С развитием науки и технологий, а также попытками прибрежных государств «присвоить» себе все большие морские пространства, проблема сооружения искусственных островов и их международно-правового определения приобретает актуальность.
В статье рассматриваются правовые вопросы, возникающие ввиду отсутствия международно-правовых терминов «искусственные острова», «установки» и «сооружения».
В литературе обращено внимание на бесспорность того, что искусственные острова, установки и сооружения (далее - ИОУС) - дело рук человека. Тем не менее, в международном праве остается ряд важных вопросов касательно терминов и правового статуса ИОУС, а также упоминаемого в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция 1982 г.) термина «искусственно сооруженные в море конструкции».
Первоначальные идеи, лежащие в основе кодификации норм международного морского права, не включали в себя вопросы об отличии естественных островов от искусственных. До недавнего времени в проведении такого отличия не было необходимости ввиду того, что строительство такого рода объектов было невозможно из-за отсутствия соответствующих технологий, о которых раньше даже и не думали.
В доктрине международного права было высказано мнение, что ИОУС обладают признаками, присущими и естественным островам, и судам, но было бы неверным юридически квалифицировать ИОУС как суда или естественные острова. Ж. Жидель указывал, что искусственные острова следует рассматривать как естественные, если им присущи следующие характеристики: 1) это окруженный водой некий участок, 2) находящийся над уровнем воды в момент прилива и 3) пригодный для жизни на нем людей[. Кроме того, он полагал, что искусственные острова должны быть образованы в результате человеческой деятельности путем преобразования созданного природой участка суши. Примером может быть искусственный остров, образованный в результате наноса.
Согласно Конвенции ООН 1982 г., «остров - естественно образованное пространство суши, окруженное водой, которое находится выше уровня воды при приливе». Важным отличием естественного острова от искусственного заключается в том, что вокруг последнего может быть установлена только зона безопасности. Территориальное море и другие морские пространства присущи исключительно естественным островам. Данное отличие статуса естественных островов от искусственно созданных морских объектов имело целью предотвращение возможностей злоупотребления сооружением ИОУС, иначе бы государства повсеместно стали строить такие объекты в целях установления морских пространств вокруг них, изменения границ уже существующих морских пространств и своего суверенитета или юрисдикции.
Что касается присвоения искусственному острову статуса судна, данная точка зрения была обоснована еще в 1927 г. в докладе Совета Лиги Наций, где указывалось, что в качестве судов должны рассматриваться «фиктивные» острова, созданные в результате человеческой деятельности и находящиеся на морском дне, не будучи физически прикрепленными к нему, но использующиеся как база для предприятия по развитию авиации. Следует обратить внимание, что термин «судно» в Конвенции 1982 г. не раскрыт, однако его определение есть в других международных договорах. Например, согласно Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (далее - МАРПОЛ), «судно» означает «эксплуатируемое в морской среде судно любого типа и включает суда на подводных крыльях, суда на воздушной подушке, подводные суда, плавучие средства, а также стационарные или плавучие платформы». Согласно Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г., к судам относятся только «морские суда за исключением судов на воздушной подушке». Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. в понятие «судно» включает «любое морское судно и морское плавучее средство любого типа, построенное или приспособленное для перевозки нефти наливом в качестве груза, при условии, что судно, способное перевозить нефть и другие грузы, рассматривается в качестве судна только тогда, когда оно фактически перевозит нефть наливом в качестве груза, а также в течение любого рейса, следующего за такой перевозкой, если не доказано, что на борту не имелось остатков от такой перевозки нефти наливом»; а Конвенция о Международной организации спутниковой связи 1976 г. (ИНМАРСАТ) - «эксплуатируемое в морской среде судно любого типа, в частности, непостоянно закрепленные платформы». Так, определения судов, содержащиеся в конвенциях МАРПОЛ и ИНМАРСАТ, включают в себя также «стационарные или плавучие платформы» и «непостоянные платформы», которые можно классифицировать как ИОУС. Это не позволяет однозначно отнести некоторые объекты либо к ИОУС, либо судам, поскольку они могут обладать признаками, присущими обеим категориям. Поэтому вопрос о юридической квалификации плавучей платформы как судна не может быть исчерпан только введением конвенциями вышеперечисленных терминов.
Рассмотрев некоторые аспекты, связанные с терминами «судно» и «остров», следует обратиться непосредственно к особенностям правовой природы искусственных островов. Хотя вопрос о статусе искусственных островов стоял на повестке в ходе работы Третьей конференции по морскому праву, многие предложения, касающиеся их правового статуса, так и не были включены в текст Конвенции 1982 г., а существующие положения не раскрывают сущность того, что именно является «искусственным островом», «установкой», «сооружением».
Помимо режима, установленного Конвенцией 1982 г., к ИОУС применяются и другие акты международно-правового характера, более детально регулирующие некоторые аспекты современного статуса ИОУС. Однако в большей степени такие документы касаются сооружения ИОУС в целях разведки и разработки природных ресурсов. Тем не менее, необходимо упомянуть, что немалая часть норм международного права окружающей среды касается вывода ИОУС из эксплуатации и вопросов загрязнения морской среды, так как ИОУС в большей степени сооружаются для разработки нефтегазовых месторождений и существует большая вероятность возникновения серьезных аварий. Применимыми в данной сфере международно-правовыми актами являются: Конвенция об охране окружающей среды Северных стран 1974 г., Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб загрязнения нефтью 1976 г., Конвенция по защите морской среды Северо-Восточной Атлантики (ОСПАР) 1992 г.
Важным документом, регулирующим вопрос безопасности ИОУС, является Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, от 1988 г. (далее - Протокол 1988 г.) Согласно терминологии Протокола 1988 г. стационарной платформой является «искусственный остров, установка или сооружение, постоянно закрепленные на морском дне»[8]. Содержащиеся в нем положения регулируют вопросы, связанные с защитой стационарных платформ от захватов, актов насилия, разрушения, нанесения ранений лицам, убийств. Несмотря на то, что принятие Протокола 1988 г. является большим шагом в попытке более детально урегулировать правовой статус ИОУС и раскрыть все аспекты международно-правового режима, сфера его применения ограничена исключительно стационарными ИОУС, сооруженными в целях осуществления работ по разведке и разработке ресурсов.
Несмотря на отсутствие в Конвенции 1982 г. определения ИОУС, в науке международного права такое определение предложено. Энциклопедия Международного публичного права определяет искусственный остров как «временно или постоянно установленную платформу, сооруженную человеком и окруженную водой, а также находящуюся выше уровня воды при приливе». Зарубежными и российскими специалистами были предложены иные определения ИОУС. Согласно А. Сунсу термин «искусственный остров» определяет объекты, созданные при помощи естественного материала (например, гравий, песок, рифы, скалы); в то время как «искусственные установки» - это конкретные сооружения, находящиеся в море и соединенные с морским дном при помощи балок и свай. Тем не менее, данные доктринальные определения не охватывают все виды ИОУС. С. Уокер в понятие искусственного острова включал искусственно созданное стационарное сооружение, окруженное водой и всегда находящееся над ее уровнем. Однако наиболее распространенным в иностранной литературе определением искусственного острова является следующее определение: «созданное человеком сооружение, окруженное со всех сторон водой, физически связанное с морским дном, находящееся всегда над уровнем воды во время прилива, постоянно закрепленное, теряющее свое назначение при передвижении, удаление которого не представляется возможным без потерь для его целостности». С. О. Герайбеков предлагает понимать под искусственным островом «любое искусственно созданное пространство, окруженное водой и расположенное над линией наибольшего прилива.
