Биоэтика представляет собой многоаспектный термин, возникший в ответ на необходимость защиты прав человека и человеческого достоинства в связи с развитием биомедицинских наук.
Содержание данного термина включает в себя следующие вопросы: защита прав пациентов, обеспечение справедливости в сфере здравоохранения, использование современных репродуктивных технологий, проведение медицинских экспериментов на животных и людях, экологические аспекты развития биомедицинских технологий, клонирование, искусственное прерывание беременности, трансплантология, эвтаназия и т.д.
Обращаясь к истории возникновения биоэтики, следует отметить, что впервые данный термин использовал в 1970 г. американский онколог Ван Ренсселер Поттер для объединения двух элементов - биологического знания и общечеловеческих ценностей в единую науку.
Данное понятие можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. Следуя более широкому толкованию, биоэтика включает в себя не только философское изучение вопросов медицинской этики, но и таких сфер как медицинское право, медицинская антропология, медицинская социология, политика в области здравоохранения, экономика здравоохранения, а также некоторые области медицины. Что касается более узкой интерпретации понятия, то здесь биоэтика представляет собой область философского исследования, одну из областей прикладной этики, которая, в свою очередь, представляет собой направление профессиональной этики.
Биоэтика как наука занимается не только изучением моральных проблем, возникающих ввиду стремительного развития биомедицинских наук, но и участвует в формировании на национальном и международном уровнях особых институтов - этических комитетов. В 1993 г. в рамках ЮНЕСКО был создан консультативный орган - Международный комитет по биоэтике. Подобный орган существует также в рамках Совета Европы (Руководящий комитет по биоэтике (CDBI)).
Стоит особенно отметить, что универсальные договоры в области прав человека, принятые до международно-правовых актов в области биоэтики, также имеют отношение к защите прав человека в связи с достижениями в области биологии и медицины. В частности, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. закрепляют право человека на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на свободу от пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, право на уважение частной и семейной жизни, а также человеческого достоинства, право на здоровье, в том числе на сексуальное и репродуктивное здоровье, право на недискриминацию и равенство и др.
Комплексный анализ международно-правовых актов показывает, что ни один международный документ, когда-либо принятый в рамках международных организаций (ЮНЕСКО, ВОЗ, Совет Европы, Всемирная медицинская ассоциация, Совет международных научно-медицинских организаций (СМНМО)), не содержит определения термина «биоэтика».Содержание данных документов направлено на регулирование лишь отдельных аспектов данной сферы.
Первым же документом в области биоэтики стал Нюрнбергский кодекс 1947 г., принятый после Нюрнбергского процесса по делу врачей и закрепивший принципы проведения медицинских экспериментов над людьми. Так, впервые было закреплено положение об обязательности получения добровольного согласия человека, участвующего в эксперименте.
Позже, Всемирной медицинской ассоциацией были приняты Женевская декларация (Международная клятва врачей) 1948 г. и Международный кодекс медицинской этики 1949 г., закрепляющие обязанности врачей перед пациентами и в отношениях друг с другом, что также имеет неразрывную связь с вопросами биоэтики.
Другими документами, регулирующими вопросы проведения медицинских исследований с участием человека, являются Этические принципы проведения медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта 1964 г., принятая Всемирной медицинской ассоциацией и принятые Советом международных научно-медицинских органи- зацийМеждународные руководящие принципы этики для биомедицинских исследований на человеке 1982 г. с поправками от 1993 г. и 2002 г.
Универсальными международно-правовыми актами в рассматриваемой области являются Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека 1997 г., Международная декларация о генетических данных человека 2003 г. и Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека 2005 г. Данные документы были единогласно приняты государствами-членами ЮНЕСКО. Учитывая тот факт, что вопросы биоэтики имеют крайне сложный характер, поскольку они тесно связаны с социокультурными и религиозными ценностями общества, единогласное принятие этих деклараций является достаточно значимым достижением. Несмотря на рекомендательный характер, декларации обладают моральным авторитетом и порождают моральные обязательства.Впервые международное сообщество заявило о своей приверженности уважению и применению основных принципов биоэтики, сформулированных в Декларациях.
В 1997 г. в рамках Совета Европы была принята Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины и последующие Дополнительные протоколы к ней (дополнительный протокол, касающийся запрещения клонирования человеческих существ; дополнительный протокол, касающийся трансплантации органов и тканей человека; дополнительный протокол в области биомедицинских исследований и дополнительный протокол, касающийся генетического тестирования в медицинских целях).
Немаловажное значение в деле защиты прав человека в связи с достижениями в области биомедицины имеют следующие документы рекомендательного характера: Рекомендации ВОЗ комитетам по этике, проводящим экспертизу биомедицинских исследований 2000 г. и Рекомендации Совета Европы относительно исследований, проводимых на биологических материалах человеческого происхождения 2006 г.
Необходимость защиты прав человека в связи с достижениями в области биоэтики и биомедицины подтверждает и обширная практика Европейского суда по правам человека (далее суд, ЕСПЧ).
Анализ практики ЕСПЧ позволяет выделить категории вопросов, входящих в сферу биоэтики, и рассматриваемых Судом: защита репродуктивных прав человека, в частности, право на медицинский аборт; искусственное оплодотворение; эвтаназия; согласие пациента на медицинский осмотр или лечение; этические вопросы, касающиеся ВИЧ- инфекции и других заболеваний; хранение отпечатков пальцев, образцов клеток или ДНК властями; право на доступ к информации о биологическом происхождении.
В качестве примера можно привести дела «Терновски против Венгрии» (Ternovszky v. Hungary), «Дубска и Крей- зова против Чехии» (Dubskaand Krejzova v. Czech Republic), «Косаите - Чипиене и др. против Литвы» (Kosaite - Cypiene and others v. Lithuania (дело находится на стадии рассмотрения)), «Поятина против Хорватии» (Pojatina v. Croatia), в которых затрагивается право женщин рожать дома с помощью акушерок. Большое количество поданных жалоб на нарушение ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ, Европейская конвенция), и в данном случае на невозможность заявительниц рожать дома, связано с законодательным запретом вышеуказанных стран оказывать акушерскую помощь на дому. В решении по делу «Тернов- ски против Венгрии» Европейский суд установил нарушение ст. 8 (право на уважение частной и семейной жизни), заявив, что «право принять решение стать родителем включает в себя также и право выбора обстоятельств, при которых лицо хочет стать родителем», подтвердив, что «оспариваемое законодательство нарушало право заявительницы на уважение ее частной жизни». По мнению Суда, «когда выбор, относящийся к осуществлению права на уважение частной жизни, происходит в той области, которая регулируется законодательством, государство должно гарантировать адекватную защиту этого права, создав соответствующую нормативную систему, обеспечив тем самым доступность и предсказуемость закона, что позволило бы индивидуумам соответствующим образом регулировать свое поведение».
Другая категория судебных дел связана с вопросами эвтаназии. Как известно, на сегодняшний день лишь в некоторых государствах (Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Люксембург, Канада и США (4 штата))законодательно закреплено право на смерть. Проведя анализ практики Европейского суда, можно сделать вывод, что государства-члены Совета Европы далеки от достижения консенсуса в вопросе права человека на выбор способа и момента ухода из жизни. Именно ввиду этого обстоятельства в решениях по делам «СанлесСанлес против Испании» (SanlesSanles v. Spain, «Претти против Соединенного Королевства» (Pretty v. TheUnitedKingdom), «Хаас против Швейцарии» (Haas v. Switzerland), «Джейн Никлинсон против Соединенного Королевства и Пол Лэм против Соединенного Королевства» (Jane Nicklinson v. theUnited Kingdom and Paul Lamb v. theUnited Kingdom) и «Кох против Германии» (Koch v. Germany) Суд либо не усмотрел нарушения статей ЕКПЧ, либо признал жалобу неприемлемой.
Отдельную категорию дел составляют жалобы, связанные с этическими вопросами, касающимися ВИЧ-инфекции. В ЕСПЧ был подан целый ряд судебных дел, касающихся дискриминации ВИЧ-инфицированных заявителей. В деле «И.Б. против Греции» (I.B. v. Greece) заявитель был уволен и подвергся дискриминации ввиду подозрений о наличии у него ВИЧ-инфекции. Суд усмотрел в данном действии нарушение государством статей 8 и 14 Европейской конвенции. Аналогичное дело о дискриминации «Кьютин против Российской Федерации» (Kiyutin v. Russia)связано с отказом государства-ответчика выдать вид на жительство иностранному лицу ввиду наличия у него ВИЧ-инфекции. Как и в предыдущем решении, Суд усмотрел нарушение статей 8 и 14 Конвенции, отметив, что лица, имеющие ВИЧ-инфекцию, относятся к «особо уязвимой группе в обществе», которая подвергается различным формам дискриминации по причине всеобщихошибочных представлений о распространении данной болезни или предрассудков относительно причин ее возникновения и распространения.
Таким образом, исходя из судебной практики Европейского суда по правам человека в вопросах тесно связанных с биоэтикой, основные нарушения прав человека в данной сфере касались нарушения статьи 2 (право на жизнь), статьи 3 (запрещение пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания), статьи 5 (право на свободу и личную неприкосновенность), статьи 6 (право на справедливое судебное разбирательство), статьи 8 (право на уважение частной и семейной жизни) и статьи 14 (запрещение дискриминации).
МИХЕЕВА Виктория Игоревна
аспирант кафедры международного права Российского университета дружбы народов
БЕЛОУСОВА Анастасия Александровна
кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Российского университета дружбы народов