В девяностые годы прошлого столетия и в начале нулевых международно-правовым драйвером в отношениях России и ЕС приятно было считать Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС).
Данное соглашение было подписано 24 июня 1994 года, между Российской Федерацией, с одной стороны и Европейскими сообществами, и их государствами - членами, с другой. Статьей 112 Соглашения, предусматривалась необходимость его «одобрения Сторонами в соответствии с их процедурами», т.е. для того, чтобы Соглашение вступило в силу, его необходимо было ратифицировать в национальных парламентах участников. У сторон Соглашения на это ушло более трех лет. В частности, Российская Федерация ратифицировала Соглашение в ноябре 1996 года. СПС вступило в силу 1 декабря 1997г.
СПС предусматривает сотрудничество в социальной, финансово-экономической и культурной областях. Согласно условиям СПС, в части взаимодействия сторон в сфере торговли ядерными материалами приоритет имеют нормы Соглашения между СССР и Европейским экономическим сообществом и Европейским сообществом по атомной энергии о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве от 18 декабря 1989 года. СПС не затрагивает области взаимодействия, связанные с вопросами обеспечения безопасности на региональном уровне и уже в начале двухтысячных годов, в условиях изменяющихся реалий, стало ясно, что в том числе, в этой части Соглашение требует модернизации и расширения сферы регулирования.
К моменту, когда срок действия СПС истекал, российские исследователи успели подготовить Концепцию модернизации Соглашения и предложили три возможных сценария, в частности, ежегодное продление до момента, когда стороны согласуют новый формат соглашения, модификацию Соглашения до уровня создания ассоциации России и ЕС, и подписание нового соглашения, заменяющего существующее СПС. Российский исследователь, профессор МГИМО М.Л. Энтин, отдает предпочтение третьему варианту, полагая, что «просто дополнять СПС новыми договорами не получится. Отжившие статьи СПС будут отягощать двусторонние отношения, вызывать разногласия и раздражение, тянуть стороны в прошлое». В этом направлении был запушен процесс двухсторонних консультаций. На уровне Постоянных представителей было проведено 12 переговорных раундов, но на фоне событий в Украине, по инициативе ЕС, переговоры в этом направлении были заморожены.
В конце нулевых и вплоть до начала развития украинского кризиса, Российской Федерацией предпринимались попытки радикально обновить архитектуру европейской безопасности через подписание Договора о европейской безопасности (ДЕБ). В 2008 году, в Берлине Президент Российской Федерации Д.А. Медведев предложил заключить всеобъемлющий Договор о европейской безопасности, в котором бы участвовали все государства Европы, как самостоятельные субъекты международного права. Продвижение этой инициативы осуществлялось на самом высоком уровне, в различных инстанциях: в рамках Конференции по мировой политике в Эвиане (2008г.), в рамках ОБСЕ (Корфу, июнь 2009 г.), где Министр иностранных дел С.В. Лавров предложил отдельно созвать заседания в рамках НАТО, ЕС и ОДКБ по данному вопросу. Отдельные тезисы выступления Президента России Д.А. Медведева на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН также были посвящены вопросу необходимости заключения ДЕБ.
Проект Договора о европейской безопасности был обнародован в ноябре 2009 года и по мнению профессора Е.Г. Моисеева, содержание проекта Договора говорит о том, что «он проработан достаточно полно, отвечает всем требованиям международных договоров и является добротной основой для обсуждения и внесения в него дополнений и уточнений». Однако, данная инициатива не получила своего юридического развития, поскольку встретила активное сопротивление со стороны Североатлантического Альянса, а в результате эскалации все того же украинского кризиса, была заморожена на неопределённый срок.
Партнёрство России и ЕС, в силу ряда объективных обстоятельств, имеет стратегическое значение для каждой из сторон, по этой причине отношения государств развиваются как в юридически обязывающей плоскости, так и с использованием механизмов «soft law». Так, в рамках Московского саммита Россия - ЕС, 10 мая 2005 года, были подписаны «дорожные карты» четырех общих пространств: «дорожная карта» по общему экономическому пространству; «дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия; «дорожная карта» по общему пространству внешней безопасности; «дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты. Направление сотрудничества России и ЕС в вопросах укрепления и повышения эффективности работы ООН и смежных региональных организаций, таких как ОБСЕ и СЕ, а также в вопросах по установлению режимов и договоров, вносящих вклад в установление более справедливого и безопасного мира, было закреплено в «дорожной карте» по общему пространству внешней безопасности (ОПВБ).
Согласно Дорожной карте ОПВБ предполагалось расширить сотрудничество в следующих приоритетных областях: укрепить сотрудничество на международной арене, в области борьбы с терроризмом, в области нераспространения ОМУ и в направлении экспортного контроля и разоружения, в области кризисного регулирования и гражданской защиты.
По мнению признанного авторитета в этой области, профессора М.Л. Энтина, «очевидное достоинство дорожных карт заключается в том, что их реализация во многом выведена из-под влияния общего контекста политических отношений между Россией и ЕС. На ней политическая конъюнктура, политические игры, проблемы и сложности в двусторонних отношениях, естественно сказываются, но не критическим образом. Делать что-то или не делать в двусторонних отношениях превращается в инструмент политического давления. Иногда даже в инструмент шантажа. С дорожными картами такое поведение априори неразумно. В их политизации нет никакого смысла». Именно по этой причине сторонам удалось добиться существенных практических результатов, поскольку деструктивные элементы в форме жестких обязательств на фоне эскалации политического кризиса в двусторонних отношениях были исключены. Стороны руководствовались лишь взаимовыгодными интересами.
В сфере борьбы с терроризмом и в области кризисного регулирования российской стороной была подписана и ратифицирована Международная конвенция ООН о борьбе с актами ядерного терроризма. В июне 2010 года, было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским союзом о защите секретной информации». Согласно статье 10 указанного Соглашения координаторами сторон выступают Федеральная Служба Безопасности и Служба безопасности Генерального секретариата Совета. Соглашение вступило в силу 1 сентября 2010 года.
В области кризисного регулирования, профессор П.А. Калиниченко обращает внимание еще на два соглашения между Россией и ЕС, в частности, на Соглашение относительно участия России в Полицейской миссии ЕС в Боснии и Герцеговине (2004г.) и на Соглашение об участии России в военной операции ЕС в Чаде и в ЦАР (2008г.).
По линии сотрудничества связанного с нераспространением оружия массового уничтожения и усиления режимов экспортного контроля и разоружения, российская сторона заняла активную позицию в деле мирного урегулирования иранской ядерной программы. Направление этой работы по линии СБ ООН и МАГАТЭ было также отражено в Дорожной карте ОПВБ, где стороны добились определённого успеха. В момент, когда прямой двусторонний политический диалог между Россией и ЕС был фактически заморожен, активное сотрудничество между сторонами в деле обеспечения мирного урегулирования иранской ядерной программы было продолжено по линии СБ ООН, в формате «шестерки международных посредников» (пять постоянных членов СБ ООН и Германия). В решении данного вопроса был также успешно применен механизм «дорожной карты», в рамках которого был зафиксирован Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по ядерной программе в политическом формате «5+1», который в последующем, по предложению российской стороны, был одобрен резолюцией СБ ООН (2231/2015). В декабре 2015 года в рамках МАГАТЭ сторонами был утвержден план действий по осуществлению проверки и мониторинга СВПД, а уже в январе 2016 года началась его практическая реализация. Действия российской стороны в этом направлении, нашли высокую поддержку со стороны ЕС.
Сейчас Россия и государства ЕС продолжают активно взаимодействовать в рамках международных договоров, связанных с ОМУ, а именно, по линии Договора о нераспространении ядерного оружия 1968г. (ДНЯО) и Договора о запрещении ядерного оружия 2017г. (ДЗЯО). В частности, по линии ДНЯО на постоянной основе, каждые пять лет проводятся Конференции, в рамках которых осуществляется мониторинг соблюдения действий положений Договора и вырабатываются конкретные рекомендации, с целью не допустить его ослабления. В настоящее время идет активная подготовка к проведению Конференции в 2020 году. По линии ДЗЯО, идет активное обсуждение условий, на которых Россия и ведущие ядерные державы будут готовы его подписать и впоследствии ратифицировать.
Оценивая вышеизложенные факты и обстоятельства, можно прийти к выводу, что в существующей геополитической реальности, именно механизм «мягкого права», в частности, «дорожная карта по общему пространству внешней безопасности», позволяет государствам координировать свои действия в нужном направлении, находить иные формы и форматы взаимодействия, а также наращивать международно-правовую основу для сотрудничества в отдельных областях. В случае с отношениями России и ЕС, именно формат «дорожной карты» приносит положительные практические результаты и доказывает свою эффективность, в то время, когда прямой политический диалог, связанный с международноправовым оформлением стратегических партнерских отношений, фактически приостановлен.
Прагматичная точка зрения наблюдается и со стороны наших европейских партнёров, она была изложена в Глобальной стратегии ЕС 2016, где сказано, что «отношения с Россией представляет собой ключевую стратегическую задачу. Поэтому мы будем привлекать Россию к обсуждению разногласий и сотрудничеству, если и когда наши интересы будут пересекаться». В такой ситуации, возможно, как справедливо отмечают авторы аналитического исследования «Россия и Европейский Союз: три вопроса о новых принципах отношений», самым верным решением было бы определить повестку дня для сотрудничества на среднесрочную перспективу в рамках нового, адаптированного текущим реалиям «политического документа с возможностью дальнейшей работы над секторальными соглашениями. Именно такой подход, неоднократно предлагавшийся президентом России, позволил бы более четко выделить и конкретизировать интересы по каждому аспекту сотрудничества».
КОСТИН Сергей Андреевич
соискатель кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) Федерального Университета