Созданный в 2015 г. Евразийский экономический союз (далее ЕАЭС) представляет собой международную организацию региональной экономической интеграции, которая обладает международной правосубъективностью.
В число государств-членов Евразийского экономического союза входят: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.
Возникший союз прекратил существование таких образований, как Единое экономическое пространство, Таможенный союз, а также Евразийское экономическое сообщество. Евразийский экономический союз является новой высшей ступенью интеграции указанных стран.
В ст. 89 договора о ЕАЭС на государства-участников ЕАЭС возложены обязанности по обеспечению защиты и органы прав интеллектуальной собственности. В соответствии с договором о ЕАЭС государствами-участниками ЕАЭС реализуются меры по сотрудничеству в области охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности на основании норм международного права, международными договорами и актами, которые составляют право Евразийского экономического союза, а также государств-участников ЕАЭС.
Проанализируем подробно систему защиты прав интеллектуальной собственности на примере товарного знака.
В целях анализа системы защиты прав интеллектуальной собственности ЕАЭС, на примере товарного знака определим, что из себя представляет товарный знак и для чего он необходим.
Так, в соответствии с положениями договора о ЕАЭС, товарным знаком и знаком обслуживания «является обозначение, охраняемое в соответствии с законодательством государства-члена и международными договорами, участниками которых являются государства-члены, и служащее для индивидуализации товаров и (или) услуг одних участников гражданского оборота от товаров и (или) услуг других участников гражданского оборота».
В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе в качестве товарного знака могут выступать:
- Словесные обозначения. Данный вид товарных знаков является наиболее популярным и может быть представлен в виде сочетания букв, слов и предложения. В качестве примеров товарного знака в виде словесного обозначения можно привести: «Coca-Cola», «IKEA», «Nestle» и пр.
- Изобразительные обозначения. Под изобразительными обозначениями понимаются оригинальные знаки и символы, в том числе изображения живых существ, фигуры и пр., например, товарные знаки: Сбербанк России, Appleи др.
- Объемные обозначения и другие обозначения и их комбинации, например, объемные обозначения: Вимм-Билль- Данн Брендс, бутылка «Кока-Колы», флакон духов «Шанель № 5» и др.
Заслуживает внимания момент возникновения охраны рассматриваемого объекта интеллектуальной собственности. Так, правовая охрана товарного знака возникает с момента его государственной регистрации. На данный момент в Российской Федерации государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а именно Роспатентом. В результате данного процесса товарный знак вносится в соответствующий реестр, и его владельцу выдается свидетельство. Правовая охрана действует 10 лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака с возможностью последующего продления.
В остальных государствах-членах ЕАЭС регистрация происходит в иных органах, присущих каждому государству. Однако в ближайшее время планируется, что данный процесс будет происходить в единой системе регистрации товарных знаков и наименований мест происхождения товаров ЕАЭС, охрана которым будет предоставляться на всей территории ЕАЭС. Такая система регистрации товарных знаков будет реализована параллельно с национальными системами регистрации товарных знаков государств-членов ЕАЭС.
Так, в настоящее время в ЕАЭС создан проект Инструкции к Договору о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза, который предусматривает всех аспектов регистрации товарных знаков на территории ЕАЭС.
Все эти процедуры делаются в целях защиты своей продукции от контрафакта. В настоящее время защита прав на товарные знаки таможенными органами играет довольно важную роль. Незаконное использование товарного знака, то есть распространение контрафактной продукции, является не только угрозой для внутреннего рынка страны, но и для мировой торговли.
В свою очередь, контрафактный товар наносит вред как потребителям, так и правообладателю, и экономике государства. Поддельный товар может быть опасен для здоровья и жизни граждан. Правообладатель товарного знака, подвергшегося подделке, страдает от негативного воздействия подделки на имидж товара, а также на финансовые показатели правообладателя. Наличие контрафактного товара на рынке негативным образом сказывается на экономике государства, что оказывает влияние на авторитет государства на международном уровне.
В качестве примера, поддельной продукции, наносящей вред потребителям в части ненадлежащего качества. Можно купить такую разновидность контрафакта, как так называемую имитацию, когда в названии известного бренда меняет одну (две) буквы или знака (бренд «Adidas» и китайская подделка «Abibas»).
В целях борьбы с поддельной продукцией на территории ЕАЭС применяются различные меры по защите товарных знаков. Таможенные органы, как гаранты эффективной безопасности страны, ставят перед собой задачу предотвращения и пресечения международной торговли контрафактной продукции. В их компетенцию входит принимать соответствующие меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе на товарные знаки.
Одним из наиболее эффективных инструментов такой защиты выступает таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее реестр ОИС), который представляет собой некую постоянно обновляемую базу, формируемую на основании заявлений правообладателей о включении в нее объектов авторских и смежных прав, а также товарных знаков и наименований мест происхождения товаров.
Сейчас на каждой из территории государств-членов ЕАЭС используются свои национальные реестры ОИС. Кроме того, на уровне ЕАЭС был разработан Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее Единый реестр). Указанный реестр действует на всех территориях государств-участников ЕАЭС. Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время в указанном реестре зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности не представлено. При этом в договоре о ЕАЭС упомянуто, что таможенные органы должны руководствоваться только посредством Единого реестра.
Опираясь на данные Федеральной таможенной службы России (далее ФТС России) можно проанализировать эффективность применения такого инструмента защиты прав на товарные знаки, как национальный реестр ОИС, посредством исследования динамики процесса внесения в реестр товарных знаков за последние 10 лет (Рисунок 1).
Так, по состоянию на 31 декабря 2017 года в реестр ОИС внесено 4617 товарных знаков, принадлежащих как зарубежным, так и российским компаниям.
По данным рисунка 1 можно сделать вывод о том, что с каждым годом число вносимых объектов в реестр ОИС значительно увеличивается, что в свою очередь, формирует положительную оценку эффективности применяемого механизма защиты прав на товарный знак.
Рассматривая систему защиты прав на товарные знаки, необходимо выделить еще один довольно результативный инструмент защиты - процедура «ex-officio». Данный термин в переводе звучит как «право действовать в силу своего статуса». Это означает, что таможенные органы могут по собственной инициативе, предполагая, что товар контрафактный, осуществить необходимые меры, в том числе приостановить таможенное оформление товара, независимо от того, есть ли заявление с просьбой об этом от правообладателя или нет, а также независимо от того, есть ли данный товарный знак в реестр ОИС или же нет.
Процедура ex-officio действительно очень эффективна и закрепляется посредством международного договора. В соответствии со 58 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее ТРИПС) признается законность действий сотрудников таможенных служб по приостановлению выпуска товаров по своей инициативе, но только при условии, если должностное лицо имеет доказательства факта наличия нарушения. Вместе с тем, на усмотрение государства-участников остается право использования данной процедуры на территории своих стран.
Таким образом, таможенные органы с максимальной результативностью выполняют свои задачи в сфере защиты интеллектуальной собственности и играют одну из ключевых ролей в борьбе с контрафактной продукцией, так как на них возлагается огромная ответственность за изъятие таких товаров при перемещении через границу ЕАЭС. Однако в своей деятельности они сталкиваются с большим количеством проблем как теоретического, так и практического характера, которые препятствуют эффективному контролю за товарами, на которых незаконно используются товарные знаки. Рассмотрим из них наиболее важные, а также возможные рекомендации для совершенствования системы защиты прав на товарные знаки.
Анализируя системы защиты прав на товарные знаки в ЕАЭС, следует отметить, трудность в применении главного инструмента в системе защиты прав на товарные знаки. Так, на национальном уровне, используется реестр ОИС, а на международном уровне Единый реестр.
Вместе с тем, на сегодняшний день в Едином реестре до сих пор нет ни одного зарегистрированного объекта, хотя он был введен в действие еще Единым экономическим сообществом. В итоге таможенные органы всех стран-членов ЕАЭС могут принимать меры по защите только в отношении тех объектов, которые зарегистрированы в своих национальных реестрах, учитывая то, что среди них есть некоторые различия. Возможна ситуация при которой недобросовестный импортер посмотрит, что есть в российском реестре, но нет в белорусском, и провезет товар через Беларусь, либо наоборот, в результате чего на территорию страны попадает контрафактная продукция.
Для устранения проблем данного рода для начала стоило бы разработать и ввести в действие единую нормативную базу всех пяти стран, а затем уже формировать на основе этого Единый реестр объектов интеллектуальной собственности.
Другой не менее важной проблемой является применение процедуры «ex-officio» в ЕАЭС. Законодательство всех пяти стран на основе ТРИПС предусматривает, что данная процедура может использоваться страной на усмотрение национального законодателя. Ранее было рассмотрено, что «ex-officio» является довольно эффективным инструментом защиты прав на товарные знаки, именно поэтому так важно применять ее каждым государством-членом ЕАЭС.
Но в настоящее время такая процедура предусмотрена только в России и Казахстане, а остальные страны по многочисленным обстоятельствам не вводят ее в действие. Для устранения этой проблемы необходимо на законодательном уровне для всех стран-членов ЕАЭС ввести такую норму, которая обязывала бы все страны применять этот инструмент.
Еще одной важной проблемой является так называемый «параллельный импорт», то есть ввоз товара, маркированного с разрешения правообладателя его товарным знаком, на территорию другой страны без согласия последнего. Данное явление создает немало проблем, как для правообладателя, так и для потребителя.
Причем таможенные органы также страдают от такой проблемы, так как приходится применять процедуру приостановления выпуска товаров, и соответственно затрачивать большое количество времени на соблюдение всех формальностей. Решение проблемы «параллельного импорта» можно достичь путем запрета ввоза оригинальной продукции недобросовестными импортерами без специального разрешения правообладателя, а также наладить действие Единого реестра.
Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что несмотря на предусмотренную гармонизацию законодательства государств-участников ЕАЭС в области защиты интеллектуальных прав на товарные знаки, сам процесс гармонизации ещё требует значительных усилий по своему завершению. В настоящее время законченной является только сама система международных соглашений и принципов реализации таможенной защиты на объекты прав интеллектуальной собственности.
Кроме вышеизложенного, существует необходимость постоянного совершенствования имеющихся мер по защите прав на товарные знаки таможенными органами на территории ЕАЭС, а также внедрения новых, более совершенные технологии контроля.
Защита товарных знаков играет большую роль в экономике не только России, но и остальных государств-участников ЕАЭС. Использование данного объекта интеллектуальной собственности приносит стабильный доход правообладателям, гарантии качества для потребителей и обеспечивает развитие экономики страны, сказанное определяет необходимость обращения особого внимания на контроль и защиту прав на товарные знаки.
АЛЕКСЕЕВ Артем Павлович
кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного права и управления таможенной деятельностью Юридического института им. М. М. Сперанского Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых