Режим обеспечения защиты персональных данных является стратегической целью Евросоюза на сегодняшний день. Европейский Союз, как один из главных игроков на международной арене, является первоочередным объектом для негативных кибервоздействий, что требует принятия своевременных, адекватных и эффективных мер противодействия, в том числе принятия действенного и комплексного законодательства и применения иных правовых механизмов защиты персональных данных.
Европейские правовые механизмы защиты персональных данных развивались по сложному пути, от декларативных актов и двусторонних соглашений к имплементации норм европейского законодательства в правовые системы всех без исключения государств-членов ЕС. Это развитие идёт по пути усложнения и даже ужесточения норм, налагающих множество запретов и ограничений, в первую очередь на обработчиков персональных данных, с целью обеспечения максимального уровня защиты данных физических лиц, а также расширения их субъективных прав. Стремительное развитие технологий в цифровой сфере, появление всё новых и новых средств и способов передачи информации, в т.ч. трансграничных, заставляет Европейский Союз неустанно обновлять и изменять собственное законодательство, разрабатывать новые механизмы правового регулирования.
В настоящее время Европейский Союз сделал очередной большой шаг в этом направлении: в 2016 году были приняты Регламент 2016/679 ЕС «О защите физических лиц в отношении обработки персональных данных и о свободном перемещении таких данных и отмене Директивы 95/46/EC» (далее - Регламент) и Директива 2016/680 ЕС «О защите физических лиц в отношении обработки персональных данных компетентными органами в целях предотвращения, расследования, обнаружения или уголовного преследования за уголовные преступления или исполнения уголовных наказаний, а также за свободное перемещение таких данных и отмене Рамочного решения Совета ЕС 2008/977/JHA». 28 января 2016 года страны-члены Совета Европы, а также европейские учреждения, агентства и департаменты отметили 10-й ежегодный Европейский день защиты данных, а спустя неполных четыре месяца (а именно - 27 апреля 2016 года, в Брюсселе) окончательно утвердили Общий Регламент по защите данных и Директиву, привнесших много нового в правовую систему ЕС в целом и в механизм защиты персональных данных в частности.
Новый Регламент 2016/679 будет применяться с 25 мая 2018 года. Ссылки на Директиву 95/46/ЕС, которую он отменяет, с указанной даты должны толковаться как ссылки на Регламент. К этому моменту должны быть приняты соответствующие национальные законы и создан Европейский совет по защите персональных данных. Что касается Директивы 2016/680, то государства-члены должны принять и опубликовать к 6 мая 2018 года законы, регламенты и административные положения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы. Государства-члены ЕС незамедлительно сообщают Европейской Комиссии тексты этих положений, применять которые обязаны начиная с 6 мая 2018 года.
Важнейшим элементом механизма защиты персональных данных является правовой статус субъекта персональных данных. Правовой статус субъекта данных включает в себя его права и обязанности, связанные с защитой персональных данных, которые составляют суть правовой защиты персональных данных в ЕС. Правовой статус основан на концепции законной, прозрачной и контролируемой субъектом обработки данных, отвечающей правомерным интересам субъекта данных. Рассмотрим правовой статус субъекта персональных данных по законодательству ЕС и проанализируем основные изменения, которые произойдут с вводом в действие новейших Регламента и Директивы.
В Регламенте существенно расширен перечень прав, которыми обладает субъект данных. Таким правам посвящена отдельная глава - Глава 3 «Права субъектов данных». Директива 1995 г. предусматривала только два права субъекта данных таких, как: Право субъекта данных на доступ к данным (Раздел 5, статья 12 «Право доступа») и Право субъекта данных на возражения (Раздел 7, статья 14 «Право субъекта данных на возражения», статья 15 «Автоматизированные решения в отношении частных лиц»). В плане прямой регламентации основных прав субъекта Регламент является огромным шагом вперед, поскольку права субъекта данных раскрываются в Статьях 12 - 23, многие положения из которых можно считать новеллами не только европейского, но и мирового законодательства в области защиты персональных данных.
По сравнению с действовавшим ранее законодательством ЕС, Общий Регламент по защите данных, вступающий в действие 25 мая 2018 года, во многом по-новому и гораздо более широко раскрывает сущность прав субъектов данных, указанных в Директиве 1995 года, а также вводит прямую регламентацию следующих прав субъекта: право на исправление, право на удаление («право на забвение»), право на ограничение обработки данных, уведомление об исправлении или удалении личных данных или ограничении обработки, право на портативность данных. В Главе 3, помимо указанных прав, установлены условия осуществления прав субъекта данных, информация и доступ к персональным данным, а также обязанности контролера, связанные с осуществлением субъектом своих прав. Необходимо отметить, что в особых случаях законодательство ЕС или государства-члена может предусмотреть ограничения названных прав, которые могут быть введены в действие только по основаниям, исчерпывающий перечень которых содержится в самом Регламенте.
