В обществе, где на первый план выдвигается проблема оборота информации, ее получения, использования и распоряжения ею, особую значимость приобретают вопросы систематизации стратегических правовых идей, формирования правовой стратегии.
Наиболее актуальные идеи должны находить свое отражение в официальных документах. Тем более в такой важной сфере, как регулирование финансовых отношений. Так они легче дойдут до своих адресатов.
К этому же побуждают и проводимые в последние годы в российском обществе экономические реформы, стремление поставить экономику на, так сказать, «цифровые рельсы», обеспечить ее преимуществами цифровизации. И здесь никак не обойтись без права, ведь правовые средства являются эффективным инструментом реализации поставленных задач. Привлечение цифровых ресурсов должно протекать в правовом русле, осуществляться на основе действующего законодательства, в соответствии с концепцией правовой политики.
В этих новых условиях важнейшая задача финансовоправовой науки видится в том, чтобы разработать концепцию финансово-правового развития страны как на ближайшую перспективу, так и на будущее с учетом фактически складывающихся отношений, с одной стороны, и обозначенных приоритетов, - с другой. И начать нужно прежде всего с определения понятия финансово-правовой политики, выявить ее природу, специфические черты. Важно установить ее место в государственной политике, то, какую роль она играет в правовой жизни российского общества в условиях активизации процессов цифровизации.
Финансово-правовая политика, как и правовая политика в целом, - явление уникальное. И обусловлено это прежде всего одновременной причастностью сразу к нескольким сферам: политической, правовой и финансовой. С одной стороны, это неизменно порождает сложности в познании такого многопланового явления. С другой же стороны, оборачивается благом, поскольку исследование на стыке наук дает богатейший материал для выводов, позволяет рассматривать явление всесторонне и объективно.
Обращаясь к истории изучения проблем финансовоправовой политики, отметим, что, если правовая политика в целом исследовалась уже дореволюционными российскими правоведами (пусть и под видом политики права), причем, весьма основательно, то интерес к различным аспектам ее разновидностей (за исключением, может быть, только уголовно-правовой политики) возник в научной среде только к середине 90-х годов прошлого века [5]. При этом финансово-правовая политика нечасто становится объектом всестороннего комплексного исследования. Чаще всего внимание ученых привлекают ее отдельные аспекты. Так, рассматриваются вопросы формирования финансово-правовой политики в конкретной (обычно специфической) области правового регулирования общественных отношений, такой как, допустим, государственные облигационные займы [1]. Изучается финансово-правовая политика, проводимая конкретными субъектами финансовой деятельности, например, Банком России [4], с одной стороны, и в отношении определенных адресатов, например муниципалитетов - с другой [3]. Обстоятельно исследуются в литературе также отдельные разновидности финансово-правовой политики, например, долговая финансово-правовая политика [2].
Понятие «финансово-правовая политика» является устоявшимся и широко употребляемым. При этом обращает на себя внимание тот факт, что в научной среде отсутствует единый подход к понимаю того, что же представляет собой финансово-правовая политика, какова ее природа, как она соотносится с финансовой политикой государства, с одной стороны, и с правовой политикой - с другой. Нужно прежде всего определиться с понятиями.
Для целей настоящего исследования были поставлены следующие вопросы. Какова природа финансово-правовой политики? Как соотносятся между собой понятия «правовая политика» и «финансово-правовая политика»? Как связаны финансово-правовая и финансовая политика государства? Какую роль играет финансово-правовая политика в механизме правового регулирования? Кто ее вырабатывает? Как влияет финансово-правовая политика на правовую жизнь общества в условиях формирования цифровой реальности? Какие разновидности финансово-правовой политики можно выделить?
Цель настоящего исследования состояла в следующем. Прежде всего нужно было определить, что же представляет собой финансово-правовая политика, в чем ее специфика. Для этого мы сопоставили ее, с одной стороны, с финансовой политикой, финансовой деятельностью государства, с другой стороны, - с правовой политикой. Установив, что финансово-правовая политика оказывает свое воздействие на разные стороны финансовой сферы, мы попытались выделить отдельные ее разновидности. Далее предстояло выяснить, в чем выражается сущность финансово-правовых идей стратегического характера, каким образом преобразуется их содержание в условиях формирования цифровой экономики и какую роль в этом процессе играет государство. Мы проследили взаимосвязь финансово-правовой политики и правовой жизни общества с тем, чтобы понять, как первая влияет на вторую. Кроме того, одна из задач исследования состояла в том, чтобы установить место финансовой-правовой политики в механизме правового регулирования.
Отправная точка исследования состояла в признании того факта, что финансово-правовая политика - сложное, комплексное явление, поэтому изучать его следует в системе. С одной стороны, финансово-правовая политика относится к финансовой деятельности государства, его финансовой политике, выступает ее частью. С другой стороны, располагая таким ресурсом, как правовые средства, финансово-правовая политика имеет прямое отношение к правовой политике, является разновидностью последней. И, наконец, следовало принять во внимание тот факт, что это прежде всего политика, т.е. определенный образ действий в финансовой сфере, направленных на ее преобразование.
В ходе исследования был сделан вывод о неоднородности финансово-правовой политики, о том, что выработанные финансово-правовые идеи стратегического характера касаются разных областей финансовой деятельности. Структурный метод позволил выявить такие разновидности финансово-правовой политики, как бюджетно-правовая политика, налоговая правовая политика, валютно-правовая политика и другие.
Благодаря функциональному подходу мы смогли установить место финансово-правовой политики в механизме правового регулирования, определить характер ее влияния не только на финансовую сферу, но и на все процессы, протекающие в правовой жизни общества, в целом.
Финансово-правовая политика, прежде всего, принадлежит к сфере реализации финансовой функции государства. Она выступает ориентиром для всей деятельности в сфере национальной экономики. От продуманности финансовоправовой политики, от того, насколько грамотно она выстроена, насколько реалистичны обозначенные в ней цели и задачи, правильно расставлены приоритеты и выбраны эффективные средства, в конечном итоге зависит стабильность и успешное функционирование не только самой финансовой системы страны, но и реализация социальных программ, обеспечение безопасности государства и т.д. Однако финансово-правовая политика не тождественна финансовой политике. Думается, что последнее понятие гораздо шире. Ведь финансовая политика предполагает использование не только правовых средств, но также широкого круга организационных ресурсов.
Финансово-правовая политика относится также и к правовой политике. Во-первых, она осуществляется в сфере правового регулирования финансовых отношений, связана с воздействием на механизм правового регулирования. Во-вторых, финансово-правовая политика подразумевает широкое использование разнообразных правовых средств, например, нормативно-правовых, правоприменительных, правоинтерпретационных актов и т.д. В-третьих, социальное предназначение финансово-правовой политики состоит в том, что она оказывает целенаправленное преобразующее воздействие на все процессы, протекающие в правовой жизни общества, той ее части, которая связана с финансовой деятельностью. Поэтому все изменения в правовой жизни должны адекватно опосредоваться финансово-правовой политикой. Она должна чутко реагировать на все намечающиеся тенденции. Одной из наиболее ярких тенденций последних лет является активное использование цифровых технологий. И в этих условиях финансово-правовая политика государства уже не может оставаться прежней. Должны корректироваться как ее приоритеты, цели, задачи, так и средства выработки и реализации с учетом быстро входящей в нашу жизнь цифровой реальности.
Поскольку финансово-правовая политика - это, в первую очередь, политика, очевидно, что и природа ее может толковаться сходно. Например, как образ действий, направленных на достижение определенных целей, как целеполагающая, преобразующая деятельность государства в сфере правового регулирования финансовых отношений. Суть этой деятельности состоит в выработке и последовательной реализации особых идей - финансово-правовых идей стратегического характера. Их специфика состоит, во-первых, в том, что они касаются финансовой системы, ее наилучшего устройства, направлены на обеспечение ее стабильности и успешного функционирования. Во-вторых, несмотря на то, что стратегические правовые идеи могут вырабатываться самыми разными субъектами, в конечном счете за ними стоит государство. Поэтому финансово-правовые идеи стратегического характера должны быть закреплены в официальных документах, доведены до всеобщего сведения. В-третьих, важнейшим источником таких особых идей выступает юридическая наука. В рамках науки финансового права вырабатываются эффективные рекомендации по совершенствованию механизма финансово-правового регулирования, формируется и концептуально оформляется стратегия развития финансовой системы. Думается, к мнению ученых нужно прислушиваться.
Сфера финансово-правового регулирования не является чем-то однородным. Она включает в себя широкий спектр отношений: бюджетных, налоговых, банковских, денежнокредитных, валютных и т.д. Поэтому можно выделить такие разновидности финансово-правовой политики, как налоговая правовая политика, бюджетно-правовая политика, банковская правовая политика, валютно-правовая политика и другие виды. Таким образом, финансово-правовая политика может изучаться как в целом, так и в отдельных своих разновидностях.
Финансово-правовая политика - это сложное, комплексное явление, которое не является принадлежностью только правового или экономически развитого государства. Финансово-правовая политика вырабатывается и реализуется от имени государства везде, где есть финансовая система. И успешность функционирования этой системы напрямую зависит от того, насколько грамотно будет выстроена финансово-правовая политика, насколько она будет отвечать требованиям времени.
КОРОБОВА Александра Петровна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории права и философии Самарского государственного экономического университета
САЙГАШКИН Ян Валерьевич
магистрант Самарского государственного экономического университета