее предупреждение об их появлении и борьбу с ними.
Союз дополняет деятельность, проводимую государствами-членами в целях сокращения патогенных воздействий наркотических средств на здоровье, в том числе путем информирования и профилактики.» [1, п. 1].
Также следует обратить внимание на то, что компетенция в сфере здравоохранения является национальной и принадлежит странам-членам, а не самому ЕС что определяет действия ЕС как дополнительные к действиям стран-членов что также отображено в том же первом пункте рассматриваемой статьи, где сказано, что Союз дополняет деятельность стран-членов.
Необходимо рассмотреть также и следующий второй пункт настоящей статьи Договора.
«Союз поощряет сотрудничество государств-членов в сферах, указанных в настоящей статье, и, если необходимо, оказывает поддержку их деятельности. В частности, Союз поощряет сотрудничество государств-членов, направленное на улучшение взаимодополняемости их служб здравоохранения в пограничных регионах.
Государства-члены во взаимосвязи с Комиссией координируют друг с другом свою политику и свои программы в сферах, указанных в пункте 1. Комиссия в тесном контакте с государствами-членами может предпринимать любые инициативы, полезные для содействия этой координации, в частности инициативы по установлению ориентиров и указателей, по организации обмена передовой практикой и по подготовке необходимых материалов для периодических наблюдений и оценок. Европейский парламент подлежит информированию в полной мере.» [1, п. 2].
Здесь сказано о том, что Европейский Союз в рамках дополнительной компетенции имеет действия, направленные на стимулирование действий стран-членов и способствуя реализации ими своей компетенции в интересах развития европейского права здравоохранения. Также статья 168 предусматривает контроль со стороны ЕС который реализован в установлении стандартов качества, о чем сказано в пункте 4 [1, п. 4].
О поощрительных мерах говорится также и пункте 5 настоящей статьи, где уточняется что поощрение стран-членов ЕС возможно в рамках таких угроз здоровью как «крупные бедствия трансграничного характера» [1, п. 5] под которыми подразумеваются, в том числе, и пандемии что актуально в условиях распространения коронавируса.
Говоря в целом о статье 168 ДФЕС следует отметить, что она определяет базовый уровень взаимодействия ЕС и стран-членов в сфере здравоохранения. Определена вспомогательная функция наднационального уровня, имеющая различные механизмы реализации, например поощрения. На положениях, закрепленных в данной статье первичного договора основано все регулирование здравоохранения в ЕС включая все вторичные и иные правовые акты что усиливает значимость данной составляющей ДФЕС.
ТЮМЕНЦЕВ Владислав Олегович
аспирант 3 курса Института аспирантуры и докторантуры Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), младший научный сотрудник НОЦ международного права НИИ МГЮА