Образовавшийся в международном праве пробел, который касается определения ИОУС, пытаются восполнить в своем национальном законодательстве и прибрежные государства. Так, например, Закон Канады «О морских пространствах» от 18.12.1996 понимает под искусственным островом любое созданное человеком «увеличение» морского дна или его рельефа вне зависимости от того, находится ли такое «увеличение» выше уровня воды прилегающих к нему вод или нет (статья 2). Та же статья устанавливает, что к морским установкам и сооружениям относятся: а) любое судно и якорь, якорная цепь или платформа для бурового устройства, используемого вместе с ним; б) любая морская буровая установка, платформа для разработки месторождений, подводная установка, насосная станция, жилые и складские помещения, погрузочная или разгрузочная платформа, земснаряд, плавучий кран, баржа для прокладки подводных трубопроводов или другая баржа или трубопровод, а также любой якорь, якорная цепь или платформа для бурового устройства, используемые вместе с ним. Пункт 1 (1) канадского Регламента «О бурении и добыче нефти и газа» 2009 г. понимает под искусственным островом «остров, сооруженный человеком с целью обеспечить место для разведки и бурения, а также производства, хранения, транспортировки, распределения, перекачки и переработки нефти и газа». Раздел 13 части II закона Великобритании «О нефти» 1998 г. вводит определение установки, под которой понимается «любое плавучее сооружение или средство, поддерживаемое в неподвижном состоянии любым способом».
Несмотря на то, что Конвенция 1982 г. не закрепляет определение ИОУС, в ней все-таки содержатся некоторые положения, которые формируют режим ИОУС в его нынешней форме.
Во-первых, Конвенция 1982 г. наделяет прибрежное государство правом сооружения искусственных островов и юрисдикцией, которой соответствующее государство обладает в отношении ИОУС. Очевидно, что прибрежное государство вправе сооружать искусственные острова, установки и сооружения в пределах своего территориального моря. В пределах исключительной экономической зоны (далее - ИЭЗ) прибрежное государство обладает исключительным правом сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование: а) искусственных островов; б) установок и сооружений для целей, предусмотренных в статье 56, и для других экономических целей; в) установок и сооружений, которые могут препятствовать осуществлению прав прибрежного государства в зоне. В то время как прибрежное государство обладает исключительной юрисдикцией касательно ИОУС, включая юрисдикцию по вопросам таможни, налогообложения, здравоохранения и миграции, такое государство обязано предоставлять надлежащее уведомление о сооружении ИОУС и постоянно поддерживать средства предупреждения об их наличии.
Прибрежное государство может в случае необходимости устанавливать разумные зоны безопасности вокруг таких ИОУС, в пределах которых такое государство может принимать надлежащие меры обеспечения безопасности как навигации рядом с ИОУС, так и самих ИОУС. Тем не менее, такие зоны не могут превышать 500 метров, что измеряется от каждой точки внешней части сооружения, за исключением того, что разрешено в соответствии с общепринятыми международными стандартами или рекомендовано компетентной международной организацией. Данные положения также применяются к ИОУС на континентальном шельфе. В дополнение, как прибрежные государства, так и государства, не имеющие выхода к морю, вправе возводить искусственные острова и другие установки в открытом море, что указано в статье 87 Конвенции 1982 г. в качестве одной из свобод открытого моря.
Во-вторых, четко закрепленное Конвенцией 1982 г. определение острова прямо исключает их отождествление с ИОУС. Согласно статье 60 (8) искусственные острова, установки и сооружения не обладают статусом островов, вокруг них не устанавливается территориальное море, и их наличие не влияет на делимитацию морских пространств.
Необходимо отметить и то, что правовой статус ИОУС в открытом море требует уточнения. Очевидно, что ввиду отсутствия в открытом море суверенитета и юрисдикции прибрежных государств, к ИОУС должен применяться другой подход. Статья 174 Конвенции 1982 г. не использует формулировку «искусственные острова, установки и сооружения», а часть XI Конвенции 1982 г. упоминает только «установки», которые могут использоваться в целях осуществления деятельности в Районе. Однако, и термин «установки» указанная статья не раскрывает. «Вокруг таких установок создаются зоны безопасности с надлежащими знаками», но ширина таких зон безопасности точно Конвенцией 1982 г. не устанавливается, в отличие от зон безопасности вокруг ИОУС, сооружаемых в ИЭЗ и на континентальном шельфе. Таким образом, можно прийти к выводу, что необходимо проводить четкое различие между терминами «искусственный остров», «установки» и «сооружения». «Искусственные острова, установки и сооружения» - это не собирательный термин, так как каждой его составляющей присуща разница, о чем свидетельствует упоминание только «установок» в ст. 147 Конвенции 1982 г. Но в таком случае встает вопрос: если в ст. 147 Конвенции 1982 г. речь идет только об установках, то для осуществления деятельности в Районе могут использоваться только они? А сооружения и искусственные острова не отвечают признакам объектов, которые могут устанавливаться для осуществления деятельности в Районе? Тогда стоит острая необходимость разработки четкого понятийного аппарата, определяющего термины «искусственный остров», «установка» и «сооружение», и его закрепление в качестве нормы международного морского права.
Ввиду отсутствия единого понятийного аппарата для четкой классификации объектов как ИОУС возникает следующий вопрос: могут ли искусственные острова, возведенные на естественном основании (рифы, скалы и др.) юридически квалифицироваться как острова sui generis? Практика прибрежных государств свидетельствует о том, что некоторые государства очень широко толкуют понятие «остров» и ранее пытались соорудить искусственные острова и такого рода объекты, используя природно образованные формирования (скалы и коралловые рифы).
Отсутствие в Конвенции 1982 г. определения ИОУС не позволяет выделить четкую классификацию объектов и признаки, присущие только ИОУС. Тем не менее, изучив положения Конвенции 1982 г., такие объекты можно классифицировать в зависимости от целей их создания: 1) ИОУС для разведки разработки природных ресурсов; 2) ИОУС для осуществления экономической деятельности, не касающейся разведки и разработки природных ресурсов; 3) ИОУС, сооружаемые в военных целях, а также в целях проведения государственной деятельности (англ. state activities); 4) ИОУС, сооружаемые для проведения научных исследований. Поскольку сооружение ИОУС не ограничено исключительно целями, указанными в Конвенции 1982 г., в юридической литературе предлагаются альтернативные критерии классификации. Так, А. Сунс считает необходимым классифицировать ИОУС с технической точки зрения: 1) самоходные, 2) несамоходные, 3) используемые в качестве хранилищ для нефти и газа и 4) сооружения, созданные насыпным способом и предназначенные для разнообразных видов деятельности (стройка отелей, взлетно-посадочных полос, военных баз). Также до принятия Конвенции 1982 г. ученые предлагали классифицировать ИОУС в зависимости от цели их сооружения. К первой группе относят сравнительно небольшие сооружения (до 50 га), используемые исключительно для конкретных целей: переработка отходов добыча углеводородов; хранения (плавучий склад) опреснения морской воды. Ко второй - искусственные сооружения площадью до 300 га, которые используются как нефтяные терминалы или причальные сооружения для подхода или стоянки судов; и к третьей - сооружения площадью до 1000 и более, используемые как глубоководные порты, аэродромы и отели. Как было замечено Н. Пападакисом, существует следующие виды ИОУС: 1) морской город; 2) искусственные острова для использования в экономических целях; 3) искусственные установки для связи и транспортировки; 4) установки для проведения научных исследований и прогнозирования погоды; 5) места отдыха и развлечения; и 6) военные установки. Отечественная литература также предлагает разделения ИОУС на группы, используя различные критерии. А. С. Скаридов предлагает в качестве критерия классификации ИОУС использовать степень обеспечения безопасности мореплавания.
Рассмотрев соответствующие статьи Конвенции 1982 г., можно заключить, что существующая универсальная нормативно-правовая основа в больше степени касается ИОУС, сооружаемых для проведения работ по разведке и разработке природных ресурсов, в то время как всего лишь несколько положений Конвенции 1982 г. касаются сооружения ИОУС для других целей. Сооружение ИОУС для не раскрываемых Конвенцией 1982 г. целей напротив регулируется принятием актов регионального характера или же актов национального законодательства прибрежных государств.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что действующие международно-правовые нормы в сфере сооружения ИОУС до сих пор не предоставляют искусственным морским объектам особый и четкий международно-правовой режим. Существующий правовой механизм в отношении ИОУС с каждым годом продолжает доказывать свою несостоятельность и необходимость разработки более детального правового режима, применимого к ИОУС в различных морских пространствах.
КРЫМСКАЯ Ксения Владимировна
аспирант кафедры международного права МГИМО (У) МИД России