Отдельно следует отметить, что несколько положений Регламента посвящены правам детей, как особой категории субъектов персональных данных. В отношении них действуют специальные правила, так как они могут быть менее информированы о рисках и последствиях публикации своих персональных данных. В пункте 38 вводной части Регламента законодатель говорит о том, что дети нуждаются в особой защите своих персональных данных, так как они в меньшей степени осознают риски, последствия, соответствующие гарантии и права при обработке персональных данных. Указанная особая защита должна, в частности, применяться в отношении использования персональных данных детей в целях маркетинга или создания личностного профиля или профиля пользователя и сбора персональных данных детей при использовании услуг, предлагаемых непосредственно детям. Согласие законных представителей ребенка не является необходимым в контексте профилактических мероприятий и консультационных услуг, предлагаемых непосредственно ребенку.
В Статье 8 Регламента «Условия, применимые к согласию ребенка в отношении услуг информационного общества» говорится о том, что если субъект данных (в этом случае - ребенок) дал согласие на обработку своих персональных данных для одной или нескольких конкретных целей в отношении предложения услуг информационного общества непосредственно ребенку, обработка личных данных ребенка должна считаться законной, если ребенку исполнилось не менее 16 лет. Если ребенку не исполнилось 16 лет, такая обработка является законной только в том случае, и в той степени, в которой согласие предоставляется законным представителем ребенка.
При этом государства-члены могут предусмотреть в своем национальном законодательстве меньший возраст для этих целей при условии, что такой возраст составляет не менее 13 лет. Данная норма является одной из наиболее критикуемых в новом Регламенте, так как отходит от принципа единообразного правоприменения внутри ЕС. Некоторые критики также указывают на неэффективность похожих законодательных мер в других странах, в том числе в США.
Кроме того, контролер должен приложить разумные усилия с учетом имеющихся технологий для проверки в тех случаях, когда согласие предоставляется законным представителем ребенка. Отметим, что положение об обработке, в случае если ребенку не исполнилось 16 лет, не затрагивает положения общего договорного законодательства государств-членов, например, такие, как правила о действительности, формировании или действии контракта в отношении ребенка.
Что же касается регламентации правового статуса субъекта персональных данных в России, то следует отметить, что здесь, как и в Европейском Союзе, субъектом персональных данных является любое физическое лицо. Однако критериями, влияющими на возможность реализации прав таким субъектом, по мнению А.В. Кучеренко, являются возраст и объем дееспособности. При этом правам субъекта персональных данных полностью посвящена Глава 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон РФ о персональных данных). Статья 14 этого Закона, несмотря на свое название «Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным», содержит положения о том, что субъект данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав. Таким образом, правила статьи 14 Закона РФ о персональных данных корреспондируют положениям Регламента, а именно статье 15 «Право доступа субъектом данных», статье 16 «Право на исправление», статье 17 «Право на удаление («право на забвение»)» и статье 18 «Право на ограничение обработки данных». Помимо этого, статья 14 Закона РФ о персональных данных содержит правила, которые соответствуют другим статьям Регламента, в частности, положение о том, что сведения, указанные в части 7 статьи 14, должны быть предоставлены субъекту персональных данных оператором в доступной форме, - части 1 статьи 20 Регламента «Право на портативность данных», а также положение о возможных ограничениях прав субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным - в Регламенте ЕС всем случаям ограничения прав субъектов данных посвящена Секция 5 Главы 3 и статья 23 «Ограничения». Причем список ограничений, представленный в статье 14 Закона РФ о персональных данных, гораздо короче аналогичного перечня, предусмотренного Регламентом, и эти ограничения связаны, главным образом, с обеспечением государственной и общественной безопасности, охраной правопорядка и с пресечением преступной деятельности.
Статья 15 Закона РФ о персональных данных определяет права субъектов данных при обработке их персональных данных в целях продвижения товаров на рынке, а также в целях политической агитации. По своему содержанию она корреспондирует положениям статьи 21 Регламента. Основное отличие заключается в том, что помимо обработки персональных данных в целях продвижения товаров на рынке, российский закон допускает обработку данных в целях политической агитации. Важный момент - указанная обработка допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Положения статьи 16 Закона РФ о персональных данных - «Права субъектов персональных данных при принятии решений на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных» - в целом соответствуют нормам статьи 22 «Автоматизированное индивидуальное принятие решений, включая профилирование» Регламента ЕС. Единственное отличие - Закон РФ о персональных данных определяет сроки, в течение которых оператор обязан рассмотреть возражение. Так, оператор обязан это сделать в течение тридцати дней со дня его получения и уведомить субъекта персональных данных о результатах рассмотрения такого возражения.
