Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

К вопросу о формировании финансово-правовой политики государства в условиях цифровизации

В обществе, где на первый план выдвигается проблема оборота информации, ее получения, использования и рас­поряжения ею, особую значимость приобретают вопросы систематизации стратегических правовых идей, формирова­ния правовой стратегии.

Наиболее актуальные идеи должны находить свое отражение в официальных документах. Тем более в такой важной сфере, как регулирование финансовых отношений. Так они легче дойдут до своих адресатов.

К этому же побуждают и проводимые в последние годы в российском обществе экономические реформы, стремле­ние поставить экономику на, так сказать, «цифровые рель­сы», обеспечить ее преимуществами цифровизации. И здесь никак не обойтись без права, ведь правовые средства являют­ся эффективным инструментом реализации поставленных задач. Привлечение цифровых ресурсов должно протекать в правовом русле, осуществляться на основе действующего законодательства, в соответствии с концепцией правовой по­литики.

В этих новых условиях важнейшая задача финансово­правовой науки видится в том, чтобы разработать концеп­цию финансово-правового развития страны как на ближай­шую перспективу, так и на будущее с учетом фактически складывающихся отношений, с одной стороны, и обозначен­ных приоритетов, - с другой. И начать нужно прежде всего с определения понятия финансово-правовой политики, выя­вить ее природу, специфические черты. Важно установить ее место в государственной политике, то, какую роль она играет в правовой жизни российского общества в условиях активи­зации процессов цифровизации.

Финансово-правовая политика, как и правовая полити­ка в целом, - явление уникальное. И обусловлено это прежде всего одновременной причастностью сразу к нескольким сферам: политической, правовой и финансовой. С одной сто­роны, это неизменно порождает сложности в познании та­кого многопланового явления. С другой же стороны, обора­чивается благом, поскольку исследование на стыке наук дает богатейший материал для выводов, позволяет рассматривать явление всесторонне и объективно.

Обращаясь к истории изучения проблем финансово­правовой политики, отметим, что, если правовая политика в целом исследовалась уже дореволюционными российскими правоведами (пусть и под видом политики права), причем, весьма основательно, то интерес к различным аспектам ее разновидностей (за исключением, может быть, только уго­ловно-правовой политики) возник в научной среде только к середине 90-х годов прошлого века [5]. При этом финансо­во-правовая политика нечасто становится объектом всесто­роннего комплексного исследования. Чаще всего внимание ученых привлекают ее отдельные аспекты. Так, рассматрива­ются вопросы формирования финансово-правовой полити­ки в конкретной (обычно специфической) области правового регулирования общественных отношений, такой как, допу­стим, государственные облигационные займы [1]. Изучается финансово-правовая политика, проводимая конкретными субъектами финансовой деятельности, например, Банком России [4], с одной стороны, и в отношении определенных адресатов, например муниципалитетов - с другой [3]. Обсто­ятельно исследуются в литературе также отдельные разно­видности финансово-правовой политики, например, долго­вая финансово-правовая политика [2].

Понятие «финансово-правовая политика» является устоявшимся и широко употребляемым. При этом обраща­ет на себя внимание тот факт, что в научной среде отсутствует единый подход к понимаю того, что же представляет собой финансово-правовая политика, какова ее природа, как она соотносится с финансовой политикой государства, с одной стороны, и с правовой политикой - с другой. Нужно прежде всего определиться с понятиями.

Для целей настоящего исследования были поставлены следующие вопросы. Какова природа финансово-правовой политики? Как соотносятся между собой понятия «правовая политика» и «финансово-правовая политика»? Как связаны финансово-правовая и финансовая политика государства? Какую роль играет финансово-правовая политика в меха­низме правового регулирования? Кто ее вырабатывает? Как влияет финансово-правовая политика на правовую жизнь общества в условиях формирования цифровой реальности? Какие разновидности финансово-правовой политики можно выделить? Пример HTML-страницы

Цель настоящего исследования состояла в следующем. Прежде всего нужно было определить, что же представляет собой финансово-правовая политика, в чем ее специфика. Для этого мы сопоставили ее, с одной стороны, с финансовой политикой, финансовой деятельностью государства, с другой стороны, - с правовой политикой. Установив, что финансо­во-правовая политика оказывает свое воздействие на разные стороны финансовой сферы, мы попытались выделить от­дельные ее разновидности. Далее предстояло выяснить, в чем выражается сущность финансово-правовых идей стратегиче­ского характера, каким образом преобразуется их содержа­ние в условиях формирования цифровой экономики и какую роль в этом процессе играет государство. Мы проследили взаимосвязь финансово-правовой политики и правовой жиз­ни общества с тем, чтобы понять, как первая влияет на вто­рую. Кроме того, одна из задач исследования состояла в том, чтобы установить место финансовой-правовой политики в механизме правового регулирования.

Отправная точка исследования состояла в признании того факта, что финансово-правовая политика - сложное, комплексное явление, поэтому изучать его следует в системе. С одной стороны, финансово-правовая политика относится к финансовой деятельности государства, его финансовой по­литике, выступает ее частью. С другой стороны, располагая таким ресурсом, как правовые средства, финансово-правовая политика имеет прямое отношение к правовой политике, является разновидностью последней. И, наконец, следовало принять во внимание тот факт, что это прежде всего поли­тика, т.е. определенный образ действий в финансовой сфере, направленных на ее преобразование.

В ходе исследования был сделан вывод о неоднородно­сти финансово-правовой политики, о том, что выработанные финансово-правовые идеи стратегического характера каса­ются разных областей финансовой деятельности. Структур­ный метод позволил выявить такие разновидности финан­сово-правовой политики, как бюджетно-правовая политика, налоговая правовая политика, валютно-правовая политика и другие.

Благодаря функциональному подходу мы смогли уста­новить место финансово-правовой политики в механизме правового регулирования, определить характер ее влияния не только на финансовую сферу, но и на все процессы, про­текающие в правовой жизни общества, в целом.

Финансово-правовая политика, прежде всего, принадле­жит к сфере реализации финансовой функции государства. Она выступает ориентиром для всей деятельности в сфере национальной экономики. От продуманности финансово­правовой политики, от того, насколько грамотно она вы­строена, насколько реалистичны обозначенные в ней цели и задачи, правильно расставлены приоритеты и выбраны эффективные средства, в конечном итоге зависит стабиль­ность и успешное функционирование не только самой фи­нансовой системы страны, но и реализация социальных про­грамм, обеспечение безопасности государства и т.д. Однако финансово-правовая политика не тождественна финансовой политике. Думается, что последнее понятие гораздо шире. Ведь финансовая политика предполагает использование не только правовых средств, но также широкого круга органи­зационных ресурсов.

Финансово-правовая политика относится также и к пра­вовой политике. Во-первых, она осуществляется в сфере пра­вового регулирования финансовых отношений, связана с воз­действием на механизм правового регулирования. Во-вторых, финансово-правовая политика подразумевает широкое ис­пользование разнообразных правовых средств, например, нормативно-правовых, правоприменительных, правоинтер­претационных актов и т.д. В-третьих, социальное предназна­чение финансово-правовой политики состоит в том, что она оказывает целенаправленное преобразующее воздействие на все процессы, протекающие в правовой жизни общества, той ее части, которая связана с финансовой деятельностью. Поэтому все изменения в правовой жизни должны адек­ватно опосредоваться финансово-правовой политикой. Она должна чутко реагировать на все намечающиеся тенденции. Одной из наиболее ярких тенденций последних лет являет­ся активное использование цифровых технологий. И в этих условиях финансово-правовая политика государства уже не может оставаться прежней. Должны корректироваться как ее приоритеты, цели, задачи, так и средства выработки и реа­лизации с учетом быстро входящей в нашу жизнь цифровой реальности.

Поскольку финансово-правовая политика - это, в пер­вую очередь, политика, очевидно, что и природа ее может толковаться сходно. Например, как образ действий, направ­ленных на достижение определенных целей, как целепола­гающая, преобразующая деятельность государства в сфере правового регулирования финансовых отношений. Суть этой деятельности состоит в выработке и последовательной реализации особых идей - финансово-правовых идей стра­тегического характера. Их специфика состоит, во-первых, в том, что они касаются финансовой системы, ее наилучшего устройства, направлены на обеспечение ее стабильности и успешного функционирования. Во-вторых, несмотря на то, что стратегические правовые идеи могут вырабатываться са­мыми разными субъектами, в конечном счете за ними стоит государство. Поэтому финансово-правовые идеи стратеги­ческого характера должны быть закреплены в официальных документах, доведены до всеобщего сведения. В-третьих, важ­нейшим источником таких особых идей выступает юридиче­ская наука. В рамках науки финансового права вырабатыва­ются эффективные рекомендации по совершенствованию механизма финансово-правового регулирования, формиру­ется и концептуально оформляется стратегия развития фи­нансовой системы. Думается, к мнению ученых нужно при­слушиваться.

Сфера финансово-правового регулирования не является чем-то однородным. Она включает в себя широкий спектр отношений: бюджетных, налоговых, банковских, денежно­кредитных, валютных и т.д. Поэтому можно выделить такие разновидности финансово-правовой политики, как налого­вая правовая политика, бюджетно-правовая политика, бан­ковская правовая политика, валютно-правовая политика и другие виды. Таким образом, финансово-правовая политика может изучаться как в целом, так и в отдельных своих раз­новидностях.

Финансово-правовая политика - это сложное, комплекс­ное явление, которое не является принадлежностью только правового или экономически развитого государства. Фи­нансово-правовая политика вырабатывается и реализуется от имени государства везде, где есть финансовая система. И успешность функционирования этой системы напрямую за­висит от того, насколько грамотно будет выстроена финансо­во-правовая политика, насколько она будет отвечать требова­ниям времени.

КОРОБОВА Александра Петровна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории права и философии Самарского государственного экономического университета

САЙГАШКИН Ян Валерьевич
магистрант Самарского государственного экономического университета

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях