Конец XX века ознаменован кардинальной трансформацией всей системы международных отношений.
Потерпела крах блоковая дипломатия, хотя и не исчезла совсем. На смену ей стали приходить новые формы дипломатических отношений. Одной из таких форм стала сетевая дипломатия. В целом, на формирование «сетевой» дипломатии XXI века повлиял огромный ряд трансформаций, происходивший на протяжении последних тридцати лет. Среди ключевых трансформаций стоит отметить: формирование большого количества самостоятельных государств, активно действующих на экономической и военно-политической международной арене, становление и укрепления множества межгосударственных организаций и структур (ВТО, БРИКС, ШОС, G-20 и др.), формирование пула глобальных проблем, которые приобретают всё более угрожающий характер (массовая миграция, международный терроризм, экологические проблемы), информатизация и технологизация международных отношений.
Под воздействием всех этих и других трансформаций продолжают формироваться новые виды и инструменты дипломатии, которые требуют научного осмысления. Сетевая дипломатия, как очень важный элемент современной международной системы, хотя и активно используется некоторыми исследователями и политиками (особенно в российском дискурсе), имеет недостаточную экспертную и научную осмысленность. В связи с этим возникают проблемы в понимании основных принципов сетевой дипломатии, её инструментов и в сфере применения. На настоящий момент не сформирована целостное теоретическое знание о сетевой дипломатии как феномене мировой политики.
В российской науке сетевую дипломатию чаще всего исследуют в рамках многосторонней дипломатии и развития сетевых структур (Лебедева М.М., Филатов С.В. (МГИМО), Колосова И.В. (Дипломатическая Академия МИД РФ) и др.). Западные исследователи в контексте изучения сетевой дипломатии делают упор на развитие негосударственных акторов и публичную дипломатию (Metzl Jamie (Carnegie), Fergus Hanson (Brookings), Ilan Manor (Oxford) и др.). Стоит иметь ввиду, что в рамках англоязычного научного сообщества термин "network diplomacy" чаще имеет значение цифровой дипломатии, поэтому необходимо разграничивать эти понятия. Как мы видим, большинство исследователей не выделяет концепцию «сетевой дипломатии» как самостоятельной единицы современной дипломатии.
Феномен «сетевой дипломатии» распространяется и на интеграционные процессы (в первую очередь - экономические) на евразийском пространстве. Так, Евразийский экономический союз (ЕАЭС) способен претендовать на статус сетевой структуры, а реализация целей и задач государств- участников ЕАЭС вполне может находится в поле сетевой дипломатии.
Тем не менее, чтобы выделить контуры применения сетевой дипломатии в рамках интеграции на евразийском пространстве, необходимо, во-первых, отметить ключевые элементы и структуру феномена сетевой дипломатии, во-вторых, определить её основные характеристики, в-третьих, исследовать основные элементы деятельности ЕАЭС в качестве сетевой структуры.
Сетевая дипломатия как концепция
В российской внешнеполитической практике термин «сетевая дипломатия» впервые закрепился в концепции внешней политики Российской Федерации 2008 года и использовался в дальнейших Концепциях, понимая под собой форму дипломатии, опирающаяся «на гибкие формы участия в многосторонних структурах в целях коллективного поиска решений общих задач».
С.В.Лавров уделяет достаточное внимание сетевой дипломатии. Глава внешнеполитического ведомства РФ в ряде своих выступлений по разным поводам (2006, 2009, 2010, 2014) отмечал высокую востребованность сетевой дипломатии. Особенно С.В.Лавров подчёркивал роль сетевых структур, которые, по его мнению, сегодня выходят на первый план, и благодаря которым возможно налаживать международное сотрудничество и решать современные кризисы. Будучи Президентом РФ, Д.А.Медведев также обращался к сетевой дипломатии как «главному инструменту международных отношений».
Такое доктринальное закрепление сетевой дипломатии стало обращать на себя внимание исследователей-междуна- родников. Этот феномен получил такое многообразное понимание и толкование, что зачастую его стало возможным свести к многосторонним переговорам (как межгосудасртвенными, так и в рамках международных организаций и структур) со всеми их характеристиками. Однако подобное трактование сетевой дипломатии, во-первых, не учитывает другие особенности данного феномена, а, во-вторых, не отмечает те отдельные элементы, которые ей присущи.
Отмечая разносторонний подход к осознанию феномена сетевой дипломатии, следует выделить следующие основные трактовки, что позволит сформировать структурное представление об этом феномене.
Как уже было сказано выше, сетевую дипломатию, особенно в российской практике, часто олицетворяют с многосторонними переговорами. Подобный подход, хотя частично верно подчёркивает сущность сетевой дипломатии, не отражает всей совокупности признаков феномена. Действительно, в основе сетевой дипломатии лежит многостороннее сотрудничество, однако оно не сводится лишь к одному переговорному процессу. В рамках данного понимания многосторонний характер отношений является частью системы сетевой дипломатии.
Отдельно стоит отметить то, что сетевая дипломатия - это то поле, в рамках которого именно сотрудничество (экономическая кооперация, решение глобальных проблем, вопросы всемирного развития) является ключевым элементом международных отношений. Конечно, государства и другие участники международных отношений, будучи в рамках игры «с нулевой суммой», могут прибегать к инструментам сетевой дипломатии, что даже во многих случаях приведёт к лучшему результату, однако это представляется затруднительным. Исходя из этого, не стоит воспринимать многостороннюю, сетевую дипломатию как вездесущее явление XXI века, она имеет свои собственные характеристики и ограничения. Более того, использование отдельных инструментов сетевой дипломатии не позволит выделить данный феномен как самостоятельный, так как многие её характеристики, как мы увидим выше, схожи с характеристиками многосторонней дипломатии. Таким образом, лишь учитывая структуру сетевой дипломатии, можно говорить о её реализации в практическом поле.
Другое понимание сетевой дипломатии связано с развитием сетевых структур, среди которых часто отмечают БРИКС, ШОС, ЕАЭС, G-20, и др. Подобные форматы объединяет то, что в их рамках участники международных отношений, посредством многосторонних переговоров, решают общие проблемы и вопросы сотрудничества. Сетевые альянсы могут рассматриваться, с одной стороны, как внутренние, т.е. в рамках какой-то одной структуры (например, ЕАЭС, «Большая Двадцадка», Арктический Совет), а с другой - внешние сетевые структуры, которые подразумевают под собой взаимодействие и сотрудничество нескольких международных организаций, отдельных государств и иных формирований. В качестве примера внешней сетевой структуры могут быть совместные саммиты БРИКС и ШОС. Кроме того, глобализация международного права создаёт более благоприятную основу для подобного сотрудничества.
Также сетевая дипломатия в основном реализовывается в рамках проведения различных саммитов, конференций, комиссий, где принимают участие большое количество государств, а также негосударственные участники. Концентрация на проблематике, которая затрагивает всех участников международных отношений позволяет множеству сторонам (не только государствам) участвовать в коммуникации на равной основе. Именно, участие в коммуникациях на равной основе и есть отличительная характеристика сетевой дипломатии. Сетевые структуры и форматы, являясь площадкой для равного участия многих сторон, являются воплощением принципов сетевой дипломатии в современной системе международных отношений.
Западная научная мысль в рамках дискуссии о сетевой дипломатии как раз делает акцент на развитие сетевых структур, однако большая часть исследований в этой области посвящено деятельности негосударственных организаций, которые формируют влиятельные группы на международной арене вне рамок одного государства.
В рамках связки сетевой дипломатии и сетевых структур, первая может также характеризоваться как дипломатия «гибких альянсов», которые характеризуются большим разнообразием внутренней структуры и часто проводят переговоры в рамках «круглого стола».
Ещё одним серьёзным пластом, к которому относят сетевую дипломатию, является современная цифровая дипломатия и технологизация международных отношений в самых различных её проявлениях. Как уже отмечалось выше, такое определение сетевой дипломатии является самостоятельным и относится абсолютно к другой сфере исследования, нежели рассматриваемое в данной работе, однако такой подход также находит своё отражение в современной сетевой дипломатии, связанной с многосторонним сотрудничеством. Современные технологии и информатизация, во-первых, позволяют эффективно проводить многосторонние переговоры, во-вторых, обеспечивают участников международных отношений более полной и качественной информацией. Эти характеристики являются частью сетевой дипломатии.
Таким образом, учитывая все подходы к пониманию сетевой дипломатии и выявив её основную структуру, можно дать следующее определение:
Сетевая дипломатия - форма многостороннего сотрудничества, в рамках которой участники международных отношений (государственные и негосударственные акторы) на равной основе при использовании гибких инструментов нацелены на решение совместных проблем.
Основные характеристики сетевой дипломатии
Сетевой дипломатии, исходя из выявленных выше её основных компонентов, свойственны многие функции, которые характерны для многосторонней дипломатии в целом. Во- первых, это гибкость, что подразумевает под собой меньшую конфликтность между участниками международных отношений и больший упор на сотрудничество. Такая характеристика обусловлена, с одной стороны - сетевой структурой отношений, которая не позволяет выделять явно доминирующей одной стороны над другими (хотя распределение сил не обязательно является равным), с другой - упор именно на сотрудничество. Гибкие формы сетевой дипломатии в практическом поле могут быть выражены, например, в использовании «мягких» переговорных стратегий.
Для функционирования сетевой дипломатии необходима децентрализация в вопросах принятия решений. Это означает, что в рамках сотрудничества, будь то международная организация или многосторонние взаимоотношения между государствами, каждый участник в равной степени способен влиять на принятие итогового решения.
Другой важной чертой сетевой дипломатии является открытость и высокая информативность участников международных отношений. Сетевая дипломатия требует от стран взаимного обмена информацией по какому-либо вопросу. Всё это повышает эффективность поиска консенсуса в международных конфликтах или решения современных угроз. Кроме того, открытость проявляется в активном привлечении к международному сотрудничеству представителей различных по уровню развития стран. Границы многосторонних переговоров расширяются, привлекая всё большее количество государств и негосударственных участников международной системы.
Сетевой дипломатии также присуща многоуровневость, под которой подразумевается не только участие стран разной значимости, но и активное вмешательство негосударственных акторов. Достаточно большую роль западная научная мысль в этой связи выделяет изучению роли неправительственных организаций. Тем не менее, неправительственные организации не являются прямыми участниками дипломатических отношений, следовательно, скорее лишь влияют на все другие факторы (открытость, информативность и др.), присущие сетевой дипломатии. Яркими примерами сетевой дипломатии по характеристике «многоуровневость» могут быть различного рода экономические международные структуры (форумы), где на равной основе принимают участие как представители государств, так и бизнес-сообщество. В других сферах (особенно если речь идёт каких-то военно-политических конфликтах) вряд ли сетевая дипломатия будет доминирующим феноменом отношений.
Благодаря использованию современных технологий дипломатия (особенно сетевая) характеризуется большей оперативностью в принятии решений, так как это позволяет участникам отношений в кратчайшие сроки проводить переговоры, консультации и другие формы взаимодействия, а также быстро получать и обрабатывать всю необходимую информацию. Данная характеристика — оперативность - относится, скорее, к современной дипломатии в целом, однако сетевая дипломатия не мыслима без информационно-коммуникационных особенностей современного мира.
Как мы видим, некоторые характеристики сетевой дипломатии свойственны современной многосторонней дипломатии в целом. Тем не менее, характеристики имеют ряд особенностей, которые связаны со структурой сетевой дипломатии. Кроме того, необходимо всегда делать акцент именно на особенностях структуры сетевой дипломатии.
Сетевая дипломатия ЕАЭС
Сотрудничество со странами постсоветского пространства является приоритетной линией внешнеполитической деятельности России. В этой связи экономическая интеграция в рамках ЕАЭС приобретает, по крайней мере доктринально, высокий статус во внешней политике Москвы[14]. Кроме того, принимая во внимание важность экономического развития и инвестиционной среды, Россия и другие участники евразийского пространства заинтересованы в совместном сотрудничестве. Учитывая партнёрские связи участников ЕАЭС и его направленность на сотрудничество в сфере экономики, взаимоотношения в рамках Союза могут вполне регулироваться инструментами сетевой дипломатии, а само объединение может быть включено в систему сетевых альянсов на постсоветском пространстве.
