Историки-арабисты установили, что первой конституцией первого исламского государства - города Мадины, был документ, написанный Пророком Мухаммедом в 623 году, называемый по-арабски «сахифа иль мадина», или в переводе - страницы города или устав города.
В этой конституции были 52 пункта, 23 из которых касались непосредственно мусульман, а остальные относились к представителям других вероисповеданий. Если охарактеризовать эту конституцию кратко, то она вполне может быть названа документом светского характера. Люди Мадины могли исповедовать любую религию, никакой дискриминации по религиозному основанию не допускалось. Государство предоставляло защиту всем гражданам, независимо от их веры. Конституция положила конец межплеменной
розни и кровной месте. В ней закреплялось, что любой человек Мадины, независимо от религии, может рассчитывать на помощь государства в случае его пленения на войне или внешнего нападения. При жизни Пророка и следующих четырех Праведных Халифов эти нормы строго соблюдались. Последующее развитие арабского Халифата, распад на отдельные государства, захваты территорий, распространение религии на новые земли, противоречия во взглядах приверженцев разных направлений ислама и прочие обстоятельства, сделали этот документ лишь историческим памятником, а не действующей конституцией.
В современном арабском мире мало что осталось от прежних представлений. Однако интересно проследить, как базовые нормы ислама отражаются в основных законах различных государств исламского мира. Перейдем к анализу конституций ряда современных арабских государств.
Особый интерес в рамках данного исследования взывают конституции государств, где мировоззренческой основой общества является религия ислам. В отличии от западных государств, где революционные события нового и новейшего времени привели к смене мировоззрения большинства населения, в исламских государствах никакие социальные потрясения не разрушили фундаментальные основы религиозного мировоззрения, которое на протяжении более полутора тысяч лет сохраняет свою стабильность. В ряде исламских государств эта стабильность была обеспечена, в том числе и закреплением на уровне государственного основного закона норм шариата. «Исламский шариат (закон) является всеохватывающим, созданным для каждого аспекта жизни людей. Это интегрированная правовая система, которая регулирует взаимоотношения между мусульманином и его душой, его семьей и обществом, в котором он живет. Можно сказать, что нормы исламской правовой системы не ограничиваются изложением основ веры (акида) и религиозной практики и поклонения (ибадат), но и служат в качестве справедливого всеохватывающего законодательства».
Для исламских правоведов совершенно очевидно, что такой закон должен служить построению государства на справедливых основах и рациональных принципах, и отвечать нуждам общества или нации в любое время и в любом месте. «По словам профессора Шахта, Ислам больше, чем религия, так как заключает в себе правовые и политические теории, одним словом, это всеохватывающая система культуры, включающая религию и государство вместе. По мнению профессора Струтмана: «Ислам - это религиозный и политический феномен, так как его основатель был пророком и был правителем, образцом знатока по способам управления». Профессор Джабб пишет, что «Ислам является не только набором отдельных религиозных правил, но требует создания независимого общества, обладающего особой формой правления, законами и системой, присущими только ему».
Большое количество исследователей исламского конституционализма в странах Ближнего и Среднего Востока и северной Африки обращают внимание на ключевые особенности государств, в которых большая часть населения (или все население) исповедует ислам. Государства эти имеют множество различий в политико-правовой жизни общества, в реальных жизненных обстоятельствах и объеме прав граждан, гарантированных государством. Однако есть и общие черты, позволяющие относить эти страны к одному типу, а именно - к государствам, где ключевую роль в регулировании общественных отношений играет мусульманское право.
Для анализа особенностей закрепления норм ислама в Конституциях, обратимся к реальным примерам - действующим основным законам некоторых исламских государств. Начнем с Королевства Саудовская Аравия - абсолютной теократической монархии, официальная и единственная религия которой ислам. Мусульмане-сунниты составляют 92 % населения, остальные 8 % представлены мусульманами-шиитами.
