Принудительные работы, регулируемые статьей 53.1 УК РФ, на сегодняшний день являются самым «молодым» видом наказания.
Закрепленные в кодексе ещё в 2011 году, принудительные работы начали исполняться только в 2017, соответственно уже имеется пятилетний опыт их применения. На момент введения этого наказания в действие было создано всего 4 исправительных центра для его отбывания. Вместе с тем, необходимо отметить, что государством постоянно проводится работа по расширению мест для исполнения этого наказания. Исправительные центры функционируют в Ишиме Тюменской области (создан на базе исправительной колонии № 6 на 100 мест), Георгиевске в Ставропольском крае (создан на базе воспитательной колонии на 144 места), в п. Зеленый Тамбовской области (создан на базе ик3 на 70 мест), Уссурийске Приморского края (создан на базе колонии поселения на 150 мест). Для осужденных организованы рабочие места в производственной и строительной сферах деятельности. Например, в Новосибирске осужденные работают на Мебельной фабрике, инструментальном заводе, в строительной организации. В Кемерово рабочие места для отбывания принудительных работ предоставляет завод железобетонных конструкций, а в Приморском крае осужденные трудятся на рыбоперерабатывающем предприятии. Кроме того, как рассказала начальник уголовно исполнительной инспекции по Новосибирской области Е. В. Ревенко в интервью Радио России «Новосибирск», осужденным предоставляют рабочие места и частные компании, например, жилищно-эксплуатационные участки и клининговые компании. И хотя отбывание принудительных работ так проходит под контролем государства в лице администрации исправительных центров, все же возникают сомнения в правомерности задействования негосударственных организаций для исполнения наказания. Ведь из смысла статьи 43 УК РФ следует, что, поскольку наказание является мерой государственного принуждения, исполняться оно должно только государственными органами. Важным представляется обратить внимание на тот факт, что государство оказывает помощь организациям, предоставляющим рабочие места осужденным к принудительным работам, которая выражается в возращении им части налогов. Осужденные получают зарплату за свой труд, которая расходуется ими на выплату удержаний по приговору суда, иные выплаты по исполнительным листам, а также на самообеспечение. Осужденные оплачивают свои расходы на еду, одежду, транспорт, коммунальные платежи. Со своей стороны исправительные центры предоставляют им возможность проживания в благоустроенных общежитиях, обеспечивают постельным бельем, кухонными принадлежностями, телевидением, библиотекой.
Осужденные, которые ещё не устроились на работу, живут и питаются за счет государства. Они могут без ограничений пользоваться телефонами, а также при наличии личным автотранспортом. Администрация исправительного центра проводит с осужденными воспитательную работу, включая беседы, организацию спортивных мероприятий, походы в театры и музеи. После отбытия одной трети назначенного срока отбывания принудительных работ осужденный может проживать с семьей за пределами исправительного центра. Все это свидетельствует о том, что наказание в виде принудительных работ имеет мощный потенциал ресоциализации осужденного. Считаем, что в случае назначения наказания в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет, а тем более на длительные сроки наказания, целесообразно при наличии к тому оснований, предусмотренных кодексом, заменять неотбытую часть наказания в соответствии со ст. 80 УК РФ на принудительные работы. Это позволит лицу, долгое время бывшему оторванному от социума, влиться в повседневную трудовую, общественную и личную жизнь общества. При отбывании принудительных работ осужденный с одной стороны находится под надзором государства, получает от него определенную помощь в трудоустройстве и жизнеобеспечении, с другой стороны, он приобретает возможность жить в обществе и по его законам.
Осужденный трудится на производстве вместе с обычными законопослушными гражданами, он не ограничен в возможности передвижения по населенному пункту, в котором находится исправительный центр в свободное от работы время, может посещать те же магазины, парки, кафе, культурные центры, что и обычные граждане. Вместе с тем, он находится под надзором государства, ограничен режимом, обязан добросовестно трудиться и соблюдать правила распорядка. В случае же уклонения от отбывания принудительных работ или нарушения порядка их отбывания осужденный может отправиться в места лишения свободы (п. 6 ст. 53.1 УК РФ). Таким образом, осужденный, которому лишение свободы заменено принудительными работами, может постепенно приучаться к жизни в социуме по мере ослабления ограничений и расширения возможностей жизни как обычный гражданин, вплоть до возможности жить за пределами исправительного центра вместе с семьей (ст. 60.4 УИК РФ). Исправить осужденного (ресоциализировать), значит, вернуть его к жизни в обществе с нормализованными социальными представлениями и ожиданиями. Как справедливо отмечает Е. Г. Багреева, в результате успешной социализации «у индивида должны возникнуть субъективное ощущение единства с социальным окружением, осознание своей роли в нем» [1].
Важнейшее значение для ресоциализации осужденных имеет их трудоустроенность, приобретение квалификации на этом рабочем месте и заработная плата. С трудовой занятостью лиц, осужденных за преступление, возникает ряд проблем. Среди основных отметим отвыкание от работы осужденных на длительные сроки лишения свободы, а также факт наличия судимости. К сожалению, сложилось так, что судимость - это клеймо, которое преследует человека и после ее погашения или снятия, всю дальнейшую жизнь. В частности, наличие судимости зачастую мешает устроиться на работу. Поэтому, значительная часть осужденных к принудительным работам, привыкнув к труду на определенном им месте работы, получив квалификацию, зачастую остаются или планируют остаться работать там и дальше, после отбытия наказания. Таким образом, трудовая занятость осужденных из средства воспитательного и исправительного воздействия превращается в средство самореализации осужденного, дающее ему возможность обеспечить полноценный образ жизни в обществе. Об этом потенциале ресоциализации осужденного говорилось в юридической литературе. «Если государство обеспечит исправительные центры достаточным объемом работы, гарантирует осужденным получение достойной заработной платы, пусть даже и с удержаниями, труд может стать желанным для осужденных, следовательно, мера с карательным элементом трансформируется в эффективный инструмент ресоциализации осужденного» [2].
Принудительные работы могут быть назначены в трех случаях:
- По приговору суда за совершенное преступление в соответствии со статьей 53.1 УК РФ
- В случае замены лишения свободы более мягким наказанием в соответствии со статьей 80 УК РФ.
- В случае замены наказания вследствие злостного уклонения от его исполнения в соответствии со статьями 49, 50 УК РФ.
В первом случае принудительные работы назначаются за преступления небольшой и средней тяжести либо тяжкие преступления, совершенные впервые, при замене наказания в виде лишения свободы, назначенного на срок не свыше пяти лет. В соответствии с уголовным законодательством суд не может сразу назначить осужденному принудительные работы. В совещательной комнате при постановлении приговора судья должен сначала назначить виновному лицу наказание в виде лишения свободы на срок не свыше 5 лет, а затем при наличии оснований заменить это наказание на принудительные работы. В любом случае вопрос о наличии или отсутствии возможности замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в порядке, установленном ст. 53.1 УК РФ должен быть отражен в приговоре, в противном случае приговор может быть отменён[1]. О неудобстве в применении этой громоздкой законодательной конструкции не раз отмечалось в юридической литературе» [3]. Особенно целесообразность такого решения законодателя вызывает сомнения в случаях назначения наказания за преступления небольшой и средней тяжести, санкции которых предусматривают возможность назначения наказания в виде лишения свободы максимально до 5 лет.
Например, ст.109 УК РФ предусматривает в санкции назначение лишения свободы до трех лет. То есть какой бы срок лишения свободы судья не назначил, возможность замены этого наказания на принудительные работы все равно останется. Представляется более логичным установить в уголовном законе для принудительных работ такой же порядок назначения, как и для других основных видов наказания. По данным судебного департамента про Верховном суде РФ доля принудительных работ в общем числе назначаемых судами основных наказаний не велика. Так в 2018 году из 698291 общего количества осужденных принудительные работы были назначены 1030 осужденным, что составляет 0,15 % от общего числа осужденных. В 2019 году анализируемый вид наказания был назначен 1406 осужденным (0,23 %), в 2020 году - 947 осужденных (0,17 %), в первом полугодии 2021 года - 527 (0,22 %). Полагаем, что столь незначительное количество случаев применения принудительных работ объясняется, в том числе и сложностью механизма их назначения. Чаще всего это наказание назначается за злостное уклонение от уплаты алиментов (ст. 157 УК РФ), преступления против собственности (ст. 158-168), нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному взысканию (ст. 264.1 УК РФ)[2].
Большинству осужденных к принудительным работам это наказание назначалось в порядке замены лишения свободы на более мягкий вид наказания в соответствии со ст.80 УК РФ. Так, только в 2020 году такая замена была произведена в отношении 7741 осужденных. В этом случае принудительные работы могут отбывать и осужденные за тяжкие преступления. Представляется, что замена принудительными работами лишения свободы, особенно при его назначении на длительные сроки, является важным шагом на пути к ресоциализации осужденного. На встрече с президентом РФ Владимиром Путиным министр юстиции РФ Константин Чуйченко отметил, что применение принудительных работ планируется расширить. Если сейчас в России действует 15 тыс. мест для исполнения наказания в виде принудительных работ, то концу 2024 года Минюстом запланировано создание порядка 100 тыс. таких мест[3]. Таким образом, по отношению к осужденным к моменту окончания срока отбывания наказания будет в основном выполнена программа адаптации к жизни в свободном обществе.
ОСАДЧАЯ Наталья Георгиевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Ростовского филиала Российского государственного университета правосудия