Специальная статья 17 Закона РФ о персональных данных - «Право на обжалование действий или бездействия оператора» содержит норму о том, что субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке, если он считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований закона или иным образом нарушает его права и свободы. Данное положение аналогично содержащемуся в статье 79 Регламента ЕС следующему правилу: без ущерба для любых доступных административных или несудебных средств правовой защиты, включая право подавать жалобу в надзорный орган, каждый субъект данных имеет право на эффективное судебное средство правовой защиты, если он считает, что его права были нарушены в результате обработки его персональных данных.
Кроме того, в статье 17 Закона РФ о персональных данных говорится о том, что субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке, и это правило аналогично норме Регламента о том, что любое лицо, которое понесло материальный или нематериальный ущерб в результате нарушения Регламента, имеет право на получение компенсации от контролера или процессора за нанесенный ущерб.
Итак, рассмотрев правовой статус субъекта персональных данных в механизме защиты персональных данных в РФ, приходится констатировать, что Глава 3 «Права субъекта персональных данных» Закона РФ о персональных данных значительно уступает одноименной Главе 3 Общего Регламента по защите данных, как по объему, так и по содержанию прав субъекта данных. Некоторые права субъекта, имеющиеся в европейском законодательстве, в российском вообще отсутствуют, например, право на возражение и право на уведомление об исправлении или удалении персональных данных или ограничении обработки. В связи с этим с целью совершенствования механизма правового регулирования персональных данных в РФ, предлагается дополнить Главу 3 Закона РФ о персональных данных статьями, подробно регламентирующими право субъекта персональных данных на исправление, на ограничение обработки данных, на портативность данных, на возражение, на уведомление.
Что касается широко обсуждаемого в Европе права на удаление («право на забвение»), то в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 264-ФЗ, с 1 января 2016 года каждый получил право быть забытым поисковой информационной системой. Так, согласно статье 10 указанного Закона оператор поисковой системы, распространяющий в сети «Интернет» рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, по требованию гражданина (физического лица) обязан прекратить выдачу сведений об указателе страницы сайта в сети «Интернет», позволяющих получить доступ к информации о заявителе, распространяемой с нарушением законодательства РФ, являющейся недостоверной, а также неактуальной, утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя, за исключением информации о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость.
Не вызывает сомнений и тот факт, что в приведенном выше положении Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 264-ФЗ речь идет именно о персональных данных физического лица. Однако, несмотря на то, что в России имеется специальный закон (Закон РФ о персональных данных), регулирующий обработку персональных данных, в котором на оператора возложены аналогичные обязанности, данные поправки внесли именно в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации). По неясным причинам законодатель решил не связывать право на забвение с персональными данными. Считаем, что такая ситуация с большой долей вероятности вызовет правовые коллизии и разночтения в практике применения российского законодательства. Например, Закон об информации не устанавливает объективные критерии разделения информации на актуальную и неактуальную. Напротив, он подчеркивает субъективный характер такой квалификации, говоря об утрате значения для заявителя. К тому же данный Закон не обязывает пользователя доказывать эту неактуальность, то есть возлагает бремя доказывания «актуальности и значимости для заявителя» на оператора поисковой системы. Как оператор сможет мотивированно объяснить гражданину значимость информации о нем самом, пока не очень понятно. При этом в аналогичной ситуации другой российский Закон - Закон РФ о персональных данных - обязывает гражданина доказывать неактуальность его данных для их уточнения или удаления оператором.
Исходя из вышеизложенного, наряду с предложением о внесении в Закона РФ о персональных данных прав субъекта данных, считаем необходимым перенести рассмотренные нормы Закона об информации в отдельную статью Главы 3 Закона РФ о персональных данных с необходимыми уточнениями, в частности, с более четким определением объективных критериев разделения информации на актуальную и неактуальную, и с определением того, какие критерии могут послужить основанием для отказа в удалении данных. Кроме того, желательно дополнить Закон РФ о персональных данных положениями об условиях осуществления всех рассмотренных выше прав субъекта данных.
ШАДРИН Станислав Александрович
аспирант кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) государственного университета, преподаватель кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Оренбургского государственного аграрного университета