В качестве Конституции Королевства Саудовская Аравия служит главная священная книга ислама Коран и сунна Пророка. В первой статье Основного низама правления, являющегося вторым по юридической силе законом страны, после конституции Саудовской Аравии говорится, что Королевство Саудовская Аравия является исламским, арабским, суверенным государством. Государственная религия - ислам, язык
- арабский, столицей является город Эр-Рияд. Конституция включает в себя священные книги - Коран и Сунну. «Исходя из смысла содержащихся в Основном низаме правовых норм, именно его, в европейском понимании этого термина, можно считать конституцией, хотя формально Основной низам нельзя назвать конституцией или основным законом государства». Конституции остальных из рассматриваемых исламских государств такой особенностью не обладают, в этом отношении положение Основного низама (в переводе с арабского низам
- порядок) правления Саудовской Аравии, выступающего в роли фактической конституции, особенное: Основной низам является вторым по юридической силе основным законом страны. В дальнейшем в отношении Саудовской Аравии речь будет идти именно об Основном низаме правления, хотя формально основным законом Королевства призван быть Коран. Основной низам правления Саудовской Аравии, являющейся абсолютной монархией, закрепляет в качестве источника власти действующего короля: «Власть принадлежит сыновьям короля-основателя государства Абдель Азиза Абдель Рахмана аль-Фейсала Аль Сауда и сыновьям их сыновей. И присягает наиболее благочестивый из них, вступая на престол, на Книге Всевышнего Аллаха и сунне Его Пророка, да благословит его Аллах» (Статья 5.2.Основного низама Королевства Саудовская Аравия) низам правления Саудовской Аравии не закрепляет принцип разделения властей. Согласно статье 44 Основного низама король возглавляет все виды власти. Особенное положение и чрезвычайные полномочия, естественным образом возникающие у Короля, и закреплённые конституцией, заставляют его нести моральную ответственность за всё происходящее в возглавляемом им государстве. Таким образом, совесть короля-мусульманина, обладающего властью оказывать всестороннее воздействие на жизнь своих подданных, служит ещё одним рычагом поддержания справедливости в исламском государстве, а утверждение короля-мусульманина в качестве высшей инстанции всех ветвей власти является ещё одним способом закрепления норм ислама в конституциях исламских монархий.
Бахрейн - пример ещё одного исламского государства- королевства с формой правления конституционная монархия. Интересной особенностью этой страны является наличие шиитского большинства среди населения, в то время как правящая семья принадлежит к мусульманам-суннитам. Эта необычная ситуация для исламских государств. Государственная религия Бахрейна - ислам, Основная часть жителей Бахрейна
- мусульмане (70,3 %). Есть также христиане (14,5 %), индуисты (9,8 %), буддисты (2,5 %), иудеи (0,6 %), приверженцы традиционных верований (менее 0,1 %). Ни к какой религии не относят себя 1,9 % бахрейнцев, 0,2 % исповедуют прочие религии (2010). Конституция Бахрейна устанавливает: «Форма правления в королевстве Бахрейн - демократическая. Суверенитет находится в руках народа, источника (отправной точкой) всех властей. Суверенитет должен реализовываться так, как это предписывает настоящая Конституция» (Конституция
- Муса, Мухаммад Юсуф. Система власти в Исламе (на арабском языке). Каир, б/г. С. 15-16. Изд-во Дом арабской мысли (в переводе авторов).
- Раис, Мухаммед Даяаадин. Политические исламские теории (на арабском языке). Каир, 1980. С. 17-18. Изд-во Библиотека дома культуры (в переводе авторов).
государства Бахрейн, статья 1.4.). Конституция государства закрепляет принцип разделения властей следующим образом: «Принцип правления опирается на разделение законодательных, исполнительных и судебных властей, поддерживая сотрудничество между ними в соответствии с положениями данной Конституции. Ни одна из трёх властей не может передать все свои полномочия, заявленные в данной Конституции, или их часть. Однако ограниченное законодательное делегирование определённых объектов на определённый период допустимо, после чего власть должна осуществляться в соответствии с положениями закона о делегировании». Конституция Бахрейна устанавливает, что законодательная власть в государстве принадлежит Королю и Национальному Собрания, исполнительная власть - Королю и Совету Министров, также и судебная власть осуществляется от имени Короля. Основной Закон Бахрейна не разделяет граждан по религиозному признаку. Для того, чтобы быть избранным в высшие органы власти, требуется быть гражданином Бахрейна не менее 35 лет, т.е., важно не вероисповедание, а наличие гражданства государства Бахрейн. В целом, весь раздел конституции, регламентирующий устройство и функционирование законодательной власти, наполнен статьями скорее технического характера.
Обратимся к Конституции Иорданского Хашимитского Королевства. Также как и Бахрейн, Иордания является конституционной монархией. Государственной религией является ислам суннитского толка. Мусульмане-сунниты составляют 92 % населения, 6 % постоянного населения - христиане, имеющие, однако, 20 % мест в Парламенте, оставшиеся 2 % - мусульмане-шииты. Религиозные меньшинства в стране представлены, в основном, исмаилитами и бахаями. Конституция Иордании устанавливает, что власть короля в государстве ограничена лишь совестью мусульманина, юридической ответственности Король, как глава государства, не несет. (Конституция Иорданского Хашимитского Королевства, статья 30). Представители законодательной власти-сенаторы и депутаты Национального собрания при вступлении в должность лично дают клятву Всемогущим Богом, текст которой записан в статье 80 Конституции Иорданского Хашимитского Королевства. Таким образом, основной закон опирается на религиозную совесть человека. Необходимо обратить внимание, что иорданская конституция толерантно относится к вероисповеданию своих граждан, потому данная клятва может быть дана лицом любого вероисповедания - присяга окажется действительной.
Если говорить о форме правления, то альтернативой монархии в рамках теократического государства является республиканская форма, в качестве примера можно привести Исламскую Республику Иран, так статья 56 Конституции Республики провозглашает: «Абсолютная власть над миром и человеком принадлежит Богу, который дал человеку власть над своей общественной жизнью. Никто не может отобрать у человека это Божественное право, либо поставить его на службу интересам какого-то человека или группы людей». Государственная религия Ирана - ислам шиитского толка. 89 % населения Ирана являются мусульманами-шиитами. Иран является государством, где шииты составляют большую часть населения. Лишь 9 % исповедуют ислам суннитского толка, остальные 2 % населения представлены бахаями, мандеями, индусами, езидами, зороастрийцами, иудеями и христианами.
Обратимся теперь к Иранской Конституции, которая в статье 5 закрепляет уникальный государственный институт, называемый «Лидер страны или Совет по руководству страной». Суть этого института передана следующими статьями основного закона: «Во время отсутствия Вали-е-Аср (да приблизит Аллах его явление!) в Исламской Республике Иран управление делами правоверных и имамат в исламской умме возлагается на справедливого и набожного, обладающего широким кругозором, смелого и имеющего организаторские способности факиха». Согласно Конституции ИРИ «...лидер страны назначается всенародно выбранными экспертами.
Избранный экспертами лидер страны является предводителем мусульман (велаят-е амир) и несёт на себе всю связанную с этим ответственность. Лидер страны наряду с другими гражданами страны равен перед законом». Статья 109 содержит ряд требований, которые предъявляются к лидеру страны: «научная компетентность для вынесения фетв по различным вопросам мусульманского права; справедливость и набожность для управления исламской нации; правильное политическое и социальное мировоззрение, распорядительность, смелость, организационные способности и сила, достаточная для управления»[11]. Полномочия лидера охватывают широчайший спектр жизни общества, среди которых: «1) определение общей политики государства, 2) контроль за исполнением общей политической линии государства, 3) принятие решения о проведении плебисцита, 4) главное командование Вооружёнными силами, 5) объявление войны и мира и мобилизации, 6) назначение и отправление в отставку наиболее значимых должностных лиц, 7) решение споров и упорядочение отношений между тремя ветвями власти, 8) отстранение от власти президента с учётом интересов страны». Интересно отметить, что восьмой пункт этой статьи фактически даёт лидеру страны право решать спорные вопросы в единоличном порядке, сообразно собственному разумению. Таким образом, совесть и воля Лидера страны, учёного-богослова, определяющего будущее государственности согласно идее исламской справедливости, а закрепление института Лидера страны - закреплением норм ислама в Конституции ИРИ. Вторым официальным лицом государства является Президент. Согласно статье 113 Конституции, он отвечает за выполнение Конституции Исламской Республики Иран и возглавляет исполнительную власть во всех областях жизни, кроме отнесенных к ведению лидера страны. Относительно продолжительности и количества сроков, занимаемых на посту Президента одним лицом, Конституция придерживается значений, применяемых в мировой практике: согласно статье 114 Конституции ИРИ народ выбирает Президента сроком на 4 года путем прямого голосования, причём не более двух сроков подряд. К кандидатам в Президенты основной закон предъявляет специфические требования, в том числе принадлежность к официальной религии страны (Конституция Исламской Республики Иран, статья 115). Заслуживает внимания текст присяги Президента при вступлении в должность: «Во имя Бога Милостивого, Милосердного! В качестве Президента на Священном Коране и перед лицом народа Ирана клянусь Всевышним, что буду защитником официальной религии, строя Исламской Республики и Конституции страны, что приложу все свои способности и всю свою компетентность к выполнению возложенных на меня обязанностей, что посвящу себя народу и возвышению страны, распространению религии и морали, защите права и распространению справедливости, что буду воздерживаться от любых проявлений авторитаризма и защищать свободу и достоинство граждан и права, которые определены для них в Конституции. Клянусь, что сделаю всё для защиты границ и политической, экономической и культурной независимости страны. Клянусь, уповая на Всевышнего и следуя по пути Пророка ислама и непорочных имамов (да будет мир с ними!), хранить доверенную мне народом власть - этот священный дар - как благочестивый и преданный хранитель и передать её тому, кого народ выберет после меня» (Конституция Исламской Республики Иран, статья 121).
В остальном, права и обязанности, возложенные на Президента в Исламской Республике Иран, вполне типичны для этого института в рамках мировой практики.
И, наконец, примером вполне «светской» Конституции исламского государства, может служить основной закон Пакистана - Конституция Исламской Республики Пакистан. Пакистан - смешанная федеративная демократическая республика, государственной религией является ислам суннитского толка. Религиозный состав пакистанского общества выглядит следующим образом: 75 % составляют сунниты, 20 % шииты, 5 % - христиане и индуисты. Даже при беглом знакомстве с главой Конституции, посвящённой институту Президента, обращает на себя внимание светский характер закреплённых за ним прав и обязанностей. Прежде всего, отметим, что Конституция Пакистана в статье 41.1 закрепляет за Президентом статус Главы государства, в то время как в Иране этим статусом обладает Лидер страны. Президентом республики может стать только мусульманин - это единственная должность государственного аппарата, в отношении которой можно усмотреть дискриминацию по признаку вероисповедания. В парламенте лишь 10 мест из 342-х предоставлено для депутатов от религиозных меньшинств и 60 мест для женщин. Кстати сказать, это самый большой процент женщин - депутатов по сравнению с другими исламскими государствами. В статье 45 Конституции Исламской республики Пакистан установлено, что Президент Пакистана наделён полномочиями осуществлять помилование, смягчать или заменять любой приговор, вынесенный судом или трибуналом. Однако, как указывают исследователи, на практике, в реальной политической жизни Пакистана значительно большую роль играет Премьер-министр. В апреле 2010 года президентом Пакистана были подписаны поправки к основному закону страны, ограничивающие его полномочия. В соответствии с поправками к конституции, главу государства лишат возможности увольнять премьер-министра, назначать глав военного командования, вводить режим чрезвычайного положения и самовольно распускать парламент. Остальные статьи основного закона Пакистана в главе, посвящённой институту Президента, также сугубо светские, и содержат положения, регламентирующие взаимодействие Президента, например, с Национальным собранием.
Особое место среди государств с населением преимущественно мусульманского вероисповедания занимают магриб- ские страны: Алжир, Марокко, Тунис. Строго говоря, их нельзя назвать исламскими. Их конституции закрепляют права и свободы граждан независимо от вероисповедания. Это республики с демократическим способом формирования высших органов власти, светской системой образования и высокой толерантностью ко всем мировым религиям и культурам. В конституции Алжирской народной республики слово ислам встречается только один раз. Невзирая на большую роль религиозного воспитания подрастающего поколения, и доминирования исламской культуры, в этих странах реально действуют институты демократии и прав личности. Поэтому с точки зрения политического режима, формы правления, судоустройства эти государства никак нельзя отнести к теократическим или клерикальным. И, несмотря на религиозную доминанту в общественном менталитете, они вполне попадают в категорию светских (гражданских) государств. В качестве интересного сюжета можно привести пример: в алжирском городе Бижае над входом в христианскую церковь написано «Мы молимся за христиан и мусульман». Добрососедские отношения между представителями разных религий были характерны и для довоенной Сирии и Ливана. Светский характер государства отражается на всех сторонах жизни общества. Он отражается на разных аспектах: в одежде, которую носят граждане, в праздниках, которые они празднуют, в возможности занимать различные государственные должности, в объеме прав, которыми располагают люди. По всем этим критериям мусульманские государства отличаются друг от друга. Однако, в области применения шариата, в наследственном и семейном праве, а также в сфере образования и изучения права, судопроизводства и адвокатской практики наблюдается большое сходство.
Шариат, как стабильная правовая система действует в мусульманских странах много веков, независимо от закрепления в конституциях государств. Священный Коран и Сунна были и остаются главными источниками права и основными смыслосодержащими ориентирами для всех мусульман. В этом контексте роль конституций вторична. Однако в мире, где живут люди, исповедующие иные религии, где много государств со смешанным населением, роль государственных законов возрастает. Особенно базовых, основных законов (конституций), демонстрирующих всему миру отношение данного государства к ключевым вопросам жизни людей.
РОМАНОВСКАЯ Вера Борисовна
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского
ГОРЫЛЕВ Александр Иванович
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой европейского и международного права юридического факультета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского
ХАДДАТ Эльхади
аспирант конституционного и муниципального права юридического факультета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского