Административный процесс в США представляет собой всю деятельность органов публичной власти по выполнению своих функций и задач. По смыслу Закона об административной процедуре в США административный процесс включает в себя административное нормотворчество, лицензирование, квазисудебную деятельность и судебный контроль.
Лицензирование в США вошло в употребление еще задолго до американской революции. Корни института лежат в деятельности средневековых гильдий, которые посредством лицензий боролись с конкуренцией. В США лицензирование применялось в основном к физическим лицам, и только в начале XX века лицензирование стало применяться к юридическим лицам. Изначально лицензирование применялось к адвокатам, врачам, владельцам таверн, школьным учителям, страховщикам, акушеркам, торговцам недвижимостью, коммерсантам, ведущим дела с индейскими племенами. Лицензируемые виды деятельности различались от штата к штату.
К XX веку количество видов деятельности, подлежащих лицензированию, резко увеличилось. Так, к 1960 году, в
США подлежали лицензированию около 800 профессий. Во многом, такой рост был связан с экономическими причинами. Техническая революция открыла много новых областей деятельности и привела к появлению множества новых профессий. К этому времени все чаще инициаторами введения лицензий стали выступать не государственные органы, а различные объединения, профсоюзы, ассоциации. Часто это было обусловлено стремлением придать престиж профессии, допустив к деятельности только профессионалов.
Закон об административной процедуре США содержит легальное определение лицензии, а именно - лицензией является разрешение, сертификат, регистрация, членство, освобождение от какой-либо обязанности, либо другая форма разрешения.
Данное определение охватывает широкий диапазон разрешений, как и государственного органа, так и неправительственных организаций. Обязательное разрешение государственного органа в США охватывается термином лицензирование (licensing). Основные виды лицензирования в США охватываются термином «профессиональная лицензия» (occupational license), однако выделяют еще лицензии на ведение определенного вида деятельности (business licenses) и иные лицензии. Второй тип лицензии отличается тем, что никак не связан с профессиональными навыками лицензируемого. Цель данной лицензии - контроль и регулирование предпринимательской деятельности. К третьей группе обычно относят лицензии на охоту, рыбалку, управление транспортными средствами.
Лицензирование - это процесс, посредством которого государственный орган предоставляет ограниченное по времени разрешение лицу заниматься определенной деятельностью после проверки того, что оно выполнило установленные и стандартизованные критерии (обычно образование, опыт и экзамен). Лицензия в США может выдаваться только государственными органами, а профессиональные ассоциации играют вспомогательную роль.
Кроме административных разрешений существует система сертификаций, выдаваемых неправительственными организациями. В отличие от лицензирования, сертификация (сегййсайоп) является добровольной и не может быть условием осуществления деятельности. Сертификацию осуществляют неправительственные организации, которые выдают лицу ограниченное по времени признание о соответствии профессиональным стандартам, после выполнения стандартизированных критериев.
Как было указано выше, изначально лицензия применялась исключительно к физическим лицам, однако в дальнейшем стал вопрос о лицензировании и деятельности юридических лиц. Профессиональная лицензия по своей сути подразумевает лицензирование исключительно физических лиц. Для юридических лиц была придумана следующая модель: лицензиат - юридическое лицо получает лицензию посредством получения лицензии главным специалистом. Лицензии могут получать как и корпорации для специалистов, так и сами специалисты непосредственно. В первом случае специалист теряет лицензию после ухода из фирмы. Если же лицензию получил сам специалист, то она действует независимо от работы в фирме. Однако есть и сферы деятельности, где только юридические лица могут получить лицензию. В основном, это виды деятельности, появившиеся после 50-х годов XX века. Так, к таким видам деятельности относится атомная энергетика.
Также для юридических лиц используется такой метод правового регулирования деятельности как аккредитация (Accreditation). Аккредитация - это добровольный процесс, посредством которого неправительственная организация выдает ограниченное по времени разрешение на осуществление какой-либо деятельности. При этом, аккредитация носит часто квазидобровольный характер, так как без нее юридическое осуществлять деятельность в определенных сферах фактически не может.
Большинство юридических лиц нуждаются в сочетании разрешений, и лицензий, как и для самого юридического лица, так и для работников. При этом, требования могут сильно различаться от штата к штату.
Наиболее интересным аспектом формирования института лицензирования в США является вопрос участия в квазисудебном процессе, к которому относится и лицензирование в соответствии с п. 6 и 7 параграфа 551 Федерального Закона об Административной Процедуре. Долгое время считалось, что большинство соискателей или владельцев лицензий не имеют права на то, чтобы предстать и быть выслушанным перед судом. Это связано с тем, что в некоторых случаях лицензия рассматривалась не в качестве права конкретного лица, а в качестве так называемой привилегии, то есть в качестве необязательного блага. Классическим случаем толкования лицензии как права является дело «Хэчт против Монэхен» 1954 г. Рубен Хэчт являлся водителем такси и обладал соответствующей лицензией, которая обеспечивала ему работу, то есть источник существования. Ввиду этого, лицензия Рубена Хэчта признавалась правом, которого он мог быть лишен только при наличии серьезных оснований, указанных в законе, и при соблюдении надлежащей правовой процедуры. Однако в том случае, если деятельность, подлежащая лицензированию, была социально нежелательной, например содержание игорных или питейных заведений, лицензия рассматривалась в виде привилегии. Интересно, что из этого правила также делались исключения. Так, например, если лицо вложило в дело значительные средства, ему все-таки предоставлялось право на слушание при разрешении вопроса об аннулировании и отзыве лицензии. А в некоторых штатах законодательство прямо закрепляло необходимость проведения слушания при аннулировании лицензий на содержание питейных заведений. Ярким примером является штат Калифорния, где слушания по таким делам составляли довольно значительную часть всех судебных разбирательств.
В конце 60-х годов и начале 70-х суды стали отказываться от противопоставления права и привилегии в том, что касается лицензий. Во многом это обусловлено усилением демократических движений, которые имели место в Америке в 60-х годах, к которым можно отнести марши бедняков и выступления молодежи против войны во Вьетнаме и внутренней политики буржуазного правительства.
Важно отметить, что определения лицензирования и лицензии также содержится в Дополненном Примерном Законе Штата об Административной Процедуре, речь о котором будет идти в следующем параграфе, в первой статье секции 102, озаглавленной «Определения». Тем не менее, содержание данных определений не отличается от тех, что предусмотрены Федеральным Законом об Административной Процедуре.
В общем и целом стоит сказать, что определения, предусмотренные законодательством Соединенных Штатов Америки, сформулированы достаточно широко. Ввиду этого, к лицензированию в данном государстве относится любая разрешительная деятельность, в том числе и в отношении физических лиц, что недопустимо с точки зрения российского законодательства. Так, например, получение разрешения на право управления автомобилем или водным транспортом является лицензируемым видом деятельности, который регламентируется теми же общими нормами, что и, например, лицензирование медицинской деятельности. Кроме того, необходимо упомянуть, что определения, предусмотренные федеральным законодательством о лицензировании в Соединенных Штатах Америки, не столь подробные, как в законодательстве Российской Федерации, что с одной стороны объясняется тем, что более детальное регулирование предоставляется законодателям штатов, а с другой стороны тем, что американское законодательство, как правило, оставляет возможность широкого толкования норм судам, так как англо-саксонская правовая семья придерживается позиции, что только суд знает действительное содержание нормы права.
В общем и целом, несмотря на различия в подходах к институту лицензирования в Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки, Россия могла бы частично перенять опыт лицензирующих органов Америки. В частности, разумной и интересной кажется система учета совершенных соискателем правонарушений на стадии принятия решения, а также гибкость системы наказаний на стадии контроля лицензирующего органа за деятельностью лицензиата.
Стоит также сказать несколько слов о перспективах развития института лицензирования, потому как с наступлением XXI века данный вопрос стоит особенно остро. С появлением новых сфер деятельности человека, таких как компьютерные и нанотехнологии, количество лицензируемых видов деятельности должно лишь увеличиваться, ведь данный институт предназначен именно для того, чтобы государство в лице лицензирующих органов могло осуществлять эффективный контроль и регулирование экономики в целом с целью защиты населения. Однако, в настоящее время наблюдается лишь обратная тенденция. Связано это может быть с тем, что, несмотря на общую результативность данного института, процесс его регулирования объективно сложен, ввиду того, что регулирование в целом должно отвечать принципам простоты, понятности и прозрачности и не допускать неопределенности и путаницы.
КРИВЕЛЬСКАЯ Ольга Валентиновна
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права МГИМО (У) МИД России
ВОЙТОВИЧ Елена Андреевна
преподаватель кафедры публичного права Одинцовского филиала МГИМО (У) МИД России, преподаватель кафедры конституционного права МГИМО (У) МИД России
ФУФАЕВ Александр Сергеевич
студент 3-го курса Международно-правового факультета МГИМО МИД России