Введение
Атлантическое соглашение - один из примеров соглашений, которые заключаются между правительством провинции и правительством Канады.
Такого рода соглашения устанавливают порядок взаимодействия правительств федерального и провинциального уровней по различным вопросам. В данном случае, Атлантическое соглашение 1985 года установило порядок организации разработки нефтегазовых ресурсов с главной целью - экономическое и социальное развитие самой провинции Ньюфаундленд и Лабрадор.
В 2010 году была годовщина заключения данного соглашения, на котором выступил один из инициаторов соглашения и бывший губернатор провинции Ньюфаундленд и Лабрадор Джон Кросби. До заключения соглашения, провинция Ньюфаундленд и Лабрадор испытывала большие трудности с безработицей и дефицитом бюджета, но с другой стороны она обладала внушительными запасами нефтегазовых ресурсов на континентальном шельфе, преимущественно на месторождениях Иберния, Уайт Роуз и Терра Нова. Соглашение 1985 года послужило правовым инструментом грамотного инвестирования в провинцию, которая, в последствии, из дотационной провинции превратилась в донорскую.
Право всегда выступает в качестве инструмента обеспечения, поэтому, особенно в нефтегазовой сфере, невозможно рассматривать право отдельно от экономических и иных факторов, соответственно, в данном случае, необходимо рассмотреть не только правовую структуру регулирования добычи нефтегазовых ресурсов континентального шельфа провинции Ньюфаундленд и Лабрадор, но и экономические последствия такого правового регулирования для определения эффективности работы всей системы.
Предпосылки заключения соглашения
Как уже было сказано выше, провинция Ньюфаундленд и Лабрадор претерпевала проблемы с безработицей и дефицитом бюджета. Тем не менее на территории провинции находился ряд крупных месторождений на континентальном шельфе:
- Месторождение Хеврон - открыто в 1981 году, доказанные запасы - 700 миллионов баррелей;
- Месторождение Терра Нова - открыто в 1985 году, оцениваемые запасы - 406 миллионов баррелей;
- Месторождение Иберния - открыто в 1979 году, доказанные извлекаемые запасы - 704 миллиона баррелей;
- Месторождение Уайт Роуз - открыто в 1984 году, доказанные запасы - 440 миллионов баррелей.
Экономические предпосылки стали движителем разработки и заключения соглашения.
Правовое регулирование освоения морских месторождений провинции Ньюфаундленд и Лабрадор
Правовое регулирование освоения морских месторождений провинции Ньюфаундленд и Лабрадор состоит из комплекса правовых актов, самым главным, из которого является Атлантическое Соглашение 1985 года. Соответственно, основу правового регулирования можно отобразить следующим образом:
- Соглашение между правительством провинции Ньюфаундленд и Лабрадор и правительством Канады об управлении нефтегазовыми ресурсами континентального шельфа и разделении прибыли 1985 года (далее Атлантическое соглашение 1985 года);
- Закон об имплементации Атлантического Соглашения 1987;
- Соглашение между правительством провинции Ньюфаундленд и Лабрадор и правительством Канады о разделении прибыли от добычи ресурсов континентального шельфа 2005 года;
Важно обратить внимание, что существует также ряд законов и подзаконных актов, также регулирующих разработку месторождений континентального шельфа провинции Ньюфаундленд и Лабрадор на федеральном и провинциальном уровне, например, Регламент о нефтегазовых установках на континентальном шельфе Ньюфаундленда (Newfoundland petroleum installations regulations 2003), а, в свою очередь, вышеуказанные акты составляют основу правового регулирования
Атлантическое соглашение 1985 года
Атлантическое Соглашение 1985 года способствовало разработке запасов нефти и газа морских месторождений провинции Ньюфаундленд и Лабрадор. Помимо предоставления провинции возможности облагать добычу ресурсов налогом, Соглашение предоставило сниженные сборы с провинции в рамках выравнивающих выплатах на федеральном уровне.
Соглашение предоставило провинции значительные полномочия по принятию решений и финансовые выгоды, что фактически привело к тому, что федерация и провинция стали управлять нефтегазовыми ресурсами на равных началах, а также позволило провинции временно получать высокий доход с добычи ресурсов континентального шельфа. Для повышения эффективности имплементации соглашения также был создан Совет по управлению ресурсами континентального шельфа провинции Ньюфаундленд и Лабрадор (англ. Canada-Newfoundland Offshore Petroleum Board, далее сокр. CNLOPB). Также в рамках соглашения был создан фонд развития провинции в размере 300 млн. долл., из которых Правительство Канады внесло 225 млн. долл.
Соглашение устанавливало преференции для трудоустройства жителей провинции на работу на предприятия, ведущие нефтегазовую деятельность на территории провинции, а также установило порядок обучения и повышения квалификации персонала. Соглашение также содержит положения о преференциях для мелкого и среднего бизнеса, зарегистрированного на территории провинции, работающего с нефтегазовыми компаниями.
Одним из основных компонентов Соглашения является распределение доходов, которое позволило провинции собирать налоги и обязательные платежи с нефтяных ресурсов, как если бы эти ресурсы принадлежали самой провинции, при этом этот доход был защищен от выравнивающих выплат на 12 летний период.
В течение первых пяти лет добычи провинция имела право сохранить 90 процентов от выравнивающих выплат, а после истечения 5-летнего срока, сумма удержания провинцией сокращалась на 10 процентов каждый год до окончания 12 летнего срока.
Администрация того периода отметила, что соглашение позволило существенно поднять социально-экономические показатели провинции, и трансформировать Ньюфаундленд и Лабрадор из дотационной провинции в провинцию-донора.
Последствия Соглашения 1985 года
Однако в последующие годы критики утверждали, что соглашение не достигло своей основной цели-сделать провинцию главным бенефициаром нефтяной промышленности. Добыча развивалось медленнее, чем ожидалось, и приводило к низким доходам в критические ранние годы действия соглашения, когда обеспечивалась наибольшая защита от выравнивающих выплат. К 2003 году провинция получила только 12 центов за каждый доллар доходов от добычи нефтегазовых ресурсов, в то время как Канада и провинции получали оставшуюся сумму.
Дополнительное соглашение 2005 года
В 2005 году было заключено новое соглашение - Соглашение между правительством провинции Ньюфаундленд и Лабрадор и правительством Канады о разделении прибыли от добычи ресурсов континентального шельфа 2005 года, с тем чтобы обеспечить провинции более выгодный финансовый режим. Согласно новому Соглашению провинция получало освобождение от выравнивающих выплат, для того, чтобы она могла получать 100% доход от налогообложения нефтегазовой деятельности. Именно совокупности правовых и экономических мер, в 2008 году Провинция стала получать чистый доход в собственный бюджет и осуществлять выплаты в рамках программы выравнивания доходов, вместо того, чтобы получать дотации.
Влияние на нефтегазовый сектор провинции Ньюфаундленд и Лабрадор
Соглашение 1985 года и дополнительное соглашение 2005 года были разработаны в первую очередь для экономического развития провинции, что к 2008 году дало свои плоды. Нефтегазовый сектор послужил основным двигателем экономического развития провинции благодаря введению налоговых льгот и вычетов для компаний, ведущих разработку месторождений континентального шельфа.
2017 год стал для провинции 20ым по счету годом постоянной добычи нефтегазовых ресурсов. С 98 года наблюдался постоянный рост добычи, а 2007 год стал пиком добычи на основных месторождениях провинции, что принесло более 13 млрд. долл в казну провинции. Несмотря на выработку старых месторождений, компании Statoil, Husky и ExxonMobil ведут ГРР на перспективных участках Jeanne D'Arc и Flemish Pass. На основании отчета комиссии по управлению нефтегазовыми ресурсами провинции, за 2017 год было выдано более 28 лицензий на проведение ГРР.
Заключение
Соглашения 1985 года и 2008 года являются примером эффективного способа развития отдельного региона на основании синтеза правового регулирования и экономического прогноза. До 1985 года провинция Ньюфанудленд и Лабрадор обладала высоким уровнем безработицы и дефицитом бюджета, что радикально изменилось после заключения соглашения, которое послужило инструментом эффективного управления ресурсами провинции на основе механизмов по регулированию деятельности по разработке нефтегазовых ресурсов, трудоустройства местного населения, а также распределения прибыли от добычи ресурсов. Соглашение содержало временные льготы, как для провинции, так и для компаний, что впоследствии привело к росту экономических показателей, трудоустройства и добычи на месторождениях. В 2007 году провинция вышла на пик добычи и в 2008 году перестала быть дотационной. Несмотря на постепенное снижение добычи на старых месторождениях, благоприятный правовой режим способствует продолжению ведения ГРР, что, при благоприятных обстоятельствах, будет способствовать экономическому развитию провинции.
ГУЛИЕВ ИгбалАдиль оглы
кандидат экономических наук, заместитель директора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД России
МАРКИН Антон Сергеевич
аналитик Центра стратегических исследований в области энергетики и цифровой энергетики Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД России