Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Происхождение народа Амазиг: ранняя история Алжирского государства.

Российской науке хорошо известен термин берберы, ко­торый употребляется для обозначения народностей, прожи­вающих в Северной Африки.

Однако практически никому не известно название амазиги, хотя сами эти люди называют себя амазигами. Арабские ученые утверждают, что амазиги являются потомками арабов. Первоначально эти попытки базировались на экспансионистских амбициях исламского государства Омейядов, а в настоящее время они связаны со стремлением поддержать арабский национализм, возник­ший во время освободительных движений и сохранить то, что сейчас принято называть арабским миром. Однако амазиги не считают себя арабами и не приемлют название берберы. Есть еще одна теория происхождения амазигов или берберов от европейцев. Эта теория также несостоятельна и не имеет убедительных доказательств. Народность амазигов имеет свою собственную историю, которая насчитывает тысячелетия, свою древнюю культуру, письменность, язык, сохранившиеся до нашего времени и поддерживаемую сегодня более, чем 20 миллионами человек.

В истории человечества нет данных о существовании на­рода, которые сами называли бы себя берберами. Этот термин имеет греческое происхождение, так греки называли всех ино­странцев, не владевших греческим языком. Варварами или берберами они называли всех, кто существовал за рамками греческой культуры. Например, римляне, которых греки из­начально также называли берберами. Вслед за греками рим­ляне стали называть берберами всех кто не владел греческим или латинским языками. Страны, оказавшиеся под римским влиянием, получи название «барбариком», что переводится как «страны берберов». Например, город Барбара в англий­ском Сомали, племя Барбарисы или Барбаргия в Сардинии, Барбариас -побережье Германии и Дуная, а Индийский океан, отделявший римлян от остального мира - берберское море.

Один из вариантов объясняющий, почему арабы стали называть коренное население Северной Африки берберами, связанно с тем, что «придя в Северную Африку арабы, не по­нимая значения этого слова, стали называть местное население берберами». Перенимая у римлян это название, они вероят­но, полагали, что оно соответствует самоназванию коренного населения Северной Африки, не понимая, что они (арабы) в глазах римлян были также берберами.

Другой вариант, впервые предлагаемый в данном иссле­довании, заключается в том, что арабы, вторгшиеся в Северную Африку, назвали местное население берберами в соответствии с хорошо спланированным планом, с целью их интеграции и ассимиляции в арабскую и исламскую культуру, а также с це­лью уничтожить культуру, цивилизацию и религию амазигов. Все эти события происходили в период называемый арабами «исламским открытием Северной Африки», который мы, в свою очередь, определяем как «исламское нашествие в Север­ную Африку». У арабских племен были достаточно развиты торговые отношения с «римлянами, проживавшими в Рим­ской Сирии со столицей в Дамаске, бывшей на тот период римской колонией». Каждое лето «арабы курайшиты, будучи торговцами, каждый год совершали две коммерческие поезд­ки: одну зимой в Йемен, вторую летом в Римскую Сирию». Исходя из чего, становится очевидным, что арабская наука абсолютно точно была знакома с истинным значением слова «бербер». Данный исторический факт известен каждому арабу и каждому мусульманину, поскольку об этом упоминается во многих исторических текстах, а также в главной для каждого мусульманина книге - Коране:

«106:1-2. Курайшитам понравились поездки — зимой в Йемен, а летом в Шам (Сирию), которые они регулярно со­вершали в полной безопасности и спокойствии, чтобы вести торговлю и получать от неё удел.106:1-2. Курайшитам понра­вились поездки — зимой в Йемен, а летом в Шам (Сирию), ко­торые они регулярно совершали в полной безопасности и спо­койствии, чтобы вести торговлю и получать от неё удел.106:3. Пусть они искренне поклоняются Господу этого Запретного дома, который облегчил им эти поездки 106:4. и накормил их, избавив от голода, — ведь они жили в долине, где нет посевов, и избавил их от страха, тогда как люди, жившие в окрестно­стях, подвергались грабительству».

«По этому вопросу единодушны все без исключения тол­кователи Корана, в том числе и самые авторитетные такие как: аль-Табари и толкование Ибн Касира, а также толкование Иль-Буги.

«Почти во всех исламских исторических источников и в биографии пророка Мухаммада, задокументирована встреча лидера курайшитов Абу Суфьяна, до принятия им ислама, с византийским царем Гераклом, во время войны между Мек­кой и Мединой под предводительством пророка Мухаммада. Встреча состоялась по инициативе Геракла с целью разузнать о пророке Мухаммаде, от которого он получил призыв при­нять ислам».

«В дополнение ко всему арабские войны с Византией под знаменем Исламского государства, начавшиеся до вторжения в Северную Африку. Эти войны начались с эпохи пророка Мухаммада, и продолжались до эпохи Омара ибн Хаттаба, су­мевшего, под руководством Халида Ибн аль-Валида, сразить Византию в сражении «Ярмук» в Римской Сирии. Умар ибн Хаттаб смог положить конец и византийской колонизации Египта, направив туда Омара Ибн аль-Ааса, взявшего Египет в осаду, заставив тем самым византийцев сдаться.

Важно отметить существование торговых, политических и военных отношений между арабами и византийцами еще до принятия ислама и их развитие после зарождения ислама. Торговые отношения невозможны без участия переводчиков и послов, говоривших на арабском и латинском языках. Они не могли не знать о том, что, как было упомянуто выше, что сло­вом «бербер» римляне и византийцы называли те народности, которые не входил в сферу римской культуры, в том числе и арабов. При том, что у самих арабов есть подобный термин: ажам - ( - ижами, ж.р.; ''JtZ? - аль-ажам, м.р. ) общее название всех не владеющих арабским языком.

Здесь мы можем отметить единую греческую, римскую и арабскую логику - обозначать особым термином людей, нахо­дящихся за границами собственной культуры. Дополнитель­ными доказательствами, подтверждающими наше утвержде­ние о том, что арабам было известно значение слова бербер, служат следующие аргументы:

  • Коран Сура № 106
  • Тафсир аль-Табари, Тафсир Ибн Касир, Тафсир Ильбуги. Ин­терпретация суры курайшитов. Проект электронного Корана. Университет Короля Сауда. URL: QURAN.KSU (дата обращения 15.12.2017)
  • Алим Имам ибн Касир (700 - 774 по хиджре). Начало и конец. Т. 4. С. 264-273.
  • Д. Джамаль Абд Эльхади. Открыте Египта. Дар аль-уафаа. 1999. С. 14-32.
  • Амина Шейх Сулейман Ахмед, Салех Али Эльсалех. Исконно араб­ская лексика. Эр-Рияд: 1401 (по хиджре). С. 67.

Во-первых, косвенным доказательством служит достаточ­но близкое «географическое расположение Аравийского по­луострова к Северной Африке, их разделяет только Египет и Красное море», вместе с тем «цивилизация амазигов или лю- биен была большим царством, простиравшимся от Северной Африки с берегов Атлантического океана до Египта и Иеруса­лима. В разные периоды своей истории они сражались с Егип­том, Иерусалимом, Римом, Вандалами и Византией».

Во-вторых, прямым доказательством того, что арабы не могли не знать, кто такие амазиги, является «пришедшая по­сле завоевания Египта к Омару ибн Хаттабу делегация, они представила свой народ, живший на территории расположен­ной между Красным морем и Атлантическим океаном, как амазигов, сыновей Амазига».

В-третьих, это усилия арабов ассимилировать коренное население Северной Африки в арабскую культуру, путем убеждения их в том, что они имеют арабское происхождение. Попытки объявить амазигов потомками арабов продолжают предприниматься и по сей день, если изначально эти попыт­ки базировались на экспансионистских амбициях исламского государства Омейядов, то на сегодняшний день они связаны со стремлением поддержать арабский национализм, возник­ший во время освободительных движений и сохранить, то, что сейчас принято называть арабским миром. Многие арабские историки утверждают, что коренное население Северной Аф­рики получило название «берберы», потому что они являются чистокровными арабами, ведущими свое начало от мигриро­вавших с Аравийского полуострова потомков Кайса Ибн Ила- на, принца Королевства Хамир.

Одним из них является алжирский историк Осман аль- Саади, в своих книгах, таких как «Амазиги чистокровные ара­бы», «Арабский Алжир на протяжении всей истории», «Ал­жир в истории», утверждающий о том, что амазиги входят в семитскую группу народов, мигрировавших в Северную Аф­рику с Аравийского полуострова. Причиной такой миграции он называет третий период потепления, начавшийся на Земле 18 тыс. лет назад. В этот период Европа и побережье Среди­земного моря были покрыты льдами, а климат на Аравийском полуострове подобен нынешнему европейскому климату. По­сле потепления климат на Аравийском полуострове стал чрез­мерно засушлив, в то время как в Европе установился благо­приятный для проживания человека климат, что повлекло за собой массовое переселение в Северную Африку и южную Ев­ропу. Таким образом, населяющие Северную Африку народы, являются потомками переселившихся арабов.

Вместе с тем Осман аль-Саади и другие историки забыва­ют об арабах, мигрировавших в южную Европу. Можно ли их тоже назвать потомками арабов? Если да, то появляется сле­дующий вопрос: Почему европейцев называют европейцами, а не берберами? «Осман аль-Саади, говоря о происхождении названия коренного населения Северной Африки, заявляет, что они являются потомками Берра сына Каиса Ибн Илан аль- Мадри».

Первое опровержение этой теории дают латинские и греческие толковые словари, в которых дается толкование греческого слова «бербер», которое мы выше уже привели. Следующим опровержением является генеалогия арабов. Все генеалоги едины во мнении, что арабы ведут свое начало от двух корней: Кахтана и Аднана. От Аднана произошло две вет­ви: Мадр и Рабия и от Мадара две большие ветви: Элиас бен Мадар и Кайс Илан ибн Мадар. Кайское племя Илан является одним из крупнейших арабских племен и включает в себя три крупные ветви: Амру, Саад и Хосфа. В генеалогическом древе Кайса, мы не находим сына по имени Берр.

Исламский богослов и генеалог Ибн Хамза (994-106) по этому поводу пишет: «Ученым никогда не было известно о том, что у Кайс Илана когда-либо был сын по имени «Берр», как нет ни единого задокументированного исторического ис­точника свидетельствующего о переселении подданных коро­левства Хамса в Северную Африку. Историки, утверждающие обратное, намеренно искажают действительность».

И наконец, впервые приводимый в данном исследовании аргумент, окончательно опровергающий теорию о происхож­дении амазигов от Берра сына Кайса, как и теорию о проис­хождении амазигов от арабов: если и предположить, что у Кайса был сын Берр, то, как объяснить хронологическую не­стыковку? Миграция арабов с Аравийского полуострова в Се­верную Африку, как пишет Осман аль-Саади, произошла в 8 тыс. до н. э., а это, если посмотреть на периоды жизни Кайса, представляет собой огромный временной разрыв. Генеалоги­ческое древо Кайся начинается с Аднана, а «генеалогическое древо Аднана ведет свое начало от Исмаила, сына Ибрагима», «который согласно Библии, родился 1900 лет назад», т.о. мы видим большую временную разницу между периодом жизни самого первого звена в генеалогическом древе Кайса и пери­одом третьего потепления. Если не брать в расчет иудейские и христианские источники, а обратиться к арабским и ислам­ским, то мы не находим какой-либо информации, указыва­ющей на дату смерти Кайса или Аднана. Но, мы можем по­лучить эти данные из других источников. «Среди арабских генеалогов общепризнанным является происхождение арабов от двух колен: от Кахтана, потомки которого называются «ках- тани» и Адана, «аднаниин».

«Все историки, генеалоги и исламские ученные соли­дарны в том, что родословная пророка Мухаммада начина­ется с Аднана: Мухаммад сын Абд-Аллаха сын ибн Абд аль- Мутталиба сын Хашима сын Абд-Манафа сын Кусайя сын Хакима сын Мурра сын Кааба сын Луая сын Галиба сын Фихра сын Малика сын Надра сын Кинана сын Хузаима сын Мудрика сын Илиаса сын Мудра сын Низара сын Маада сын Аднана». «Исследователи также единодушны в том, что генеалогиче­ское древо Аднана начинается с Исмаила. Пророк Мухаммад сам подтверждал, что он является потомком Исмаила сына Ибрагима». Вместе с тем, что знание своего генеалогическо­го древа среди арабов всегда являлось предметом гордости, родословная пророка Мухаммада широко известна, в связи с тем, что он оказал неоспоримо большое влияние на мир. «Ученные разнятся в данных о количестве колен между Адна­ном и Исмаилом Ибн Ибрагимом, одни говорят о двадцати коленах, другие о сорока, третьи о пятнадцати, четвертые о том, что промежуток настолько большой, что не представля­ется возможности посчитать». Задокументированной и об­щепринятой является информация о дате рождении пророка Мухаммада «он родился в понедельник 22 апреля в 571 г.». В генеалогическом древе пророка Мухаммада насчитывается 21 колено. «Естественный этап преемственности составляет 33 года, этап естественной преемственности от отца к сыну или средний период между рождением родителей и рождением их детей называется «поколением».

Исходя из приведенных выше данных, мы можем выпол­нить простой математический расчет для примерной оценки периода, в который жил Аднан, с которого начинается генеа­логическое древо Каиса ибн Илана и его якобы существовав­шего сына Берра. 21 * 33 = 693 года, то есть Аднан родился за 693 года до рождения пророка Мухаммада. Как мы писали выше, пророк Мухаммад родился в 571 г., соответственно да­той рождения Аднана является 571-693= -122 г. до н.э. Посколь­ку генеалогическое древо Кайса начинается с Аднана и между ними три колена и сын Кайса Берр, то: 33 х 4 = 132 года, далее - 122+132 = 10 г. н.э.

Т.о. Берр должен был родиться в 10 году н.э., что не со­ответствует периоду третьего потепления, начавшегося 18 тыс. до н.э., во время которого, согласно Осману аль-Саади, арабы мигрировали в Северную Африку. Вместе с тем, опуская эти несоответствия и допуская, что Берр действительно существо­вал, теория о происхождении амазигов от Бера остается несо­стоятельной, в связи с тем, что амазигское царство, культура, язык и письменность появились еще задолго до рождения Берра. В-третьих, как мы писали выше, человек появился в Се­верной Африке еще в доисторический период. 14 января 2018 года амазиги будут отмечать 2968 год по амазигскому кален­дарю.

Историки, пишущие о происхождении амазигов от Бер­ра, описывая в своих книгах древнюю историю амазигов, пи­шут и о Берре, не упоминая при этом дат его жизни, форми­руя, таким образом, представление, что он жил в тот период. Доктор Осман аль-Саади в своей книге «Алжир в истории» на той же странице, где упоминает о Берре пишет следующее: «В истории берберов было несколько названий: в четвертом тысячелетии до нашей эры египтяне называли их «тэхну», в третьем тысячелетии они стали называть их «тэмху», во вто­ром тысячелетии до н.э. переименовали в «мушуаш», от ко­торых произошли 22 и 23 династии фараонов. Один из фара­онов этих двух династии Шешнок I в 950 году до н.э. правил Египтом. В период правления Рамзеса II амазиги получили название «либбу», а в египетских папирусах того периода королем амазигов упоминается король Мараби сын Дада. После исламского открытия Северной Африки их стали именовать берберами, а также амазигами, утверждая, что данное назва­ние имеет арабское происхождение»[20]. Интересно отметить, что этимология данного слова, при этом, не приводится.

В этих утверждениях не хватает исторического и научного смысла. Обратившись к биографии Османа аль-Саади, причи­ны намеренного искажения истории амазигской нации прояс­няются. В своей книге Осман аль Саади пишет, что он являет­ся «президентом «Алжирской ассоциации защиты арабского языка» с 1989 года, членом «Арабоязычного совета» в Триполи (Ливия). В 2005 году награжден самым авторитетным араб­ским интеллектуальным институтом «Арабским центром мысли». Если вышеприведенная информация соответствует действительности, то мотивы, побуждающие доктора Османа аль-Саади и других, подобных ему, имеют политический и ра­систский окрас и направлены на то, чтобы стереть культурное наследие и факт исторического существования амазигов. «Так же, как и западные писатели, главным образом колонизато­ры, утверждавшие о европейском происхождении амазигов, ведущих свои корни от коренного населения Эгейского моря, с целью приписать их к германской расе и оправдать фран­цузскую оккупацию Алжира» и легитимировать, таким об­разом, оккупацию Алжира. «Существуют и иные европейские историки, также утверждающие о европейском происхож­дении амазигов, подтверждающие свою теорию греческими источниками, в которых говорится, что амазиги, обладатели белой кожи и голубых глаз, произошли из города Мессина. Луис Рейн, Камбес и Примонд говорят о европейском проис­хождении амазигов, переселившихся в Северную Африку че­рез Сицилию и Гибралтар».

Таким образом, существующие сегодня две теории про­исхождения амазигов: от арабов и европейцев вызывают боль­шие сомнения. Возникает вопрос: зачем искать происхожде­ние амазигов где-то на Востоке или в Европе в то время, как наука утверждает, что местом происхождения человека явля­ется Северная Африка. Этот факт подтверждается обнаружен­ными в месте Айн-эль-Ханех близ алжирского города Сетиф самых древних следов человека, которым 1.8 млн. лет. Кроме того, известно, что в горе Архуд в провинции Чишава Амазиг- ская, в Марокко, были найдены самые древнее захоронения человека разумного, которым 315 тыс. лет. Исходя из этого, местом происхождения арабов, европейцев и всех людей в целом, наука считает Северную Африку.

Таким образом, народность амазиги исторически прожи­вали на территории Северной Африки, где и находятся до сих пор в составе населения магрибских государств. Они не явля­ются арабами или берберами, это отдельная народность, име­ющая свою историю, свою культуру, свой язык.

ХАДДАТ Эльхади
аспирант конституционного и муниципального права Национального исследовательского Ниже­городского государственного университета им. Н. И. Лобачевского


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - печатное издание "Евразийский юридический журнал".
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77 - 46472 от 02.09.2011 г.,  выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Учредитель и главный редактор: Фархутдинов Инсур Забирович

Адрес: 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 10.

Телефон: +7 917 40-10-889

E-mail: info@eurasialaw.ru, eurasianoffice@yandex.ru, eurasialaw@mail.ru

Евразийский юридический журнал

Международный научный и научно-практический юридический журнал.
Включен в перечень ВАК.

Яндекс.Метрика

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".
Доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (для сетевого издания): EURASIALAW.RU
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 67559 от 31.10.2016 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Учредитель и главный редактор: Фархутдинов Д.И.
Тел.: +7 917 40-10-889
e-mail: info@eurasialaw.ru

© 2007 - 2019 «Евразийский юридический журнал». Все права защищены.

Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.