В данной статье рассматриваются актуальные проблемы, с которыми сталкивается российское общество в эпоху перехода на информационные рельсы развития.
Затрагивается влияние опасных информационно-психологических эффектов на уровне здоровья индивидов. Анализируются вопросы деструктивного воздействия информационной среды и на личность человека, в том числе на его мотивационную составляющую. Рассматриваются эффективные способы профилактики деструктивного информационного воздействия на человека и на общество.
Ключевые слова: информационные потоки, СМИ, цифровые технологии, онлайн платформы, информационные продукты, информационно-деструктивная среда, компьютерная сфера, киберпространство, информационная экология, масс медиа.
IVLIEV Pavel Valentinovich
Ph.D. in Law, associate professor of Civil law and process sub-faculty of the Institute for Training State and Municipal Employees of the Academy of the FPS of Russia
KONDRASHOV Sergey Vyacheslavovich
Ph.D. in Law, senior lecturer of Civil law and process sub-faculty of the Institute of Training State and Municipal Stuff of the Academy of the FPS of Russia
MODERN THREATS TO THE INDIVIDUAL IN THE INFORMATION SPACE
This article discusses the current problems that Russian society faces in the era of transition to the information rails of development. The influence of dangerous information-psychological effects
on the level of health of individuals is touched upon. The issues of the destructive impact of the information environment on the personality of a person, including his motivational component, are analyzed. Effective ways of preventing destructive information impact on a person and society are considered.
Keywords: information flows, MEDIA, digital technologies, online platforms, information products, information-destructive environment, computer sphere, Cyberspace, information ecology, mass media.
Отличительной чертой общества, в котором мы проживаем является постоянно возрастающие информационные потоки, создающие дополнительное психическое напряжение и требующие больших аналитических способностей связанных с переработкой этой информации. Конечно же с широким распространением интернета и как следствие множества разного рода цифровых технологий, онлайн платформ, гаджетов и большого количества иных информационных продуктов связано появление новых возможностей таких как электронные платежи, онлайн заказы, дистанционное обучение и даже удаленная работа, что полностью постулирует факт перехода России в полноценное информационное общество. Но при этом необходимо отметить, что вместе с вышеперечисленными положительными свойствами современной модели жизнеустройства существует и значительное число проблем и трудностей, осложняющих жизнь современного гражданина.
Для более полного раскрытия исследуемой нами темы необходимо предоставить определение информационной среды. По нашему мнению под информационной средой можно понимать область жизнедеятельности граждан, которая непосредственно сопряжена с производством, преобразованием и использованием разного рода информации. При этом надо отметить, что эта среда характеризуется большим объемом факторов, оказывающие на людей как прямое, так и опосредованное низкочастотное или высокочастотное воздействие.
Необходимо отметить, что внимание общественности в последнее время уделялось исследованию опасных информационно-психологических эффектов, находящих свое проявление на индивидуальном уровне. Так, например чрезмерное информационное давление среды создает особое психическое состояние человека, которое может находить свое выражение и на физиологическом уровне. У человека вполне может увеличиться напряженность, а также вырасти и тревожность. Более того изменения возможны и на личностном уровне. Это в первую очередь касается снижения у граждан мотивации к самореализации, взятие ответственности за свою жизнь на себя, так как общение посредством цифровых технологий создает иллюзию безопасности, что в свою очередь может приводить к отрицательным трудно прогнозируемым последствиям. Также необходимо отметить, что при глобальном воздействии информации у субъекта может возникнуть всевозможные искажения восприятия разного рода сведений и фактов, которые могут нарушать исполнение социальных функций которые в свою очередь могут вести к формированию острого недоверия, к получаемой информации. Также нельзя не отметить, что происходит серьезнейшее влияние информации и в масштабах всего общества. Так например наметилась острая тенденция увеличения рискованных общественных ситуаций и проблем, касаемых совершения преступлений в компьютерной сфере, что негативно сказывается на обществе и подрывает общественную безопасность. В особенности необходимо выделить проблему манипуляции гражданами в киберпространстве. Это связано с сознательным искажением сведений и фактов исходящих от злоумышленников, а также само по себе загрязнением информационного пространства заведомо деструктивной информацией и отсутствием качественной фильтрации в поисковых электронных системах. Необходимо отметить, что информационные манипуляции в виртуальном мире являются глобальной проблемой для социума. Целью для мани- пулятивного влияния являются компоненты психики, которые обеспечивают достижения злоумышленниками своей задачи. Так, например фундаментальным манипулятивным воздействием будет являться формирование искусственной мотивационной направленности у населения. Другим словами люди из средств массовой информации узнают, «о том что им надо». А начиная с момента бурного развития других масс медиа таких как социальные сети , блоги и другие миропонимание населения формируется под полным контролем Интернета. С появлением информационных технологий на население обрушивается гигантское множество противоположенных мнений и по средством этого у общества возникает трудности с выбором, так называемых верных норм, которые соотносятся с нравственностью социума и ценностями отдельно взятого индивида. Исходя из этого человек может сделать выбор моделей поведения не соотносящихся с ценностями общества, в котором он проживает, что может привести к экзистенциальному кризису личности, к появлению психических расстройств и деструктивному изменению сознания. Такие изменения в условиях глобальных информационных потоков главным образом характеризуются тем, что казалось нереальным становится реальным, невероятное может вполне стать вероятностным. Информационные процессы меняют мировоззрение человека они влияют на его жизненную позицию и в целом на его сознание. Необходимо отметить, что огромное влияние на жизненные установки оказывают райтократы. Райтократия это власть пишущих над теми кто их читает. То есть по сути кто распространяет информацию, те и оказывают воздействия на население. Необходимо отметить, что поведение и мотивация человека в подавляющем большинстве случае появляется не из какого- то личного опыта, а именно из информации, которая создана райтократами. И именно они обеспечивают наполнение содержанием информационных потоков и восприятия обществом разного рода сведений.
Также необходимо понимать, что транслирующий информацию райтократ, может вполне себе искренне заблуждаться в истинности данного контента, принимая его за правду. Но даже несмотря на, то что сам коммуникатор уверовал в истинность ложной информации, последствия от нее могут быть вполне себе реальными и пагубными.
С массовым распространением интернета появилось такое понятие как «фальшивая новость». Смысл данного понятия заключается в том, что заведомо ложная информация позиционируется как абсолютно проверенная и достоверная. Это необходимо для того, чтобы ничего не подозревающий пользователь с максимальной долей вероятности ознакомился с этой новостью и тем самым увеличил трафик и соответственно обеспечил прибыль манипулятору.
Ещё одним очень актуальным видом информационно манипуляционного воздействия является «аудио наркотики». Под ними следует понимать специально созданные для извлечения прибыли аудио ритмы, формирующие измененные состояния сознания и как следствие влияющие на мотивацию граждан с эмоционально неустойчивой психикой, вызывают тем самым у них эффект близкий по своей сути к биологическим наркотикам. Все это может формировать серьезнейшую зависимость от «аудио наркотиков» и полностью демотивировать человека. Более того исследования по данной проблематики доказывают, что такое звуковое воздействие может пагубно сказываться и на здоровье человека, например вызывая приступы эпилепсии.
СМИ в своих новостных репортажах не редко сами становятся заложниками и проводниками лжи в сознание граждан. Для большинства населения информация транслируемая по телевидению является безапелляционной и гарантированно истинной. Но к сожалению сами масс медиа, а в первую очередь это касается социальных сетей и наводнивших их блоггеров ретранслируют не только ложные сведения, но и еще озвучивают неверные выводы, которые они сделали на основе не достаточной и не проверенной доказательственной базы. Данное явление можно смело называть информационным загрязнением. К сожалению потребители информационного контента фокусируются исключительно на новостной ленте, и не анализируют источник, а уж проверка фактов не осуществляется и тем более. Благодаря социальным сетям стал активно использоваться такой термин как замкнутые эхо-камеры, а также фильтрующий информационный кокон. Под эхо-камерами можно понимать замкнутые информационные системы, в которых идеи или сведения усиляются с помощью субъектов внутри этой структуры. Речь идет о том, что человек транслирующий какую-либо информацию на определенной электронной площадке и получая одобрения со стороны единомышленников, прочно укрепляет присущее ему миропонимание перед самим собой и при этом одновременно искажает объективную действительность. При чем субъект транслирующий подобную информацию делает это абсолютно априори тем самым искренне вводя в заблуждение свою паству. Многие социальные сети устроены таким образом, что пользователь получает именно ту информацию, запросы которой он делал до этого и та, которая согласуется с его точкой зрения. При этом вся информация естественно пользователю не предоставляется. В этом заключается принцип работы социальных сетей. В социологии это получило названия селективного влияния, в соответствии с которой гражданин получает только те сведения, которые подтверждают его точку зрения. Это объясняется тем, что социальные сети изначально завязаны для коммуникации с тем кругом лиц, которые близки вам по духу. Все это формирует избирательность подачи информации и как следствие манипуляционное воздействие. Именно в этом проявляется эффект, так называемых, фильтрующих пузырей. Последствием этого является интеллектуальная изоляция. Социальные сети посредством своих фильтров направляют мысли людей в определенное русло, что вполне себе можно сравнить с принудительной информационной диетой.
Необходимо отметить, что человек проводящий в разных интернет сообществах большое количество времени и оставляющий там всевозможные следы типа лайков, репо- стов, комментариев и многого другого позволяет сделать в отношении его огромное количество выводов, касаемых его желаний, мотивационной направленности, политической идеологии, нравов и всего остального. Все это создает очень плодородную почву для спекуляций.
Вседоступность информационного пространства благодаря Интернету создавая эффект информационного загрязнения посредством избытка в нем большого количества фактов и сведений размывает суть сообщения. Человек вынужден анализировать много информации и тем самым рискуя отфильтровать нужные ему сведения. Этот факт также создает серьезные затруднения для развития личности в современном мире.
Резюмируя вышесказанное, можно смело утверждать о том, что такое глобальное деструктивное информационное воздействие на человека создаёт серьёзнейшие препятствия для полноценного развития личности. Разобраться в постоянно возрастающих информационных потоках без соответствующих навыков становится все сложнее и сложнее. С учетом того что общество во многом свойственно пассивности и созерцательность, а современные цифровые технологии только усиляют эту тенденцию, то можно смело утверждать, что это не только не способствует развитию личности и общества в целом, но и отбрасывает его на много лет назад.
К сожалению приходится констатировать факт, связанный с тем что рост цифровизации через появления у подавляющего большинства членов социума специальных портативных технических устройств и всякого рода гаджетов не привело к увеличению коллективной образованности, а также снижает уровень психического здоровья. Более того это во многом снижает планку интеллектуальности среди населения особенно это касается молодого поколения, которое является в большинстве своем пассивными потребителями информационного контента, в основном носящего досуговоразвлекательный характер. Погружаясь в виртуальный мир, молодые люди не вдумываются в смысл того, что воспринимается. Так притупляется потребность в приобретении знаний, в духовном обогащении [1]. Это проблема является наиболее актуальной не только для российского общества, но и мира в целом.
Государство на законодательном уровне предпринимает меры, связанные с защитой информации. Так, например Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации и информационных технологий и о защите информации» после изменений содержит в себе понятие недостоверной общественно-значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, при этом сформулирован порядок блокировки таких сведений.
Подводя итого всему вышесказанному можно смело утверждать, что, не смотря на все положительные свойства цифровизации, которая является неотъемлемой частью современной жизни общества информация способна нанести также и огромный ущерб. И для борьбы с этой проблемой необходимо государству принимать целый комплекс эффективных мер. Таким мерами может быть в первую очередь введение в образовательные стандарты предмета под название информационная экология, на основе которой будет разрабатываться методология противодействия деструктивной информации и всевозможных ложных сведений засоряющих отечественное цифровое пространство. На основе вышеуказанной методологии также необходимо будет создать предпосылки для полноценной интеграции данных знаний и более зрелому поколению. Граждане, которые обладают соответствующими навыками, конечно же способны без каких бы то не было проблем качественно и в срок обезопасить себя от деструктивного контента и тем самым сильно ослабить плодородную почву для подобного рода спекуляций. Все это создаст необходимую среду для появления качественной информационной безопасности.
ИВЛИЕВ Павел Валентинович
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России
КОНДРАШОВ Сергей Вячеславович
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России