Как отмечалось выше, сетевые структуры можно рассматривать с двух позиций: отдельную организацию как сетевую, либо сотрудничество различных организаций и площадок, выстроенное по сетевому принципу. Также будет рассмотрен и Евразийский экономический союз: вначале стоит рассмотреть, соответствует ли ЕАЭС сетевой структуре, а затем проанализировать его вовлеченность в современную систему сетевой дипломатии.
Экономическая проблематика ЕАЭС ставит данное объединение в выгодное положение, с точки зрения формирования сетевой структуры отношений между государства- ми-участниками. Как отмечалось выше, сетевая дипломатия особенно актуальна при решении глобальных проблем, а также в рамках экономической интеграции, где все участники настроены на взаимовыгодное сотрудничество. Таким образом, среда экономического сотрудничества Евразийского экономического союза должна благоприятствовать использованию инструментов сетевой дипломатии. Однако, речь идёт лишь о благоприятной среде для сетевой дипломатии, сама по себе направленность организации на экономическое сотрудничество не говорит о её сетевой структуре.
Структура Евразийского экономического союза включает в себя четыре института (Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия и Суд Евразийского экономического союза), в рамках которых в равной степени представлены все члены Союза на высшем и высоком уровнях. Важно отметить, что в рамках всех структур ЕАЭС решение принимается консенсусом (за исключением Суда, где совсем иная процедура принятия решений), что говорит, во- первых, о равноправном участии стран-членов интеграционного объединения, во-вторых, о высокой степени сотрудничества, так как принцип консенсуса подразумевает под собой отсутствие явных противоречий и согласие всех сторон. Таким образом, в ЕАЭС преобладает децентрализованный процесс принятия решений, под которым подразумевается отсутствие руководящей стороны. В данном случае речь идёт о принятии решений на межгосударственном уровне, на котором никто из пяти стран-участниц не имеет в этой связи преимущества. Сама структура ЕАЭС в данном случае, где высшим органом является Евразийский экономический совет, обеспечивает функционирование союза и институциональную среду для сотрудничества.
Внутреннее устройство ЕАЭС от сетевой структуры отличают уровни представительства. Как отмечалось выше, сетевая дипломатия характеризуется широким кругом задействованных сторон, которыми становятся не только государства, но и отдельные межправительственные и неправительственные организации, бизнес-сообщество. Евразийский экономический союз, учитывая его экономическую специализацию, реализует свои задачи по экономической интеграции не только в рамках межгосударственного сотрудничества, но и включением представителей бизнеса в работу Союза. Тем не менее, такое включение можно назвать скорее диалогом, в рамках которого бизнес-круги лишь обладают рекомендательными функциями, но не участвуют в принятии конкретных решений.
Институциональную основу, в рамках которой принимаются ключевые решения, составляют Высший евразийский экономический совет и Евразийский межправительственный совет, а постоянно действующая Евразийская экономическая комиссия обеспечивает деятельность ЕАЭС. Во всех структурах Союза все страны-участники представлены в равной степени. Таким образом, если мы рассматриваем многоакторность ЕАЭС, то все решения принимаются исключительно при привлечении представителей стран-участниц, в данном случае, это главы государства и главы правительства, а ЕЭК позволяет обеспечивать принятые решения и политику Союза.
Тем не менее, сложно себе представить межгосударственную экономическую организацию, в которой решения принимались бы иным способом. Для сетевой структуры, конечно, имеет значение вовлечённость негосударственных акторов в процесс принятия решения, однако учитывая особенности современных интеграционных объединений, наиболее важен уровень участия, в данном случае - бизнесструктур, в реализации политики Евразийского экономического союза.
21 мая 2015 года отдельными структурами стран- участниц, представляющих бизнес-сообщество (со стороны России стороной соглашения стал российский союз промышленников и предпринимателей) было заключено соглашение о создании Делового совета ЕАЭС. Новая структура стала правопреемником Белорусско-Казахстанско-Российского бизнес-диалога. Через год был заключён Меморандум о взаимодействии между Евразийской экономической комиссией и Деловым советом Евразийского экономического союза, согласно которому взаимодействие между ЕАК и Деловым Советом осуществляются специально созданного Консультативного Совета. Таким образом, взаимодействие бизнес-структур, которые представлены общественными организациями стран-участниц ЕАЭС, осуществляется на консультационном уровне в рамках Евразийской экономической комиссии. Кроме того, представителей бизнес-групп включают в деятельность рабочих групп на базе ЕЭК. Данный диалог ведётся достаточно эффективно и направлен не только на выявление экономических проблем, но и обсуждения различных по формату вопросов, например, реализации цифровой повестки ЕАЭС.
Другой формой привлечения негосударственных участников в работу ЕАЭС является бизнес-диалог ЕЭК, в рамках которого обсуждаются актуальные проблемы взаимодействия бизнес-структур стран-участниц Евразийского экономического союза. Примечательно, что онлайн-форум Бизнес диалога и Консультативный совет ЕЭК и Делового совета не являются комитетами при коллегии Евразийской экономической комиссии, а выделены в структуре отдельно. Это подчёркивает, во-первых, консультативный характер данных площадок, во- вторых, особый статус Бизнес-сообщества в рамках Евразийской экономической комиссии.
Таким образом, с точки зрения многоуровневости и многосторонности ЕАЭС не может считаться сетевой структурой в полной мере. Союз является экономической международной организацией, в которой на демократической, равной основе происходит взаимодействие государств. Сетевая структура подразумевает под собой более широкую вовлечённость негосударственных акторов, не только на консультативном уровне в рамках органа, обеспечивающего деятельность организации. Говоря о сетевых структурах в рамках отдельных организаций, таковыми могут являться скорее те, ключевой задачей которых не лежит межгосударственное сотрудничество как таковое. Стоит отметить, что сетевые структуры в рамках феномена сетевой дипломатии чаще всего представлены не традиционными институциональными межгосударственными организациями, а более гибкими форматами («Большая восьмёрка», БРИКС и др.).
ЕАЭС как элемент сетевой структуры
Более ясно сетевую дипломатию мы можем проследить в рамках взаимодействия Евразийского экономического союза с другими структурами и отдельными государствами. Как раз такое сотрудничество может быть представлено в качестве сетевого альянса.
29 мая 2015 года между ЕАЭС и Вьетнамом было подписано Соглашение о зоне свободной торговли, которое полноценно вступило в силу в 2016 году. Создание ЗСТ, которое, в первую очередь, выгоднее Вьетнаму, не стоит переоценивать. Тем не менее, сам факт реализации зоны свободной торговли между Вьетнамом и ЕАЭС и последовавшим за этим экономическим выигрышем, хоть и незначительным, говорит об успехе данного сотрудничества. Таким образом, добровольная экономическая кооперация между государством, с одно стороны, и международной организацией, с другой, является хорошим примером сетевой структуры. Здесь наблюдаются и отсутствие между участниками централизованного аппарата принятия решений (ЗСТ регулируется лишь рамками Соглашения), и различные по своей сути участники (ЕАЭС как организация и Вьетнам как государство), и открытость участников в ходе переговоров, что обусловлено, в первую очередь, принципом сотрудничества, а не конкуренции.
Ведётся работа по заключению Соглашения о торговоэкономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китаем. В конце 2017 года стороны заявили о принципиальном окончании переговоров по данному соглашению, в настоящий момент стороны готовятся подписать документ. Вновь ЕАЭС включается в работу гибкой сетевой структуры.
Евразийский экономический союз на уровне ЕЭК работает в направлении налаживания диалога ЕАЭС-ЕС. Данная повестка всё чаще всплывает на различных международных площадках, ведётся работа по созданию официального диалога между ЕЭК и Европейской комиссией. Конечно, с учётом современных геополитических реалий, введения санкций ЕС против РФ, интеграция ЕАЭС и ЕС пока что остаётся лишь на уровне обсуждения, однако заинтересованность подобного сотрудничества как с одной, так и с другой стороны говорит о потенциальной возможности в будущем создания такого гибкого сетевого альянса.
Другим примером сетевой дипломатии ЕАЭС может стать сотрудничество ЕАЭС и ШОС. Кроме того, к такому сетевому альянсу способен подключиться и проект экономического пояса шёлкового пути (ЭПШП), реализуемого Китаем. Возможная степень кооперации между двумя организациями оценивается очень высоко, так как она лежит в интересах всех участников международных организаций. Более того, абсолютно различная институциональная организация ЕАЭС и ЭПШП позволит без особых проблем подтолкнуть эти два проекта к интеграции. Высоко оценивается и потенциальное сотрудничество стран АТЭС и государств ЕАЭС.
Все вышеперечисленные формы сотрудничества ЕАЭС с другими организациям, и даже ЭПШП, на сегодняшний день являются потенциальными, а поэтому нельзя в полной мере утверждать о состоявшемся сетевом альянсе при участии ЕАЭС. Тем не менее, позитивные оценки такой кооперации говорят о высокой возможности реализации подобных проектов в будущем, что лишь укрепить статус сетевой дипломатии как формы сотрудничества между различными игроками международных отношений.
Таким образом, Евразийский экономический союз хорошо демонстрирует способность к сетевой дипломатии на уровне с другими участниками международных отношений, будь то отдельные государства, организации, или даже проекты. Однако, большинство проектов сетевого альянса, совместного с ЕАЭС, в настоящий момент направлено на перспективу, но имеет широкие предпосылки к реализации. Сама деятельность Евразийского экономического союза, являясь межгосударственной организацией, хотя и имеет некоторые черты сетевой дипломатии, но как таковой сетевой структурой не является. Это обусловлено, во-первых, особенностью функционирования ЕАЭС, во-вторых, различием между формой организации ЕАЭС и сетевого альянса как воплощения сетевой дипломатии.
Заключение
Пока очень рано говорить о всестороннем распространении принципа сетевой дипломатии. Действительно, тенденция на усиление роли сетевой дипломатии фиксируется в политическом и научном дискурсе, однако её использование ограничено, с одной стороны, предметом дипломатии (т.е. проблематикой), с другой - интересами сторон (которые должны от части совпадать друг с другом). Практическое применение сетевой дипломатии сегодня достаточно ограничено. В научном сообществе отсутствует теоретическое осмысление данной тенденции. Кроме того, стоит вопрос о том, является ли сетевая дипломатия частью многосторонней дипломатии, или всё же самостоятельным феноменом.
Воплощением сетевой дипломатии сегодня являются многосторонние сетевые структуры, которые включают в себя отдельные государства, международные организации, различные структуры. Такие альянсы обладают большой гибкостью, но способны обсуждать далеко не каждую повестку.
Сетевая дипломатия эффективна и наиболее реалистично её использование в случаях многостороннего сотрудничества государств, которое не будет характеризоваться игрой с ненулевой суммой. Это вопросы экономического сотрудничества, решение гуманитарных, экологических проблем и ряд других вопросов, в решении которых заинтересованы все стороны. Конечно, сетевая дипломатия в данной сфере не является панацеей (например, Киотский протокол и США), однако стоит обратить внимание именно на тренд.
Евразийский экономический союз идёт по пути выстраивания сетевой структуры, которая уже включает в себя отдельные государства (Вьетнам и Китай), представителей бизнес-сообщества, а в перспективе к сетевому альянсу могут подключиться региональные организации Азии. Однако сегодня мы больше говорим о тенденциях и перспективах, чем о реализованных проектах.
ЗЕЛЕНЕВА Ирина Владимировна
профессор кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета
ИВАНОВСКИЙ Денис Александрович
магистрант Санкт-Петербургского государственного университета