Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Современные угрозы личности в информационном пространстве

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы, с которыми сталкивается российское общество в эпоху перехода на информационные рельсы развития.

Затрагивается влияние опасных информационно-психологических эффектов на уровне здоровья индивидов. Анализируются вопросы деструктивного воздействия информационной среды и на личность человека, в том числе на его мотивационную составляющую. Рассматриваются эффективные способы профилактики деструктивного информационного воздействия на человека и на общество.

Ключевые слова: информационные потоки, СМИ, цифровые технологии, онлайн платформы, информационные продукты, информационно-деструктивная среда, компьютерная сфера, киберпространство, информационная экология, масс медиа.

IVLIEV Pavel Valentinovich
Ph.D. in Law, associate professor of Civil law and process sub-faculty of the Institute for Training State and Municipal Employees of the Academy of the FPS of Russia

KONDRASHOV Sergey Vyacheslavovich
Ph.D. in Law, senior lecturer of Civil law and process sub-faculty of the Institute of Training State and Municipal Stuff of the Academy of the FPS of Russia

MODERN THREATS TO THE INDIVIDUAL IN THE INFORMATION SPACE

This article discusses the current problems that Russian society faces in the era of transition to the information rails of development. The influence of dangerous information-psychological effects

on the level of health of individuals is touched upon. The issues of the destructive impact of the information environment on the personality of a person, including his motivational component, are analyzed. Effective ways of preventing destructive information impact on a person and society are considered.

Keywords: information flows, MEDIA, digital technologies, online platforms, information products, information-destructive environment, computer sphere, Cyberspace, information ecology, mass media.

Отличительной чертой общества, в котором мы прожи­ваем является постоянно возрастающие информационные потоки, создающие дополнительное психическое напря­жение и требующие больших аналитических способностей связанных с переработкой этой информации. Конечно же с широким распространением интернета и как следствие мно­жества разного рода цифровых технологий, онлайн плат­форм, гаджетов и большого количества иных информацион­ных продуктов связано появление новых возможностей таких как электронные платежи, онлайн заказы, дистанционное обучение и даже удаленная работа, что полностью постули­рует факт перехода России в полноценное информационное общество. Но при этом необходимо отметить, что вместе с вышеперечисленными положительными свойствами совре­менной модели жизнеустройства существует и значительное число проблем и трудностей, осложняющих жизнь совре­менного гражданина.

Для более полного раскрытия исследуемой нами темы необходимо предоставить определение информационной среды. По нашему мнению под информационной средой можно понимать область жизнедеятельности граждан, кото­рая непосредственно сопряжена с производством, преобра­зованием и использованием разного рода информации. При этом надо отметить, что эта среда характеризуется большим объемом факторов, оказывающие на людей как прямое, так и опосредованное низкочастотное или высокочастотное воз­действие. Пример HTML-страницы

Необходимо отметить, что внимание общественности в последнее время уделялось исследованию опасных информа­ционно-психологических эффектов, находящих свое прояв­ление на индивидуальном уровне. Так, например чрезмерное информационное давление среды создает особое психиче­ское состояние человека, которое может находить свое вы­ражение и на физиологическом уровне. У человека вполне может увеличиться напряженность, а также вырасти и тре­вожность. Более того изменения возможны и на личностном уровне. Это в первую очередь касается снижения у граждан мотивации к самореализации, взятие ответственности за свою жизнь на себя, так как общение посредством цифровых технологий создает иллюзию безопасности, что в свою оче­редь может приводить к отрицательным трудно прогнози­руемым последствиям. Также необходимо отметить, что при глобальном воздействии информации у субъекта может воз­никнуть всевозможные искажения восприятия разного рода сведений и фактов, которые могут нарушать исполнение социальных функций которые в свою очередь могут вести к формированию острого недоверия, к получаемой информа­ции. Также нельзя не отметить, что происходит серьезней­шее влияние информации и в масштабах всего общества. Так например наметилась острая тенденция увеличения риско­ванных общественных ситуаций и проблем, касаемых совер­шения преступлений в компьютерной сфере, что негативно сказывается на обществе и подрывает общественную без­опасность. В особенности необходимо выделить проблему манипуляции гражданами в киберпространстве. Это связано с сознательным искажением сведений и фактов исходящих от злоумышленников, а также само по себе загрязнением информационного пространства заведомо деструктивной информацией и отсутствием качественной фильтрации в по­исковых электронных системах. Необходимо отметить, что информационные манипуляции в виртуальном мире явля­ются глобальной проблемой для социума. Целью для мани- пулятивного влияния являются компоненты психики, кото­рые обеспечивают достижения злоумышленниками своей задачи. Так, например фундаментальным манипулятивным воздействием будет являться формирование искусственной мотивационной направленности у населения. Другим слова­ми люди из средств массовой информации узнают, «о том что им надо». А начиная с момента бурного развития других масс медиа таких как социальные сети , блоги и другие миро­понимание населения формируется под полным контролем Интернета. С появлением информационных технологий на население обрушивается гигантское множество противо­положенных мнений и по средством этого у общества воз­никает трудности с выбором, так называемых верных норм, которые соотносятся с нравственностью социума и ценно­стями отдельно взятого индивида. Исходя из этого человек может сделать выбор моделей поведения не соотносящихся с ценностями общества, в котором он проживает, что может привести к экзистенциальному кризису личности, к появле­нию психических расстройств и деструктивному изменению сознания. Такие изменения в условиях глобальных инфор­мационных потоков главным образом характеризуются тем, что казалось нереальным становится реальным, невероятное может вполне стать вероятностным. Информационные про­цессы меняют мировоззрение человека они влияют на его жизненную позицию и в целом на его сознание. Необходи­мо отметить, что огромное влияние на жизненные установки оказывают райтократы. Райтократия это власть пишущих над теми кто их читает. То есть по сути кто распространяет информацию, те и оказывают воздействия на население. Не­обходимо отметить, что поведение и мотивация человека в подавляющем большинстве случае появляется не из какого- то личного опыта, а именно из информации, которая создана райтократами. И именно они обеспечивают наполнение со­держанием информационных потоков и восприятия обще­ством разного рода сведений.

Также необходимо понимать, что транслирующий ин­формацию райтократ, может вполне себе искренне заблуж­даться в истинности данного контента, принимая его за прав­ду. Но даже несмотря на, то что сам коммуникатор уверовал в истинность ложной информации, последствия от нее могут быть вполне себе реальными и пагубными.

С массовым распространением интернета появилось такое понятие как «фальшивая новость». Смысл данного по­нятия заключается в том, что заведомо ложная информация позиционируется как абсолютно проверенная и достовер­ная. Это необходимо для того, чтобы ничего не подозрева­ющий пользователь с максимальной долей вероятности оз­накомился с этой новостью и тем самым увеличил трафик и соответственно обеспечил прибыль манипулятору.

Ещё одним очень актуальным видом информационно манипуляционного воздействия является «аудио наркоти­ки». Под ними следует понимать специально созданные для извлечения прибыли аудио ритмы, формирующие изменен­ные состояния сознания и как следствие влияющие на мо­тивацию граждан с эмоционально неустойчивой психикой, вызывают тем самым у них эффект близкий по своей сути к биологическим наркотикам. Все это может формировать серьезнейшую зависимость от «аудио наркотиков» и полно­стью демотивировать человека. Более того исследования по данной проблематики доказывают, что такое звуковое воз­действие может пагубно сказываться и на здоровье человека, например вызывая приступы эпилепсии.

СМИ в своих новостных репортажах не редко сами становятся заложниками и проводниками лжи в сознание граждан. Для большинства населения информация транс­лируемая по телевидению является безапелляционной и га­рантированно истинной. Но к сожалению сами масс медиа, а в первую очередь это касается социальных сетей и наво­днивших их блоггеров ретранслируют не только ложные све­дения, но и еще озвучивают неверные выводы, которые они сделали на основе не достаточной и не проверенной доказа­тельственной базы. Данное явление можно смело называть информационным загрязнением. К сожалению потреби­тели информационного контента фокусируются исключи­тельно на новостной ленте, и не анализируют источник, а уж проверка фактов не осуществляется и тем более. Благо­даря социальным сетям стал активно использоваться такой термин как замкнутые эхо-камеры, а также фильтрующий информационный кокон. Под эхо-камерами можно пони­мать замкнутые информационные системы, в которых идеи или сведения усиляются с помощью субъектов внутри этой структуры. Речь идет о том, что человек транслирующий ка­кую-либо информацию на определенной электронной пло­щадке и получая одобрения со стороны единомышленников, прочно укрепляет присущее ему миропонимание перед самим собой и при этом одновременно искажает объектив­ную действительность. При чем субъект транслирующий подобную информацию делает это абсолютно априори тем самым искренне вводя в заблуждение свою паству. Многие социальные сети устроены таким образом, что пользователь получает именно ту информацию, запросы которой он делал до этого и та, которая согласуется с его точкой зрения. При этом вся информация естественно пользователю не предо­ставляется. В этом заключается принцип работы социальных сетей. В социологии это получило названия селективного влияния, в соответствии с которой гражданин получает толь­ко те сведения, которые подтверждают его точку зрения. Это объясняется тем, что социальные сети изначально завязаны для коммуникации с тем кругом лиц, которые близки вам по духу. Все это формирует избирательность подачи информа­ции и как следствие манипуляционное воздействие. Именно в этом проявляется эффект, так называемых, фильтрующих пузырей. Последствием этого является интеллектуальная изоляция. Социальные сети посредством своих фильтров направляют мысли людей в определенное русло, что вполне себе можно сравнить с принудительной информационной диетой.

Необходимо отметить, что человек проводящий в раз­ных интернет сообществах большое количество времени и оставляющий там всевозможные следы типа лайков, репо- стов, комментариев и многого другого позволяет сделать в отношении его огромное количество выводов, касаемых его желаний, мотивационной направленности, политической идеологии, нравов и всего остального. Все это создает очень плодородную почву для спекуляций.

Вседоступность информационного пространства бла­годаря Интернету создавая эффект информационного за­грязнения посредством избытка в нем большого количества фактов и сведений размывает суть сообщения. Человек вы­нужден анализировать много информации и тем самым ри­скуя отфильтровать нужные ему сведения. Этот факт также создает серьезные затруднения для развития личности в со­временном мире.

Резюмируя вышесказанное, можно смело утверждать о том, что такое глобальное деструктивное информационное воздействие на человека создаёт серьёзнейшие препятствия для полноценного развития личности. Разобраться в посто­янно возрастающих информационных потоках без соответ­ствующих навыков становится все сложнее и сложнее. С уче­том того что общество во многом свойственно пассивности и созерцательность, а современные цифровые технологии только усиляют эту тенденцию, то можно смело утверждать, что это не только не способствует развитию личности и об­щества в целом, но и отбрасывает его на много лет назад.

К сожалению приходится констатировать факт, связан­ный с тем что рост цифровизации через появления у пода­вляющего большинства членов социума специальных пор­тативных технических устройств и всякого рода гаджетов не привело к увеличению коллективной образованности, а также снижает уровень психического здоровья. Более того это во многом снижает планку интеллектуальности среди на­селения особенно это касается молодого поколения, которое является в большинстве своем пассивными потребителями информационного контента, в основном носящего досугово­развлекательный характер. Погружаясь в виртуальный мир, молодые люди не вдумываются в смысл того, что восприни­мается. Так притупляется потребность в приобретении зна­ний, в духовном обогащении [1]. Это проблема является наи­более актуальной не только для российского общества, но и мира в целом.

Государство на законодательном уровне предпринима­ет меры, связанные с защитой информации. Так, например Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации и информа­ционных технологий и о защите информации» после изме­нений содержит в себе понятие недостоверной обществен­но-значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, при этом сформулирован порядок блокировки таких сведений.

Подводя итого всему вышесказанному можно смело утверждать, что, не смотря на все положительные свойства цифровизации, которая является неотъемлемой частью со­временной жизни общества информация способна нанести также и огромный ущерб. И для борьбы с этой проблемой необходимо государству принимать целый комплекс эффек­тивных мер. Таким мерами может быть в первую очередь введение в образовательные стандарты предмета под назва­ние информационная экология, на основе которой будет разрабатываться методология противодействия деструктив­ной информации и всевозможных ложных сведений засоря­ющих отечественное цифровое пространство. На основе вы­шеуказанной методологии также необходимо будет создать предпосылки для полноценной интеграции данных знаний и более зрелому поколению. Граждане, которые обладают со­ответствующими навыками, конечно же способны без каких бы то не было проблем качественно и в срок обезопасить себя от деструктивного контента и тем самым сильно ослабить плодородную почву для подобного рода спекуляций. Все это создаст необходимую среду для появления качественной ин­формационной безопасности.

ИВЛИЕВ Павел Валентинович
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России

КОНДРАШОВ Сергей Вячеславович
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России

 

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях