Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Правовые и экономические последствия атлантического соглашения

Введение

Атлантическое соглашение - один из примеров со­глашений, которые заключаются между правительством провинции и правительством Канады.

Такого рода со­глашения устанавливают порядок взаимодействия пра­вительств федерального и провинциального уровней по различным вопросам. В данном случае, Атлантическое соглашение 1985 года установило порядок организации разработки нефтегазовых ресурсов с главной целью - эко­номическое и социальное развитие самой провинции Ньюфаундленд и Лабрадор.

В 2010 году была годовщина заключения данного согла­шения, на котором выступил один из инициаторов согла­шения и бывший губернатор провинции Ньюфаундленд и Лабрадор Джон Кросби. До заключения соглашения, провинция Ньюфаундленд и Лабрадор испытывала боль­шие трудности с безработицей и дефицитом бюджета, но с другой стороны она обладала внушительными запасами нефтегазовых ресурсов на континентальном шельфе, пре­имущественно на месторождениях Иберния, Уайт Роуз и Терра Нова. Соглашение 1985 года послужило правовым инструментом грамотного инвестирования в провинцию, которая, в последствии, из дотационной провинции пре­вратилась в донорскую.

Право всегда выступает в качестве инструмента обе­спечения, поэтому, особенно в нефтегазовой сфере, не­возможно рассматривать право отдельно от экономиче­ских и иных факторов, соответственно, в данном случае, необходимо рассмотреть не только правовую структуру регулирования добычи нефтегазовых ресурсов континен­тального шельфа провинции Ньюфаундленд и Лабрадор, но и экономические последствия такого правового регу­лирования для определения эффективности работы всей системы.

Предпосылки заключения соглашения

Как уже было сказано выше, провинция Ньюфаундленд и Лабрадор претерпевала проблемы с безработицей и дефи­цитом бюджета. Тем не менее на территории провинции на­ходился ряд крупных месторождений на континентальном шельфе:

  1. Месторождение Хеврон - открыто в 1981 году, доказан­ные запасы - 700 миллионов баррелей;
  2. Месторождение Терра Нова - открыто в 1985 году, оце­ниваемые запасы - 406 миллионов баррелей;
  3. Месторождение Иберния - открыто в 1979 году, дока­занные извлекаемые запасы - 704 миллиона баррелей;
  4. Месторождение Уайт Роуз - открыто в 1984 году, дока­занные запасы - 440 миллионов баррелей.

Экономические предпосылки стали движителем разра­ботки и заключения соглашения.

Правовое регулирование освоения морских место­рождений провинции Ньюфаундленд и Лабрадор

Правовое регулирование освоения морских месторожде­ний провинции Ньюфаундленд и Лабрадор состоит из ком­плекса правовых актов, самым главным, из которого является Атлантическое Соглашение 1985 года. Соответственно, основу правового регулирования можно отобразить следующим об­разом:

  • Соглашение между правительством провинции Нью­фаундленд и Лабрадор и правительством Канады об управ­лении нефтегазовыми ресурсами континентального шельфа и разделении прибыли 1985 года (далее Атлантическое согла­шение 1985 года);
  • Закон об имплементации Атлантического Соглашения 1987;
  • Соглашение между правительством провинции Нью­фаундленд и Лабрадор и правительством Канады о разделе­нии прибыли от добычи ресурсов континентального шельфа 2005 года;

Важно обратить внимание, что существует также ряд за­конов и подзаконных актов, также регулирующих разработку месторождений континентального шельфа провинции Нью­фаундленд и Лабрадор на федеральном и провинциальном уровне, например, Регламент о нефтегазовых установках на континентальном шельфе Ньюфаундленда (Newfoundland petroleum installations regulations 2003), а, в свою очередь, вы­шеуказанные акты составляют основу правового регулирова­ния

Атлантическое соглашение 1985 года

Атлантическое Соглашение 1985 года способствовало раз­работке запасов нефти и газа морских месторождений про­винции Ньюфаундленд и Лабрадор. Помимо предоставления провинции возможности облагать добычу ресурсов налогом, Соглашение предоставило сниженные сборы с провинции в рамках выравнивающих выплатах на федеральном уровне.

Соглашение предоставило провинции значительные полномочия по принятию решений и финансовые выгоды, что фактически привело к тому, что федерация и провинция стали управлять нефтегазовыми ресурсами на равных началах, а также позволило провинции временно получать высокий доход с добычи ресурсов континентального шельфа. Для по­вышения эффективности имплементации соглашения также был создан Совет по управлению ресурсами континенталь­ного шельфа провинции Ньюфаундленд и Лабрадор (англ. Canada-Newfoundland Offshore Petroleum Board, далее сокр. CNLOPB). Также в рамках соглашения был создан фонд раз­вития провинции в размере 300 млн. долл., из которых Прави­тельство Канады внесло 225 млн. долл.

Соглашение устанавливало преференции для трудоу­стройства жителей провинции на работу на предприятия, ве­дущие нефтегазовую деятельность на территории провинции, а также установило порядок обучения и повышения квалифи­кации персонала. Соглашение также содержит положения о преференциях для мелкого и среднего бизнеса, зарегистриро­ванного на территории провинции, работающего с нефтегазо­выми компаниями.

Одним из основных компонентов Соглашения является распределение доходов, которое позволило провинции соби­рать налоги и обязательные платежи с нефтяных ресурсов, как если бы эти ресурсы принадлежали самой провинции, при этом этот доход был защищен от выравнивающих выплат на 12 летний период.

В течение первых пяти лет добычи провинция имела право сохранить 90 процентов от выравнивающих выплат, а после истечения 5-летнего срока, сумма удержания провинци­ей сокращалась на 10 процентов каждый год до окончания 12 летнего срока.

Администрация того периода отметила, что соглашение позволило существенно поднять социально-экономические показатели провинции, и трансформировать Ньюфаундленд и Лабрадор из дотационной провинции в провинцию-донора.

Последствия Соглашения 1985 года

Однако в последующие годы критики утверждали, что соглашение не достигло своей основной цели-сделать про­винцию главным бенефициаром нефтяной промышленности. Добыча развивалось медленнее, чем ожидалось, и приводило к низким доходам в критические ранние годы действия согла­шения, когда обеспечивалась наибольшая защита от выравни­вающих выплат. К 2003 году провинция получила только 12 центов за каждый доллар доходов от добычи нефтегазовых ресурсов, в то время как Канада и провинции получали остав­шуюся сумму.

Дополнительное соглашение 2005 года

В 2005 году было заключено новое соглашение - Соглаше­ние между правительством провинции Ньюфаундленд и Ла­брадор и правительством Канады о разделении прибыли от добычи ресурсов континентального шельфа 2005 года, с тем чтобы обеспечить провинции более выгодный финансовый режим. Согласно новому Соглашению провинция получало освобождение от выравнивающих выплат, для того, чтобы она могла получать 100% доход от налогообложения нефтегазовой деятельности. Именно совокупности правовых и экономиче­ских мер, в 2008 году Провинция стала получать чистый доход в собственный бюджет и осуществлять выплаты в рамках про­граммы выравнивания доходов, вместо того, чтобы получать дотации.

Влияние на нефтегазовый сектор провинции Ньюфа­ундленд и Лабрадор

Соглашение 1985 года и дополнительное соглашение 2005 года были разработаны в первую очередь для экономическо­го развития провинции, что к 2008 году дало свои плоды. Не­фтегазовый сектор послужил основным двигателем экономи­ческого развития провинции благодаря введению налоговых льгот и вычетов для компаний, ведущих разработку место­рождений континентального шельфа.

2017 год стал для провинции 20ым по счету годом посто­янной добычи нефтегазовых ресурсов. С 98 года наблюдался постоянный рост добычи, а 2007 год стал пиком добычи на основных месторождениях провинции, что принесло более 13 млрд. долл в казну провинции. Несмотря на выработку ста­рых месторождений, компании Statoil, Husky и ExxonMobil ведут ГРР на перспективных участках Jeanne D'Arc и Flemish Pass. На основании отчета комиссии по управлению нефтега­зовыми ресурсами провинции, за 2017 год было выдано более 28 лицензий на проведение ГРР.

Заключение

Соглашения 1985 года и 2008 года являются примером эффективного способа развития отдельного региона на осно­вании синтеза правового регулирования и экономического прогноза. До 1985 года провинция Ньюфанудленд и Лабра­дор обладала высоким уровнем безработицы и дефицитом бюджета, что радикально изменилось после заключения со­глашения, которое послужило инструментом эффективного управления ресурсами провинции на основе механизмов по регулированию деятельности по разработке нефтегазовых ресурсов, трудоустройства местного населения, а также рас­пределения прибыли от добычи ресурсов. Соглашение со­держало временные льготы, как для провинции, так и для компаний, что впоследствии привело к росту экономических показателей, трудоустройства и добычи на месторождениях. В 2007 году провинция вышла на пик добычи и в 2008 году пере­стала быть дотационной. Несмотря на постепенное снижение добычи на старых месторождениях, благоприятный правовой режим способствует продолжению ведения ГРР, что, при бла­гоприятных обстоятельствах, будет способствовать экономи­ческому развитию провинции.

ГУЛИЕВ ИгбалАдиль оглы
кандидат экономических наук, заместитель директора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД России

МАРКИН Антон Сергеевич
аналитик Центра стратегических исследований в области энергетики и цифровой энергетики Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД России

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях