Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Защита прав на товарные знаки таможенными органами на территории ЕАЭС: проблемы теории и практики

Созданный в 2015 г. Евразийский экономический союз (далее ЕАЭС) представляет собой международную органи­зацию региональной экономической интеграции, которая обладает международной правосубъективностью.

В число го­сударств-членов Евразийского экономического союза входят: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Ка­захстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Возникший союз прекратил существование таких образо­ваний, как Единое экономическое пространство, Таможенный союз, а также Евразийское экономическое сообщество. Евра­зийский экономический союз является новой высшей ступе­нью интеграции указанных стран.

В ст. 89 договора о ЕАЭС на государства-участников ЕАЭС возложены обязанности по обеспечению защиты и органы прав интеллектуальной собственности. В соответствии с дого­вором о ЕАЭС государствами-участниками ЕАЭС реализуют­ся меры по сотрудничеству в области охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности на основании норм международного права, международными договорами и актами, которые составляют право Евразийского экономи­ческого союза, а также государств-участников ЕАЭС.

Проанализируем подробно систему защиты прав интел­лектуальной собственности на примере товарного знака.

В целях анализа системы защиты прав интеллектуальной собственности ЕАЭС, на примере товарного знака определим, что из себя представляет товарный знак и для чего он необхо­дим.

Так, в соответствии с положениями договора о ЕАЭС, товарным знаком и знаком обслуживания «является обозна­чение, охраняемое в соответствии с законодательством госу­дарства-члена и международными договорами, участниками которых являются государства-члены, и служащее для инди­видуализации товаров и (или) услуг одних участников граж­данского оборота от товаров и (или) услуг других участников гражданского оборота».

В соответствии с Договором о Евразийском экономиче­ском союзе в качестве товарного знака могут выступать:

  1. Словесные обозначения. Данный вид товарных знаков является наиболее популярным и может быть представлен в виде сочетания букв, слов и предложения. В качестве при­меров товарного знака в виде словесного обозначения можно привести: «Coca-Cola», «IKEA», «Nestle» и пр.
  2. Изобразительные обозначения. Под изобразительны­ми обозначениями понимаются оригинальные знаки и симво­лы, в том числе изображения живых существ, фигуры и пр., например, товарные знаки: Сбербанк России, Appleи др.
  3. Объемные обозначения и другие обозначения и их ком­бинации, например, объемные обозначения: Вимм-Билль- Данн Брендс, бутылка «Кока-Колы», флакон духов «Шанель № 5» и др.

Заслуживает внимания момент возникновения охраны рассматриваемого объекта интеллектуальной собственности. Так, правовая охрана товарного знака возникает с момента его государственной регистрации. На данный момент в Россий­ской Федерации государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллек­туальной собственности, а именно Роспатентом. В результате данного процесса товарный знак вносится в соответствующий реестр, и его владельцу выдается свидетельство. Правовая ох­рана действует 10 лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака с возможностью последую­щего продления.

В остальных государствах-членах ЕАЭС регистрация про­исходит в иных органах, присущих каждому государству. Од­нако в ближайшее время планируется, что данный процесс будет происходить в единой системе регистрации товарных знаков и наименований мест происхождения товаров ЕАЭС, охрана которым будет предоставляться на всей территории ЕАЭС. Такая система регистрации товарных знаков будет реа­лизована параллельно с национальными системами регистра­ции товарных знаков государств-членов ЕАЭС.

Так, в настоящее время в ЕАЭС создан проект Инструк­ции к Договору о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза, который предусматривает всех аспек­тов регистрации товарных знаков на территории ЕАЭС.

Все эти процедуры делаются в целях защиты своей про­дукции от контрафакта. В настоящее время защита прав на товарные знаки таможенными органами играет довольно важную роль. Незаконное использование товарного знака, то есть распространение контрафактной продукции, является не только угрозой для внутреннего рынка страны, но и для миро­вой торговли.

В свою очередь, контрафактный товар наносит вред как потребителям, так и правообладателю, и экономике государ­ства. Поддельный товар может быть опасен для здоровья и жизни граждан. Правообладатель товарного знака, подверг­шегося подделке, страдает от негативного воздействия под­делки на имидж товара, а также на финансовые показатели правообладателя. Наличие контрафактного товара на рынке негативным образом сказывается на экономике государства, что оказывает влияние на авторитет государства на междуна­родном уровне.

В качестве примера, поддельной продукции, наносящей вред потребителям в части ненадлежащего качества. Можно купить такую разновидность контрафакта, как так называемую имитацию, когда в названии известного бренда меняет одну (две) буквы или знака (бренд «Adidas» и китайская подделка «Abibas»).

В целях борьбы с поддельной продукцией на территории ЕАЭС применяются различные меры по защите товарных зна­ков. Таможенные органы, как гаранты эффективной безопас­ности страны, ставят перед собой задачу предотвращения и пресечения международной торговли контрафактной продук­ции. В их компетенцию входит принимать соответствующие меры по защите прав на объекты интеллектуальной собствен­ности, в том числе на товарные знаки.

Одним из наиболее эффективных инструментов такой за­щиты выступает таможенный реестр объектов интеллектуаль­ной собственности (далее реестр ОИС), который представляет собой некую постоянно обновляемую базу, формируемую на основании заявлений правообладателей о включении в нее объектов авторских и смежных прав, а также товарных знаков и наименований мест происхождения товаров.

Сейчас на каждой из территории государств-членов ЕАЭС используются свои национальные реестры ОИС. Кро­ме того, на уровне ЕАЭС был разработан Единый таможен­ный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее Единый реестр). Указанный реестр действует на всех террито­риях государств-участников ЕАЭС. Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время в указанном реестре зареги­стрированных объектов интеллектуальной собственности не представлено. При этом в договоре о ЕАЭС упомянуто, что та­моженные органы должны руководствоваться только посред­ством Единого реестра.

Опираясь на данные Федеральной таможенной службы России (далее ФТС России) можно проанализировать эффек­тивность применения такого инструмента защиты прав на товарные знаки, как национальный реестр ОИС, посредством исследования динамики процесса внесения в реестр товарных знаков за последние 10 лет (Рисунок 1).

Так, по состоянию на 31 декабря 2017 года в реестр ОИС внесено 4617 товарных знаков, принадлежащих как зарубеж­ным, так и российским компаниям.

По данным рисунка 1 можно сделать вывод о том, что с каждым годом число вносимых объектов в реестр ОИС значительно увеличивается, что в свою очередь, формирует поло­жительную оценку эффективности применяемого механизма защиты прав на товарный знак.

Рассматривая систему защиты прав на товарные знаки, необходимо выделить еще один довольно результативный ин­струмент защиты - процедура «ex-officio». Данный термин в переводе звучит как «право действовать в силу своего статуса». Это означает, что таможенные органы могут по собственной инициативе, предполагая, что товар контрафактный, осуще­ствить необходимые меры, в том числе приостановить тамо­женное оформление товара, независимо от того, есть ли заяв­ление с просьбой об этом от правообладателя или нет, а также независимо от того, есть ли данный товарный знак в реестр ОИС или же нет.

Процедура ex-officio действительно очень эффективна и закрепляется посредством международного договора. В со­ответствии со 58 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее ТРИПС) признается законность действий сотрудников таможенных служб по при­остановлению выпуска товаров по своей инициативе, но толь­ко при условии, если должностное лицо имеет доказательства факта наличия нарушения. Вместе с тем, на усмотрение го­сударства-участников остается право использования данной процедуры на территории своих стран.

Таким образом, таможенные органы с максимальной результативностью выполняют свои задачи в сфере защиты интеллектуальной собственности и играют одну из ключевых ролей в борьбе с контрафактной продукцией, так как на них возлагается огромная ответственность за изъятие таких това­ров при перемещении через границу ЕАЭС. Однако в своей деятельности они сталкиваются с большим количеством про­блем как теоретического, так и практического характера, ко­торые препятствуют эффективному контролю за товарами, на которых незаконно используются товарные знаки. Рассмо­трим из них наиболее важные, а также возможные рекоменда­ции для совершенствования системы защиты прав на товар­ные знаки.

Анализируя системы защиты прав на товарные знаки в ЕАЭС, следует отметить, трудность в применении главного инструмента в системе защиты прав на товарные знаки. Так, на национальном уровне, используется реестр ОИС, а на между­народном уровне Единый реестр.

Вместе с тем, на сегодняшний день в Едином реестре до сих пор нет ни одного зарегистрированного объекта, хотя он был введен в действие еще Единым экономическим сообще­ством. В итоге таможенные органы всех стран-членов ЕАЭС могут принимать меры по защите только в отношении тех объектов, которые зарегистрированы в своих национальных реестрах, учитывая то, что среди них есть некоторые различия. Возможна ситуация при которой недобросовестный импор­тер посмотрит, что есть в российском реестре, но нет в бело­русском, и провезет товар через Беларусь, либо наоборот, в ре­зультате чего на территорию страны попадает контрафактная продукция.

Для устранения проблем данного рода для начала стоило бы разработать и ввести в действие единую нормативную базу всех пяти стран, а затем уже формировать на основе этого Еди­ный реестр объектов интеллектуальной собственности.

Другой не менее важной проблемой является приме­нение процедуры «ex-officio» в ЕАЭС. Законодательство всех пяти стран на основе ТРИПС предусматривает, что данная процедура может использоваться страной на усмотрение национального законодателя. Ранее было рассмотрено, что «ex-officio» является довольно эффективным инструментом защиты прав на товарные знаки, именно поэтому так важно применять ее каждым государством-членом ЕАЭС.

Но в настоящее время такая процедура предусмотрена только в России и Казахстане, а остальные страны по много­численным обстоятельствам не вводят ее в действие. Для устранения этой проблемы необходимо на законодательном уровне для всех стран-членов ЕАЭС ввести такую норму, ко­торая обязывала бы все страны применять этот инструмент.

Еще одной важной проблемой является так называемый «параллельный импорт», то есть ввоз товара, маркированного с разрешения правообладателя его товарным знаком, на тер­риторию другой страны без согласия последнего. Данное яв­ление создает немало проблем, как для правообладателя, так и для потребителя.

Причем таможенные органы также страдают от такой проблемы, так как приходится применять процедуру при­остановления выпуска товаров, и соответственно затрачивать большое количество времени на соблюдение всех формаль­ностей. Решение проблемы «параллельного импорта» можно достичь путем запрета ввоза оригинальной продукции недо­бросовестными импортерами без специального разрешения правообладателя, а также наладить действие Единого реестра.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что не­смотря на предусмотренную гармонизацию законодательства государств-участников ЕАЭС в области защиты интеллекту­альных прав на товарные знаки, сам процесс гармонизации ещё требует значительных усилий по своему завершению. В настоящее время законченной является только сама система международных соглашений и принципов реализации тамо­женной защиты на объекты прав интеллектуальной собствен­ности.

Кроме вышеизложенного, существует необходимость постоянного совершенствования имеющихся мер по защите прав на товарные знаки таможенными органами на террито­рии ЕАЭС, а также внедрения новых, более совершенные тех­нологии контроля.

Защита товарных знаков играет большую роль в эконо­мике не только России, но и остальных государств-участников ЕАЭС. Использование данного объекта интеллектуальной соб­ственности приносит стабильный доход правообладателям, гарантии качества для потребителей и обеспечивает развитие экономики страны, сказанное определяет необходимость об­ращения особого внимания на контроль и защиту прав на то­варные знаки.

АЛЕКСЕЕВ Артем Павлович
кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного права и управления таможенной деятельностью Юридического института им. М. М. Сперанского Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях