Целью предпринятого в статье исследования является выявление особенностей толкования и применения международных договоров Судом ЕАЭС. При исследовании использовались методы анализа и синтеза, проблемно-теоретический метод, а также формально-логический метод.
В результате исследования выявлено, что система международных договоров в рамках ЕАЭС является динамично развивающейся и открытой системой, взаимодействующей с иными международными договорами и международными обычаями, в которой основную системообразующую роль играет Договор о Евразийском экономическом союзе от29 мая 2014 года. Особенности толкования международных договоров Судом ЕАЭС заключаются не только в применении Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., но и общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров, не входящих в систему права ЕАЭС, но с ней связанных.
Ключевые слова: суд, Суд Евразийского экономического союза, Суд ЕАЭС, судья, судья Суда ЕАЭС, правосудие, международное правосудие, международные судебные учреждения, международные договоры, право Евразийского экономического союза, право ЕАЭС, система международных договоров в рамках ЕАЭС.
TALIMONCHIK Valentina Petrovna
Ph.D. in Law, professor of General theoretical legal disciplines sub-faculty of the North-Western branch of the Russian State University of Justice
APPLICATION OF INTERNATIONAL TREATIES BY THE EAEU COURT
The purpose of the research undertaken in the article is to identify the specific features of the interpretation and application of international treaties by the EAEU Court. The methods of analysis and synthesis, the problem-theoretical method, as well as the formal- logical method were used in the study. The study revealed that the system of international treaties within the EAEU is a dynamically developing and open system that interacts with other international treaties and international customs, in which the Treaty on the Eurasian Economic Union of May 29, 2014 plays the main system-forming role. The specifics of the interpretation of international treaties by the EAEU Court are not only in the application of the Vienna Convention on the Law of Treaties of 1969, but also application of generally recognized principles and norms of international law, as well as international treaties that are not part of the EAEU legal system, but are related to it.
Keywords: court, Court of the Eurasian Economic Union, Court of the EAEU, judge, judge of the Court of the EAEU, justice, international justice, international judicial institutions, international treaties, law of the Eurasian Economic Union, law of the EAEU, system of international treaties within the EAEU.
- Введение
Суд Евразийского экономического союза (далее - Суд ЕАЭС) создавался как суд нового интеграционного объединения в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о ЕАЭС). Статус, порядок деятельности и формирования компетенция Суда ЕАЭС определяются Статутом Суда Евразийского экономического союза (приложение № 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).
История Суда ЕАЭС начинается с 23 декабря 2014 года, когда Решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств № 103 произошло первое назначение на должности судей Суда Союза.
Компетенция Суда ЕАЭС предполагает необходимость толкования и применения международных договоров. Статья 39 Статута Суда ЕАЭС, устанавливает, что Суд ЕАЭС рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках ЕАЭС, как по заявлению государства-члена, так и по заявлению хозяйствующего субъекта. Для целей Статута Суда ЕАЭС под хозяйствующим субъектом понимается юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с национальным законодательством, либо физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с национальным законодательством.
Таким образом, толкование и применение Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках ЕАЭС, должно производиться в каждом деле, рассматриваемом Судом ЕАЭС.
В то же время названной статьёй Статута Суда ЕАЭС выделены категории споров, в которых толкование и применение международных договоров является основным вопросом:
- о соответствии международного договора в рамках ЕАЭС или его отдельных положений Договору о ЕАЭС;
- о соблюдении другим государством-членом Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках ЕАЭС, а также их отдельных положений;
- о соответствии решения Комиссии или его отдельных положений Договору о ЕАЭС, международным договорам в рамках ЕАЭС.
В Статуте Суда ЕАЭС прямо указывается на вопросы реализации Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках ЕАЭС, что не исключает применение Судом ЕАЭС иных международных договоров в системе международного права, которые по своему предмету связаны с международными договорами в рамках ЕАЭС ввиду того, что право ЕАЭС не является замкнутой системой.
В отечественной доктрине международного права основное внимание уделялось проблеме реализации норм международного права в правовой системе России, исследованию которой посвящены фундаментальные работы И. И. Лукашу- ка [7], С. Ю. Марочкина [8], Б. Л. Зимненко [4]. Особенности применения международных договоров международными судебными учреждениями в отдельных монографических исследованиях не рассматривались.
Деятельность Суда ЕАЭС привлекала внимание отечественных учёных в следующих аспектах: 1) исследование статуса Суда ЕАЭС и его места в системе международных судебных учреждений и органов ЕАЭС [3], [6], [11]; 2) роль Суда ЕАЭС в формировании права ЕАЭС [9], [10], [1], [5], [12]; 3) отдельные вопросы функционирования Суда ЕАЭС [2], [13].
Настоящая статья посвящена отдельному вопросу в рамках второго направления исследований - каким образом Суд ЕАЭС толкует и применяет международные договоры с тем, чтобы обеспечивать развитие права ЕАЭС?
- Формирование системы международных договоров в рамках права ЕАЭС
Основным системообразующим договором в рамках права ЕАЭС является Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (также - Договор о ЕАЭС), системообразующая роль которого проявляется в ряде аспектов.
Во-первых, Договором о ЕАЭС установлены специальные принципы функционирования Союза, его цели и компетенция. При этом принципы функционирования Союза составляют объективную нормативную основу права ЕАЭС и служат критерием правомерности договоров, заключенных в рамках ЕАЭС. Особое значение приобретают такие принципы как: уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности; обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов Сторон. Данные принципы показывают непосредственную связь права ЕАЭС с основными принципами международного права, открытый характер системы права ЕАЭС.
Во-вторых, статьи 2 и 6 Договора о ЕАЭС устанавливают характер системных связей между договорами в рамках ЕАЭС. Определено понятие международных договоров в рамках ЕАЭС как международных договоров, заключаемых между государствами-членами по вопросам, связанным с функционированием и развитием ЕАЭС. При этом развитие ЕАЭС должно осуществляться согласно основным целям, к которым относятся: 1) создание условий для развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения; 2) стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза; 3) всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
Определена структура системы международных договоров в рамках права ЕАЭС, включающая Договор о ЕАЭС, международные договоры в рамках ЕАЭС, а также международные договоры ЕАЭС с третьей стороной.
В случае возникновения противоречий между международными договорами в рамках ЕАЭС и Договором о ЕАЭС приоритет имеет Договор о ЕАЭС. Международные договоры ЕАЭС с третьей стороной не должны противоречить основным целям, принципам и правилам функционирования ЕАЭС. Решения и распоряжения органов ЕАЭС не должны противоречить Договору о ЕАЭС и международным договорам в рамках ЕАЭС.
В-третьих, Договор о ЕАЭС предусматривает заключение ряда международных договоров в рамках ЕАЭС. В частности, Приложение № 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе - Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности, содержит положения о необходимости принятия ряда международных договоров. Отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарного знака и наименования места происхождения товара Союза на территориях государств-членов, регулируются международным договором в рамках Союза. Таким международным договором является Договор о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза от 3 февраля 2020 года.
Международные договоры в рамках ЕАЭС можно определённым образом классифицировать. Если взять за основу классификации предмет договора, то можно выделить следующие группы договоров:
- договоры, связанные с формированием и функционированием ЕАЭС. Это Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года; Соглашение о порядке добровольного согласования государствами-членами Евразийского экономического союза с Евразийской экономической комиссией специфических субсидий в отношении промышленных товаров и проведения Евразийской экономической комиссией разбирательств, связанных с предоставлением государствами-членами Евразийского экономического союза специфических субсидий от 26 мая 2017 года; Соглашение о проведении совместных контрольных мероприятий по вопросам соблюдения порядка зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов Евразийского экономического союза от 16 ноября 2021 года.
- договоры, устанавливающие правила обращения отдельных видов товаров (Соглашение о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года, Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года, Соглашение о перемещении озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции и учете озоноразрушающих веществ при осуществлении взаимной торговли государств-членов Евразийского экономического союза от 25 мая 2015 года, Протокол о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза от 16 октября 2015 года, Соглашение о Методологии формирования индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов в рамках Евразийского экономического союза от 22 апреля 2016 года, Соглашение о перемещении служебного и гражданского оружия между государствами-членами Евразийского экономического союза от 20 мая 2016 года и др.);
- договоры в сфере финансового рынка (Соглашение об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере в целях создания условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала от 23 декабря 2014 года, Соглашение о гармонизации законодательства государств-членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка от 6 ноября 2018 года, Соглашение о порядке обмена сведениями, входящими в состав кредитных историй, в рамках Евразийского экономического союза от 21 декабря 2021 года);
- договоры по налоговым вопросам (Соглашение о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств-членов Евразийского экономического союза от 19 декабря 2019 года);
- договоры в области интеллектуальной собственности (Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности от 8 сентября 2015 года, Соглашение о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе от 11 декабря 2017 года, Соглашение о мерах, направленных на унификацию проведения селекционно-племенной работы с сельскохозяйственными животными в рамках Евразийского экономического союза от 25 октября 2019 года, Договор о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза Договор о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза от 3 февраля 2020 года).
Отдельно следует выделить Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года, представляющий собой унификационный договор. Обособленным является также Соглашение о судоходстве от 1 февраля 2019 года. Обособлено и Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года.
Необходимо уточнить, что ряд договоров в приведенной классификации не вступили в силу. К действующим международным договорам принимались протоколы, которые не учтены в данной классификации.
В целом система международных договоров в рамках ЕАЭС является открытой. Договор о ЕАЭС устанавливает системные связи с Уставом ООН, соглашениями ВТО и ВОИС, что не исключает системных связей с иными международными договорами по сходному предмету.
- Особенности применения международных договоров Судом ЕАЭС
Суд ЕАЭС является активно действующим международным судебным учреждением, о чем свидетельствует статистика относительно актов суда. За период 2015 - 2021 гг. вынесено Решений Большой коллегии - 1, Постановлений Большой коллегии Суда - 29, Консультативных заключении - 19, Решений Коллегии Суда - 18, Постановлений Коллегии Суда - 67, Решений Апелляционной палаты Суда - 13, Постановлений Апелляционной палаты Суда - 19.
Вопросы, которые возникали в практике Суда ЕАЭС, касаются таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, антидемпинговых мер, технического регулирования, общих принципов и правил конкуренции, государственных закупок, промышленных субсидий, финансовых рынков, транспорта, трудовых правоотношений и социальных гарантий в органах Союза, свободы движения работников в ЕАЭС, а также общих вопросов права Союза.
Системообразующая роль Договора о ЕАЭС обусловливает его применение практически в каждом деле, рассмотренном Судом ЕАЭС, либо по существу дела, либо по процессуальным вопросам. Так, в 2021 году Судом ЕАЭС было вынесено два консультативных заключения о толковании Договора о ЕАЭС.
Консультативное заключение Суда Евразийского экономического союза от 11 января 2021 года разрешило вопрос о том, установлен ли запрет на многократное установление особенностей осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг и изъятий из национального режима в сфере государственных (муниципальных) закупок. Характерно, что для разрешения дела Судом ЕАЭС исследованы не только позиция заявителя, акты права ЕАЭС, но и мониторинг Комиссии практики неоднократного установления в государствах-членах Союза особенностей и изъятий, который был представлен Комиссией на запрос Суда. При этом Суд ЕАЭС руководствовался статьей 31 Венской Конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года (далее - Венская Конвенция). В результате Суд ЕАЭС пришел к заключению, что приложением № 25 к Договору о ЕАЭС не предусмотрена однократность установления государствами- членами ЕАЭС особенностей осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, и изъятий из национального режима в сфере государственных (муниципальных закупок). Вместе с тем в Особом мнении судьи Т. Н. Нешатаевой указано, что Судом ЕАЭС не учтено соотношение норм jus cogens и позитивных норм права Союза. Судья Т. Н. Нешатаева полагает, что перечень изъятий из национального режима в сфере государственных закупок не подлежит расширению в одностороннем порядке. Абсолютной поддержки заслуживает позиция судьи Т. Н. Нешатаевой, согласно которой в основе рассматриваемого дела лежат различные подходы к пониманию реализации суверенитета государств вследствие участия в международном договоре, природы происхождения ЕАЭС, а также реализации суверенных прав государств, которые не были переданы на уровень ЕАЭС. Судьей обнаружено несоответствие позиции Суда ЕАЭС нормам jus cogens. Также полагаю, что судом ЕАЭС не учтена сущностная характеристика права ЕАЭС как открытой системы.
Консультативное заключение Суда Евразийского экономического союза от 23 ноября 2021 года № СЕ-2-2/1-21-БК о разъяснении статьи 92 Договора о ЕАЭС касалось вопроса дискриминации товаров, произведенных на территории государств-членов, как по отношению к товарам, произведенным в других государствах-членах, так и по отношению к товарам, обращающимся на рынке ЕАЭС и произведенным в третьих странах. В данном деле Суд ЕАЭС рассматривал не только общий принцип недискриминации, но и Марра- кешскоге соглашение об учреждении Всемирной торговой организации. В результате Суд ЕАЭС пришел к выводу, что принцип недискриминации, закрепленный в подпункте 4 пункта 2 статьи 92 Договора о ЕАЭС, предусматривает наличие обязательств государств-членов обеспечивать режим наибольшего благоприятствования промышленным товарам как государств-членов, так и третьих стран. При этом распространение режима наибольшего благоприятствования одновременно на товары, происходящие из государств- членов ЕАЭС, и товары, страной происхождения является государство - не член ЕАЭС, является сомнительным. Совершенно справедливо особое мнение судьи Т. Н. Нешатаевой, согласно которому пробел в виде определения нормативного содержания принципа недискриминации следовало заполнить обращением к праву ВТО, и предоставлять режима наиболее благоприятствуемой нации только товарам, входящим на рынок ЕАЭС.
Концепция права ЕАЭС как открытой системы находит своё отражение и в иных актах Суда ЕАЭС. Например, в Решении Суда Евразийского экономического союза от 15 февраля 2021 года № СЕ-1-2/9-20-АП содержится ссылка на пункт 1 статьи 3 Международной Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года и толкование данного положения. Однако толкование этого положения Судом ЕАЭС вызвало особое мнение судьи К. А. Чайки.
Вопрос применения Международной Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года был поставлен заявителем в деле о Решении Коллегии ЕЭК от 11.05.2017 № 51 «О классификации бытового отпаривателя для одежды в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза», но не нашел четкого разрешения. Относительно Решения Суда Евразийского экономического союза от 15 июля 2021 года № СЕ-1-2/2-21- АП толкование Международной Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года мы находим в особом мнении судьи К. А. Чайки.
- Выводы
По итогам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
Основа системы международных договоров в рамках ЕАЭС в целом сформировалась благодаря системообразующей роли Договора о ЕАЭС и участии Суда ЕАЭС в формировании права ЕАЭС. Система международных договоров в рамках ЕАЭС является динамично развивающейся и открытой системой, взаимодействующей с иными международными договорами и международными обычаями.
Суд ЕАЭС осуществляет толкование международных договоров, прежде всего, с учётом Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. Вместе с тем особые мнения судей могут привести к совершенствованию процесса толкования и применения международных договоров Судом ЕАЭС, поскольку они учитывают общепризнанные принципы и нормы международного права, а также дают толкование иным международным договорам.
ТАЛИМОНЧИК Валентина Петровна
доктор юридических наук, профессор кафедры общетеоретических правовых дисциплин Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия